Чулпан Мифтахова Чулпан Мифтахова Фото: «БИЗНЕС Online»

Помощника нотариуса отправили под «домашку»

Еще двоих фигурантов самого громкого уголовного дела недели — о «доме смерти» в Щербаково — доставили в Советский райсуд Казани почти ночью. И без многочисленных камер: за несколько часов до этого на глазах СМИ арестовали Чулпан Мифтахову, организовавшую работу пансионата для престарелых.

Одним из новых фигурантов дела оказалась 45-летняя Юлия Зайцева. Это помощник нотариуса Алсу Георгиади-Авдиенко. В нотариальной системе она работает почти 20 лет, а с Георгиади-Авдиенко — как минимум последние 8, с 2016-го. По версии следствия, Зайцева летом прошлого года выдала племяннице 76-летней Алевтины КанашевойИрине Белозеровой — ту самую генеральную доверенность.

На основании этой бумаги Белозерова и переписала с пенсионерки все имущество, сумму которого следователи оценили, предварительно, более чем в 150 млн рублей. Это две квартиры в престижном доме на ул. Достоевского, коттедж и доля в уставном капитале ООО «Франт», на балансе которого находится легендарная «Тюбетейка» на Московском рынке.

«Дом смерти» в Щербаково: в Казани накрыли пансионат «строгого режима» для престарелых

Интересен вот какой момент. По сути, Зайцева в статусе помощника нотариуса могла подписывать такие документы, только когда самого нотариуса по уважительной причине нет на работе. Например, из-за болезни или отпуска. И то лишь в том случае, если сам нотариус наделяет ее такими полномочиями, объяснили «БИЗНЕС Online» в Нотариальной палате РТ. «В любом случае наделение полномочиями осуществляется приказом, то есть не все помощники имеют право [на совершение нотариальных действий], — сказали в палате. — Зайцева, значит, такими полномочиями обладала». В целом ситуацию вокруг Зайцевой в Нотариальной палате комментировать не стали, отметив, что узнали о ее аресте только от корреспондента, и указав, что следствие не запрашивало у них информацию.

Приказ, о котором говорили в палате, впрочем, существует: информация о нем опубликована на сайте нотариуса Георгиади-Авдиенко. Там сказано, что приказ издан управлением минюста РФ по РТ в июле 2016 года.

Как часто Зайцева могла заменять свою начальницу? Неизвестно. Однако прямо сейчас Георгиади-Авдиенко находится на больничном, сообщили в ее нотариальной конторе. Ее врио в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» по телефону отказался говорить что-либо о Зайцевой, ссылаясь на персональные данные. Дозвониться до самой Георгиади-Авдиенко не удалось.

Несмотря на то что фактически без подписи нотариуса схема бы развалилась на начальном этапе, следствие не стало просить для Зайцевой СИЗО. А попросило отправить ее под домашний арест на 2 месяца. С чем связана такая нетипичная для СКР мягкость — пока неизвестно. Но суд с этим согласился.

Еще одним фигурантом дела стал врач-психиатр Александр Давыдов. По версии следствия, он выдал справку о том, что осмотрел Канашеву и не выявил у нее никаких психических расстройств Еще одним фигурантом дела стал врач-психиатр Александр Давыдов. По версии следствия, он выдал справку о том, что осмотрел Канашеву и не выявил у нее никаких психических расстройств Фото: vk.com/ksmkazan

Врача-психиатра тоже не стали заключать в СИЗО

Еще одним фигурантом дела стал врач-психиатр Александр Давыдов. По версии следствия, он выдал справку о том, что осмотрел Канашеву и не выявил у нее никаких психических расстройств. По факту же, считает СКР, Давыдов вообще не видел пенсионерку и историю ее болезни, но подписал бумаги. А без справки о дееспособности нотариус не могла выдать генеральную доверенность, на основании которой и было переоформлено имущество.

Давыдов — врач-психиатр с 30-летним стажем. По данным из открытых источников, высшее образование он получал в Казанском мединституте в 1992 году по специальности «лечебное дело». Потом там же окончил интернатуру по специальности «психиатрия-наркология». В 2018-м проходил курсы повышения квалификации по психологии и психиатрии.

