Контроль работы газового оборудования — самое важное на сегодня. Об этом сегодня вновь заявил руководитель Госжилинспекции РТ Александр Тыгин Контроль работы газового оборудования — самое важное на сегодня. Об этом сегодня вновь заявил руководитель Госжилинспекции РТ Александр Тыгин Фото: Илья Зима

Газовое оборудование как проблема номер один

Контроль работы газового оборудования — самое важное на сегодня. Об этом сегодня вновь заявил руководитель Госжилинспекции РТ Александр Тыгин. Отвечают за это три стороны: хозяин квартиры или дома, управляющая компания (или ТСЖ) и ресурсоснабжающая организация. В данном случае структуры «Газпрома».

«В этом году при техобслуживании дома на Павлюхина, 99 газовики своевременно обнаружили утечку. Мы уверены, что тем самым было предотвращено серьезное ЧП. Поэтому к обслуживанию такого оборудования должны с пониманием относиться все стороны, оказывая содействие», — привел пример Тыгин. Так что осматривать плиты, колонки и котлы необходимо ежегодно, и делать это обязан «Газпром трансгаз Казань» и его структурные подразделения в районах. Кроме этой компании, прав на обслуживание в РТ больше нет ни у кого. А договоры на техобслуживание газового оборудования должны быть с каждым владельцем квартиры или ИЖС. Уклонение от такого договора административно наказуемо и является основанием для прекращения газоснабжения. Здесь из-за одной квартиры весь дом может остаться без газа, подчеркивает спикер.

«Прямо как в 90-е деньги меняли»: откуда столпотворение в офисах «Газпрома» в Казани?

Однако не все относятся к этому с пониманием. Например, есть люди преклонного возраста, которые просто боятся открывать дверь незнакомым людям из-за того, что многие мошенники представляются газовиками и вымогают у жильцов деньги. Как быть? Проверяйте удостоверения газовиков, дал совет Тыгин. Можно также заранее договориться о визите специалистов — тогда вы точно будете знать, что в этот день они придут в определенный интервал времени.

Второй вопрос из сферы домашней безопасности — вентиляция. То тут, то там случается, что люди травятся угарным газом. «Первое, что является самым важным, — это работа вентиляции и системы дымоудаления. Газовик должен убедиться, что системы работают при закрытых окнах и дверях. У населения много газового оборудования, связанного с открытым горением. Как правило, это нагреватели воды с отрытыми камерами горения. Они требуют системы вентилирования. Мы особое внимание этому уделяем», — пояснил Тыгин.

«У населения много газового оборудования, связанного с открытым горением. Как правило, это нагреватели воды с отрытыми камерами горения. Они требуют системы вентилирования. Мы особое внимание этому уделяем» «У населения много газового оборудования, связанного с открытым горением. Как правило, это нагреватели воды с отрытыми камерами горения. Они требуют системы вентилирования. Мы особое внимание этому уделяем» Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

Не пустил газовика? Жди штрафа, пригрозил главный госжилинспектор. В этом году такие случаи уже были. Более того, в домах, где обнаружена обратная тяга вентиляции, пришлось отключать газ. «Здесь встает важный вопрос по улучшению своих квартир, когда жильцы ставят новые пластиковые окна, герметичные двери. В этом случае тяга пропадает. Она индивидуально рассчитывалась при строительстве под каждый проект. Поэтому, когда мы сейчас улучшаем теплоизоляцию и вносим корректировку в советские проекты, их нужно адаптировать под новые требования: обязательно ставить клапаны вентилирования, в некоторых случаях (при большой кубатуре квартиры) надо устанавливать клапаны больших диаметров в стену», — резюмирует Тыгин.

Говоря о штрафах по неэффективному дымоудалению, спикер подчеркнул, что они самые крупные, что находятся в ведении ГЖИ. Так, для собственников жилья — штраф до 10 тыс. рублей. Для должностных лиц — до 100 тыс., для юридических — вплоть до 2 млн рублей. «Эти штрафы подчеркивают наиболее высокие риски. Для примера: на Кулахметова, 6 и Батыршина, 38 было два случая отравления угарным газом. Везде неработающая система вентилирования. 100-процентная вина самих жильцов», — утверждает Тыгин.

