Флагманский проект минкульта РТ превратился в совместное детище министерства культуры и министерства по делам молодежи, да еще и сменил название на «ДәртФест» Флагманский проект минкульта РТ превратился в совместное детище министерства культуры и министерства по делам молодежи, да еще и сменил название на «ДәртФест» Фото: «БИЗНЕС Online»

О чем спорят минкульт и минмолодежи?

«У меня желание, чтобы люди взяли Кремль заново и он снова стал татарским, хотя бы на день», — с этих смелых заявлений организаторов 30 августа 2018 года начинался Tat Cult Fest — ежегодный фестиваль современной татарской городской культуры, с ходу «захвативший» в День города территорию Казанского кремля. Тогда это и правда выглядело почти революционно — власти республики отдали на откуп татарской прогрессивной творческой молодежи основной туристический объект столицы РТ на время главного праздника города. Это выглядело максимально смело со стороны недавно назначенного министра культуры Ирады Аюповой, предложившей такую идею, и раиса РТ Рустама Минниханова, поддержавшего инициативу.

То было время расцвета Всемирного форума татарской молодежи (ВФТМ), активисты которого придумали и акцию «Мин татарча сөйләшәм», и фестиваль «Печән базары», и не собирались останавливаться на достигнутом. К тому же именно тогда стали появляться сверхновые герои татарской культуры: электронный дуэт «Аигел», танцовщик и хореограф Нурбек Батулла, поэтесса Йолдыз Миннуллина и т. д. Главными лицами первого Tat Cult Fest стали председатель ВФТМ Яруллин и основатель музыкального лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров, который и отвечал за творческую составляющую мероприятия тогда и в последующие годы.

Именно музыка была и остается, конечно, главной приманкой Tat Cult Fest в любой его конфигурации. Тогда 6 лет назад выступали и многие из тех, кто по сей день проходит по разряду модных и продвинутых, например коллективы Gauga, Juna или Malsi Music. И в последующем здесь было немало интересного: Зуля Камалова презентовала совместный альбом с поэтессой Миннуллиной, хедлайнерам из «Аигел» дали спеть только пару композиций (предыдущие выступления затянулись, а руководство музея-заповедника «Казанский Кремль» отказывалось продлить время концерта), качал зал на открытом воздухе рэпер Нурминский, юная Саида Мухаметзянова выступала с живым бэндом, а Усал отжигал вымазанный в краске цвета крови.


Но не прошло и нескольких лет, как флагманский проект минкульта РТ превратился в совместное детище министерства культуры и министерства по делам молодежи, да еще и сменил название на «ДәртФест». Интересно, что в прошлом году минфин Татарстана выделял деньги на «ДәртФест» минмолодежи, а в этом году госзакупку на проведение фестиваля (в размере 8,1 млн рублей) осуществлял уже минкульт. И в целом, по информации «БИЗНЕС Online», у двух хозяев мероприятия различаются взгляды на дальнейшее развитие форума. Это было заметно и год назад, когда концертную площадку, за которую отвечал минмолодежи РТ, дополнили эстрадные артисты вроде Марата Яруллина или Анастасии Макаровой

В ведомстве Рината Садыкова считают, что фестиваль надо распространить на более широкую аудиторию, привлекая артистов разных жанров и направлений В ведомстве Рината Садыкова считают, что фестиваль надо распространить на более широкую аудиторию, привлекая артистов разных жанров и направлений Фото: «БИЗНЕС Online»

В ведомстве Рината Садыкова считают, что фестиваль надо распространить на более широкую аудиторию, привлекая артистов разных жанров и направлений. В министерстве культуры же настаивают, что их детище, пусть и под другим названием, но должно ориентироваться на современную продвинутую татарскую культуру и тех музыкантов, которые прежде всего ее олицетворяют. Поговаривают, что министр Аюпова была удивлена и высоким гонорарам участников «ДәртФеста» из числа фаворитов минмолодежи.

По данным газеты, споры продолжились и в этом году. И программы «ДәртФеста», до которого осталось меньше двух недель, все еще нет. Добавили головной боли и итоги торгов по госзакупке на проведение фестиваля, которые выиграло казанское ООО «Антей-Групп», которая пока подобных мероприятий не проводила. Впрочем, в 2022-м тендер на проведение, как выяснилось позже, последнего Tat Cult Fest и вовсе выиграло неизвестное в республике московское ООО «Сателлит». Но москвичи привлекли к работе привычных организаторов из Yummy Music, и фестиваль не уронил свой привычный уровень.