Последние два года Давыдов принимал в Клинике семейной медицины на Ямашева в Казани. Там корреспонденту, позвонившему под видом пациента, сказали, что в здании клиники он не принимает, а сам выезжает к пациентам на дом. Чтобы Давыдов приехал, нужно записаться через сотрудников клиники: вы называете удобное время, а они звонят врачу и согласовывают с ним. Стоимость однократного приема Давыдова «со скидкой» обойдется в 4,5 тыс. рублей.

В июле этого года еще одна клиника — МАК на ул. Право-Булачной — публиковала в своих соцсетях информацию о том, что Давыдов ведет прием пациентов и у них. Клиника даже размещала видео, на котором Давыдов приглашает к себе на прием, говоря о неспокойном времени, неврозах и психических расстройствах, которые нужно своевременно лечить. По телефону в МАК сообщили, что Давыдов у них больше не работает, но не смогли уточнить, с какого времени и по какой причине, предложив записаться к другому специалисту, который ведет прием прямо в клинике.

Давыдова вчера суд тоже отправил под домашний арест на 2 месяца. Узнать позицию новых обвиняемых через их адвокатов по делу оперативно не удалось. При этом Давыдова и Зайцеву сейчас проверяют на аналогичные преступления.


История «дома смерти» в Щербаково

Масштабное уголовное дело, ставшее итогом совместной работы СКР, МВД и прокуратуры, возбуждено по четырем статьям — по п. «а», «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), ч. 2 ст. 293 УК РФ («Халатность»), ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), ч. 1 ст. 303 УК РФ («Фальсификация доказательств»).

В этом году в полицию поступило заявление от Александры Канашевой: она рассказала, что у ее бабушки Алевтины Канашевой обманом переписали все имущество, а саму ее отправили умирать в пансионат. До смерти за Канашевой, здоровье которой сильно подкосилось, ухаживала сиделка и племянница старушки Белозерова. Когда бабушка перестала выходить на связь, Белозерова придумывала отговорки — мол, та не хочет говорить, здоровье не позволяет. Так продолжалось несколько месяцев, пока в феврале этого года внучка случайно не узнала, что бабушка уже умерла.

Выяснилось, что последние свои дни она провела в пансионате в Щербаково. А в прошлом году оформила генеральную доверенность на Белозерову и передала ей все свое имущество на сумму более 150 млн рублей (в деле пока фигурирует сумма от 100 млн). Силовики считают, что сама она сделать этого не могла — ее склонили.

В начале этой недели силовики наведались с обысками в тот самый дом престарелых в Щербаково. И увидели там шокирующую картину: 22 полуживых пенсионера, четверо из которых были лежачими. И один труп. В доме была антисанитария, там же находились три сиделки, от которых исходил запах алкоголя.

«Бабушку отправили к нам умирать!»: судебная исповедь хозяйки «дома смерти» в Щербаково

Как выяснилось, пансионат там обустроила жительница деревни в Апастовском районе Мифтахова, называющая себя Ляйсян. Она арендовала дом у местного бизнесмена Ленара Якупова. По версии следствия, в пансионате за последнее время умерли не менее 20 пенсионеров — и Мифтахова может быть причастна к их смертям. Сама она уверяла, что к истории с уводом имущества отношения не имеет, но признала, что условия в пансионате действительно были неидеальными. По словам Мифтаховой, она сама лично каждый день приезжала в пансионат из деревни, а ее знакомые зачастую обращались к ней тогда, когда их престарелые родственники уже были на грани смерти — и она брала стариков буквально на доживание.

Вчера суд отправил хозяйку пансионата в СИЗО. Но и на этом следствие останавливаться не намерено: по данным «БИЗНЕС Online», в ближайшее время СКР обратится в суд с ходатайством в отношении племянницы Канашевой — Белозеровой, которую оперативники МВД по РТ задержали в аэропорту Казани.