Пожалуй, в «мирное» время нынешняя поездка Владимира Путина в Монголию не привлекла бы к себе большого внимания Пожалуй, в «мирное» время нынешняя поездка Владимира Путина в Монголию не привлекла бы к себе большого внимания Фото: Софья Сандурская, ТАСС / kremlin.ru

О чем публично договорились Путин и Хурэлсух?

Пожалуй, в «мирное» время нынешняя поездка Владимира Путина в Монголию не привлекла бы к себе большого внимания. Да и не факт, что российский президент вообще отправился бы в страну. Предыдущий его визит в Улан-Батор состоялся ровно пять лет назад, 3 сентября 2019 года. Не такой большой перерыв, да и не складывалось впечатления, что поездка к монгольским партнерам напрашивается и скопились вопросы, требующие незамедлительного решения и участия первого лица. Но в итоге Путин не только приехал сам, но и привез с собой внушительную делегацию правительства РФ. На одном из официальных кадров Кремля — шеренга министров, а крайним справа скромно стоит, заложив руку в пиджак, председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин. Не сказать что российская делегация просто «заехала» по пути на Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке.

Россия остается одним из главных экономических партнеров для Монголии, товарооборот за 7 месяцев года вырос на 21% по сравнению с тем же периодом прошлого года, отметит Путин позже, по итогам переговоров с президентом Монголии Ухнагийном Хурэлсухом. Точные цифры Путин не привел, и, возможно, не просто так. Ранее его помощник Юрий Ушаков заметил, что в 2023 году оборот составил $2,2 млрд, а в январе – июле 2024-го превысил $1,4 миллиарда. В то же время в 2022 году оборот составлял $2,6 млрд, причем 97% от этой суммы приходилось на российский экспорт. Так что рост если и есть, то с оговоркой, относительный.

Благодаря своему «уникальному расположению» между Россией и Китаем Монголия придает большое значение сотрудничеству с обеими странами, пишет о визите китайское государственное издание Global Times. Благодаря своему «уникальному расположению» между Россией и Китаем Монголия придает большое значение сотрудничеству с обеими странами, пишет о визите китайское государственное издание Global Times Фото: kremlin.ru

Расчеты между странами «практически полностью» идут в «альтернативных доллару и евро» валютах, указал Путин. Каких валютах, российский лидер не сказал, но очевидно, что речь идет не только о рублях и монгольских тугриках. Если Россия — это один из главных партнеров для Улан-Батора, то самый главный, очевидно, Китай. На это указывают те же цифры товарооборота: с РФ за прошлый год было торговли на $2,2 млрд, а с КНР — на $10 миллиардов. Таким образом, на Пекин и Москву в прошлом году пришлась половина всего внешнего оборота Улан-Батора, который составил $24,4 миллиарда.

В интервью монгольской газете перед поездкой Путин отмечал, что благодаря новому газопроводу «Сила Сибири – 2» в Китай через территорию Монголии страна сможет получать дешевый трубопроводный газ. Правда, не секрет, что пока окончательного соглашения по этой газовой нитке с Китаем нет.

Благодаря своему «уникальному расположению» между Россией и Китаем Монголия придает большое значение сотрудничеству с обеими странами, пишет о визите китайское государственное издание Global Times. Монголия — это демократическая страна, «зажатая» между РФ и КНР и вынужденная проводить осторожную политику, балансировать, совсем иначе рассуждает американская The New York Times. Известно, что у Улан-Батора тесные отношения с Японией и есть контакты с США, к примеру, ежегодно проводятся военные учения с участием подразделений из США. Впрочем, они не помешали властям Монголии в мае 2024 года впервые провести совместные военные учения с КНР. Судя по открытым данным, министр обороны РФ Андрей Белоусов в нынешнем визите участия не принимал.

Каковы экономические результаты? Без деталей лидер Монголии рассказал, что по итогам переговоров стороны подписали соглашение по поставкам нефти и нефтепродуктов. Еще договорились вместе реконструировать тепловую электростанцию ТЭЦ-3 в Улан-Баторе. Известно, что в проекте модернизации примут участие российский фонд прямых инвестиций и «Интер РАО». Объем выделяемых на модернизацию средств гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев не раскрыл. Также Россия, судя по всему, согласилась на участие в строительстве гидроэлектростанции на реке Эгийн-Гол, которая впадает в крупнейший приток Байкала — трансграничную реку Селенгу. Проект обсуждался много лет, с советского периода, но решения не было, а сейчас проект ГЭС «сдвинулся с места», указал лидер Монголии. Решили активизировать реализацию проектов, включенных в программу экономического коридора Монголия – Россия – Китай, а еще Москва увеличит квоты для монгольских студентов. Подписаны соглашения об обеспечении Монголии авиатопливом, о противодействии чуме, меморандум о сотрудничестве по сохранению озера Байкал, уточняет РИА «Новости».