Достойны ли татарские электронщики, инди-рокеры и рэперы собственного фестиваля в стенах Кремля? Достойны ли татарские электронщики, инди-рокеры и рэперы собственного фестиваля в стенах Кремля? Фото: «БИЗНЕС Online»

«Могу допустить, что не все так прекрасно»

Но у этой темы есть и другой, более важный и глубокий пласт. Да, минкульт РТ потерял название Tat Cult Fest и единоличный контроль над форумом из-за отдельных его организаторов, покинувших Россию после начала СВО. Кроме того, не добавили доверия властей местным «альтернативщикам» отдельные заявления их коллег, уехавших из страны, вроде по-детски наивных геополитических размышлений голоса «Аигел» Айгель Гайсиной в интервью Юрию Дудю*.

Однако есть ощущение, что и вся модная татарская музыкальная «шпана», которая должна была более-менее «стереть с лица земли» (по выражению одного знаменитого рокера-иноагента) местную кондовую эстраду, ярко стартовав в конце 2010-х, так и осталась по сей день «вещью в себе». Вот и хочется вслед за министром культуры РТ Аюповой, которая недавно задавалась вопросом о том, а достоин ли наш зритель нового шикарного здания театра им. Камала, тоже спросить: а достойны ли татарские электронщики, инди-рокеры и рэперы собственного фестиваля в стенах Кремля?

Конечно, без успехов не обошлось. За примерами далеко ходить не надо: сумасшедший взлет трека «Пыяла» все того же дуэта «Аигел», который прославил сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», у всех перед глазами, а совсем недавно в TikTok блеснула группа «Дышать» с песней «Тыпырдатып». Однако никаких предпосылок для формирования настоящей индустрии подобной музыки в Татарстане по-прежнему не создано, что особенно контрастирует с жизнью нещадно критикуемой национальной эстрады, зарабатывающей деньги и обеспечивающей себя без особого вмешательства государства.


Татарстанские же «хипстеры» в основном участвуют в мероприятиях, организованных госструктурами, благо в республике существует уникальная для большинства регионов РФ ситуация, когда власти активно поддерживают частные культурные инициативы. Однако ни о какой серьезной гастрольной деятельности даже первых звезд татарской альтернативной сцены мы не слышим, и все происходящее остается в зоне интереса очень небольшой по численности публики.

Да, те же подопечные Гафарова из Yummy Music участвуют в престижном фестивале Ural Music Night в Екатеринбурге, о них пишут специализированные музыкальные медиа. «Татарстанская сцена последних лет не просто любопытная — она восхитительная во всем, — рассказывает издание afsha.ru. — Тут найдется место и мрачнейшему року (qaynar), и экспериментам с народным звуком (Almet Lab), и приятнейшей поп-музыке, как у артиста Ilgiz. Делает он подвижный поп-фанк с бодрым ритмом, хлесткими басовыми партиями и романтичным голосом. „Сөю“ — это „любовь“ по-татарски, песня вышла, собственно, ко Дню Святого Валентина».

«Сөю» afsha.ru называет среди лучших песен февраля 2023 года наряду с новыми произведениями легендарного Дельфина и модной группы «Наадя». Но, открыв ныне полуопальный YouTube, мы обнаружим, что клип Ilgiz на эту песню набрал всего ничего — чуть больше 5 тыс. просмотров. И таких примеров масса.


Сам Ilgiz, а это певец и шоумен Ильгиз Шайхразиев, признает, что какое-то время он и его коллеги действительно не обращали внимания, например, на отсутствие гастролей. Потому что год вроде как забит фестивалями, госконцертами и другими событиями и, кажется, что в целом все в порядке. Но если выехать за пределы Казани, то там тех же участников Yummy Music никто не знает. Поэтому есть планы с музыкантами лейбла сделать концертный тур по большим городам РТ.

«Я варюсь в этом, и мне кажется, что все прекрасно, что везде выступаю, у нас есть какие-то движения, — сказал „БИЗНЕС Online“ Шайхразиев. — Это, может быть, моя ошибка. Ошибка того, кто находится внутри ситуации. Я уже не могу объективно все это оценивать. Могу допустить, что не все так прекрасно. Конечно, я бы хотел, чтобы наши владельцы медиапространств больше обращали внимания на что-то новое, но я все понимаю — рыночная экономика: пришел, заплатил деньги, тебя крутят и все думают, что вот они, звезды. Недавно ехал со своими детьми и думаю: дай поставлю татарское радио. А там песни (в переводе на русский): „Собрались на юбилей, как классно у нас здесь все“, „У нас сегодня никах“ и „Эх, друзья, мы за круглым столом“. Думаю: подождите, я сейчас на банкете сижу или радио слушаю? И я подумал, что не хочу, чтобы мои дети росли и думали, что это и есть татарская музыка».

