Новые издания, в которых описывается колониальная политика романовской России и СССР Новые издания, в которых описывается колониальная политика романовской России и СССР Фото: Азат Ахунов

Знаковые события

В Казахстане случились два знаковых события. На первый взгляд они не связаны между собой. Однако это только кажется. На самом деле между ними существует если не прямая, то логическая связь.

Первое — это VI консультативная встреча глав государств Центральной Азии, в которой Азербайджан участвовал в качестве гостя, а второе — фактический запрет и изъятие из продажи недавно изданной в Алма-Ате книги «Как управлять казахами».

Что касается встречи, то подобные саммиты проводились уже несколько раз. Главное их отличие заключалось в том, что лидеры стран Центральной Азии встречались отдельно, без участия «старшего брата», приветствовали друг друга, произносили благопожелания и расходились.

В этот раз все было по-другому. Во-первых, Астана ожидала важного гостя — премьер-министра Японии Фумио Кисиду. Консультативная встреча должна была стать плавным переходом к саммиту «Центральная Азия – Япония» (5 плюс 1). Однако в итоге визит был отменен. Согласно официальному заявлению, это было связано с «угрозой мощного землетрясения в районе Японских островов».

Не исключено, что свою роль сыграла и жесткая позиция Москвы, которая увидела «в планах проведения саммита „Япония – Центральная Азия“ в Астане с участием японского премьер-министра Кисиды, как и в целом в высокой активности в регионе, не экономический интерес, а стремление нанести ущерб многолетним связям стран этого региона с Россией».

«Началось формирование общей региональной идентичности государств Центральной Азии»

Во-вторых, случилось неожиданное выступление президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Накануне этой важной встречи газета «Казахстанская правда» опубликовала его программную статью под названием «Ренессанс Центральной Азии: на пути к устойчивому развитию и процветанию», которая как бы подводила итог 30-летнему периоду развития бывших советских республик.

Главная мысль этой статьи заключается в том, что именно сейчас настало время объединиться между собой во имя создания «общего дома», не оглядываясь ни на кого. В регионе сосредоточены значительные запасы природных ископаемых и энергоресурсов (20% мировых запасов урана, 17,2% — нефти, 7% — природного газа). Регион имеет все возможности стать одним из важнейших транспортно-логистических и транзитных хабов на планете. Надо кооперироваться и в сфере оборонной политики и безопасности «на фоне сохранения сложной военно-политической обстановки по периметру Центральной Азии». Говоря иначе, пора жить своим умом.

«Все это позволяет с уверенностью говорить о „центральноазиатской пятерке“ как о группе стабильно развивающихся и самодостаточных стран в самом сердце Евразийского континента», — пишет он.

Также Токаев в своей статье делает экскурс в прошлое. Объединяющим началом, по его словам, «должна служить взаимодополняемость государств „пятерки“, обусловленная исторической и культурной общностью наших стран и народов». При этом ни слова не говорится об опыте сосуществования пяти стран под эгидой Российской империи и Советского Союза, а также об их нынешних отношениях с Москвой.

В итоге саммит завершился тихо, как обычно. Другие страны «пятерки» и Азербайджан решили воздержаться от громких заявлений. Исключением стал Узбекистан, президент Шавкат Мирзиёев также выступил с длинной программной речью, горячо поддержав идею Токаева об объединении стран Центральной Азии в единый союз.

Мало того, Мирзиёев заявил об этом как о свершившемся факте. «Началось формирование общей региональной идентичности государств Центральной Азии», — сказал он. «Единая Центральная Азия по образцу Евросоюза — мечта. В ЕС тоже все началось с инициатив двух стран — Франции и Германии. У нас драйвером уже по факту решили стать Казахстан и Узбекистан. Алга! Это наша цель», — пишет по этому поводу Никита Макаренко, известный блогер из Узбекистана.

«В начале XX века и джадиды, и представители движения «Алаш» имели общую цель — освободить наши народы»

Таким образом, все точки над i были расставлены. «Колониальная» страница истории Средней Азии была перевернута, пора писать новую книгу. Побывавшая незадолго до консультативной встречи в Астане дочь и первый помощник президента, де-факто занимающая фактически второй по значимости пост в Узбекистане (ее принял лично Токаев), 39-летняя Саида Мирзиёева задала тон новым исследованиям касательно прошлого.

На открытии международных интеллектуальных игр «Заковат» в Казахстане она рассказала о политических движениях, выступавших за независимость от России в начале XX века. Так, она упомянула казахскую партию «Алаш» и узбекских джадидов, деятельность которых была прекращена советской властью.

«В начале XX века и джадиды, и представители движения „Алаш“ имели общую цель — освободить наши народы и сделать страны процветающими. Интеллигенция понимала, почему регион отстает от остального мира. Но им не дали осуществить задуманное. Сменились поколения, но только сейчас благодаря политической воле лидера нашей страны мы подхватили упавший флаг джадидов. Которые, так же как и представители вашего движения „Алаш“, являются примером для прогрессивной молодежи. Мы начинаем реализовывать их идеи и поднимать уровень просвещения и образования на тот уровень, о котором они мечтали», — отметила в своей речи Мирзиёева.

Первый помощник президента Узбекистана наступила на больную мозоль: современные историки Казахстана трактуют разгон Алаш Орды как одну из самых трагичных страниц в истории страны, связанную с подавлением национального движения и уничтожением его лидеров. Этот период рассматривается как свидетельство колониальной политики Советской России, направленной на ликвидацию национального самосознания казахского народа.