А вот что конкретно получит Россия, сразу и не скажешь. «Как вы только что видели, заключен ряд двусторонних договоренностей», — кратко сослался Путин на выступление монгольского коллеги. Без деталей президент РФ отметил, что большое внимание на переговорах уделили наращиванию торгово-инвестиционных связей. Модернизация железнодорожных путей Улан-Баторской дороги позволит России нарастить объем грузоперевозок с Монголией и Китаем, отметил глава государства. Также напомнил, что Москва «неизменно откликается» на просьбы «монгольских друзей» об увеличении поставок топлива и ГСМ, в том числе по льготным условиям. Россия открыта для реализации проектов в сфере мирного атома, указал президент. Заинтересован ли Улан-Батор в таких проектах и на каких условиях, впрочем, осталось за кадром.

Отношения с Монголией для России «выглядят одними из приоритетных», есть хорошие возможности для развития, главная задача — диверсифицировать экономические отношения, указал Путин. Выходит, пока уровень диверсификации Кремль не устраивает.

Хурэлсух принял Путина в специальной юрте внутри государственного дворца, украшенной полудрагоценными камнями, золотом, серебром и деревянной резьбой Хурэлсух принял Путина в специальной юрте внутри государственного дворца, украшенной полудрагоценными камнями, золотом, серебром и деревянной резьбой Фото: kremlin.ru

«Путина не только не арестовали, но и встретили с красной ковровой дорожкой»

И если с экономическими «дивидендами» (по крайней мере обозначенными публично) все пока выглядит туманно, то политические для Кремля налицо. Российского президента встретили со всеми почестями, передвигался по Улан-Батору он на лимузине Aurus, для которого даже не стали менять (либо снимать) российские регистрационные знаки. На площади Сухэ-Батора в столице республики российского лидера приветствовали почетный караул и конная гвардия, всадники в стилизованных мундирах времен завоеваний Чингисхана, а девочка в национальном костюме подарила ему букет цветов.

Хурэлсух принял Путина в специальной юрте внутри государственного дворца, украшенной полудрагоценными камнями, золотом, серебром и деревянной резьбой. «Мы уверены, что наш вечный сосед Российская Федерация станет лидером в деле установления мира, безопасности, устойчивого развития и благополучия человечества во всем мире, а также внесет свой ценный вклад в укрепление доверия, взаимного уважения и сотрудничества между странами», — подчеркнул на переговорах президент Монголии.

Об Украине прямо не говорили, но Хурэлсух заметил: «Наша страна считает, что любые проблемы и противоречия, с которыми сталкивается международное сообщество, должны решаться путем взаимопонимания, взаимного доверия, взаимного уважения и диалога в рамках международно-правовых норм».

На фоне визита активно обсуждался вопрос о том, станут ли власти Монголии исполнять решение Международного уголовного суда (МУС) в Гааге в отношении Путина. Президент России впервые с марта 2023 года посетил страну, которая признает юрисдикцию МУС, выдавшего ордер на арест Путина из-за подозрений «в незаконном вывозе детей с Украины». Формально власти Монголии могли арестовать его в соответствии с требованием МУС, но делать этого не стали. Евросоюз ранее угрожал исключить Монголию из списка стран – участниц Римского статута, если она не последует ордеру МУС, а украинский МИД сегодня пообещал «работать с партнерами», чтобы решение монгольских властей «имело последствия».

«Мы уверены, что наш вечный сосед Российская Федерация станет лидером в деле установления мира, безопасности, устойчивого развития и благополучия человечества во всем мире, а также внесет свой ценный вклад в укрепление доверия, взаимного уважения и сотрудничества между странами», — подчеркнул на переговорах президент Монголии «Мы уверены, что наш вечный сосед Российская Федерация станет лидером в деле установления мира, безопасности, устойчивого развития и благополучия человечества во всем мире, а также внесет свой ценный вклад в укрепление доверия, взаимного уважения и сотрудничества между странами», — подчеркнул на переговорах президент Монголии Фото: kremlin.ru

«Монголы послали МУС и евродегенератов в известном еще с XIII века российско-монгольском направлении», — заявил сегодня зампред совета безопасности России Дмитрий Медведев. Он добавил, что на месте судей и прокуроров МУС больше всего боялся бы попыток арестовать Путина по ордеру, поскольку «в таком случае их жизнь будет стоить не дороже этой говенной бумажки».

Западные СМИ рассматривают визит Путина в Монголию только с точки зрения ордера на арест Международного уголовного суда (МУС). Так, Bloomberg напоминает, что с момента выдачи ордера это первый приезд президента России в государство, которое является членом МУС, и раньше российский лидер «не рисковал подобными поездками». К примеру, пропустил прошлогодний саммит лидеров стран БРИКС в ЮАР. Но перед поездкой в Монголию президент РФ получил гарантии, что его не арестуют, сообщили собеседники агентства, знакомые с подготовкой Кремля к поездке.