«Выхлоп от «Үзгәреш җиле» нулевой»: что останется после татарского шоу за пол-ярда?

По большом счету, татарские альтернативщики оказались в той же ситуации, что организаторы и авторы проекта «Үзгәреш җиле», хотя Tat Cult Fest в чем-то выглядел изначально и его антиподом (при том что некоторые артисты, включая Шайхразиева, выступают и тут и там). Но при всей разнице бюджетов, который у фестиваля директора оперного театра Рауфаля Мухаметзянова просто космический, здесь есть и общее, а именно — отсутствие зависимости от зрителей, которые оставляют свои кровно заработанные деньги, покупая билеты на концерты, скажем, Фирдуса Тямаева, собирающего 10 дней подряд аншлаги в «УНИКСе».

«Үзгәреш җиле» должен понравиться только одному зрителю — раису республики Минниханову, который и решает судьбу фестиваля. Не зря сюда порой забывают позвать даже лояльную прессу: зачем, если от нее ничего не зависит? Вот и таткультфестовцы в отсутствие регулярных концертов (редкие выступления в Нацбиблиотеке РТ или на локальных площадках казанских баров таковыми назвать нельзя) становятся в некотором смысле «грантоедами», зависящими от доброй воли и хорошего музыкального вкуса чиновников. Но, кажется, большинство участников процесса ситуация вполне устраивает.

Правда, собеседники нашей газеты в минкульте РТ подчеркивают, что здесь помогают разным артистам и в разных ситуациях, а не только инди-рокерам, дескать, порой обращаются и эстрадные звезды за поддержкой, когда им вместе с группой надо ехать на большие гастроли к татарам куда-нибудь в Сибирь.

Ильяс Гафаров: «Сейчас практически невозможно реализовать амбициозные проекты без государственного и частного партнерства, а еще лучше, когда обе стороны идут к одной цели и гармонично дополняют друг друга» Ильяс Гафаров: «Сейчас практически невозможно реализовать амбициозные проекты без государственного и частного партнерства, а еще лучше, когда обе стороны идут к одной цели и гармонично дополняют друг друга» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Татарский моң, наш культурный код, сохранится независимо от того, будут они исполнять рок, этнофьюжен или рэп»

Министр культуры РТ Аюпова в разговоре с «БИЗНЕС Online» заметила, что традиционная культура может развиваться и оставаться актуальной, современной. Тем более татарская музыкальная культура обладает удивительной адаптивностью. По ее словам, многие привыкли воспринимать исполнение Ильгама Шакирова или Альфии Авзаловой как эталон, хотя на самом деле они сами были новаторами, революционерами, поскольку до них татарские песни звучали совершенно иначе. И молодое поколение музыкантов также ищет свой уникальный стиль, в том числе через площадку «ДәртФеста».

«Пусть у нас будут артисты на любой вкус, не стоит пытаться всех сужать до одного жанра, — говорит Ирада Хафизяновна. — Татарский моң, наш культурный код, сохранится независимо от того, будут они исполнять рок, этнофьюжен или рэп. Возможно, это не всегда будет рассчитано на широкую публику, но именно эти артисты являются первопроходцами, которые напишут новую историю. Соглашусь, что есть потребность в локации помимо Нацбиблиотеки РТ, где могли бы выступать исполнители альтернативной татарской музыки».

От Усала до Камала: топ-25 новых звезд татарской культуры

В свою очередь, лидер Yummy Music Гафаров, главный продюсер практически всех мероприятий, так или иначе связанных с татарской альтернативной музыкой, не видит здесь застоя, в том числе это касается и «ДәртФеста». «Он (застой прим. ред.) был бы, если бы количество зрителей [на фестивале] уменьшалось, — сказал Гафаров нашему корреспонденту. — Мы видим живой интерес с их стороны — прошлогодний фестиваль посетили порядка 40 тысяч человек. Потому что 30 августа в Казанском кремле они могут увидеть на одной площадке то, чего не показывают каждый день по телевизору, не играют на радиостанциях и вообще редко встретишь на большой сцене в центре города. Это выглядит так, словно все наши подписчики внезапно материализовались и пришли в одно время и в одно место».