Ежегодно в республике обустраивают 1000 дворов на 10 млрд рублей Ежегодно в республике обустраивают 1 тыс. дворов на 10 млрд рублей Фото: kzn.ru

Нюансы с перерасчетами, дворами и накоплениями на капитальный ремонт

Ежегодные перерасчеты все еще не изжитая практика. В этом году перерасчет провели в 9 тыс. домах Татарстана в среднем на сумму 217 млн рублей. Кому-то в итоге пришли приятные квитанции с меньшими цифрами, а кому-то — с увеличившимися. Тыгин предложил выносить вопрос перерасчета на общие собрания, чтобы в конце года не возникало путаницы: «Сразу по факту оплатили и месяц закрыли. Это обеспечит прозрачность и не будет вызывать никаких вопросов, потому что нормативные начисления — это всегда вопросы».

Мониторит ГЖИ также и дворы. Так, ежегодно в республике обустраивают 1 тыс. дворов на 10 млрд рублей. «Если говорить усреднено, каждый двор получает по 10 миллионов рублей. Каждый двор индивидуален, и его судьбу определяют собственники», — говорит Тыгин. Ну по крайней мере, должны определять, имеют право, другое дело, пользуются ли им.

Если программе «Мой двор» четыре года, за которые отремонтировали 4 тыс. дворов, то программе капитального ремонта уже 16 лет (республика стала участвовать в ней с 2008-го). За это время жилфонд РТ получил почти 90 млрд рублей инвестиций, из которых 40 млрд заплатили граждане, а 50 млрд выделило государство. «Почти 12 тысяч домов попали в эту программу по различным видам работ. Всего же в ГИС ЖКХ внесены сведения о 18,1 тысячи домах», — говорит он.

Традиционный в последнее время вопрос — о способах накопления средств капремонта. Всего ежегодно аккумулируется 5 млрд рублей (при тарифе 7,7 рубля с 1 кв. м). По закону есть только два варианта: хранить их у регионального оператора или на спецсчетах. На последних в год накапливается около 260 млн рублей.

«Мы, безусловно, всегда будем сторонниками регионального оператора. Эти деньги ежегодно инвестируются в жилой фонд. Программа капремонта текущего года — около 8 миллиардов, и все инвестируется оттуда. А накопления спецсчетов лежат на депозитах в банках, и они потом инвестируются банками и никак не связаны с ЖКХ. И это нам кажется совершенно нелогичным, потому что фонды капитального ремонта должны работать на жилой фонд и средства спецсчетов используются (мы видим, что из общих накоплений более 2 миллиардов половина истрачена) на разные цели: от капитального ремонта до оплаты юридических услуг. С позиции ГЖИ это нарушение закона. Мы отстаиваем то, что деньги должны накапливаться и использоваться в рамках только региональной программы», — говорит спикер.

Александр Тыгин о проблеме спецсчетов на капремонт: «Где находится миллиард? Никто не украл, а денег нет»

Отвечая на вопрос, какие же есть еще проблемы в ЖКХ в РТ, кроме перечисленных, Тыгин подытожил свое выступление оптимистичным заявлением.

«Мне очень не нравится выражение „проблемы в ЖКХ“ — как будто мы сразу себя загоняем в какую-то грустную тональность! В реальности это не совсем так, потому что вы все тут такие чистые, опрятные — это значит, что вы все сегодня утром открыли кран с водой. И это не чудо, а работа коммунальных служб. Можно сказать, что весь комплекс ЖКХ работает успешно на 99,9 процента: краны открываются ежедневно по много раз, и оставшаяся доля жалоб совершенно несопоставима с долей нормальной работы».

Расцветающий бизнес по перепланировке многокомнатных квартир, когда вместо «трешки» появляется 3-4 студии, продолжает быть актуальным Расцветающий бизнес по перепланировке многокомнатных квартир, когда вместо «трешки» появляется 3–4 студии, продолжает быть актуальным Фото: © Alexander Legky / Global Look Press / www.globallookpress.com

Проблемы переделки квартир в студии, мусора в поселках и кадров в ГЖИ

Вместе с тем жизнь всегда вносит свои коррективы. К примеру, расцветающий бизнес по перепланировке многокомнатных квартир, когда вместо «трешки» появляется 3–4 студии, продолжает быть актуальным. Как отметил Тыгин, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», в Казани скопление таких предложений оказалось на улице Зур урам.

