1. О чем фильм?

Пикантная, натуралистичная драма разворачивается в Петербурге начала ХХ века. Две обольстительные куртизанки — Стеша и Ксения — вместе с подругами трудятся в подпольном публичном доме. «Доходным местом» заправляет благовидная и жестокая Матушка, выгодно продающая своих воспитанниц. Каждой из них она создает «чистый» облик и красивую легенду. Именно на них неизбежно клюют мужчины Северной столицы, от неопытных гимназистов до чинов из высшего света. Иллюзия любви и невинности побуждает их вновь и вновь опустошать карманы, а нелегальный бордель — процветать. Но что если кто-то из ночных бабочек еще сохранил чистоту души и хочет изменить свою жизнь?

Иллюзия любви и невинности побуждает «воспитанниц» вновь и вновь опустошать карманы, а нелегальный бордель — процветать Иллюзия любви и невинности побуждает воспитанниц вновь и вновь опустошать карманы, а нелегальный бордель — процветать Скриншот из сериала

2. Оригинальность и актуальность истории

Такое решение кажется довольно спорным, ведь тема эскорта для российского кино уже не нова. Девушки для развлечения были героинями как минимум двух недавних экстравагантных проектов — «Содержанки» и «Жизнь по вызову». Поэтому Америку зрителям авторы не открыли, разве что облагородили, слегка романтизировали представительниц древней профессии и отправили их в начало XX века. Здесь они цепляют клиентов не в модных барах, а на улицах старого Петербурга, откровенные наряды заменяют струящиеся платья в пол, изящные шляпки и платочки (автор костюмов — Владимир Никифоров), а сами куртизанки действуют в статусе «чистых».

В остальном же история раскрыта достаточно тривиально. Ночные бабочки, за исключением Ксении и Стеши, слеплены в обезличенную массу. Единственный заметный образ — колоритная афроамериканка Франя (Тереза Диуро) — «пропал с радаров» довольно быстро. Несмотря на продуманные действия (Стеша роняет под ноги кавалерам платок, а Ксения прилюдно тоскует по якобы погибшему мужу), оригинальных способов обольщения девушки не демонстрируют. Они привычно стреляют глазками, притворно улыбаются и фальшиво плачут. Главное же, вопреки авторскому месседжу, «чистых» среди них нет. Ксения совершает безжалостное убийство, ломает жизнь юному восторженному любовнику и продолжает обслуживать знатных господ. Стеша под благовидным предлогом освободить девушек от тяжкого бремени занимает освободившееся место «сутенерши».

3. Драматургия и диалоги

В целом драматургию сложно отнести к сильным сторонам сериала, в длинном списке продюсеров которого есть имена Федора Бондарчука и Жоры Крыжовникова. Время в нем тянется медленно, как старинные катера, перевозящие петербуржцев по каналам города. Сюжетные линии обрываются, едва начавшись. То же можно сказать и о непритязательных диалогах персонажей, лишенных внутренней философии. Ухо цепляет разве что нецензурная речь, которая звучит уж очень часто.

Кроме того, возникает ощущение, что в «Чистых» так и не определились с жанром картины: то ли это ретродрама о петербургском полусвете вековой с лишним давности, то ли криминальный триллер, то ли история абьюзивных отношений, от которых страдают женщины, и т. д. Интересно, что в конце каждой серии на титрах показаны номера телефона доверия для женщин. Видимо, авторы проекта заранее рассчитывали на серьезный резонанс вокруг фильма и хотели подстраховаться на случай критики по разряду морали и этики.

Также только ленивый не провел параллели между «Чистыми» и одним из главных фильмов Алексея Балабанова «Про уродов и людей». Те же картинки Петербурга и его каналов начала прошлого века, пикантный род занятий главных героев и фирменная балабановская хтонь, растекающаяся по экрану, несмотря на красивую и современную картинку. Однако и это играет скорее против «Чистых», указывая на вторичность проекта.

