По логике турецких властей суть проблемы в том, что, хотя эти учебные заведения изначально предназначались для французских учеников, большинство учащихся на данный момент являются гражданами Турции «По логике турецких властей, суть проблемы в том, что, хотя эти учебные заведения изначально предназначались для французских учеников, большинство учащихся на данный момент являются гражданами Турции» Фото: © Michael Nitzschke / imageBROKER.com / www.globallookpress.com

«Вы должны подчиняться нашим условиям, если хотите здесь преподавать»

В преддверии нового учебного года в Турции разразился крупный международный скандал. Французские лицеи Шарля де Голля в Анкаре и Пьера Лоти в Стамбуле оказались в центре конфликта с турецкими властями из-за образовательных стандартов. Министерство образования страны запретило им прием новых учеников и обязало перевести уже обучающихся детей в турецкие школы из-за несоответствия требованиям ведомства.

Перед лицеями замаячила угроза закрытия — потеря основного контингента учащихся могла самым отрицательным образом сказаться на их дальнейшей судьбе.

По логике турецких властей суть проблемы в том, что, хотя эти учебные заведения изначально предназначались для французских учеников, большинство учащихся на данный момент являются гражданами Турции. Но эти люди как бы не существуют для министерства, поскольку обучаются по французским стандартам, но при этом имеют льготы — поступают в турецкие вузы по облегченным правилам как иностранцы.

Министр образования Турции Юсуф Текин выдвинул несколько претензий к французским лицеям. Он заявил, что школы, управляемые иностранными посольствами, «не имеют правовой основы» в соответствии с турецкими законами, следовательно, их деятельность может быть признана незаконной.

Также министр потребовал, чтобы предметы, связанные с турецкой культурой и историей, преподавались турецкими аккредитованными учителями, а сами школы прошли более строгую проверку со стороны местных властей. Это требование связано с желанием Турции, чтобы образование турецких студентов соответствовало национальным стандартам.

Кроме того, Текин обвинил Францию в «колониальном подходе» к управлению образовательными учреждениями в Турции, что усилило дипломатическую напряженность. «Мы не страна, которую вы колонизировали, — предупредил министр. — Мы суверенное государство, так что вы должны подчиняться нашим условиям, если хотите здесь преподавать».

Акцент — на развитии критического мышления

Французские лицеи пользуются значительной популярностью среди турецкого населения. Эти школы предлагают высококачественное образование, соответствующее французским образовательным стандартам, что делает их привлекательными для многих семей, которые стремятся обеспечить своим детям международное образование и перспективы обучения за границей.

Программа обучения в лицеях основывается на светских принципах, характерных для французской системы образования, с акцентом на развитие критического мышления. В программах отсутствует обязательное религиозное образование, что контрастирует с некоторыми аспектами турецких стандартов, где религиозное обучение может быть частью школьной программы.

В целом деятельность таких иностранных лицеев (в Турции также есть престижные немецкие, британские и американские школы) выгодна турецким властям. Они компенсируют недостатки пока еще не очень высокого уровня турецкого среднего образования. Но главная задача — не допустить формирования компрадорской интеллигенции.

Сначала Эрдоган мечет гром и молнии, делает грозный вид, изображая из себя глубоко оскорбленного человека, а затем внезапно меняет гнев на милость. И, казалось бы, еще вчера абсолютно не решаемая проблема, вдруг оказывается пустяком «Сначала Эрдоган мечет гром и молнии, делает грозный вид, изображая из себя глубоко оскорбленного человека, а затем внезапно меняет гнев на милость. И, казалось бы, еще вчера абсолютно не решаемая проблема вдруг оказывается пустяком» Фото: © Chris Kleponis — Pool via CNP / Consolidated News Photos / www.globallookpress.com

Фирменный стиль Эрдогана

Но все же откуда взялась такая воинственная риторика турецкого минобрнауки? Ведь до настоящего времени все было тихо и мирно. Тем более что вышеупомянутые французские лицеи спокойно функционировали с 40-х годов прошлого века.

Впрочем, для тех, кто следит за перипетиями политических событий в Турции, это не покажется странным. Таков фирменный стиль лидера страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Сначала он мечет гром и молнии, делает грозный вид, изображая из себя глубоко оскорбленного человека, а затем внезапно меняет гнев на милость. И, казалось бы, еще вчера абсолютно не решаемая проблема вдруг оказывается пустяком. Из последних примеров — не продержавшееся и года вето на вступление Швеции и Финляндии в НАТО, недавний запрет одной популярной соцсети и др. Надавить, чтобы что-то получить взамен.

