Лицей «Инноватика», который пока даже не отражается на картах, 1 сентября примет первых учеников Лицей «Инноватика», который пока даже не отражается на картах, 1 сентября примет первых учеников Фото: rais.tatarstan.ru

«Мы будем помогать нашим подшефным городам в новых регионах»

Августовское совещание учителей в этом году прошло в селе Усады Лаишевского района на базе нового многопрофильного лицея «Инноватика». Учебное заведение, которое пока даже не отражается на картах, 1 сентября примет первых учеников, в его холлах и кабинетах еще немного чувствуется запах строительных материалов. С утра в Усадах вовсю готовились к приему высоких гостей. Пришедших пораньше встречали школьники, переодевшиеся в костюмы мимов, принцесс и народных героев. На улице, неподалеку от лицея, расположилась небольшая выставка достижений учебных заведений Татарстана и образовательных проектов.

Начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов рассказал о реализации в столице РТ проекта «Педагогический класс». Дети в таком классе, кроме привычных школьных предметов, будут изучать основы педагогики, психологии не только в теории, но и на практике. «У нас очень классная программа для этих педагогических классов. К нам со всей России приезжают, мы рассказываем, как работаем», — поделился Ризванов в беседе с «БИЗНЕС Online». В предстоящем учебном году в 28 школах РТ будут открыты 54 таких класса.

Проект поможет решать проблему нехватки учителей. «Надо заботиться не только об имеющихся кадрах, нужно задумываться о них не со студенческой скамьи, а со школьной», — отметил Ризванов. Сейчас в Казани не хватает около 1 тыс. учителей.

Минниханов сам одел на спины 20 будущих школьников портфели Минниханов сам надел на спины 20 будущих школьников портфели Фото: Сергей Елагин

Пока раис Татарстана Рустам Минниханов, глава Лаишевского района Ильдус Зарипов и министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин вместе с другими членами кабмина обходили стенды, буквально за их спинами активно шла подготовка к вручению школьных портфелей первоклассникам лицея в рамках акции «Помоги собраться в школу». Организаторы гадали, куда поставить гостей и самих будущих школьников, а вице-премьер РТ Лейла Фазлеева по-хозяйски советовала, как будет удобнее расположить стол с подарками.

«Очень добрая, хорошая традиция, — отметил глава республики во время вручения. — По республике мы это мероприятие проводим. В этом году, Лейла Ринатовна, мы будем помогать нашим подшефным [городам] в новых регионах». Минниханов сам надел на спины 20 будущих школьников портфели.

В спортивном зале президент «Рубина»Марат Сафиуллин представил Минниханову два детских проекта, созданных клубом В спортивном зале президент «Рубина» Марат Сафиуллин представил Минниханову два детских проекта, созданных клубом Фото: rais.tatarstan.ru

Конечно же, не обошлось без обхода самого лицея. В спортивном зале президент «Рубина» Марат Сафиуллин представил Минниханову два детских проекта, созданных клубом. Первый — «Спортивный дневник школьника», он будет реализован с этого учебного года и охватит более 77 тыс. учащихся казанских школ с 1-го по 4-й классы. Детям вручат специальные дневники от «Рубина». Клуб планирует проводить открытые уроки физкультуры, «Веселые старты» с участием игроков и тренеров футбольного клуба, конкурсы и розыгрыши. А за активное участие дети получат возможность попасть на экскурсию по клубной базе и стадиону, посетить открытую тренировку основной команды и лично пригласить футболистов в школу на открытый урок. Второй проект — «Фиджитал футбольная лига». Это логическое продолжение «Игр будущего».


«Сегодня мы видим, как можно интегрировать современные информационные технологии в реальные занятия спортом, вести здоровый образ жизни. Если мы сможем оторвать наших детей от гаджетов и приобщить их к реальному спорту, будет очень хорошо», — говорил Сафиуллин.