Не впечатляет и вишенка сериала — эротические сцены. В «Чистых» много обнаженных тел, но они не вызывают желания. Все выглядит скомканным и грубым: герои грешат в казенных гостиничных номерах, на полу борделя, в парке, под мостом и еще бог знает где. Будничную атмосферу чувствуют и мужчины: никто из них после ночи любви не заботится о состоянии дам и не пытается их спасти.

Актрисы Диана Милютина, Тереза Диуро и Софья Синицына (слева направо) и режиссер сериала «Чистые» Николай Хомерики Актрисы Диана Милютина, Тереза Диуро и Софья Синицына (слева направо) и режиссер сериала «Чистые» Николай Хомерики Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

4. Авторы сериала

«Чистые» — это авторский проект режиссера Николая Хомерики. В нулевые он ездил в Канны с фильмами «977» и «Сказка про темноту», потом занялся коммерческим кино, в его фильмографии, к примеру, «Белый снег» — байопик о легендарной лыжнице Елене Вяльбе. Возвращение режиссера в мир артхауса в 2021-м с фильмом «Море волнуется раз» (здесь в кино дебютировала Ольга Бодрова — дочь Сергея Бодрова младшего) ознаменовалось главным призом «Кинотавра».

Сценарий к сериалу написал опытный Александр Родионов — постоянный соавтор Хомерики, в активе которого работа с Борисом Хлебниковым, Александром Прошкиным, Валерией Гай-Германикой. Правда, стоит отметить, что прежде тандем Хомерики — Родионов все же брался за современные сюжеты. Интересно, что сценарист «Чистых» уже довольно долгое время ежегодно летом приезжает в Свияжск, будучи одним из руководителей кинофестиваля «Рудник», прямо сейчас на острове-граде работает школа анимационного кино «Рудник» под кураторством Родионова.

Последний некогда в интервью «БИЗНЕС Online» довольно скромно оценивал свою роль как сценариста при создании фильма: «У меня никогда не было другой задачи, кроме того чтобы помочь им (режиссерамприм. ред.) сделать их сюжеты и фильмы. Это нормальная производственная роль. Сценарист — человек, который помогает сделать все, что связано с драматургией и сюжетом, диалогами, созданием персонажей — многими вещами, которые, можно сказать, тоже являются самыми главными в фильме. Но все равно это нужно для того, чтобы был сделан фильм режиссером».

5. Звезды каста

Сильная сторона проекта — актерский состав (недаром картина получила приз «За лучший актерский ансамбль» на VI фестивале сериалов «Пилот»). Однако главных героинь — их играют молодые актрисы Диана Милютина и Софья Синицына — лидерами каста назвать сложно. Но в любом случае их отважность и откровенность в кадре наверняка придутся по душе авторам российских фильмов и сериалов. Хотя та же Синицына до сего дня была больше известна скорее как мама внучки Олега Табакова.

Зато, безусловно, хорош продюсер сериала Бондарчук в роли всеведущего Отца: правда, появления артиста, смотрящего на нас с постера «Чистых», пришлось ждать не одну серию. Хозяин «чистых» барышень одинаково жесток, харизматичен и жалок — каждое из этих состояний актер передает в натуралистических деталях. Под стать ему оказалась эксцентричная Виктория Исакова в образе Матушки. Глядя на броские перевоплощения актрисы из благоподобной дамы в безжалостную маньячку, было жаль расстаться с ней по ходу пьесы. Именно Исакова отвечает в первых сериях за концентрацию балабановщины на экране, после ее исчезновения лучше всего с этой ролью справился Борис Каморзин в не очень большой, но предельно яркой роли знатного вельможи и клиента Ксении-Синицыной.

Молодое поколение актеров тоже не подкачало, и здесь речь прежде всего о мужчинах. Яркий, харáктерный образ создал Никита Кологривый, известный по нашумевшему сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте». Из казанского бандита Кащея он гармонично превратился в петербургского бандита Клопа. Трогательным выглядит Марк Эйдельштейн, звезда фильма «Анора» — обладателя «Золотой ветви» Канн этого года, в роли юного, впечатлительного Вениамина. Засветился в проекте и Риналь Мухаметов: уроженец поселка Алексеевское, что в Татарстане, сыграл фривольного аристократа Дмитрия, влюбленного в Стешу.

