Изменения коснутся всех камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД — как стационарных, так и мобильных Изменения коснутся всех камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД — как стационарных, так и мобильных Фото: «БИЗНЕС Online»

Где теперь по закону можно ставить камеры

У властей регионов было почти 1,5 года, чтобы подготовиться к нововведениям: изменения в закон, где указаны новые требования к камерам фото- и видеофиксации нарушений ПДД, были приняты и подписаны еще в конце мая 2023 года. Изменения не вводят какие-либо поправки в КоАП или в правила дорожного движения, а лишь уточняют требования к размещению камер. Причем изменения коснутся всех камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД — как стационарных, так и мобильных (кроме камер в патрульных машинах ГИБДД).

В чем суть нововведений? Во-первых, теперь каждая камера должна быть утверждена как «средство измерения»: для этого у нее должен иметься сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке. Получается, что если таких документов на камеру нет, то она незаконна.

Во-вторых, в законе теперь прописаны требования к местам установки мобильных и стационарных камер. Их смогут устанавливать только на следующих локациях:

  1. На дорогах с выделенной полосой для движения маршрутного транспорта — нарушения должны фиксироваться именно на конкретной полосе.
  2. На «аварийно-опасных участках дорог». Это официальный термин, под которым понимают участок дороги (менее 1 км вне населенного пункта или 200 м в населенном пункте) либо перекресток, где в течение года произошло три и более однотипных ДТП или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.
  3. На перекрестках, где в течение года произошло четыре и больше ДТП с материальным ущербом или два однотипных ДТП, или четыре ДТП (необязательно однотипных), в результате которых были погибшие или пострадавшие.
  4. На автоматических пунктах весового и габаритного контроля.
  5. В местах, где строятся или ремонтируются дороги.
  6. На пешеходных переходах.
  7. В местах, где запрещена остановка или стоянка машин.
  8. На перекрестках.
  9. На объектах государственного или муниципального контроля — например, на ж/д переездах и т. д.

Места установки камер должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками. По закону зона контроля камеры должна начинаться не менее чем через 150–300 м после этого знака. Если камера установлена в населенном пункте, то зона ее контроля должна начинаться не менее чем через 100 м от знака, который обозначает начало населенного пункта. Расстояние между стационарными камерами, которые отслеживают скорость машин, должно быть не менее 1 км, а вне населенных пунктов — не менее 5 километров.

В документе отмечается, что передвижные камеры устанавливаются на время «до прекращения обстоятельств, послуживших причиной для их использования». Так, например, после того как завершатся дорожные работы, камеры подлежат демонтажу.

Решение о том, где устанавливать камеру, будут принимать власти региона и владелец дороги. После этого им предстоит согласовать его еще и с ГИБДД — за автоинспекцией будет последнее слово. Они же (власти, владелец дороги или ГИБДД) решат, отключать или демонтировать камеру: первые двое должны согласовать решение между собой, а ГИБДД просто будет достаточно уведомить власти или владельца дороги в течение пяти дней. На местные власти, согласно закону, ложится обязанность финансировать все расходы, связанные с содержанием камер, из регионального бюджета, куда и поступают штрафы за нарушения ПДД с камер. Всю информацию с камер местные власти должны будут передавать в ГИБДД, как и схему их расположения, а на ГИБДД, в свою очередь, возложат обязанности размещать в открытом доступе информацию о том, где эти камеры установлены.

Татарстан был одним из первых регионов, где появились камеры на дорогах. Тогда, в 2008 году, таких систем фото-и видеофиксации нарушений ПДД было всего 66 Татарстан стал одним из первых регионов, где появились камеры на дорогах. Тогда, в 2008 году, таких систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД было всего 66 Фото: © Владимир Баранов, РИА «Новости»

Сколько камер в Татарстане не подошло под закон

В Татарстане ГБУ «БДД» провело аудит камер и выявило, что 95 из них, а это 11% от числа всех камер в республике, установлено с разными нарушениями, передает «Коммерсантъ». Это значит, что с 1 сентября их показания не будут использоваться для вынесения штрафов. Места установки незаконных камер не уточняются. В самом учреждении на вопросы «БИЗНЕС Online» не ответили, переадресовав их в ГИБДД. В Госавтоинспекции вопросы нашего издания также оставили без ответа. Следовательно, какие конкретно камеры нарушают закон и где они расположены, остается загадкой.

По данным «Ъ», в Московской области выявили 87 камер, которые не соответствуют новым требованиям (это всего 4% от общего числа). Основная проблема в том, что камеры установлены вне очага аварийности, как предписывает закон, или, например, камера установлена над пешеходным переходом, но сама пешеходка в зону ее видимости не попадает. «Устройства сейчас находятся в процессе демонтажа, их разместят на новом месте», — сообщили в минтрансе региона.

В Свердловской области камеры на 28 участках дорог переведут в режим фиксации движения, без вынесения штрафов. В Омской области скорректируют работу 23 камер (10% от всего парка), в Бурятии из 214 комплексов только 7 оказались не соответствующими новым требованиям. В то же время в Иркутской области таких камер было 53 — это четверть от всего парка систем. Минтранс Башкортостана планирует переместить 31 камеру, а в Воронежской области, например, все камеры оказались установлены по новым требованиям.

Власти регионов, где были выявлены камеры, установленные вразрез с требованиями, принимают разные меры: переводят в режим фиксации потоков машин без вынесения штрафов или перемещают камеры на новые места.