в эти дни в Казахстане разразился громкий скандал, связанный с публикацией книги под названием «Как управлять казахами» «В эти дни в Казахстане разразился громкий скандал, связанный с публикацией книги под названием «Как управлять казахами» Фото из соцсетей Бахытжана Бухарбая

Почему запретили научный труд?

Совпадение или нет, но как раз в эти дни в Казахстане разразился громкий скандал, связанный с публикацией книги под названием «Как управлять казахами». Точнее, с ее запретом. Изначально не было никаких признаков проблемы. Книга свободно продавалась в книжных магазинах, на электронных площадках и даже на российских маркетплейсах. Автор этих строк уже приценивался к ней, но не успел — в один миг она исчезла отовсюду.

Ее составитель Бахытжан Бухарбай использовал архивные документы обер-секретаря Российской империи Ивана Кириллова от 1734 года, а также другие исторические записи и научные статьи, чтобы представить взгляды Российской империи на управление казахами в XVIII веке.

Иван Кириллович Кириллов был выдающимся государственным деятелем и ученым Российской империи, известным своими географическими и картографическими работами. Одним из его значительных вкладов были документы, созданные в рамках Оренбургской экспедиции.

Важной частью его работы являлся проект, направленный на установление контроля над казахскими землями. В этих документах детально описывались методы управления, включая использование подарков султанам, содержание солдат и другие аспекты, направленные на подчинение казахов.

Неожиданно местные блогеры обратили внимание на этот исторический труд, но оскорбительными им показались только название и обложка. Патриотически настроенные блогеры подвергли книгу резкой критике за пропаганду идеи колонизации и разделения казахского и киргизского народов. Блогеров поддержали их читатели, и впоследствии книга исчезла с прилавков.

При этом некоторые пользователи, наоборот, выступили в ее защиту — они отмечают, что книга основана на архивных документах и научных статьях, что делает ее важным историческим источником. Они указывают на необходимость изучения истории с разных точек зрения, даже если некоторые аспекты могут быть неприятными.

Тем не менее в результате массового негодования книга была снята с продажи в магазинах и на онлайн-маркетплейсах. Бухарбай заявил, что ему и его семье начали поступать угрозы после публикации критических видеороликов о книге в социальных сетях.

И еще немного о «деколонизации», или Почему бы не вспомнить о евразийской концепции Назарбаева

«„Новый“ постколониальный период насчитывает три десятилетия, и мы можем говорить о том, что в его преддверии, еще в период продолжающейся колонизации, в Казахстане зрели процессы, свидетельствующие о стремлении освободиться от колониального существования, что проявлялось в попытках восстановления национальной истории, сохранении явлений национальной культуры, отстаивании целостности территории», — пишет автор книги «Деколонизация Казахстана» Айнаш Мустояпова.

В целом казахские историки рассматривают дореволюционную российскую политику в отношении Казахстана как колониальную, что привело к утрате независимости, изменению традиционного образа жизни и экономической эксплуатации. Однако они также признают, что вхождение в состав романовской России и СССР обеспечило определенную защиту и стабильность в условиях внешних угроз.

В XIX веке Российская империя активно проводила переселенческую политику, заселяя казахские земли русскими крестьянами. Это вело к перераспределению земельных угодий и глубокому кризису в кочевом и оседлом хозяйстве казахов. Российское государство стремилось контролировать и оседлать кочевников, чтобы облегчить управление краем и его колонизацию.

Многие историки считают, что присоединение Казахстана к романовской России было вызвано необходимостью защиты от внешних угроз, особенно со стороны джунгарских феодалов, которые осуществляли разрушительные набеги на казахские земли. В условиях военно-политической нестабильности и внутренней раздробленности казахские ханы искали поддержки у более мощного союзника, что привело к установлению протектората России над частью казахских земель.

Некоторые казахские историки обвиняют советскую власть в голодоморе 1930-х, подчеркивая его долгосрочные демографические и культурные последствия. Если бы население Казахстана не подверглось таким массовым потерям, его современная численность могла бы быть значительно выше. Существует мнение, что без голодомора и репрессий число казахов могло бы достигать 25–30 млн человек.

Таким образом, VI консультативная встреча глав государств Центральной Азии, состоявшаяся на прошлой неделе, стала определенной вехой в жизни региона, создав новую тенденцию к идеологическому пересмотру прошлого. Все это предполагает и переосмысление исторических фактов и событий, что уже проявляется в запрете книг, не соответствующих новому вектору. Интересно, что такие запреты являются маркерами того, что сам процесс это сложный, противоречивый, и пока непонятно, что в итоге выйдет: гармоничная картина мира, учитывающая полноту всех событий (здесь, кстати, вспоминается концепт евразийского проекта — общая судьба народов Степи, России и т. д., который с начала 90-х активно подвигал Назарбаев и о котором ничего уже не слышно), или идеологизированное клише с четким разделением на белое и черное.

Тем не менее в Казахстане уверены, что эти усилия направлены на формирование более объективного и многогранного восприятия национальной истории, что позволит казахстанцам лучше понять свое прошлое и создать основу для будущего развития. Как говорится, дай бог помощи им на этом сложнейшем пути. И в конце только одна ремарка: у России, Казахстана и других стран Центральной (Средней Азии) столетиями была и есть одна судьба. И, наверное, нужно бы и встречное движение со стороны российских ученых. Без взгляда, как говорится, из Москвы полную картину истории сложно будет составить. И почему бы России не вспомнить опять о упомянутом евразийстве, в конце концов до Назарбаева о нем писали Гумилев и другие выдающиеся ученые…