В это время глава Лениногорского района Рягат Хусаинов не упустил возможности пообщаться у стенда казанского IT-парка с разработчиком мобильного приложения по аренде электросамокатов в Лениногорске о том, по каким лучше маршрутам им ездить. Все-таки дороги в городе не везде хорошие. Тем временем к началу пленарного заседания к Минниханову присоединились госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, мэр Казани Ильсур Метшин и председатель Госсовета Фарид Мухаметшин.

Федеральное присутствие ограничилось видеоприветствием министра просвещения РФ Сергея Кравцова Федеральное присутствие ограничилось видеоприветствием министра просвещения РФ Сергея Кравцова Фото: Сергей Елагин

Строительство школ, итоги ЕГЭ и профильное обучение

По информации «БИЗНЕС Online», на татарстанской «августовке» ожидали главу Рособрнадзора Анзора Музаева. Он по неизвестным причинам не приехал, поэтому федеральное присутствие ограничилось видеоприветствием министра просвещения РФ Сергея Кравцова.

С 2019 года в Татарстане построили 84 детских сада, отремонтировали еще 303 С 2019 года в Татарстане построили 84 детских сада, отремонтировали еще 303

Хадиуллин начал свой доклад со строительных достижений. С 2019 года в Татарстане построили 84 детских сада, отремонтировали еще 303. Что касается школ, то за последние пять лет в республике их построили 46, еще 8 и 3 дополнительных корпуса — в 2024-м, отремонтировано 308 учебных заведений, полтысячи пищеблоков, еще почти сотню пищеблоков обновят к 1 сентября. Автопарк школьных автобусов за счет федерального бюджета в этом году увеличится на 50 машин, ими заменят старые автобусы и откроют новые маршруты. О сложностях, с которыми столкнулись компании, обслуживающие школьные маршруты, Хадиуллин говорить не стал. По крайней мере, публично.

«Водитель школьного автобуса зарабатывает 25 тысяч»: Татарстану не на что возить детей

Профильное обучение проходят 60% старшеклассников республики. С некоторыми направлениями можно было ознакомиться на выставке. Например, Зеленодольский судостроительный колледж представил систему бесшовного образования — начинается она в детском саду с изучения основ инженерного мастерства и заканчивается Санкт-Петербургским морским университетом.

Участвуют в организации работы профильных классов «Татнефти», КАМАЗа, СИБУРа, ICL и др. «Приглашаем и другие предприятия присоединиться к этой работе, — призвал министр образования и науки. — Тем более в условиях дефицита кадров и жесткой конкуренции за них с непроизводственным сектором экономики это в интересах самих предприятий».

Ильсур Хадиуллин отметил, что в ряде школ Татарстана результаты госэкзаменов серьезно разошлись с итоговыми оценками, которые учителя выставляют выпускникам Ильсур Хадиуллин отметил, что в ряде школ Татарстана результаты госэкзаменов серьезно разошлись с итоговыми оценками, которые учителя выставляют выпускникам Фото: Сергей Елагин

Кратко подвел Хадиуллин и итоги ЕГЭ. По сравнению с 2023 годом увеличилась доля выпускников, которые выбрали экзамен по математике профильного уровня, химии, физике, информатике и биологии. «Цифры не столь значительны, однако важно, что тенденция последних лет, когда эта доля неуклонно снижалась, изменена», — отметил Хадиуллин.

Что касается проблем, то в ряде школ Татарстана результаты госэкзаменов серьезно разошлись с итоговыми оценками, которые учителя выставляют выпускникам. Например, четыре выпускника по информатике имели годовую оценку пять, а на экзамене не преодолели минимальный порог. Схожая ситуация возникла и с медалистами, которые в ходе ЕГЭ не смогли преодолеть минимальный порог по одному из предметов. А одна медалистка и вовсе не смогла преодолеть порог сразу по двум предметам.

«Зачем их держать? Зачем такие руководители нам нужны?»