6. Картинка

Недостатки действия также частично компенсируют роскошные дворцовые интерьеры и качественные натурные съемки. Любовные интриги разворачиваются в живописных локациях Санкт-Петербурга и пригородов. Вместе с героями зритель оказывается возле Гостиного двора и Петропавловской крепости, на Витебском вокзале, в Царском селе, Гатчинском дворце и Лопухинском саду. Оператор Иван Лебедев органично микширует крупные и панорамные планы — ландшафты услаждают глаз, но не «съедают» персонажей. А художник Павел Пархоменко позаботился, чтобы исторические места очистили от всех атрибутов современности.

7. Что говорит критика

При таких данных неудивительно, что картина получила спорные оценки и отзывы. Например, на «Кинопоиске» столкнули двух авторов с диаметрально противоположными мнениями.

Константин Шавловский как раз вспоминает «Про уродов и людей» в контексте «Чистых»: «Секс и желание в обоих фильмах являются не самоцелью, а образом, с помощью которого авторы показывают общественную изнанку, то унижение и бесправие, страх и равнодушие, которые положены в основание этого общества. Кстати, о сексе в „Чистых“: он намеренно снят антиэротично; видно, что авторы старались быть предельно бережными по отношению к актрисам, а также думали о том, чтобы не объективировать героинь (в фильме о секс-работе это довольно трудная задача). Но секс здесь не возбуждает еще и потому, что это, кажется, и не входило в задачи авторов». И добавляет, что Балабанов снимал «гибель империи» и в своем «Грузе-200», который с «Чистыми» объединяет фигура художника Пархоменко.

«Главный аттракцион „Чистых“ — это как раз секс в частности и обнаженка вообще (и везде)… Секс и фул фронтал спереди и сзади составляют 90 процентов заставки „Чистых“, то есть именно это сериал и продает, — в свою очередь пишет Василий Корецкий. — Иногда возникает подозрение, что некоторые трагические происшествия с героинями специально придумывались под пикантную мизансцену с задранной юбкой или вывалившейся грудью. Эта претензия была бы ханжеством, если бы при этом команде молодых актрис действительно предоставили возможность играть. Однако играть-то тут никто не может…»

Также рецензенты отмечают, что авторы «Чистых» стали заложниками позиционирования своего проекта как «самого откровенного сериала года». «Обилие секса и обнаженных тел (разумеется, женских — объективация работает только в одну сторону) скорее вызывает отторжение, чем возбуждение. И причина не только в неприглядном зрелище, но и в манере повествования „Чистых“ — сухой, рациональной, искусственно направленной, чтобы шокировать, а не взволновать», — пишет Валерия Косенко в РБК.

8. Какому зрителю адресовано

Сериал — это строгие 18+. В остальном же он может быть адресован достаточно широкому кругу зрителей. Здесь есть и известный артхаусный режиссер, и звездные российские артисты. Но не рекомендуется противникам обнаженки и обсценной лексики на экране.

9. Где смотреть сериал и его продолжительность

В первом сезоне сериала — 8 серий, каждая в среднем по 40 минут, увидеть их можно на Wink, сериал является оригинальным проектом этой онлайн-платформы. Но из-за неторопливой динамики действия кажется, что эпизоды длятся не менее часа. Бюджет проекта авторы не раскрывают, но, судя по богатой «картинке» и участию нескольких кинозвезд, он весьма солидный. И, очевидно, не окончательный — в сети уже есть информация, что «Чистых» продлили на второй сезон. Тем более, что на необходимость продолжения явно намекает и неожиданный финал восьмой серии.

10. Оценка «БИЗНЕС Online»

5 баллов из 10 возможных. «Чистые» — амбициозный проект, созданный опытными и умелыми кинематографистами, однако не совладавший с завышенными ожиданиями.

Читайте также:

1. Сериал «Игры»: Олимпиада-80 — это не только «До свидания, наш ласковый мишка!»