Полного понимания, что именно задумал враг не было. Это могла быть как рейдовая вылазка относительно небольшой группы войск, что уже было весной в Белгородской области, так и полноценная атака Полного понимания, что именно задумал враг, не было. Это могла быть как рейдовая вылазка относительно небольшой группы войск, что уже происходило весной в Белгородской области, так и полноценная атака Фото: © Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

Буря над Курском

В ночь с 5 на 6 августа государственную границу Российской Федерации в районе города Курской области Суджи перешли украинские войска. Полного понимания, что именно задумал враг, не было. Это могла быть как рейдовая вылазка относительно небольшой группы войск, что уже происходило весной в Белгородской области, так и полноценная атака. Кроме того, это мог бы отвлекающий удар, цель которого — дать ложное представление о намерениях, чтобы нанести следующий в уже подготовленном месте.

Однако ситуация показала, что Киев решился ударить именно на этом участке, прорвав линию обороны полосы обеспечения. Противник действовал тем же методом, которым осенью 2022 года захватил освобожденные территории Харьковской области, задействовав превосходящее количество техники и личного состава на выбранном участке.

Перед атакой, рассказывает военный эксперт Влад Шлепченко, противник вывел из строя российские БПЛА-разведчики, после чего перекрыл системами РЭБ частоты, на которых могли летать БПЛА, оставив узкие промежутки для своих аппаратов.

Влад Шлепченко: «Вышло так, что заход в Сумскую область мы не устроили, и войска у них просто так стояли»

«Они сначала зачистили участок фронта в течение нескольких дней от наших разведывательных дронов ZALA и „Орлан“ с помощью зенитных средств и FPV-дронов, которые они используют в качестве истребителей-перехватчиков. Добившись того, что мы потеряли их из виду на какое-то время, они подвинули к линии фронта свои станции РЭБ с направленными антеннами. И эти РЭБ закрывали не отдельные частоты, а целые диапазоны, в которых работают наши беспилотники, но в этих диапазонах они оставили себе некоторые частоты, на которые повесили свои беспилотники. И все это было снабжено так называемой ППЧ — псевдослучайной перестройкой частоты», — рассказал Шлепченко «БИЗНЕС Online».

Войдя через узкие проходы в минных полях, разбив немногочисленную оборону, враг начал растекаться по территории курской области, занимая многочисленные села в прифронтовой полосе Войдя через узкие проходы в минных полях, разбив немногочисленную оборону, враг начал растекаться по территории курской области, занимая многочисленные села в прифронтовой полосе Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

Начало вторжения

Несмотря на критику ряда телеграм-каналов, в том числе из числа патриотично настроенных военкоров, российская граница не представляла собой необорудованную пустоту. Противника встретил ряд пассивных укреплений в виде зубов дракона, колючей проволоки, судя по фотографиям, подбитого минного тральщика, границу укрепляли и минные поля. И все это держали бойцы-пограничники, солдаты-срочники и незначительное относительно сил противника количество дополнительных войск.

Как полагает военный эксперт Владислав Шурыгин, основным преимуществом киевских войск явилось то, что в бой украинцы вступали по заранее подготовленным, многократно просчитанным на компьютерах ЦБУ НАТО планам, и в составе полностью укомплектованных, отлично вооруженных и качественно подготовленных бригад и батальонов.

«Как минимум три бригады из группировки вторжения были сформированы еще прошлой весной, укомплектованы людьми и техникой по штатам американских „страйкеровских“ бригад и не принимали участия в боевых действиях. Как следствие, имели профессиональный, высокомотивированный л/с и высокую слаженность», — пишет Шурыгин в своем телеграм-канале.

Как пишут западные репортеры, налетевшие на захваченную территорию как стая ворон, русские приграничные укрепления в районе МКПП «Суджа» представляли собой огневые точки, прикрытые мешками с песком. Пограничники первыми приняли бой. Дежурная смена дралась буквально до последнего патрона, погибнув после того, как противник отказался от пехотных попыток штурма, ударив по обороняемым пунктам пропуска из танков. Этот последний бой погранотряда сумел задержать нацистских штурмовиков на несколько часов, дав время на организацию обороны в Судже.

Отдельно стоит упомянуть и группу «Ахмат», которая в том числе организовала отход гражданского населения из города. Несмотря на речи злых языков, подразделение выполняло свою работу, часть бойцов, судя по видеороликам, распространяемым украинской стороной, попала в плен.

Войдя через узкие проходы в минных полях, разбив немногочисленную оборону, враг начал растекаться по территории курской области, занимая многочисленные села в прифронтовой полосе. Владеть ситуацией врагу удалось не менее четырех суток.

Плечом к плечу

Объективной слабостью врага стала явно недостаточная численность группировки перед поставленным спектром задач. Как полагает Шлепченко, численность войск противника может находиться в диапазоне от 10 тыс. до 25 тыс. бойцов личного состава.

Ставка командования киевских войск была сделана на численное превосходство, внезапность, новейшие технические решения. Все это сработало на первом этапе, однако после того, как российское военное командование начало противодействовать врагу, данный комплекс мер стал буксовать и уже на пятые сутки наступления ни о каком решающем факторе не могло идти и речи. Скорее всего, Киев переоценил свои возможности, а также отнесся шапкозакидательски к действиям войск РФ.