Одна из острых проблем — нехватка педагогических кадров. На предстоящий учебный год потребность в них составляет более 2 тыс. человек. При этом в Татарстане ежегодно выпускают 4 тыс. педагогов по программам высшего и среднего профессионального образования (СПО). Но только чуть больше половины выпускников-бюджетников трудоустраивается по специальности, а среди выпускников колледжей — 85%. «Необходимо приводить в соответствие с потребностями и структуру подготовки педагогических кадров. Так, в прошлом году выпуск из наших вузов учителей математики и физики был в разы меньше потребности. Такая же ситуация складывается и в текущем году», — обратил внимание министр.

Вопрос нехватки зачастую решается увеличением нагрузки: почти 32% педагогов работают на 1,5 ставки и выше, в том числе более половины учителей двух ключевых предметов — математики и русского языка. «Это в свою очередь не может не отражаться на качестве их работы и подготовки учащихся», — указал Хадиуллин.

Остается актуальным и вопрос снижения документарной нагрузки на учителей. «Просим вас, уважаемый Рустам Нургалиевич, дать поручение главам районов, руководителям министерств и ведомств о соблюдении прав педагогических работников, а именно — исключить из практики возложение на них не относящейся к образовательной деятельности работы», — эти слова Хадиуллина зал встретил особыми аплодисментами.

Обсудили и подготовку кадров для реального сектора экономики. Чтобы утолить кадровый голод предприятий, ежегодно количество бюджетных мест в СПО увеличивается на 3,5%. В прошлом году из техникумов и колледжей вышли более 22 тыс. молодых специалистов, но по полученной профессии трудоустроились только 68% выпускников, бо́льшая часть оставшихся продолжили обучение в вузах или пополнили ряды ВС РФ.

«Процент трудоустройства наших выпускников СПО на 10 процентов превышает среднероссийский показатель (70,7% в России, 80,5% в Татарстанеприм. ред.). Однако есть целый ряд образовательных организаций, где трудоустройство по специальности оказалось ниже 50 процентов», — подчеркнул Хадиуллин. В их числе — Нижнекамский индустриальный техникум (37%), Черемшанский аграрный техникум (33%), Бавлинский аграрный колледж (41%), Бугульминский профессионально-педагогический колледж (44%) и др.

«Я прерву вас, — вступил неожиданно Минниханов. — Надо не выпускников трудоустроить, а руководителей этих наших СПО. Им нужно дать такую более подходящую работу. Зачем их держать? Зачем такие руководители нам нужны? Деньги платим. Что такое там?» Он продолжил: «Разговаривать даже не надо, а провести кадровую комиссию. Зачем держать такие учреждения?! У нас вон какая потребность! В разы нужно увеличивать ресурсные способности — в Набережных Челнах, Казани. Пусть готовят тех специалистов, которые нужны». При этом, по его словам, необходимо ставить цель трудоустраивать «хотя бы 90 процентов» выпускников.

Обсудили и подготовку кадров для реального сектора экономики Обсудили и подготовку кадров для реального сектора экономики Фото: Сергей Елагин

Хадиуллин продолжил: ряд учреждений готов еще увеличить прием по наиболее востребованным направлениям подготовки, но их ограничивает плохое состояние или отсутствие общежитий. В Татарстане с 2020-го, конечно, реализуется программа капремонта общежитий, а в этом году был запущен федеральный проект, но он не предполагает их строительство. «Такие востребованные образовательные организации, как технический колледж имени Поташова в Челнах, Казанский авиационно-технический колледж, Казанский нефтехимический колледж имени Лушникова, Зеленодольский судостроительный колледж и ряд других, вообще не имеют общежитий, — подчеркнул Хадиуллин. — В случае вашего одобрения мы совместно с заинтересованными министерствами готовы внести предложения по строительству общежитий для наших образовательных организаций».