Для продвижения новой татарской культуры в Yummy Music готовы расти и горизонтально, и вертикально — расширять географию, повышать качество, увеличивать разнообразие и объем контента. Однако назвать хотя бы примерную сумму, которая необходима, чтобы сделать этот скачок, Гафаров затруднился. «Сейчас практически невозможно реализовать амбициозные проекты без государственного и частного партнерства, а еще лучше, когда обе стороны идут к одной цели и гармонично дополняют друг друга», — указывает основатель Yummy Music. Кстати, наши собеседники в сфере популярной музыки говорят, что организация только одного сольного концерта артиста на площадке вроде «УНИКСа» или Татгосфилармонии обойдется примерно в 1 млн рублей.

Кроме того, Гафаров считает неэффективным сегодня вкладываться в ротацию на радио и ТВ, когда можно клип или вертикальный ролик выложить в интернет и это будет эффективнее, а главное, бесплатно. «Артист или песня могут стать суперузнаваемыми независимо от того, сколько было вложено денег. Например, если трек стал саундтреком популярного фильма, спектакля, рекламы или завирусился в соцсетях. Успех иногда зависит от мимолетной прихоти аудитории. Что будет интересно завтра или через год — покажет только время», — констатирует лидер Yummy Music, причастный к появлению на сцене таких артистов, как Juna, Shanu, «Оммаж», qaynar, Gauga, Urtic, Усал, Malsi Music, Noor. Однако стоит повторить, что на канале лейбла в YouTube цифры просмотров крайне скромные.

«Один великий сказал, что зритель никогда не отличается постоянством. Сегодня у него кумир — ты, а завтра — уже другой» «Один великий сказал, что зритель никогда не отличается постоянством. Сегодня у него кумир ты, а завтра — уже другой» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Татары — достаточно консервативный народ»

Что думают о текущем состоянии татарской музыкальной альтернативной культуры эксперты «БИЗНЕС Online»?

Таким исполнителям, которые являются «украшением татарской культуры», нужна особая поддержка и площадка, где они будут регулярно творить, считает замдиректора Нацбиблиотеки РТ Табрис Яруллин. Именно во времена его руководства ВФТМ альтернативные звезды ярко заявили о себе, а сам Яруллин даже был ведущим на одной из концертных площадок Tat Cult Fest.

Молодой лидер татарского театра, режиссер театра им. Камала Айдар Заббаров, считает важным не ограничиваться одним ежегодным фестивалем. «Мы понимаем, что это музыка не для всех, поэтому, возможно, до „ДәртФест“ стоит проводить регулярные концерты, лаборатории и творческие вечера с участием этих артистов на протяжении всего года. Это поможет поддерживать интерес зрителей и добавит масштабности. Сам же фестиваль должен быть кульминацией этих мероприятий», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online», лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры.

Действующий главный режиссер театра им. Тинчурина Туфан Имамутдинов считает, что не стоит перекладывать ответственность на государство за недостаточное продвижение культурных явлений. Кстати, сам Имамутдинов, известный театральный экспериментатор, заявил о себе с национальными проектами на федеральном уровне еще до того, как это сделали местные музыканты. Весной 2018-го его спектакль «Әлиф», маленький частный проект с бюджетом в несколько десятков тысяч рублей, получил «Золотую маску» за работу танцовщика Нурбека Батуллы. «В театре и кино это [продвижение] работает легче, так как здесь творят для своих поклонников, — сказал Имамутдинов нашему корреспонденту. — А музыка везде, она больше тебя сопровождает, чем остальные виды искусства. Поэтому здесь скорее момент в том, случится эта популярность с такими исполнителями или не случится, повезет или нет. А дискурс, что не хватает поддержки от государства, немножко не о том, так как музыка сама не об этом».

Татарские альтернативщики очень далеко ушли от фундамента национальной музыки, как это произошло и на фестивале «Үзгәреш җиле», где «испортили звучание популярных песен», проводит аналогии руководитель продюсерского центра «Аксу» Рустам Сарваров. Секрет успеха он представляет так: сохранить национальную мелодию как основу и обогатить ее современным звучанием с использованием новейших достижений. «Они подражали западной музыке, а им нужно было развивать свою, обогащать ее, вот тогда бы альтернативная музыка стала популярной у широкой массы зрителей. Сейчас их аудитория очень мизерная, образно говоря, три-четыре человека. Я пару раз был на их концертах — не понравилось, поэтому больше не хожу», — указывает спикер, также констатируя, что татарская городская культура находится еще в зачаточном состоянии.