Turkish Minute, турецкая оппозиционная газета, издающаяся в Европе, считает, что истинная причина конфликта кроется в другом: не в принуждении французских лицеев к соблюдению турецких образовательных стандартов, а в желании продавить свои интересы в самой Франции. Речь идет о проблеме с открытием на территории Французской Республики сети турецких государственных лицеев, курируемых турецким образовательным фондом «Маариф» (Türkiye Maarif Vakfı), против чего активно выступают французские власти.

Основанный в 2016 году турецким правительством фонд управляет 440 школами, одним университетом и 14 учебными центрами в 51 стране, среди которых присутствуют государства Африки, Азии, Европы и Южной Америки. Основная цель фонда — предоставление образовательных услуг, а также продвижение культурных и образовательных ценностей Турции за рубежом. Финансирование фонда «Маариф» осуществляется главным образом за счет турецкого государства, а также при поддержке различных международных партнеров, таких как Исламский банк развития.

На текущий момент во Франции нет школ, управляемых фондом «Маариф» (по другим сведениям, одна школа все же функционирует в Страсбурге). Франция отказалась разрешить открытие таких школ из-за опасений по поводу возможного религиозного влияния на образовательный процесс, что противоречит строгой светской политике страны.

В ответ на это Турция усилила давление на французские школы, работающие в Турции. В частности, такие школы, как лицей Шарля де Голля в Анкаре и лицей Пьера Лоти в Стамбуле, столкнулись с усиленными проверками и вмешательством в их учебные программы. Турецкие инспекции стали настолько частыми и жесткими, что началось нарушение учебного процесса и возникло беспокойство среди учеников и родителей как во Франции, так и в Турции. Французские и турецкие родители обратились к министру иностранных дел Турции с просьбой вмешаться и урегулировать конфликт, чтобы избежать дальнейшего обострения ситуации перед началом нового учебного года.

«Маарифовские» против «гюленовских»

Не секрет, что государственные «маарифовские» лицеи были созданы в пику «гюленовским» школам. Последние были частью глобальной образовательной сети, связанной с движением «Хизмет» («Служение»), основанным турецким проповедником и общественным деятелем Фетхуллахом Гюленом. А для Эрдогана он враг номер один.

Несмотря на то что «Маариф» действует в 12 европейских странах, «Хизмет» до сих пор занимает в них достаточно серьезное положение, управляя десятками школ. В той же Франции до сих пор работают две гюленовские школы, в Германии — 55. В США гюленисты контролируют 170 образовательных учреждений в разных штатах страны, только четыре школы были основаны фондом «Маариф».

До попытки государственного переворота в Турции в 2016 году образовательные сети Гюлена насчитывали более 1 тыс. учебных заведений по всему миру. В России лицеи создавались в первую очередь в регионах с плотным тюрко-мусульманским населением. К примеру, в Татарстане функционировали 7 татарско-турецких лицеев. В результате большинство турецко-татарских лицеев в России было закрыто еще 2000-е. Данные учебные заведения обвинялись в нарушении российских законов и в том, что они представляют потенциальную угрозу национальной безопасности.

Россия поддержала турецкие власти в их усилиях по борьбе с движением Гюлена, что привело к закрытию не только лицеев, но и других организаций, связанных с данной сетью. Это решение было частью более широкой стратегии России и Турции по укреплению двусторонних отношений, особенно в контексте борьбы с экстремизмом и терроризмом

Лидер Турции побеждает на своем поле

Но у нынешней истории случился хеппи-энд. Согласно последним новостям, стороны достигли предварительного соглашения по большинству вопросам. Еще вчера непоколебимый как скала турецкий минобрнауки смягчил свою позицию — турецкие школьники теперь смогут продолжить свое образование в упомянутых лицеях. Переводить их в государственные школы не станут. Те, кто уже учится в этих лицеях, будут обязаны проходить предметы, связанные с турецкой культурой, историей и литературой под руководством турецких преподавателей, назначенных министерством образования Турции. Кроме того, образовательные процессы в этих школах будут находиться под усиленным контролем турецких властей, что предполагает размещение государственных наблюдателей в учебных заведениях.

Также в сообщениях говорится о «прогрессе в отношении турецких учащихся, обучающихся во Франции». Что это значит, не объясняется. Однако министерство образования Турции уже объявило начало переговоров «о заключении всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве в области образования, включающего в себя положения о преподавании турецкого языка турецким студентам, проживающим во Франции». Таким образом, Анкаре, возможно, удалось продвинуть свой план по открытию сети турецких лицеев во Французской Республике.

На данный момент счет 1:0 в пользу Эрдогана. Но пока рано говорить, кто выиграл. Лидер Турции побеждает на своем поле, но вполне может проиграть на выезде. Перед ним стоит серьезный противник. На наших глазах разворачивается один из важнейших этапов экзистенциальной битвы Эрдогана и Гюлена. Ведь идет борьба не только за власть и влияние, но и за будущее турецкой нации, за ее место в мировой иерархии.