Из общей численности проданных авто 52%, или больше 9,1 тыс. единиц, было сделано в России, еще 42% — в Китае Из общей численности проданных авто 52%, или больше 9,1 тыс. единиц, было сделано в России, еще 42% — в Китае Фото: Petrov Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

Доля китайских брендов достигла половины рынка

Автомобильный рынок бюджетного сегмента в Татарстане, как и рынок премиальных авто, показывает неплохие результаты. Данные статистики демонстрируют, что в апреле – июне 2024 года объем продаж бюджетных автомобилей вырос в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Если в II квартале прошлого года было реализовано 9,3 тыс. авто, то по итогам того же квартала 2024-го из автосалонов выехали свыше 17,6 тыс. новеньких автомобилей. Это на 24% больше, чем зарегистрировано в I квартале текущего года.

Это самые внушительные квартальные результаты начиная с 2017 года. Если не брать 2024-й, то больше всего автомобилей масс-маркета ранее было реализовано в II квартале 2018-го — тогда поставили на учет 17,4 тыс. авто. А в докризисном 2021-м продано 16,4 тыс. машин.

70% «китайцев», Aurus за 48 лямов и ренессанс BMW X5: автолюкс в Татарстане бьет рекорды

Из всех проданных транспортных средств 206 произведено в 2022 году, 5,8 тыс. машин сошло с конвейеров в 2023-м, а у 11,6 тыс. автомобилей в графе «год выпуска» в ПТС стоит 2024-й. Примечательно, что из всех выпущенных в 2024-м и проданных в Татарстане транспортных средств почти 5,9 тыс. (т. е. свыше половины) произведено на АвтоВАЗе.

Из общей численности проданных авто 52%, или больше 9,1 тыс. единиц, сделано в России, еще 42% — в Китае. Остальные машины привезены из Беларуси (3,4%), Казахстана (1,6%), Германии, Японии, Южной Кореи, Великобритании, США, Таиланда, Тайваня, Индии, ОАЭ и других стран.

Рынок бюджетных автомобилей, как и рынок транспортных средств премиум-класса, в Татарстане кардинально поменялся. На фоне физической недоступности классических европейских и корейских марок спрос сместился в пользу автомобилей из Поднебесной. И это несмотря на все попытки правительства заставить россиян покупать отечественные автомобили.

Доля лидера продаж в Татарстане, LADA, спрос на автомобили которого за год вырос на 70%, тем не менее постепенно падает. Если по итогам II квартала 2023-го продукция АвтоВАЗа занимала 43,4% рынка новых автомобилей, то в этом году на 4,3% меньше — 39,1%. При этом доля автомобилей китайских брендов увеличилась за год почти в 1,6 раза с 32 до 50,5%.

Связано это с тем, что в 2024-м китайские производители вошли в стадию полного захвата автомобильного рынка России. На это указывают массовые скидки на новые авто с родины Конфуция, а также варианты покупки автомобиля в рассрочку. Это, во-первых, склоняет покупателей на китайскую сторону, а во-вторых, приводит к увеличению доли таких авто на рынке.

АвтоВАЗ ситуацией, понятно, недоволен. Представители завода заявляют, что бренды из Поднебесной предлагают большие скидки, обладая запасом прочности за счет прибыли на масштабном внутреннем и экспортных рынках, и из-за этого «продолжают выдавливать отечественных производителей в наименее маржинальные сегменты рынка».

«Многие китайские бренды, осуществляя, я бы сказал, агрессивную экспансию на российский рынок, начинают „пробивать“ планку утильсбора и заходить на традиционные рынки — в фокус-группы, для которых выпускается продукция из наших моделей. Прежде всего это автомобиль LADA Vesta», — отмечал глава компании Максим Соколов на апрельском расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.

В связи с этим он заявлял о необходимости поднять в 2024 году утилизационный сбор для автомобилей с двигателем объемом от 1 до 2 л с 300 тыс. до 550 тыс. рублей.