Татарстан стал одним из первых регионов, где появились камеры на дорогах. Тогда, в 2008 году, таких систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД было всего 66. Летом 2022-го их было 856, рассказывал руководитель ГБУ «БДД» Рифкат Минниханов: 670 стационарных, 166 передвижных и 20 мобильных. При этом их количество корректируется, и не всегда в сторону увеличения. Например, в 2021-м в Татарстане за нарушениями на дорогах следило почти 1,2 тыс. камер — без малого три сотни из них «сократили»: они устарели и не интегрировались в федеральную систему «Паутина».

Рифкат Минниханов: «У нарушителя должно быть ощущение, что комплексы повсюду, днем и ночью»

При этом не секрет, что камеры фиксируют бо́льшую часть нарушений ПДД в республике. Например, в 2021 году было возбуждено 9 млн дел о нарушении ПДД, из них 8 млн — на основании данных фотовидеофиксации.

«Процесс передислокации стационарных комплексов с финансовой и технической точек зрения простым и быстрым не будет. Финансовые ресурсы на 2024 год под это не закладывались. Муниципалитеты и компании-подрядчики своими средствами не располагают», — сказал Минниханов в комментарии «Ъ». Кроме того, отметил он, в процессе дислокации потребуется скорректировать техзадания на подключение электричества, телекоммуникаций и т. д. «Без малого сотня комплексов [в Татарстане] будет на долгое время выключена из процесса контроля соблюдения скоростного режима», — констатировал Рифкат Нургалиевич.

При этом собеседники издания оценивают стоимость переподключения одной камеры, что называется, под ключ в сумму до 500 тыс. рублей.

Штрафы с незаконных камер фото- и видеофиксации стоит обжаловать, говорит автоюрист Сергей Радько Штрафы с материалов незаконных камер фото- и видеофиксации стоит обжаловать, говорит автоюрист Сергей Радько Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

Эксперты: «Большинство камер у нас только собирает деньги!»

Новые требования к камерам напрашивались очень давно, и они справедливы, говорит председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. «Мы говорили о том, что просто размещать камеры для того, чтобы собирать деньги, — это неправильно», — сказал эксперт в комментарии «БИЗНЕС Online».

А таких ситуаций, когда камеры направлены именно на «заработок», в России много, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. «Камеры часто стоят не там, где нужно. Огромное количество ситуаций, когда камеры стоят не там, где есть необходимость снизить аварийность, а там, где есть необходимость заработать денег», — сказал эксперт в беседе с корреспондентом нашего издания. «Большинство камер у нас только собирают деньги, — соглашается с ним вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. — Кто ездил аккуратно, тот так и будет ездить. Водители ведь в основном у нас ездят так, чтобы не было ДТП. А все остальное — это придирки просто!»

При этом камеры, которые с 1 сентября оказались незаконными, можно даже и не демонтировать, считают собеседники издания. «Даже если камера является муляжом или просто не работает, она все равно стимулирует водителя соблюдать правила дорожного движения на определенном этапе. И говорить о том, что, мол, давайте мы здесь эту камеру демонтируем и у нас все изменится… Ради бога, пусть она в качестве муляжа и стоит, ее не надо трогать. Даже если она просто предупредит водителя о том, что контроль на данном этапе ведется, ничего страшного в этом нет. Она не фиксирует нарушения, но дисциплинирует водителей. И, может, нужно оставить там муляжи и перенести эти камеры [на участки], которые определены автоинспекцией как аварийные или опасные. Тут ничего не изменится, только состояние безопасности дорожного движения улучшится», — полагает Солдунов.

При этом Моржаретто полагает, что на состояние аварийности отключение почти 100 камер в Татарстане не повлияет. «Ничего не изменится, это вопрос чисто технический и касается не водителей, а тех служб, которые обслуживают эти камеры. Я думаю, что тут еще есть элемент материальной заинтересованности, кроме того, что камеры — это фактор безопасности. Поэтому организация, которая отвечает за эти камеры, попытается максимально быстро их куда-то передислоцировать, перепрограммировать или каким-то образом все-таки вписать по закону в нынешнюю новую систему. Что касается автомобилистов, то я думаю, что мы этого пока никак не заметим. Ну разве что реже будет кричать навигатор: „Впереди камера на полосу“» — говорит эксперт.

По мнению Можаретто, камеры «свою функцию выполнили». «Считается, что большое снижение аварийности в последние годы было благодаря как раз работе камер. Но сейчас такого явного снижения нет. То есть камеры некую стабилизирующую роль играют, но увеличение числа камер уже не работает [на снижение аварийности]. Хотя некоторые чиновники, я не только Татарстан имею в виду, а Россию в целом, считают, что чем больше камер, тем лучше. Но я думаю, что нет. Хватит», — оценивает наш собеседник.

В то же время, по мнению Солдунова, альтернативы камерам в борьбе с нарушениями ПДД нет. «Но самое важное не просто поставить камеру. Главное, неотвратимость наказания. Если водитель неоднократно нарушает правила дорожного движения и получает за это штраф, то я уверен, что нормальный водитель, получив 2–3 раза штраф, в следующий раз такого нарушения не допустит», — говорит эксперт.

Штрафы с незаконных камер фото- и видеофиксации стоит обжаловать, говорит автоюрист Сергей Радько. «Если камера установлена с нарушением требований закона, то она не может использоваться для фиксации нарушений и назначения штрафа. Но, как с этим разбираться, пока не знает никто. Все, что остается, — это каждый раз при обжаловании этого постановления требовать документы, которые подтверждают ее (камеры — прим. ред.) соответствие новым требованиям», — констатирует автоюрист. Затем все доказательства нужно отправить в ГИБДД или районный суд по месту нарушения. Поскольку единого реестра камер не существует, придется по каждой камере разбираться отдельно, утверждает Радько.