Японский рынок открылся одним из первых, и первым принял на себя «удар» Японский рынок открылся одним из первых и первым принял на себя удар Фото: © Cfoto / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Черный понедельник»?

5 августа 2024 года имеет все шансы войти в экономическую историю как «черный понедельник». Прямо сейчас фондовые рынки в странах показывают стремительное падение. Наихудшая ситуация наблюдается в, казалось бы, крепкой и относительно устойчивой Японии. Ключевой индекс страны Nikkei сегодня рухнул на 13%, и это крупнейший обвал с 1987 года. От максимумов июля он упал почти на 22%, индекс также в минусе относительно уровней начала года. Другими словами, сегодняшнее падение съело весь рост с начала года.

Японский рынок открылся одним из первых и первым принял на себя удар. Прямо сейчас аналитики называют две ключевые причины японского падения. Первая — недавнее решение Банка Японии поднять ключевую ставку, из-за которого укрепилась йена. Окрепшая нацвалюта невыгодна ориентированной на экспортные рынки японской экономике.

Но главная причина, вероятно, в другом. В конце минувшей недели федеральное бюро статистики министерства труда США опубликовало ежемесячный доклад о ситуации с безработицей в стране. И рынок показатели, мягко говоря, не впечатлили. Вопреки ожиданиям аналитиков уровень безработицы достиг 4,3% против 4,1% в июне. Новых рабочих мест оказалось на порядок меньше, чем ожидалось, — 114 тыс. после 179 тыс. в июне. Чуть ранее число заявок на пособия по безработице за неделю выросло до самого высокого уровня с августа 2023-го, а индекс деловой активности в промышленности США снизился до минимум за 8 месяцев.

Еще одним фактором, сыгравшим на падение, стала распродажа в США акций технологических компаний, которая началась на прошлой неделе. Убытки понесли, в частности, Nvidia, Alphabet, Microsoft, Apple и Tesla. Ранее акции технологических компаний, особенно связанных с разработками в области искусственного интеллекта (ИИ), поддерживали рост фондового рынка. Одним из самых заметных решений стала продажа почти половины портфеля акций корпорации Apple холдингом Berkshire Hathaway американского миллиардера Уоррена Баффета.

Американская пресса сейчас отслеживает падение в режиме реального времени даже с учетом того, что за океаном ночь. Как признают Reuters и Bloomberg, на мировом рынке с учетом недавней статистики усиливаются опасения рецессии в США. На фоне спада торговля временно останавливалась в Японии и Южной Корее, срабатывали автоматические выключатели из-за чересчур высокой волатильности. Другие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона также упали в понедельник — к примеру, тайваньский Taiex на худшие в своей истории 8,4%. Агентство Bloomberg описывает происходящее как «глобальный крах».

Стартовавшая на прошлой неделе распродажа переросла в «бегство», оценивает ситуацию американская The New York Times. Издание отмечает, что резкий разворот случился на фоне оптимизма в начале года: инфляция снижалась, безработица падала, на подъеме была тема ИИ. Как еще один признак паники у инвесторов сейчас оценивается падение биткоина и криптовалют в целом. «Биток» утром падал на 17%, стоимость опустилась ниже $50 тыс. впервые с февраля. И распродажа только усиливает давление на рынки.

На других рынках не легче. Индекс Мосбиржи, один из основных российских фондовых индикаторов, на открытии в понедельник упал ниже 2 860 пунктов и обновил минимум более чем за год. Такого эффекта не было даже от июньских американских санкций. Акции практически всех российских компаний сегодня утром оказались в красной зоне. В лидерах падения оказались ценные бумаги «Яндекса» (минус 3,26%), АФК «Система» (минус 3,19%), «РуссНефти» (минус 4,75%), «Мечела» (минус 4,52%). Ценные бумаги «Татнефти» дешевели на 1,43%, КАМАЗа — на 1,48%. Кстати, на фоне макростатистики из США цена нефти Brent упала ниже $76 за баррель впервые почти за 7 месяцев.

Штормит и Турцию. После того как основной индекс Borsa Istanbul 100 (BIST 100) снизился на 6,72%, Стамбульская фондовая биржа приостановила торги. Индексы Германии и Великобритании на открытии теряли около 2%.

Индекс МосБиржи, один из основных российских фондовых индикаторов, на открытии в понедельник упал ниже 2860 пунктов и обновил минимум более чем за год Индекс Мосбиржи, один из основных российских фондовых индикаторов, на открытии в понедельник упал ниже 2 860 пунктов и обновил минимум более чем за год Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пока держимся версии «это ИИ схлопнулся, выяснилось, что его нам столько не надоть»

«Мы с вами ждали, чтобы будут происходить подобные вещи <…> Дополнительно хочу призвать всех не психовать, не сходить с ума. Мы такие вещи проходили, и не раз. Мы много раз предупреждали, что на мировом фондовом рынке зреет достаточно жесткая раздача. Вот, собственно, она началась», — предупреждает и успокаивает сегодня профессор НИУ ВШЭ, автор телеграм-канала bitkogan Евгений Коган.