Согласно официальным данным, АвтоВАЗ в первом полугодии 2024 года продал в РФ 217,6 тыс. автомобилей, и это на 51,5% больше, чем за аналогичный период Согласно официальным данным, АвтоВАЗ в первом полугодии 2024 года продал в РФ 217,6 тыс. автомобилей, и это на 51,5% больше, чем за аналогичный период Фото: Petrov Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

Так что там с LADA?

Как бы то ни было, пока в Татарстане безусловным лидером в структуре рынка по производителям по-прежнему остается LADA (1). Как мы писали выше, за год данный автобренд увеличил количество своих приверженцев на 70% с 4 тыс. до 6,9 тыс. авто. При этом доля Татарстана от общероссийских продаж LADA увеличилась с 2,8% до 3,1%.

Согласно официальным данным, АвтоВАЗ в первом полугодии 2024 года продал в РФ 217,6 тыс. автомобилей, и это на 51,5% больше, чем за аналогичный период (с января по июнь) в 2023-м. АвтоВАЗ рассчитывает выпустить по итогам текущего чуть больше 500 тыс. автомобилей и даже немного повышает свой прогноз в пределах 5–10-процентной погрешности. Это связано с запуском серийного производства Largus на конвейере в Ижевске.

Самой популярной моделью на рынке Татарстана продолжает оставаться LADA Granta в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбэк. Суммарный объем продаж автомобилей данной модели составил 3 545 единиц, показав рост по сравнению с II кварталом 2023-го на 17%, или на 508 машин.

Несмотря на значительный рост объема продаж марки LADA, доля Granta в республике внутри модельного ряда АвтоВАЗа снизилась с 75 до 51%, а доля общей реализации транспортных средств — с 32,5 до 20%. Причина такого дисбаланса заключается в продажах другой популярной модели бренда.

Granta является самой доступной моделью в линейке LADA. Но с 14 августа АвтоВАЗ, как ожидается, в очередной раз поднимет цены на свои автомобили. Седаны и лифтбеки Granta подорожают на 15,5–16,5 тыс. рублей. Так, четырехдверные вариант в комплектации Classic'24 будет стоить от 926 500 рублей, в комплектации Comfort'24 Plus с «автоматом» — от 1 294 500 рублей.

По итогам апреля – июня 2024 года объем продаж Vesta в Татарстане превысили 2 тыс. штук, что в более чем в 13 раз больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Это лучший показатель за всю историю продаж модели в республике. Таким образом, 29% продаж LADA пришлось на восставшую из пепла Vesta. В 11 раз увеличились объема реализации классической Vesta в кузове седан, до 1 583 единиц, в 142 раза до 425 единиц — Vesta SW. «Таких результатов удалось добиться благодаря расширению модельного ряда, в том числе запуску LADA Vesta с автоматической трансмиссией», — ранее объяснял такой резвый рывок продаж вице-президент АО «АвтоВАЗ» по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин.

Цены на большинство модификаций Vesta уже поднимали в июле: тогда они резко выросли из-за отказа от части комплектаций. Сейчас седан в начальной комплектации Comfort со 106-сильным двигателем экологического класса «Евро-5» и «механикой» обойдется в 1 млн 459 тыс. 900 рублей, самый доступный кросс-седан — в 1 млн 745 тыс. 900 рублей. Обычная и Cross-версии универсала стоят от 1 млн 643 тыс. 900 и 1 млн 865 тыс. 900 рублей соответственно. Максимальная цена на Cross-версию достигает 2,36 млн рублей.

Granta является самой доступной моделью в линейке LADA Granta является самой доступной моделью в линейке LADA Фото: Petrov Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

Объемы продаж классической, практически неизменной по форме с начала своего выпуска 4×4 выросли на 77%. Так, если в 2023-м ее купили только 395 татарстанцев, то по итогам II квартала 2024 года было реализовано 698 автомобилей. 

Произошли и потери у пятидверного варианта — все решил рынок, итогом стали нулевые продажи. У данной версии модели показатели продаж падали последние пять лет. 