Были замечены и случаи, когда жилье намеренно перепланировали под хостел и продавали на Avito как бизнес.

Чаще всего такие перепланировки производятся с нарушениями закона. Например, переносятся так называемые мокрые места (ванна, кухня, туалет), которые по проекту могут находиться исключительно по стояку друг над другом. «Нарушение коммуникаций, „мокрых пятен“, несущего конструктива является основанием для обращения в суд о приведении их в соответствие. Только судебным решением может быть что-то изменено или возвращено в исходное [состояние]», — объяснил спикер.

«Мы называем их смарт-квартирами»: как казанские «трешки» превращают в букет студий, делая миллионы

Возможности жилищной инспекции в таких случаях ограничены. Правом обратиться в суд наделены только управляющая компания и органы местного самоуправления, подчеркнул Тыгин. Жилинспекция может только зафиксировать факт переустройства и наложить штраф в размере до 4 тыс. рублей. А также либо в режиме административного надзора требовать обратиться в суд управляющую компанию, либо информировать о нарушении местное самоуправление.

Впрочем, прецеденты судебных решений о приведении в соответствие квартир по таким делам уже есть, заключил Тыгин.

Прокомментировал начальник Госжилинспекции РТ и проблему мусорных свалок в поселках Казани, о которых «БИЗНЕС Online» писал ранее.

«Все очень просто — надо заставить работать регионального оператора», — озвучил план по борьбе со свалками Тыгин. По его мнению, в первую очередь следует обратить внимание на территориальную схему: в нее принципиально должна быть внесена каждая контейнерная площадка. Сейчас в плане регоператора указано порядка 5 тыс. площадок. Но далеко не всегда фактическое место сбора мусора находится в терсхеме, отметил Тыгин. И тогда возникает ситуация, когда десятков мусорных площадок в терсхеме нет, но регоператор все же вывозит оттуда отходы. Кроме того, еще один путь решения проблемы — отладить раздельный сбор отходов, что снизит объемы накопления мусора.

Прокомментировал начальник госжилинспекции РТ и проблему мусорных свалок в поселках Казани, о которых «БИЗНЕС Online» писал ранее. «Все очень просто — надо заставить работать регионального оператора», — озвучил план по борьбе со свалками Тыгин Прокомментировал начальник Госжилинспекции РТ и проблему мусорных свалок в поселках Казани, о которых «БИЗНЕС Online» писал ранее. «Все очень просто — надо заставить работать регионального оператора», — озвучил план по борьбе со свалками Тыгин Фото: «БИЗНЕС Online»

Согласно позиции надзора и коммунальных условий, региональный оператор должен вывезти все, что оказалось на площадке, подчеркнул Тыгин. Например, летом вывоз мусора должен производиться не реже 1 раза в день. «Если мы видим полные контейнеры и [мусор] перевален — штраф. Нам без разницы, сколько раз ты уберешь», — отметил он. Правда, практиковать штрафы начали недавно, потому что изменилась судебная практика. Сейчас вывоз мусора — это коммунальная услуга, за которую предусматривается ответственность по коммунальному законодательству, объяснил главный госжилинспектор РТ.

Кроме того, по-прежнему остается вопрос нехватки персонала в системе Госжилинспекции, о которой Тыгин говорил в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». По его словам, в ГЖИ РТ, как и в любом государственном органе, существует кадровый голод. И Тыгин, не раздумывая, пригласил на работу в инспекцию «принципиальных, молодых, энергичных людей». Соискателям главный инспектор может предложить не только официальную зарплату, но и бесценный опыт и «личную капитализацию». А также инвестиции в их управленческие навыки — этим глава Госжилинспекции готов делиться лично. «Мы обучим культуре в своей деятельности, плану, порядку, индикации, возможности оценки, профессионального роста. Дойдя до нас, любой молодой парень будет стоить 30 тысяч рублей. А отработав в сфере госуправления 3–5 лет, он станет стоить совершенно других денег», — агитировал Тыгин. Кадровики, как известно, с удовольствием предложат работодателям опытных специалистов, которым компании предлагают куда больше, чем государство.