По его словам, падение в основном спровоцировал «перегретый ранее сектор полупроводников» — за последние дни акции Intel упали на 34%, аналогичная ситуация с NVDA, AMD, AVGO. Йена отреагировала на повышение Банком Японии ключевой ставки с 0–0,1% до 0,25% мощным укреплением, а рынок «беспрецедентно обвалился». К этому добавляются макроэкономические данные США и американская статистика по безработице о том, что число занятых в несельскохозяйственном секторе выросло на 114 тыс. — это стало одним из самых слабых показателей с начала пандемии.

При этом эксперт не ждет повторения 2008 года. Он полагает, что федеральная резервная система (ФРС), «с высочайшей степенью вероятности», в сентябре снизит ставку. «Паника достаточно быстро пройдет, а ликвидности пока в системе достаточно. Если на фьючерсах так задолго до открытия рынка все видится в черном цвете, обычно потом по статистике все становится немного веселее. Думаю, рынок вполне может открыться в крайне отрицательной зоне, допрыгать до 5200. Может и 5150. И попробовать достаточно резко скорректироваться наверх», — резюмирует он.

«Реакция рынка отражает ухудшающиеся экономические перспективы США. <…> Пневмонию в Японии спровоцировал чих в Нью-Йорке», — сказал в беседе с The New York Times директор финансовой компании Monex Group Джеспер Колл. По его словам, укрепление йены негативно скажется на прибыли корпораций, особенно многих крупнейших компаний страны, которые ориентируются на продажи за рубежом. При этом он обратил внимание, что обычно инвесторы «набрасываются» на акции, когда цены значительно падают. «Что вызывает беспокойство, так это то, что мы не видим покупателей», — заметил Колл.

«На рынке наступает боль», — реагирует в своем телеграм-канале Spydell_finance финансовый аналитик Павел Рябов. Он обращает внимание на рынок криптовалюты: «27 процентов, или 650 миллиардов [долларов], было стерто с рынка „крипты“ за 7 дней — самый сильный обвал с июня 2022 [года] в относительном сравнении и второй по силе в истории после мая 2021-го в долларах за сопоставимый срок». Рябов отмечает, что в 04:00 мск «произошло сильнейшее давление продавцов в истории торгов по всему рынку».

«Сила обвала, взвешенная на объемы и открытый интерес за один час торгов с сильнейшей концентрацией маржин-коллов (предупреждение перед принудительным закрытием позиции трейдераприм. ред.) более существенно, чем 12–13 апреля (тогда рынок криптовалют пережил резкое падение, вызванное ростом напряженности в отношениях между Ираном и Израилем,прим. ред.), — пишет он и добавляет: — Рынок „крипты“ себя полностью дискредитировал как место концентрации ликвидности — рынок сотрут в пыль при реальных кассовых разрывах в системе».

Что же российский рынок? Индекс Мосбиржи приближается к новым годовым минимумам, и потенциал для снижения все еще есть, указывают в «Альфа-Инвестициях». В числе негативных факторов для рынка — высокие ставки и дешевая нефть. «Цена на Brent в пятницу опустилась до $77,4 за баррель и сегодня продолжает снижаться. В пятницу данные non-farm payrolls (занятость в несельскохозяйственном сектореприм. ред.) показали, что рынок труда в США замедляется, — значит, спрос на топливо может уменьшиться, — пишут аналитики банка. — Индекс Мосбиржи способен снижаться и дальше, и на этой неделе может обновить годовой минимум. Если покупатели станут активнее в зоне 2800–2850 п., возможен временный отскок, но для полноценного разворота нужна смена настроений на рынке».

«В чем нынче прелесть российского фондового рынка? Ему по барабану все обвалы на рынках мировых», — считает политолог Георгий Бовт. По его мнению, российский рынок падает «независимо от всего остального и по своим собственным причинам». «Что касается обвала мировых рынков, то в качестве причины чаще всего называют то, что, мол, лопнул пузырь вокруг искусственного интеллекта. Однако на деле причина может быть глубже и, возможно, как-то связана с недавней оговоркой [кандидата в президенты США Дональда] Трампа, что в случае если он станет президентом, то погасит часть несусветного госдолга США… криптовалютой. Что выглядит достаточно дико само по себе и станет „самострелом“. Так что пока держимся версии „это ИИ схлопнулся, выяснилось, что его нам столько не надоть“», — пишет он в канале «Бовт знает».

