На прошлой неделе в Басманном районном суде рассматривали ходатайства следствия о продлении мер пресечения фигурантам «аммиачного дела» На прошлой неделе в Басманном районном суде рассматривали ходатайства следствия о продлении мер пресечения фигурантам «аммиачного дела» Фото: Елена Колебакина-Усманова

Следствию не позволили закрыть заседание

На прошлой неделе в Басманном районном суде рассматривали ходатайства следствия о продлении мер пресечения фигурантам «аммиачного дела» — находящимся в СИЗО Ринату Ханбикову, Фирдису Абдрахманову, Алле Куцаковой, а также Зухре Зиятдиновой и Гузель Салимгараевой, для которых действует запрет определенных действий. Двум последним продлили меру пресечения до 19 ноября еще утром 15 августа. На вечер того же дня были назначены заседания для остальных обвиняемых. Причем на разное время.

Первым в коридоре на втором этаже появился в сопровождении конвоя Ханбиков. Он держался бодро, улыбался своей группе поддержки в лице супруги, родственников и друзей. Конвой быстро поместил его в «аквариум», а родные теснились на скамейке рядом.

Ринат Ханбиков обвиняется в особо крупном мошенничестве в составе организованной группы и с использованием служебного положения (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Следствие считает, что в преступную группу входили Ханбиков и три топ-менеджера дочерней компании АО «Аммоний» — ООО «Менделеевсказот»: экс-гендиректор Фирдис Абдрахманов, его бывший заместитель — директор коммерческого департамента Гузель Салимгараева и начальник отдела продаж (сейчас отдела поставок на внутренний рынок) Зухра Зиятдинова. Кроме того, причастной считают экс-директора московского представительства «Аммония» Аллу Куцакову, которая также являлась директором московского ООО «ТТТ».

По версии следствия, в 2013–2018 годах обвиняемые похитили 246 млн 378 тыс. рублей. Схема была такой: компания «ТТТ» получала аммиачную селитру от производителя по заниженной цене, а продавала по рыночной.

19 декабря 2023 года пять фигурантов дела были задержаны, 20–21 декабря Басманный районный суд Москвы избрал меру пресечения.

Судья Тимур Вахрамеев не стал медлить, сразу установил личность Ханбикова. Тот рассказал, что является пенсионером с высшим образованием, женат. После этого следователь ГСУ СК России Андрей Михалин ходатайствовал о проведении заседания в закрытом режиме. «С целью неразглашения тайны следствия, результатов следственных действий, а также обеспечения безопасности участников судебного разбирательства», — пояснил он. Адвокат Антон Гусев возражал, указывая, что следствие не представило конкретных угроз и оснований для закрытия процесса. «Заседания в Мосгорсуде не проводятся в закрытом режиме. Мы настаиваем на гласности судебного производства», — указал защитник. Его позицию поддержали адвокат Афанасий Медведев и сам Ханбиков.

«Следователь, действительно в Мосгорсуде рассматривали в открытом судебном заседании апелляционную жалобу? Вам известно что-то на сей счет?» — уточнил Вахрамеев. Михалин отрицательно покачал головой, прокурор тоже ничего не смог прокомментировать. Тогда Гусев еще раз напомнил суду, что все апелляционные жалобы рассматривались в открытом заседании. «Даже с представителями прессы, которые тут присутствуют», — адвокат указал на корреспондента «БИЗНЕС Online».

— Обвиняемый, подтверждаете? — спросил судья.

— Да, — уверенно кивнул Ханбиков.

Вахрамеев на месте постановил в удовлетворении ходатайства следствия отказать и провести заседание в открытом режиме.

Следователь еще попросил приобщить к материалам дела справку о состоянии здоровья Ханбикова. «О том, что он может содержаться под стражей», — добавил он. В ответ Гусев просил приобщить характеристики на Ханбикова, благодарности, грамоты, в том числе от Владимира Путина, и документы на квартиру, где его доверитель мог бы находиться под домашним арестом.

Судье Тимуру Вахрамееву потребовалось 10 минут, чтобы удовлетворить ходатайство следствия и оставить Ханбикова в СИЗО еще на три месяца — до 19 ноябр Судье Тимуру Вахрамееву потребовалось 10 минут, чтобы удовлетворить ходатайство следствия и оставить Ханбикова в СИЗО еще на 3 месяца — до 19 ноября Фото: «БИЗНЕС Online»

«Абдрахманов сменил защитника и дал показания о совершенном обвиняемым преступлении»

Далее следователь рассказал, что уголовное дело было возбуждено 6 марта 2019 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. «Срок предварительного расследования неоднократно продлевался в установленном законом порядке. Последний раз — 7 августа 2024 года первым заместителем председателя следственного комитета РФ до 54 месяцев, то есть до 7 декабря 2024-го», — зачитал Михалин.