«Господина Путина не только не арестовали, но и встретили с красной ковровой дорожкой на центральной площади столицы Монголии Улан-Батора», — удивляется The New York Times (NYT). Издание обращает внимание на человека в аэропорту, который встречал президента РФ, «похожего на монгольского военного охранника». Ночь Путин провел в столице, а это свидетельствует о том, что «ему комфортно находиться в стране», рассуждает издание. Также NYT дает краткую справку о Монголии для своих американских читателей: «Монголия, демократическая страна, не имеющая выхода к морю, зажатая между Россией и Китаем, проводит осторожную политическую линию, балансируя между двумя своими гораздо более могущественными соседями. Это включало в себя нейтральную позицию по войне на Украине. <…> Монголия граничит с Россией и на 95 процентов зависит от соседнего газодобывающего гиганта».

«Монгольский политический истеблишмент считает, что легче наладить безопасные и предсказуемые отношения с Москвой, принимая у себя Путина», — сказал NYT независимый геополитический аналитик, который раньше работал в совете национальной безопасности Монголии, Мунхнаран Баярлхагва. И добавил: «В конце концов географию изменить невозможно». По его словам, Монголия могла решить, что визит Путина не вызовет особых последствий, учитывая, что существует прецедент, когда члены МУС игнорировали Римский статут. Речь идет об отказе ЮАР в 2015 году арестовывать тогдашнего президента Судана Омара аль-Башира (занимал эту должность с 1993 по 2019 год) во время его визита в Йоханнесбург, хотя Международный уголовный суд разыскивал его по подозрению в геноциде и военных преступлениях в Дарфуре (регион на западе Судана).

Монгольское правительство вызывало западных послов, чтобы объяснить свои мотивы встречи с Путиным, также рассказал западный дипломат на условиях анонимности. Среди них власти назвали необходимость обеспечить дополнительные поставки топлива и электроэнергии из России, чтобы предотвратить повторение дефицита, с которым страна столкнулась прошлой зимой.

Никаких серьезных последствий для Монголии из-за игнорирования ордера МУС, таких как санкции, не будет, отметил в беседе с Politico старший научный сотрудник Института правовых исследований Тамаш Хоффманн. Представитель правительства Монголии в разговоре с Politico связал отказ арестовать президента РФ с энергетической зависимостью страны от России. «Монголия импортирует 95 процентов нефтепродуктов и более 20 процентов электроэнергии от нашего ближайшего соседа. <…> Эти поставки критически важны для обеспечения нашего существования и существования нашего народа», — цитирует его издание.

Завершал визит торжественный прием в честь 85-летия победы на Халхин-Голе, на котором Путин предложил тост «за нашу общую победу».

«Если бы они (власти Монголии — прим. ред.) не сказали, что гарантируют безопасность, то такого визита не было бы» «Если бы они (власти Монголии — прим. ред.) не сказали, что гарантируют безопасность, то такого визита не было бы» Фото: kremlin.ru

«Монгольский трек у нас не проработан вообще. А страна очень важная для нас»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали визит Путина и порассуждали о его результатах для Москвы и последствиях для Монголии.

Борис Межуев — главный редактор, профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America:

— Мне кажется, главная цель визита — это в первую очередь укрепление энергетических связей, транзит нефти и в целом развитие экономических отношений. Наверное, в этом есть еще и некая политическая составляющая. Мы знаем, что Монголия является членом МУС, подписавшим Римский статут. То, что Путин осуществляет туда визит, — демонстрация некоей политической смелости, которая показывает, что в общем все эти договоренности и формальные статуты не действуют на соседей России. И, кстати, может быть, и не только соседей.

Не знаю, каким образом [Запад сможет наказать Монголию]. Может, и есть какие-то возможности, но я о них не знаю. Не могу сказать, что Запад так экономически сильно завязан на Монголию, что он может применить какие-то экономические санкции. Хотя, наверное, от прессы будет критика. Проблема заключается не в том, что они не арестовали и не арестуют Владимира Владимировича, а в том, что они дали ему разрешение на въезд.

Если бы они (власти Монголииприм. ред.) не сказали, что гарантируют безопасность, то такого визита не было бы. Наверное, те страны, которые в наибольшей степени зависят от Запада, не захотят себя подставлять и не пойдут на это. А те, которые чувствуют, что позиция Запада для них не так значима, как позиция Китая, России, Индии и так далее, конечно, попытаются последовать примеру Монголии. Потому что этот шаг Монголии будет сопровождаться развитием более тесных отношений с Россией. Естественно, это вызов Западу. Возможно, другие страны тоже захотят этому последовать.