«Сложно сказать, как будет дальше развиваться ситуация. Психология людей на рынке довольно хаотична, и тут что-либо предсказывать сложно» «Сложно сказать, как будет дальше развиваться ситуация. Психология людей на рынке довольно хаотична, и тут что-либо предсказывать сложно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Рынки в обеспокоенности, никто не знает, что будет дальше. Соответственно, все фиксируют прибыль»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты порассуждали о причинах нынешнего обвала и рассказали, как дальше будет развиваться ситуация.

Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:

— Сейчас неоднозначная ситуация на внешних рынках. В конце прошлой недели упали индексы Dow Jones (DJI) и Nikkei и началась паника недоверия на финансовых рынках. У нас это связано с тем, что мы ожидаем если не ужесточения кредитно-денежной политики, то по крайней мере сохранения на достаточно длительном отрезке. Но на Западе, в том числе на японском и американском рынках, инвесторы уже практически требуют, чтобы банки перешли к стимулирующим мерам. Поэтому есть некая неопределенность. Рынки в обеспокоенности, никто не знает, что будет дальше. Соответственно, все фиксируют прибыль. А рынки до этого росли очень длительный период.

Рецессия в США, в принципе, всегда возможна. Данные по безработице говорят не только о том, что растет число работоспособного населения, но и растет сама безработица. Наверное, да, потребление начинает буксовать. Кризис вполне возможен, но, насколько он реален, пока еще сложно говорить. Что касается российского рынка, он живет обособленно, на него вряд ли влияют какие-то мировые тенденции в политике центральных банков. Для нас сейчас важно то, что мы взращиваем собственную экономику с домашним потреблением, домашним производством.

Мы в меньшей степени изолированы от азиатских экономик, но пока они считаются для нас дружественными и затыкают дыры, где мы не можем развить свое собственное производство. В остальном для российской экономики сейчас очень хорошие времена, и Центральный банк не зря обеспокоен тем, что потребление не спадает, а остается на прежнем высоком уровне. Поэтому регулятор сохраняет высокую ставку.

Сложно сказать, как будет дальше развиваться ситуация. Психология людей на рынке довольно хаотична, и тут что-либо предсказывать сложно.

Дмитрий Голубовский — финансовый аналитик «Золотого монетного дома»:

— Просто кризис фондовый начался в мире. Наверное, будет глобальная рецессия. Причин много, просто они все вместе накопились и сработал кумулятивный эффект. Первая причина — это подъем ставки в Японии. Он резко укрепил иену, и поэтому триггером обвала выступил обвал японского фондового рынка.

Второе: федеральный резерв (федеральная резервная системаприм. ред.) очень сильно затянул со снижением ставки, хотя по многим метрикам он должен был начать ее снижать. Соответственно, он добился резкого охлаждения рынка труда. Пятничная статистика по безработице в США вышла плохой, плюс число банкротств в Америке на 13-летнем максимуме. Плюс геополитика: все ожидают начала войны на Ближнем Востоке, это не добавляет радости фондовым рынкам. Плюс то, что в Китае экономика ни шатко ни валко охлаждалась и она продолжит охлаждаться, но никакого обвала в Китае не будет. Все сошлось в одном месте — финансовые и геополитические риски, ошибки регулятора. 

Надежды на лучшее, которые двигали американским фондовым рынком (он весь год рос на ожидании снижения ставки, которого так и не дождался), в конце концов обернулись в страх, и он обвалился. Любые резкие движения всегда идут на эмоциях, но с эмоциональных обвалов начинаются кризисы, потому что дальше включается эффект домино. Я всегда обращаю внимание, что на этом фоне акции банков падают очень здорово. Mitsubishi упал на самую большую величину падения за всю свою историю — около 20 процентов. А это крупнейший банк Японии, как у нас Сбербанк. Представляете, если у нас Сбербанк рухнет на 20 процентов? Это повод задуматься как минимум. Такое сегодня случилось в Японии. 

В основе любого экономического кризиса лежит кризис финансовый. Сегодня, возможно, он начался. После того как завал начался у всех, возникли опасения рецессии. Это следствие того, что мы сейчас наблюдаем. На самом деле никогда еще инверсия кривой доходности госдолга США не обманывала инвесторов (где по коротким выпускам ставки существенно выше, чем по длинным), и она предсказывает рецессию уже в течении двух лет. Никогда еще в выправлении кривой доходности не обходилось без обвалов фондовых рынков за всю историю, и вот сейчас этот обвал начался. Он, собственно говоря, дисбаланс и устранит. 