Почти в 1,5 раза увеличила объемы продаж «новая» Chevy Niva. Она вернулась под крыло АвтоВАЗа, «освежилась» и теперь зовется LADA Niva Travel, за II квартал продано 644 штуки (449 в 2023-м). Все комплектации начинены 1,7-литровыми 80-сильными моторами, а цена варьируется от 1,27 млн до 1,53 млн (в конце I квартала 2024-го было от 1,2 млн). За специальные версии Niva Travel KHL и [Black] нужно выложить минимум 1,56 млн рублей (было 1,48 млн рублей) и 1,49 млн рублей (было 1,41 млн рублей) соответственно.

Еще один российский автопроизводитель — УАЗ — порадовал своей продукцией практически такое же количество поклонников. Если по итогам апреля – июня 2023 года в РТ реализовано 62 машины, то в 2024-м — 60. К удивлению, во внутримодельном рейтинге на первое место вырвался пикап на базе Patriot, который чаще всего выбирают рыбаки и охотники. Таких автомобилей поставлено на учет почти в 2 раза больше — 37 единиц. 22 продажи пришлись на модель 3163 Patriot — автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересеченной местности. А один татарстанец купил себе Hunter — это обновленный старый добрый армейский «УАЗ-469», который выпускается с 1972 года.

Во II квартале текущего года в республике было продано на 64% больше новых автомобилей «Москвич», чем годом ранее В II квартале текущего года в республике продано на 64% больше новых автомобилей «Москвич», чем годом ранее Фото: Petrov Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

«Москвич» рвется к продажам

Нельзя не обратить внимание на российский автомобиль, хоть и с китайским прошлым. В II квартале текущего года в республике было продано на 64% больше новых автомобилей «Москвич», чем годом ранее. Напомним, «Москвич» — это китайский JAC, который собирают из машинокомплектов на Московском автозаводе, бывшем Renault. За минувший квартал на татарстанском рынке продан 321 такой автомобиль, тогда как в апреле – июне 2023-го из автосалонов РТ выехало 196 штук. 247 машин пришлось на кроссовер с бензиновым двигателем — «Москвич-3», 73 продажи — на «Москвич-6», донором для которого стал китайский автомобиль Sehol A5 Plus. Электрический «Москвич-3е» пока не пользуется популярностью в Татарстане: за прошедший период был продан всего один электрокар.

В марте текущего года «Москвич» принял несвойственные для наших производителей меры. Для поддержания и увеличения спроса стоимость автомобилей уменьшили сразу на 500–600 тыс. рублей. Кроссовер 3 подешевел с 2,22 млн до 1,59 млн рублей, а лифтбек — с 2,62 млн до 2,13 млн рублей. Причина таких действий очевидна: спрос на автомобиль ниже планов и ожиданий. Еще в 2023 году автозавод планировал выпуск 50 тыс. авто, а затем скорректировал цифру до 27 тысяч. По итогам года завод выпустил 31 тыс. автомобилей, а объем реализации при этом составил всего 15,3 тыс. авто, в том числе 1,5 тыс. «электричек».

Еще один российский автомобильный бренд, Evolute, раскрыл данные по продажам в первом полугодии 2024 года. Автомобилей данного бренда по всей стране в январе – июне продано в количестве 821 штуки. По сравнению с первым полугодием 2023-го объем продаж Evolute выросли на 7%. В Татарстане статистика абсолютно противоположная. За прошедшее полугодие в республике зарегистрировано всего 7 автомобилей данной марки, а на II квартал пришлось всего четыре продажи. Это почти в 12 раз меньше, чем в апреле – июне 2023-го.

На данный момент в линейке Evolute пять автомобилей, четыре из которых полностью электрические (i-Pro, i-Joy, i-Sky и i-Jet), а также один гибридный i-Space. За исследуемый период татарстанские автолюбители выкупили по две модели i-Pro и i-Jet.

Безусловным бестселлером марки Haval в Татарстане является кроссовер Jolion Безусловным бестселлером марки Haval в Татарстане является кроссовер Jolion Фото: Svetlana Vozmilova/Global Look Press / www.globallookpress.com

Haval прибавил оборотов

На втором месте по количеству зарегистрированных новых автомобилей в Татарстане в II квартале 2024 года расположилась китайская марка Haval (2) — внедорожное подразделение Great Wall Motors. В сравнении с аналогичным периодом 2023 года объемы продаж новых автомобилей Haval в Татарстане выросли в 2,4 раза и составили 2 252 автомобиля. Рыночная доля китайской марки увеличилась с 10 до 12,7%. Усиление позиций марки связано с тем, что автомобили обеспечены сервисом и запчастями (завод Haval расположен в Тульской области), это первый и до сих пор единственный автозавод в России, который построен китайской компанией. Несмотря на это, 918 автомобилей из 2,2 тыс. импортированы напрямую из Китая.