«В отличие от ВСУ, наши подразделения и части, перебрасывавшиеся на курское направление, что называется, „сшивались“ в единую группировку наскоро. Ни командиры, ни личный состав своих соседей не знали, с „кризисным“ штабом ранее не взаимодействовали, и потому весь комплекс эффективного боевого управления формировался под огнем „в ручном режиме“, что усугублялось заглушенной противником связью, и, как следствие, минимум развединформации», — продолжает Шурыгин.

Впрочем переброшены были весьма опытные части, снятые с ключевых направлений. Так, в Курской области оказалась 810-я бригада морской пехоты, ранее громившая врага на Очеретенском выступе, и интернациональная бригада «Пятнашка» — старейшее подразделение, родившееся еще в 2014 году в ДНР. Эти части умеют действовать в условиях тактической неопределенности и действуют самостоятельно. Позитивно сыграл и фактор удаленности от складов.

На пятые сутки в российском сегменте телеграмма стали появляться затрофееные броневики. Они были совсем новые, рабочие, единственной «поломкой» в них являлось отсутствие топлива в баках. Противник не мог их заправить. Несмотря на лихое продвижение войск противника, наши Вооруженные силы смогли взломать систему логистики, превращая вражеские танки и броневики в очень дорогой металлолом. На врага падали бомбы, по нему велся артиллерийский огонь, наносились удары ОТРК «Искандер»; очевидно, что густым багровым пламенем горели вражеские склады со снарядами и ГСМ.

Противнику буквально не дали создать расширенный плацдарм, не позволили сделать коридор безопасности, по которому можно относительно спокойно снабжать свои части. Занятая врагом территория простреливается насквозь. Как следствие, возможности киевского наступления на данном участке закончены. Возможно некоторое колебание границы, глумление над советскими памятниками, но в целом движение завершено. На момент выхода статьи враг, скорее всего, заканчивает разграбление магазинов, снос памятных табличек и активно окапывается, занимая лесополосы, укрепляясь в зданиях и домах. Также, вероятно, уже разграблен Суджанский краеведческий музей, имевший в своей коллекции значительное количество артефактов, связанных с работой таможни.

Начала контрудара?

Пока российские части только формируют контур фронта, отсекая залетные ДРГ, а также обильно нанося удары по частям противника. Скорее всего, какие-то значимые подвижки можно будет ожидать уже на следующей неделе. Безусловно, Киев бодрится, пытаясь выдать занятие приграничной полосы за значимую оккупацию области, объявив о создании Курской военной комендатуры.

Вместе с тем имеющихся ресурсов у Киева было не то чтобы много, а очевидность его намерений была предсказана до начала наступления. Вопрос оставался практическим — где именно атакует враг? Причина, по которой было выбрано курское направление, остается загадкой. С тем же успехом враг мог зайти еще севернее или попробовать ударить в северный фланг группы войск «Север» на Белгородчине или атаковать Брянскую область. Принципиального изменения линии фронта это не принесло бы в любом случае.

«Мирные переговоры» по-киевски: ждать ли осеннее наступление ВСУ?

Практическая польза от данного решения также находится под сомнением. Киев сжигает свои драгоценные ресурсы, в том числе личный состав (на момент написания статьи, по данным министерства обороны России, киевские формирования потеряли порядка 3 тыс. единиц личного состава), бронетехнику (подтверждено уничтожение двух систем HIMARS и третья под вопросом), снаряды и прочее. Какой-то позитивной динамики относительно переговоров не наблюдается, Москва еще раз четко сказала, что разговаривать тут не о чем, а предложение российского лидера Владимира Путина о мире, данное этим летом, уже не актуально. Более того, не удалось даже замедлить продвижение российских войск на других участках фронта.

Единственным положительным моментом, который можно учесть для врага, — Киев наглядно показал Западу, что его не надо списывать со счетов, что, если ему дать должное количество вооружений, он еще сможет показать, как надо вести боевые действия. Проблема заключается в том, что давать уже почти нечего. Все, что можно было передать, — передано, нового в должном количестве не произведено, оставшиеся старые модели танков и бронетехники принципиально картины боя не изменят.

Мысль о том, что киевские части планировали захватить Курскую АЭС, откуда уже диктовать условия Москве, занимаясь ядерным шантажом, оставим как слишком смелые. Вряд ли противник рассчитывал на столь глубокое вторжение.

«Они прикладывали для себя варианты на полгода. Они теряют Донбасс. Они хорошо держались, пока у них была Авдеевка, которую они укрепляли с 2014 года, потом Часов Яр… И вот мы забираем эти позиции, дальше Славянско-Краматорская агломерация, которую мы тоже разберем, а вот дальше идут поля, и мы идем к Днепру. У них остается северное направление, которое все равно рано или поздно разморозится. Они сели посчитали, сколько дополнительно людей потеряют за 6–8 месяцев. И пока будет в Курской области крутиться мясорубка, но за счет этого они добиваются своих определенных задач. Посчитали — можем брать», — полагает Шлепченко.

А значит, сражение за приграничье Курской области, скорее всего, будет напоминать большие сухопутные «Крынки», где точно так же элита украинской армии погибала под напором нашей артиллерии и ударных дронов. С моральной точки зрения, скорее всего, Киеву будет приятно, что сражение идет на международно признанной российской территории. Фактически она точно также обагрится кровью украинских солдат и подневольных, загнанных режимом Зеленского на убой.