Нельзя исключать Южную Африку, тоже подписавшую Римский статут, она может на это пойти. Тем более что мы прекрасно понимаем, что все это разваливается. Даже если бы сейчас Международный уголовный суд потребовал ареста [премьер-министра Израиля Биньямина] Нетаньяху, то я уверен, что ни одна из европейских стран, которые подписали Римский статут, его не арестует. Потому некое восприятие этого как абсолютной формальности, ни к чему не обязывающей, конечно, присутствует.


Андрей Островский — китаевед, замдиректора Института Дальнего Востока РАН:

— Монголия — важный партнер для России именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. У нас же там проходит железная дорога, потом планируется газопровод. Цель визита — подтвердить, подписать соглашение. Это может быть и экономическое соглашение, и политическое. Должно быть какое-то межгосударственное соглашение, поскольку статус государственного визита.

Может ли Монголия помочь с обходом санкций? Но какое Монголия имеет отношение к санкциям? Через монгольские банки как-то несерьезно проводить [платежи]. Обход санкций надо с Китаем решать напрямую. Я с китайцами на эту тему разговаривал. Они говорят: «Давайте создайте новый банк — и напрямую торговать». Я отвечаю: «У нас этих банков уже полно, даже которые вообще ни с кем не сотрудничали. Вы их все равно заблокируете». Это международное решение должно быть.

Решение Международного уголовного суда было сколько лет назад… Время от времени Путин выезжает в разные страны, и ничего не происходит. Теоретически можно наказать [Монголию], а практически все трудно. Потому что Монголия не граничит с Западом, основная торговля у Монголии идет с Россией и Китаем — основные два партнера. Перед МУС, насколько я знаю, не так много стран выполняет обязательства. По крайней мере, страны Западной Европы, насколько я знаю, вообще игнорируют МУС как таковую организацию. Но там это уже видно будет, каждый раз по ситуации надо смотреть.


Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Мы должны учитывать, что монгольский трек у нас не проработан вообще. А страна очень важная для нас. Несмотря на то что мы с советских времен не работали с Монголией, о нас там очень хорошее мнение. Сейчас Монголия находится в призме внимания и Японии, и Китая, и Соединенных Штатов Америки, и Европейского союза. Эта площадка высококонкурентная. Визит Путина понадобился для того, чтобы пробить эту стену.

Год назад «Росатом» наконец-то открыл там представительство, мы начали работать в энергетической сфере. Одновременно, как я понимаю, Путин сделал определенные предложения по безопасности. Монголия в этом крайне заинтересована, потому что она находится в очень специфическом положении. Ресурсов много, людей мало. Защита, которую Россия может гарантировать, здесь крайне важна. Тем более что в Монголии, как и в Казахстане, существуют очень серьезные проблемы с политической турбулентностью. Несмотря на внешнюю устойчивость, они все-таки подвержены этой самой турбулентности.

Как я понимаю, Россия от лица Путина сделала ряд интересных предложений монгольским коллегам. Например, о развитии принципиально иной, нежели китайская или западная, модели бизнес-сотрудничества. Что касается того, что Монголия фактически игнорировала решение Международного уголовного суда, то я бы эту тему не особенно педалировал. Потому что она очень специфическая. Каждая страна принимает для себя решение, будет ли она подчиняться сомнительным ордерам, выданным при очень сомнительных обстоятельствах, насколько она суверенна в принятии решений, не подвержена ли внешнему давлению. Монголия продемонстрировала, что она суверенна.


Алексей Мартынов — политолог, международный эксперт, директор Международного института новейших государств:

— Это история о двустороннем сотрудничестве с большим соседним государством, его расширении. Кстати, одна из самых протяженных границ у нас с Монголией. Плюс расширение экономического взаимодействия, сотрудничества — это тоже крайне важно и интересно. Начиная с логистики, транзита и заканчивая энергетикой, недрами, которыми богата Монголия. Это большая, серьезная страна. Просто у нас как-то так пренебрежительно об этом говорили на фоне Китая.

Очевидно, [Монголия] помогает [в обходе санкций] как дружественная страна. Вы видели, какую интригу заплели вокруг ордера МУС? Вот в свойственной себе манере монголы пошутили. Цель [Кремля] была не показать политический жест, а принять участие в важных для нас мероприятиях по поводу 85-летия нашей общей победы на Халхин-Голе. Кстати, звезда полководца Жукова ровно и зашла на Халкин-Голе.

Пусть попробует [Запад наказать Монголию за неисполнение решения МУС]. Только сперва дань за 800 лет выплатят (смеется). Совершенно точно вся эта химера с какими-то квазисудами, уже всем очевидно, носит характер инструмента политического давления на те или иные неугодные страны или режимы.