Вот еще несколько тезисов из доклада Хадиуллина:

  • На семейном образовании сегодня почти 4,5 тыс. школьников. Больше всего их в Казани (2,3 тыс.), Набережных Челнах (694) и Нижнекамском муниципальном районе (269). Школы не всегда знают об истинных причинах такого выбора, а школьники не имеют возможности пользоваться «всеми технологиями и инструментами, которые может предложить школа». Результаты госэкзаменов таких учащихся ниже, чем у тех, кто учится по очной форме. «Прошу на местах стараться не допускать переход на семейное образование или самообразование, проводя разъяснительную работу среди родителей и учащихся», — призвал Хадиуллин.
  • Одно из важных направлений работы — создание условий для сохранения и развития родного языка. В прошедшем учебном году образовательную деятельность на родном языке вели 729 школ, а ОГЭ по родному языку сдавали более 4 тыс. выпускников — на 1,5 тыс. больше, чем в прошлом.
  • Татарстан вошел в число регионов, которые будут разрабатывать учебники по истории родного края для 5–7-х классов. «Пилотный проект направлен на повышение интереса к изучению истории своей малой родины и ее этнокультурных традиций», — отметил Хадиуллин и добавил, что разработкой учебников министерство занимается вместе с Академией наук РТ и КФУ.
  • На контроль поставлены более 50 тыс. детей, из них более 1 тыс. находятся на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних. Особое внимание совместно с МВД уделяется «предупреждению распространения и употребления алкогольной, спиртосодержащей и наркотической продукции». Только за первое полугодие расследовано 101 уголовное дело и 42 правонарушения с участием несовершеннолетних. Возросло и число отравлений алкоголем среди несовершеннолетних: за первое полугодие выявлено 38 таких случаев.

По словам Халиуллиной, общий объем инвестиций КАМАЗ за 3 года в профориентацию составил порядка 2 млрд рублей Жанна Халиуллина: «Я уверена, что все вместе мы сможем сохранить генофонд республики в целях ее дальнейшего развития и процветания» Фото: Сергей Елагин

«Все это напрасно, если наши дети продолжат уезжать»

По проблемам подготовки кадров выступила замгендиректора, корпоративный секретарь ПАО «КАМАЗ» Жанна Халиуллина. Развивать интерес к техническому творчеству в Набережных Челнах начинают в буквальном смысле с детского сада, где детей знакомят с компанией «КАМАЗ» и профессиями в формате игры. Далее работа продолжается в школах, техникумах и вузах.

Три учреждения СПО Челнов в этом году на обучение по профессиям профиссионалитета примут 575 человек. ПИШ КФУ «КибрАвтоТех» по итогам 2023-го вошла в пятерку лучших в стране и получила максимальный грант в 635 млн рублей. В этом году школа наберет 154 студента. Даже после трудоустройства на КАМАЗ профориентационная работа продолжается — молодым сотрудникам помогают сформировать карьерный и профессиональный трек.

По словам Халиуллиной, общий объем инвестиций КАМАЗа за три года в профориентацию составил порядка 2 млрд рублей. Однако все эти старания могут остаться напрасными, сетует спикер. «Все это напрасно, если наши дети продолжат уезжать. Если мерилом успеха своего ребенка мы продолжим считать отъезд из родной республики, все усилия напрасны. Я уверена, что все вместе мы сможем сохранить генофонд республики в целях ее дальнейшего развития и процветания», — добавила она.

По словам Халиуллиной, общий объем инвестиций КАМАЗ за 3 года в профориентацию составил порядка 2 млрд рублей По словам Халиуллиной, общий объем инвестиций КАМАЗа за три года в профориентацию составил порядка 2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Следующим к трибуне вышел ректор «прекрасного» (по выражению Минниханова) Университета Иннополиса Александр Гасников. Вуз он возглавил в ноябре 2023 года. Как отметил раис, «особая роль» университета в исполнении задач президента России — усилить инженерное образование и увеличить число ребят, выбирающих физико-математическое направление. К слову, в рамках нынешней приемной кампании два главных технических вуза республики — КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ — не смогли закрыть все бюджетные места в первую волну.

Гасников представил проект «Физико-математический прорыв», в котором, помимо Иннополиса, участвуют КФУ и Набережночелнинский педагогический университет. Пока проект не запущен, идет разработка, но есть список запланированных мероприятий, некая дорожная карта. И поддержка раиса.