С одной стороны, нет ничего странного, поскольку не все модели из российской линейки производятся на тульском заводе, вместе с тем даже у лидера марки — Haval Jolion — 27% автомобилей китайского производства. Может ли быть такое, что импорт машин из Китая с уплатой утилизационного сбора и таможенных платежей оказывается дешевле, чем производство аналогичного автомобиля на заводе в России?

Как уже отметили, безусловным бестселлером марки Haval в Татарстане является кроссовер Jolion. Автомобиль получил обновление в этом году, отсюда и дополнительные «очки». В II квартале 2024 года дилеры смогли продать 1 163 новых машин. Рост по сравнению с тем же периодом 2023-го составил 113%, или больше в 2,1 раза.

На второй строчке располагается среднеразмерный кроссовер Haval M6. За прошедший квартал текущего года свой выбор в пользу данного автомобиля сделали 480 татарстанцев. С прошлым годом данные о продажах сравнить не получится, поскольку Haval M6 официально появился на нашем рынке только в июле 2023 года. Из общего объема продаж данной модели 445 автомобилей произведено в Китае.

Третье место по продажам занимает Haval Dargo. С апреля по июнь 2024 года на территории республики продано 217 новых машин. По сравнению с аналогичным периодом прошлого рода рост составил 2,1 раза. К слову, до конца года на рынке должно официально появиться второе поколение данного кроссовера.

«Бронзовый» призер рейтинга автомобилей эконом класс — китайская марка Chery «Бронзовый» призер рейтинга автомобилей экономкласса — китайская марка Chery Фото: Petrov Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

Chery и его суббренды берут рынок нахрапом

«Бронзовый» призер рейтинга автомобилей экономкласса — китайская марка Chery (3), одна из самых активных не только в республике, но по всей России. Бренд развивает не только свое имя Chery, но и за счет своих постоянно создающихся суббрендов усиливает влияние на авторынок. Стоит отметить, что премиальный суббренд Chery — Exeed — занял первое место в рейтинге люксовых автомобилей. Таким образом, марка занимает бо́льшую часть рынка, начиная с экономсегмента и заканчивая премиальным. Всего бренд и его четыре суббренда суммарно смогли реализовать за прошедшие три месяца 3 386 автомобиля. Это в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Если брать в разбивке, то первой в «семействе» идет марка Chery с показателем в 1 950 проданных авто, что в 2,2 раза с лишним больше, чем в 2023-м. Самый популярный автомобиль в группе — замена вечному бестселлеру Hyundai Creta — Chery Tiggo 4 Pro, который выбрали в 4,7 раза больше водителей — 920. Если на старте продаж базовая комплектация оценивалась в 2,05 млн рублей, то сейчас без учета различных скидок вариант Action MT предлагается за 2,12 млн рублей, а Ultimate — за 2,6 миллиона.

Второй по популярности автомобиль в группе — Chery Tiggo 7 Pro Max стоимостью от 2,72 млн до 3,6 млн рублей без учета всевозможных скидок. Модель представляет собой рестайлинговый вариант Chery Tiggo 7 Pro с громким дополнением к названию — Max. От младшего брата его отличает усовершенствованная оптика, соединенная светящейся планкой, сетчатая радиаторная решетка, более фактурные крылья и бамперы. Декор же выполнен в духе старшей модели Tiggo 8 Pro Max. Всего 598 автомобилей такого типа и размера поставлено на учет в Татарстане, из них 298 пришлось на обновленную версию. Отличительная особенность нового Chery Tiggo 7 Pro Max — отказ от турбомотора 1,5 л и вариатора в пользу 1,6-литрового двигателя и 7-ступенчатого робота. Стоимость улучшенной версии начинается от 2,77 млн рублей, а в комплектации Ultra — 3,1 млн рублей.