По его словам, 19 декабря Ханбикову было предъявлено обвинение, но вину он не признал. «Обоснованность предъявленных обвинений подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе показаниями свидетелей», — уточнил следователь. По его словам, за последние месяцы с еще одним обвиняемым по делу, бывшим гендиректором «Менделеевсказота» Фирдисом Абдрахмановым, было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Также за это время были получены данные некоторых экспертиз, допрошены свидетели, а между Ханбиковым и Абдрахмановым — проведена очная ставка.

Ринат Ханбиков уехал в СИЗО: как Басманный суд два дня арестовывал фигурантов «аммиачного дела»

Михалин уверен, что изменить меру пресечения на иную, не связанную с заключением под стражу, невозможно, т. к. «не отпали и не изменились основания, по которым она была избрана». «Ханбиков обладает обширными связями в Республике Татарстан, так как с 2008 по 2018 год являлся председателем совета директоров АО „Аммоний“, которому также принадлежит „Менделеевсказот“. До 2020-го также состоял в должности гендиректора „Газпром межрегион Казань“, являлся депутатом Госсовета РТ, членом фракции „Единая Россия“. Большинство свидетелей по делу являлись подчиненными Ханбикова, проживают на территории Татарстана», — перечислил следователь. По его словам, обвиняемый может оказать давление на свидетелей, он и члены его семьи «обладают значительными финансовыми возможностями» и даже «имеют связи среди представителей власти».

«Обвиняемый Абдрахманов дал показания, изобличающие деяния Ханбикова, Куцаковой, Салимгараевой и Зиятдиновой. Также сообщил следователям об организации Ханбиковым коллективной защиты для всех обвиняемых, об оказании на него воздействия и удержания его от дачи показаний по уголовному делу. В связи с чем Абдрахманов сменил защитника и дал показания о совершенном обвиняемым преступлении», — подчеркнул Михалин.

Также он добавил, что у Ханбикова есть заграничный паспорт, поэтому он может выехать за границу, скрыться от следствия и суда. «О чем свидетельствуют частные перелеты Ханбикова в ОАЭ, Турецкую Республику, а также наличие недвижимости за рубежом», — подчеркнул следователь. Слушатели начали возмущаться. «Тишина в зале! Еще одно слово — и сразу же за дверь!» — строго прервал Вахрамеев. А следователь попросил продлить арест еще на 3 месяца — до 19 ноября.

Адвокат Гусев возражал против продления ареста. «Все разговоры о том, что дело не носит предпринимательского характера, — это разговоры в пользу бедных», — считает защитник. Он также упрекнул следствие в «ненадлежащей мотивированности» продления ареста. «Следователь аргументирует тем, что Ханбиков организовал коллективную защиту. Во-первых, он находился в СИЗО. Как он мог, находясь в следственном изоляторе №1 ФСИН России, оказывать давление на Абдрахманова? Фактически он обвиняется в защите, то есть в наших действиях, адвокатов», — возмущался Гусев.

Защитник указал, что ни на одном заседании следствие не предоставило доказательств о том, что у Ханбикова есть недвижимость за рубежом, кроме «рапорта сотрудника ФСБ, который считает, что она есть». Также он подчеркнул, что его доверитель не только улетал из России, но и возвращался, хотя знал о расследовании этого уголовного дела. «Очевидно, что он не собирался скрываться», — указал защитник и просил рассмотреть возможность изменения меры пресечения на домашний арест.

Адвокат Медведев заявил, что нет никакой правовой и фактической сложности расследования этого уголовного дела. «Просто имеет место неэффективная организация расследования, которая осуществляется по одному эпизоду более пяти лет», — отметил он. По мнению защитника, мера пресечения «носит избыточный характер», а сам Ханбиков имеет прочные социальные и семейные связи, ранее не судим и характеризуется исключительно положительно. «Следствие пытается представить сведения, которые являются положительной характеристикой, в негативном ключе и окрасе», — добавил Медведев. Поэтому он просил заменить содержание в СИЗО на домашний арест, залог или запрет определенных действий.

«Я поддерживаю полностью защитников, — заявил Ханбиков. — У меня никогда не было приводов в милицию. Я являюсь законопослушным гражданином. Если есть возможность по закону, вместо того чтобы утяжелить, облегчите».

Прокурор при этом поддержал позицию следователя. Судье Вахрамееву потребовалось 10 минут, чтобы удовлетворить ходатайство следствия и оставить Ханбикова в СИЗО еще на 3 месяца — до 19 ноября.

«Освободить Абдрахманова из-под стражи в зале суда», — указал Вахрамеев «Освободить Абдрахманова из-под стражи в зале суда», — указал Вахрамеев Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы очень рады такому исходу»

Вскоре в тот же зал привели бывшего главу «Менделеевсказота» — дочки «Аммония» Абдрахманова, который еще 19 марта заключил со следствием досудебное соглашение. Следователь Михалин вновь просил закрыть судебное заседание, мотивируя тем, что может быть раскрыта тайна следствия, а также в связи с обеспечением безопасности участников судебного разбирательства. «В связи с тем, что с обвиняемым заключено досудебное соглашение», — добавил он. Адвокат Руслан Советников возражал: «Просим провести заседание в открытой форме». Абдрахманов согласился с защитником, а прокурор — со следователем. Однако Вахрамеев на этот раз постановил, что имеет смысл закрыть от слушателей заседание, т. к. обвиняемый заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. Родственников и журналистов попросили удалиться из зала.