Что будет дальше и как повлияет ситуация на российский рынок? Вопрос в том, насколько обвал будет глубоким. А это зависит от того, насколько адекватно отреагируют финансовые власти и в Америке, и в Японии, и в Европе. Есть повод задуматься. Если на эту ситуацию отреагировать грамотно, я думаю, что мы отделаемся 20–25-процентным падением индекса Nasdaq, американский рынок приземлится, цена на нефть побывает в районе 50 [долларов за баррель], что отразится на категории рублей и, естественно, на нашем рынке. По нему сильно не ударит, потому что у нас некуда бежать капиталу. Иностранный капитал, который был, уже сбежал. 

Если цена на нефть упадет где-то на 50, я не исключаю, что мы увидим курс доллара в районе 105–110 снова. Легко может быть, но, опять же, это мы уже видели чуть меньше года назад. Никакой катастрофы в этом нет, соответственно, российский фондовый рынок может еще припасть. У нас падение фондового рынка экономике не навредит, даже если он сходит на 20 процентов ниже. Я думаю, что не случится этого драматичного движения. Может быть, он (индекс Мосбиржиприм. ред.) упадет, а потом развернется и будет новая волна роста. 

В принципе, нужно дождаться дна, покупать акции российских компаний. Потому что выход из этого кризиса будет таким же, как из любого другого кризиса. Сейчас начнут трещать банки по швам, банки начнут спасать и для этого начнут печатать деньги, дальше будет повторение 2008 года или того, что было во время пандемии. Просто денежная масса по всему миру опять  резко вырастет, цены на сырье и вообще на все пойдут вверх, имею в виду цены в долларах. 

Инвесторам я посоветовал бы, наверное, избавляться от рублей, потому что рубль очень силен в последнее время был. Он очень здорово переоценен в отношении к прогнозам самого правительства. Средний по году курс рубля у нас должен был быть 90 с копейками, а он в последнее время стоит сильно ниже, чуть ли не до 85 дошел. Именно поэтому я не жду, что ставку кто-то будет поднимать. Скорее наоборот, денежную политику начнут смягчать, плюс еще могут смягчить какие-то условия работы экспортерам. Сейчас хорошее время для покупки валютных ценностей в разных формах. Юани сейчас держатся хорошо по отношению к доллару, он повторяет движение иены, можно покупать в конце да концов наличные доллары или криптодоллары. 

Но еще я советую покупать золотые монеты, потому что золото сейчас сильно не просядет на всем этом кризисе, а к рублю оно будет расти. Вообще, [стоит] думать о том, что из рубля нужно выходить, потому что рубль будет слабеть. Вы можете выходить из рубля в другие рублевые истории, и здесь я посоветую покупать поэтому длинный долг, потому что он может существенно вырасти на ожидании снижения ставки. Если вы не хотите связываться с валютными ценностями, тогда покупайте облигации с условием 5–10 лет погашения. Потому что там доходность будет падать, соответственно, они могут хорошо  расти. Это второй образ действия, который может быть здесь интересен. Также советую следить за индексом Московской биржи, я считаю, что он еще потеряет, но наступит такой момент, когда стоит присматриваться к акциям российских экспортеров. Я думаю, что еще процентов где-то 10 он может пролететь и будет хорошая точка входа. Но здесь надо уметь ждать. Если вы уже находитесь в какой-то структуре портфеля, я бы посоветовал избавляться от акций и увеличить долю облигаций или же опять-таки каких-то фондов, ориентированных на валюту.

Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

— Думаю, главная причина — опасения масштабной войны на Ближнем Востоке. Но есть вещи, о которых профессионалы активно говорят, которые давят. Отношение капитализации американского фондового рынка к ВВП — 200 процентов. Это очень много. Это означает, что американский рынок акций грохнется скоро. Индикатор прекрасно предсказал кризис 2008 года и кризис доткомов (термин применяется по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в интернетеприм. ред.). Что касается нас, у нас вообще 34 процента. Это очень дешево.

Если мир валится, наш рынок тоже повалится, но меньше, чем раньше, поскольку мы отрезаны из-за санкций. Соответственно, стоит ли покупать? Наверное, да, хотя рынок вполне может быть и еще дешевле. Но покупать стоит не весь рынок в целом, а наиболее привлекательные акции.

Да, сценарий с рецессией в США вероятен, если рынок повалится, почти 100 процентов. Потому что падение их акций бьет по уверенности потребителя. По российскому рынку нынешний обвал сильно ударит. У нас более 30 миллионов частных инвесторов, семьями — 100 миллионов. Внешняя изоляция может только смягчить это давление, но мы все равно упадем. 

Надо относиться достаточно спокойно. Я считаю, в следующем году будет падение ключевой ставки, соответственно, рынок пойдет вверх.