Toyota Camry, Sonata и Kia K5 постепенно заменяются на автомобильном рынке моделью D-класса Chery Arrizo 8, которая появилась в Татарстане сравнительно недавно. На дороги РТ в II квартале выехало еще 183 машины с ярким спортивным дизайном, эффектной безрамочной X-образной радиаторной решеткой и фарами на светодиодах с узким профилем. 90 авто разошлось по юридическим компаниям.

Второй по популярности суббренд от Chery в массмаркете — это Omoda Второй по популярности суббренд от Chery в масс-маркете — это Omoda Фото: Petrov Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

Кроме того, было поставлено на учет 121 авто самой дорогой из «сестер» Chery в России — Chery Tiggo 8 Pro Max — до 4,15 млн рублей. Всего «восьмерок» от Chery уже четыре: базовая 8 Pro, существующая на рынке с 2021 года; полноприводная 8 Pro Max с двухлитровым мотором; гибридная 8 Pro e+ и рестайлинговая 8 Pro Max. Крупноразмерный кроссовер Chery Tiggo 8 Pro Max — это единственная модель от Chery с 7 посадочными местами и колесной формулой 4×4. Автомобили комплектуются двухлитровым турбированным двигателем мощностью 197 л. с. и роботизированной 7-ступенчатой коробкой переключения передач.

Второй по популярности суббренд от Chery в масс-маркете — это Omoda, которую в иерархической лестнице можно поставить между Chery и Exeed, поскольку модели сделаны с уклоном на премиальность. Стоит отметить, что Omoda создана Chery специально для рынков России и Казахстана. По факту это перелицованные и видоизмененные автомобили Chery. В Татарстане реализуется две модели — это С5 и S5. Первая — близкий родственник Chery Tiggo 4 Pro с таким же 147-сильным 1,5-литровым турбированным двигателем и вариатором CVT25, просто посимпатичнее и технологичнее. Вторая модель — это, по сути, экспортная версия седана Chery Arrizo 5 Plus. Всего реализовано 669 автомобилей данной марки, из которых на С5 пришлась 461 продажа, а на S5 — 208.

Китайский производитель авто Jetour в апреле – июне 2024 года продал на татарстанском рынке 445 своих машин. Самыми популярными оказались кроссовер Dashing (продано 190 машин), полноприводный T2 (125 единиц), X70 Plus и X90 Plus. В целом бренд Jetour вошел в десятку самых популярных в Татарстане и оказался на 7-м месте.

Согласно статистике «Автостата», за прошлый квартал в республике продан 201 автомобиль бренда Jaecoo, также принадлежащего Chery. В целом бренд Jaecoo представлен стильным кроссовером J7, который сочетает в себе целый набор технологий и внедорожных возможностей. В этом году модельный ряд бренда пополнился новым кроссовером J8, который стал основным конкурентом Geely Monjaro. При этом внешность J8 повторяет уже вышедший на рынок Китая Chery Tiggo 9. Единственное значимое отличие — решетка радиатора с тонкими хромированными ламелями. Всего же по дорогам Татарстана разъехалось 164 «семерки» и 37 кроссоверов-«восьмерок».

Следующий суббренд Chery — Kaiyi, известный тем, что собирается на российском заводе «Автотор» в Калининграде. Первым с конвейера начал сходить седан E5, он является обновленной версией Chery Arizzo 7, а по своим габаритам это конкурент Hyundai Elantra. Причем сборка модели происходит на той же линии, где раньше выпускали Hyundai и Kia.

Также в продаже появился компактный кроссовер Х3 и его более богатая версия Х3 Pro. Плюс вышел новейший среднеразмерный кроссовер Kunlun.

Changan впервые попал в топ-5

По итогам II квартала 2024 года Changan (4) впервые вошел в пятерку лидеров на татарстанском авторынке. При этом китайская марка показала рекордные темпы роста продаж. Так, в прошлом квартале реализовано около 1,3 тыс. автомобилей Changan против 130 машины годом ранее. Рост продаж бренда Changan вызван тем, что компания активно расширяет российскую линейку, которая до конца года будет представлена 15 моделями.