Во-первых, планируется открытие математических кружков в 5–7-х классах. На старте — апробация в пяти районах Татарстана. «По многим данным, именно в этом возрасте [у школьников] происходит такая ориентация. Либо любовь к естественно-научному треку, либо человек понимает, что это не его. И в этом возрасте очень важно увлечь», — объяснял Гасников. В такой же логике планируется запустить и предпрофильные физико-математические классы на уровне 7–9-х классов. Сначала хотят открыть 20 классов в 20 районах.

Многие выпускники сегодня выбирают информатику, а вот физику все меньше, переживал ректор. «Физика нам позволит придумать какие-то новые вычислительные архитектуры. Если мы сейчас просядем по физике, у нас под угрозой суверенитет! Притом что советская физика была впереди планеты всей, во всяком случае точно в топе», — подчеркнул Гасников. И призывал задуматься, насколько надо «сиюминутно реагировать на какие-то веяния». С учетом нынешних зарплат выпускник скорее пойдет в программирование, чем в преподавание, и без грантов завлечь не получится, убеждал докладчик.

Пока шел доклад, на экране показали и слайд с идеями от КФУ. В частности, вуз предложил изменить ключевые показатели эффективности (KPI) для руководства школ и районов: ранжировать их не по среднему баллу за физику и математику, а по числу учеников, выбравших физику, математику и другие естественные науки. Другие предложения — открыть музей естественных наук и «занимательные курсы» для школьников.

Завершая, Гасников подчеркнул, что за «пилотом» в Татарстане будет смотреть вся страна. Если будет успешно, придут и федеральные средства. «Если мы сейчас классно здесь сделаем, это будет отработано не просто с точки зрения высоких идей, а с точки зрения приземления!» — завлекал ректор математикой.

Минниханов отдельно обратился к минфину: на текущий и следующий годы нужно «обязательно предусмотреть» деньги на проект. И оговорился, что, помимо физики и математики, есть еще и химия.

По словам Минниханова, вопросами образования должно заниматься не только министерство, но и муниципалитет По словам Минниханова, вопросами образования должно заниматься не только министерство, но и муниципалитет Фото: rais.tatarstan.ru

«Это коррупция, скорее всего. Стыд и позор таким школам!»

В завершение Минниханов поблагодарил Хадиуллина «за критические материалы, которые иногда пытаемся сгладить». По его словам, вопросами образования должно заниматься не только министерство, но и муниципалитет. А если руководство района не заинтересовано, то никакой системы не будет. Обратил он внимание и на медалистов, которые не смогли сдать ЕГЭ, и поручил разобраться в каждом случае: «Это коррупция, скорее всего, больше другого слова я не найду. Стыд и позор таким школам! Надо, Ильсур Гараевич, очень жестко к этим вопросам относиться».

Если не хватает персонала в школах, значит, власти не дорабатывают, особенно муниципалитеты. «Новая школа ничего из себя не представляет, если здесь учителей не будет. Это красивый объект. Кто здесь будет работать?» — задавал риторические вопросы глава РТ.

Очень важный вопрос — подготовка профессиональных кадров. «Вы должны понимать, что мы и деньги найдем, и какие-то проекты реализуем. Но если у нас не будет высокопрофессиональных специалистов, которые будут работать, — это и среднеспециальные, и высшая школа, это относится не только к профтехресурсным центрам, но и к нашим вузам... Как можно, чтобы инженер, который выучился, не знал, как работает процесс на заводах? Я не зря говорил, что наши вузы, ресурсные центры — мы одно целое», — отметил глава республики.

Он сослался на некие предварительные расчеты, которые показывают нужду в специалистах на ведущих предприятиях. А цифра в сфере обслуживания или агропромышленном комплексе может быть не меньше. «Никто нам никого не пришлет. От нас, конечно, возьмут, ничего страшного. Я считаю, от нас возьмут не самых плохих, — в шутку заметил Рустам Нургалиевич. — У нас есть потенциал, мы должны быть таким образовательным научным центром в масштабах нашей страны, для этого у нас есть все возможности». А в завершение традиционно Минниханов вручил награды работникам образования.