«Он знал о расследовании, улетал за границу и возвращался!»: Ханбикова оставили в «Матросской тишине»

Что происходило во время процесса, неизвестно, однако по итогам заседания Вахрамеев все-таки отказал в удовлетворении ходатайства следствия и изменил обвиняемому меру пресечения с заключения под стражу на домашний арест. Следующие три месяца Абдрахманов проведет в квартире в подмосковных Котельниках. Сам обвиняемый, его адвокат и родственники не скрывали радости. «Освободить Абдрахманова из-под стражи в зале суда», — указал Вахрамеев. Тем не менее обвиняемый хоть и без наручников, но покинул зал в сопровождении полиции. «Мы очень рады такому исходу рассмотрения материала», — заявил «БИЗНЕС Online» адвокат Советников.

Судья Сафарин провел в совещательной комнате целый час. Около полуночи он появился в зале и постановил оставить Куцакову в СИЗО Судья Сафарин провел в совещательной комнате целый час. Около полуночи он появился в зале и постановил оставить Куцакову в СИЗО Фото: «БИЗНЕС Online»

«Существенные вопросы мне так и не были заданы»

Только в 22:00 началось первоначально назначенное на 17:00 заседание по продлению меры пресечения Куцаковой, экс-директору московского представительства «Аммония», которая также являлась директором московского ООО «ТТТ». «Вы готовы после 22:00 продолжать заседание?» — на всякий случай поинтересовался судья Борис Сафарин. Обвиняемая и другие участники процесса не возражали.

Уставший следователь Михалин даже не стал ходатайствовать о проведении этого заседания в закрытом режиме. Он сразу попросил приобщить справку из СИЗО о состоянии здоровья Куцаковой. Как и на предыдущих процессах, следователь просил продлить содержание под стражей еще на 3 месяца — до 19 ноября. По его словам, Куцакова «пыталась оказать давление на свидетеля Абрамова», предлагая тому адвоката для коллективной защиты. Кроме того, следователь напомнил, что Абдрахманов дал показания, изобличающие фигурантов дела, в том числе Куцакову, которая не признала вину.

Адвокат Екатерина Малиновская возражала, упрекая следствие, что оно продолжает апеллировать к тем обстоятельствам, которые были положены в основу при избрании меры пресечения. Также она уверена, что не представляет особой сложности расследование уголовного дела. «Уголовное дело было возбуждено почти 5,5 года назад. Оно расследуется долго, тщательно большой группой. Оно прекращалось, возобновлялось… Это не сложность уголовного дела и не обоснование содержания под стражей человека, ранее не судимого», — пояснила Малиновская, добавляя, что следствие проводится неэффективно.

Адвокат указала, что у Куцаковой трижды проводился обыск, она добровольно предоставила все документы и дала по ним развернутые объяснения. К тому же нет никаких подтверждений тому, что она оказывала на свидетелей давление. Есть лишь показания свидетеля Абрамова. «Однако ни один из протоколов допроса не подтверждает утверждение процессуального оппонента о давлении на свидетеля. Тот факт, что свидетель Абрамов звонил Куцаковой (на тот момент они оба были в статусе свидетелей), не подтверждает версию следствия о влиянии на свидетеля. А свидетель Романова вообще показала, что Куцакову никогда не видела, а о деятельности ТТТ ничего не знает. Я вижу только создание объема представленного материала, но никак не качество этого материала, доказывающего правоту заявленного ходатайства», — утверждала Малиновская. Поэтому она просила изменить меру пресечения на запрет определенных действий или домашний арест в квартире на шоссе Энтузиастов.

Сама Куцакова пояснила, что упомянутый следствием свидетель Абрамов — «взрослый, очень квалифицированный человек», на которого «нельзя повлиять». «Он мне сам звонил и рассказывал, что его приглашают на допрос. Никакого воздействия я не могла на него оказывать. У меня нет никакой возможности организовывать коллективную защиту», — указала обвиняемая. Также она рассказала суду, что у нее больная деменцией мать, за которой надо ухаживать. «Боюсь, что она думает, будто я ее бросила», — добавила Куцакова.

Обвиняемая пожаловалась, что за 8 месяцев в СИЗО следователь приходил к ней всего один раз, чтобы ознакомить с результатами экспертизы, при этом допросы не проводились. «Хотя я неоднократно говорила, что готова содействовать следствию, отвечать на все вопросы. Но существенные вопросы мне так и не были заданы. И сейчас мне никто не задает вопросы. Я готова отвечать и помогать разбираться в этом деле», — заверила она и попросила изменить ей меру пресечения.

Судья Сафарин провел в совещательной комнате целый час. Около полуночи он появился в зале и постановил оставить Куцакову в СИЗО.