На сегодняшний день Changan является обладателем самого широкого модельного ряда в России. 12 моделей бренда, относящихся к различным сегментам, уже колесит по дорогам Татарстана. Это лифтбек Uni-V, флагманский кроссовер CS95, купе-кроссоверы CS85 и Uni-T, седаны Alsvin и Eado Plus, а также пикап бизнес-класса Hunter Plus. А недавно Changan представил новый среднеразмерный седан Lamore, который уже полюбился нашим землякам.

За вторые три месяца 2024 года на татарстанском рынке было продано 1 234 кроссовера и внедорожника Geely. За вторые три месяца 2024 года на татарстанском рынке продано 1 234 кроссовера и внедорожника Geely. Фото: Petrov Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

Geely не только от китайцев, но и от белорусов

Объемы продаж автомобилей китайской марки Geely (5) в Татарстане в апреле – июне 2024 года выросли в 2,5 раза по сравнению с таким же периодом 2023-го. За вторые три месяца 2024 года на татарстанском рынке продано 1 234 кроссовера и внедорожника Geely. В результате марка заняла пятое место по продажам среди всех автопроизводителей в республике.

По итогам II квартала текущего года кроссовер Geely Monjaro оказался самым популярным автомобилем в Татарстане — его выбрали 455 наших земляка. Автомобиль представляет собой локализованную премиальную версию Geely Xingyue L, адаптированную для эксплуатации в российских условиях. Кроссовер построен на платформе CMA и делит ее с такими моделями, как Volvo CX-40 и Geely Tugella. Надо отметить, что платформа разработана компанией Volvo, которая, как известно, с 2010 года принадлежит Geely. Это касается и мотора: тут он также от Volvo. Стоимость Monjaro, который и выглядит как европеец, начинается от 4,3 млн рублей.

«Серебро» достается компактному кроссоверу Geely Coolray с показателем в 242 автомобиля (рост 10%). Coolray входит в пятерку самых продаваемых моделей авто в России и является третьим по популярности кроссовером. На третьем месте расположился кроссовер калибра Volkswagen Tiguan или Toyota RAV4 — Geely Atlas Pro, увеличивший свои продажи в 2 раза с 91 до 189 авто.

Помимо Geely, которые поставляются напрямую из Поднебесной, в Татарстан стали завозить автомобили Belgee. Это продукция белорусско-китайского совместного предприятия по сборке легковых автомобилей Geely. Пока завод собирает одну модель — кроссовер Belgee X50, который является точной копией китайского Geely Coolray. Несмотря на то что Belgee выкупила у китайцев расширенную гарантию, которая позволяет менять детали в автомобиле без согласия разработчика в лице Geely, отличия в машине пока лишь сводятся к оригинальным шильдикам, а также некитайскому аккумулятору. Всего в Татарстане за анализируемый период было реализовано 378 китайских автомобилей с белорусским «налетом».

Еще один автомобильный бренд, на которой стоит обратить внимание — это GAC — Guangzhou Automobile Group Co Еще один автомобильный бренд, на которой стоит обратить внимание, — это GAC — Guangzhou Automobile Group Co Фото: Jim West/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

«Гак», он же «гац», он же еще один незнакомец

Еще один автомобильный бренд, на которой стоит обратить внимание, — это GAC — Guangzhou Automobile Group Co. Даже для опытных автолюбителей данная марка является сумеречной зоной, а ведь это один из крупнейших автопроизводителей Китая, который сотрудничает с Toyota. Китайская компания производит в Китае автомобили японских брендов, а на платформе GAC построен электромобиль Mitsubishi.

Продаваемый в КНР под брендом Trumpchi трехрядный кроссовер GS8 стал первой моделью GAC на отечественном рынке. По размерам GS8 сопоставим с такими автомобилями, как Exeed VX и Changan CS95. Он оснащается мощным двухлитровым мотором на 248 л. с., 8-ступенчатым гидротрансформатором Aisin и безальтернативным полным приводом. Всего 145 автомобилей такого плана осело в республике по итогам прошедшего квартала.