«Татары — достаточно консервативный народ. Татар тотып карамыйча ышанмый — пока татарин не потрогает, он не поверит, — философствует директор фонда им. Вагапова и глава союза продюсеров РТ Рифат Фаттахов. — С другой стороны, один великий сказал, что зритель никогда не отличается постоянством. Сегодня у него кумир ты, а завтра — уже другой. Вот два посыла здесь, на первый взгляд противоречащих друг другу. Видимо, законы диалектики еще никто не отменял. В современных реалиях к ним добавляется еще третий момент: явление актуальное, пусть трижды популярное на сегодняшний день, еще не значит профессиональное и высокохудожественное. Значит, сегодня продюсеры, которые запускают тот или иной проект, должны грамотно рассчитать свою тактику и стратегию с учетом всех противоречивых особенностей переживаемой эпохи».

«Хотелось бы, чтобы фестиваль действительно превратился во что-то культовое, откуда вырастают крутые, большие артисты» «Хотелось бы, чтобы фестиваль действительно превратился во что-то культовое, откуда вырастают крутые большие артисты» Фото: «БИЗНЕС Online»

Чего ждать от «ДәртФест»?

А что же в итоге будет на «ДәртФесте-2024»? По нашей информации, в качестве музыкального хедлайнера хотят привлечь известную российскую певицу Ирину Смелую, выступающую под псевдонимом Tatarka. Правда, особого эксклюзива в этом нет, артистка совсем недавно пела на экофестивале на Лебяжьем.

Что касается Гафарова, то он, хотя еще и не договаривался о своем участии с победителями тендера на проведение фестиваля, размышляет о его будущем. Он отмечает, что есть планы по расширению географии «ДәртФеста» на другие города РТ, тем более подобные предложения поступают от местных творческих объединений. Но на масштабирование проекта нужны дополнительные средства, которых пока нет. «В свое время у нас была традиция перед каждым фестивалем проводить творческие лаборатории, которые открывали новые имена, помогали отдельным творческим единицам собираться в команды и создавать новый продукт, — продолжает наш собеседник. — Возможно, и эта практика будет возвращена. Есть еще идеи, реализация которых не всегда зависит от них. Например, хотели воссоединить оригинальные составы групп Sak-Sok и „Заман егетләре“, но самим музыкантам это оказалось неинтересно».

Что же касается участников фестиваля, то музыкант и блогер, звезда YouTube Раиль Арсланов, принимавший участие в прошлогоднем «ДәртФесте» по квоте минмолодежи, уверен, что все эти годы фестивалю не хватало масштабности и за счет приглашения более именитых артистов и блогеров он может обрести его. «Круто, что фестиваль изначально был создан с целью популяризировать андеграундную музыку, но я посещал такие мероприятия, и там всегда было очень мало аудитории, — говорит Арсланов. — Хотелось бы, чтобы фестиваль действительно превратился во что-то культовое, откуда вырастают крутые, большие артисты. Но чтобы он не был попсовым на все 100 процентов, как другие концерты, а чтобы оставался аутентичным, с татарским уклоном, но с более широкими охватами, привлечением именитых лиц».

«Понятия „городская татарская культура“ и „новая татарская культура“ идентичны, — убежден Гафаров. — Эти явления зарождаются и развиваются в мегаполисах. Да, у нас есть прекрасные праздники, как Сабантуй и Каравон, демонстрирующие великолепие народной, сельской, аутентичной культуры и традиций. А современная культура создает новые смыслы и формы и переосмысляет старые, развиваясь в городе. Так было и во времена Тукая в начале XX века, так есть и в наши дни». И музыка, считает он, сегодня больше, чем просто направление искусства. «Во всем мире музыка — это еще и стиль, лайфстайл, продвижение и пиар национального кода, изучение родного края, отражение последних тенденций в обществе. Музыка движет многими другими смежными направлениями, которые используют ее для создания нового контента, будь это театр, кино, медиаарт и прочее», — резюмирует продюсер.

Тем временем у Салавата Фатхетдинова сегодня в театре им. Камала очередной сольник стартовавшего 36-го концертного сезона, причем выступления беспрерывно продолжаются с начала августа. На воскресное шоу все билеты также проданы.

* выполняет функции иностранного агента