Еще 25 продаж отобразила модель GS3, которая официально была представлена в России в начале июня. Она представляет собой переднеприводный субкомпактный кроссовер с четырехцилиндровым 1,5-литровым турбомотором и 7-ступенчатым «автоматом».

Кроме выше обозначенных официально поставляемых машин, GAC стал завозить шикарный семейно-деловой вэн GAC Trumpchi M8, который укладывает на лопатки Alphard и V-класс. Оптика с переплетающимися нитями стекол, концептуальный космический вид, а также фирменные шильдики на ступицах, которые всегда сохраняют горизонтальное положение, прямо как в Rolls-Royce, — все это привлекло на свою сторону 14 татарстанских неофитов, из которых 11 — это юридические лица.

Solaris: как умирают звезды

Компания AGR Automotive Group, которая в начале года стала владельцем бывшего завода Hyundai в Санкт-Петербурге, запустила на российском авторынке производство новой марки Solaris. Модельный ряд бренда включает в себя седан Solaris HS, кроссовер Solaris HC, седан Solaris KRS и кросс-хетчбэк Solaris KRX. По факту это модели Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio и Rio X, которые будут собираться из оставшихся на предприятии машинокомплектов. Однако проблема в том, что машинокомплектов для Solaris хватит лишь на 70 тыс. машин. А это значит, что в течение этого и следующего года все автомобили будут собраны.

В Татарстане уже продано 163 таких автомобиля. Это 151 Solaris HS, 7 Solaris KRX, три Solaris HC и два Solaris KRS. У машин все то же самое, что было раньше, за исключением логотипа. В связи с тем, что Hyundai официально ушла из России, продав свой завод компании «Арт-Финанс», прав на товарный знак у фирмы нет, что и привело к своего рода ребрендингу.

Что касается «коренных корейцев», то продажи Kia сократились в 4,5 раза с 598 до 134 регистраций, причем треть из них — 49 штук — произведена еще в 2022-м. Более свежего года выпуска автомобили приехали в Татарстан из Китая и Казахстана: 59 и 44 авто соответственно.

В разбивке по моделям первое место занимает Sportage пятого поколения ориентировочной стоимостью 4,2 млн рублей. В II квартале 2023-го продано 42 кроссовера последнего поколения, что в 4,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, на дороги выехали три новеньких Sportage R — китайский Sportage Ace, производство которого развернуто на китайско-корейском предприятии Dongfeng Yueda Kia. Sportage R (Ace) собран на базе удачного и мегапопулярного в свое время Hyundai ix35. Кроссовер комплектуется двумя двигателями — либо турбированной версией объемом 1,5 л и мощностью 200 л. с., либо двухлитровым мотором без наддува на 160 л. с.

В Татарстане «прописал» один новенький Kia KX3 — это кроссовер для китайского рынка, который впервые был представлен в далеком 2014 году на выставке в Гуанчжоу. Автомобиль построен на платформе Hyundai ix25 / Creta и является эксклюзивным для рынка Китая, где призван конкурировать с такими кроссоверами, как Ford EcoSport, Peugeot 2008. Помимо того, из немассовых у нас авто можно выделить Kia K3, который ранее был известен как Cerato, а также полноразмерный бизнес-седан K8.

У другого корейского брата, Hyundai, дела шли чуточку лучше. За прошедший период татарстанцами приобретено 300 автомобилей марки Hyundai. География поставок обширна: бо́льшая часть «корейцев», или 212 автомобилей, доставлены в Россию напрямую из Казахстана, 69 — из Китая, 12 — из Кореи, два — судами из США.

На первом месте среди моделей Hyundai — кроссовер Tucson. Благодаря своему динамичному и прогрессивному дизайну он «продал» себя в количестве 175 авто против 209 в 2022-м. Автомобиль, который еще в конце 2023 года стоил от 3,6 млн рублей, сейчас предлагается дилерами по цене от 3,85 млн рублей.

На первом месте среди моделей Hyundai — кроссовер Tucson На первом месте среди моделей Hyundai — кроссовер Tucson Фото: Ron Adar/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

На второе место вырвалась Elantra, которая смогла увеличить свои продажи с 49 до 64 авто. Седан Hyundai Elantra, ранее выпускавшийся на калининградском заводе «Автотор», теперь поставляется на российский рынок по параллельному импорту или частным путем. Причем на рынке предлагаются автомобили рестайлинговой версии 7-го по счету поколения и 2024 года выпуска. Все машины с одинаковой техникой — 1,5-литровым 115-сильным атмосферным мотором и вариатором. Комплектации разные: Lux, GLX, Premium Edition. Причем все транспортные средства завезены из Китая по параллельному импорту.

Рестайлинг, который принес кроссоверу Hyundai Santa Fe технические обновления, не смог удержать падения спроса из-за неконкурентной цены на фоне китайских городских внедорожников. Итогом стало снижение числа регистраций на 76%. Palisade, позиционирующийся как самый шикарный и крупный автомобиль в модельной линейке Hyundai, как и другие кроссоверы, показал отрицательную динамику. Объем продаж упал с 51 до 15 поставленных на учет ТС.

Из интересных новинок можно выделить мини-кросс Hyundai Casper. Это самая миниатюрная модель в своей серии, а сам автомобиль позиционируется как ультрабюджетный вариант кроссовера. Hyundai Casper создан на платформе K1, как и модель Kia Picanto (у себя на родине она зовется Morning). Это модернизированный и доработанный вариант BA. Автомобиль оснащается однолитровым традиционным атмосферным ДВС мощностью 76 л. с. либо турбированным агрегатом в 100 л. с. Один такой автомобиль, поставленный напрямую из Кореи, правда, 2022 года выпуска, встал на учет в республиканском ГАИ.

Одна из приметных машин в линейке от британско-китайского бренда MG — электрический родстер Cyberster Одна из приметных машин в линейке от британско-китайского бренда MG — электрический родстер Cyberster Фото: Wang Teng/XinHua / www.globallookpress.com

Новинки в единичных экземплярах

Еще в начале весны текущего года компания MG Motor, которая почти 15 лет принадлежит китайскому государственному концерну SAIС, анонсировала начало продажи на российском рынке нескольких своих моделей. В 2024 году бренд намерен начать реализацию 10 новых машин. Одна из приметных машин в линейке от британско-китайского бренда MG — электрический родстер Cyberster. У электрокара стоимостью от 7 млн до 10 млн рублей гильотинные двери и мультимедийная система на игровом движке Unreal Engine. Кроме того, на дороги Татарстана выехала модель МG 5 — седан, который должен конкурировать за рубежом с Ford Focus и Volkswagen Golf. В Татарстане на учет было поставлено по два авто данного бренда на каждую модель.

Стоит рассказать о еще одном автобренде, Maxus, разработанном концерном SAIC. Один пикап Maxus T70 приобретен за последние три месяца в Татарстане. Новинка построена на оригинальной платформе: жесткая рама, задняя рессорная подвеска, подключаемая система 4WD c понижаемой передачей. За работоспособность T70 отвечает 163-сильный двухлитровый турбодизель, сочетающийся либо с 6-ступенчатой МКПП, либо с «автоматом» с таким же количеством передач.

Nissan вернулся в Татарстан через Китай под маркой Oting. К нам поступили в продажу внедорожники Nissan Terra под видом Oting Paladin. Внедорожник Paladin выпускается на совместном предприятии Zhengzhou Nissan в Ухани провинции Хубей. Данным заводом покинувший Россию японский автоконцерн владеет совместно с Dongfeng. Там выпускаются автомобили Nissan для китайского рынка, включая седаны Altima, кроссоверы Qashqai, X-Trail и пикап Pathfinder.

***

Российский автомобильный рынок в 2024 году после наметившегося роста ожидает падение, считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. Сейчас наблюдается рост продаж авто, но он связан скорее с опасениями покупателей из-за введения новых ставок утилизационного сбора. Падение продаж, как считает эксперт, должно произойти в будущем, поскольку ужесточились меры, повышающие цены и затрудняющие ввоз иномарок из-за границы. Кроме того, высокие ставки по автокредитам приведут к тому, что рынок к концу года охладится. Что же произойдет на самом деле, рассмотрим в традиционном обзоре автомобильного рынка Татарстана по итогам III квартала 2024 года.