Если выборы президента США состоятся 5 ноября, то хоть какой-то результат Владимир Зеленский должен будет к этому времени принести. А значит, у него остается формально три месяца, реально уже чуть меньше Если выборы президента США состоятся 5 ноября, то хоть какой-то результат Владимир Зеленский должен будет к этому времени принести. А значит, у него остается формально три месяца, реально уже чуть меньше Коллаж: www.globallookpress.com

Почему Киев готовит новый контрнаступ

Военный журналист Алексей Рамм уверен: США, вне зависимости от того кто победит на выборах президента в ноябре, настроены «притушить» военный конфликт на Украине. При этом обязательно «мир» должен быть достигнуть в стиле Минских соглашений. «Поэтому что в этой ситуации важно для Зеленского? Чтобы его оставили президентом. Ему надо остаться для США этим нашим сукиным сыном. Для этого ему надо на момент, когда начнутся все переговоры, показать какой-то значимый результат, с которым он может сесть за стол переговоров. В этой ситуации они пошли на стратегию последнего удара», — рассказал он «БИЗНЕС Online».

Как следствие, временные рамки, в которые может пройти очередная попытка наступления, можно считать обозначаемыми. Если выборы президента США состоятся 5 ноября, то хоть какой-то результат Владимир Зеленский должен будет к этому времени принести. А значит, у него остается формально три месяца, реально уже чуть меньше, для исполнения плана. Скорее всего, предполагаемое наступление будет начато где-то в конце августа, к этому же времени Киев получит основную массу самолетов F-16, а также кое-какие подготовленные резервы и, вероятнее всего, один или несколько пакетов военной помощи. Вопрос простой: как этим распорядятся?

Общая тактика российских боевых действий сводится прежде всего к уничтожению живой силы противника Общая тактика российских боевых действий сводится прежде всего к уничтожению живой силы противника Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

Как наши проводят свое наступление

Россия проводит наступление, но по нескольким участкам фронта, удачно маневрируя и перебрасывая силы. Более того, в результате дерзновенных и по-военному красивых действий группы войск «Центр» был образован Очеретенский выступ, плавно вытекающий в покровское направление. Кроме того, именно войска группы «Центр» начали бодрый натиск на Нью-Йорк и Торецк, сметая опорники врага, продвигаясь в городской застройке.

Не отстают и бойцы группы войск «Юг», уверенно давят противника под Артемовском и Часовым Яром, уничтожая в неделю по бригаде живой силы противника. Ожесточенные бои идут под Купянском, где военнослужащие группы войск «Запад» не дают неприятелю маневрировать имеющимися силами, удерживая врага по линии реки Оскол. Им вторят солдаты группы войск «Север», сковывающие врага возле крохотного городка Волчанска, вынуждая противника отодвинуть тяжелую артиллерию от Белгорода и тратить драгоценные ресурсы на удержание этого рубежа.

Также на своих участках сражаются войска групп «Днепр» и «Восток». Несмотря на то что на этих участках интенсивность боевых действий существенно ниже, чем на вышеназванных, они также беспокоят противника, вынуждая того держать на ЛБС подготовленные войска, которым тоже приходится существовать в условиях активной обороны.

Как отмечает Рамм, это отработанная Генштабом методика ведения боевых действий. Под тот же Волчанск заходили не ради того, чтобы осадить Киев, но для того, чтобы вынудить противника тратить ресурсы.

Военный журналист Алексей Рамм: «Киев пошел на стратегию последнего удара»

Более того, общая тактика российских боевых действий сводится прежде всего к уничтожению живой силы противника. Удержание территории любой ценой в ряде аспектов бесперспективно. «Это целенаправленная атака нашей армии. Судя по всему, принято принципиальное решение — выбивать мобилизованный потенциал Украины без боев в больших городах. В этом плане все такие среднеразмерные города, с одной стороны, представляют место, которое просто так не бросишь, с другой — обороняться там очень сложно», — подчеркивает в разговоре с «БИЗНЕС Online» военный журналист Влад Шлепченко.

Для Киева ситуация осложняется еще и тем, что с начала года он готовит бригады резерва, сложность с наполнением которых усилилась полугодовалым простоем с поставками западной техники.

Самолеты F-16 смогут и, вероятнее всего, будут бить по российской авиации, которая наносит удары ФАБ, что является одной из главных проблем украинских войск Самолеты F-16 смогут и, вероятнее всего, будут бить по российской авиации, которая наносит удары ФАБ, что является одной из главных проблем украинских войск Фото: Общественное достояние, commons.wikimedia.org

Над логовом врага

Где-то с начала года Киев стал формировать новые бригады резерва. Во-первых, это требует сама военная наука, всегда и при любых обстоятельствах армии необходимы свежие войска. Этот аспект, как мы отметили выше, существенно усложнял кризис, вызванный остановкой поставок вооружений из стран Запада. Произошло то, что в бизнесе называется термином «кассовый разрыв»: полугодовое отсутствие финансирования жизненно необходимых элементов украинской военной машины уже привело к тому, что оборонительная линия в Донбассе начала гнуться и ломаться.

Во-вторых, с середины апреля началась активизация боевых действий на фронте. В итоге Киев, с одной стороны, вынужден был соскребать западную бронетехнику, например самоходные артиллерийские установки, чтобы комплектовать ими резервные бригады, с другой — ему почти нечего было поставить взамен. В результате ценой огромных потерь какие-то войска прорыва собрать удалось: по различным оценкам, противник имеет около 10–15 бригад, которые может использовать. Это значительно меньше тех сил, которые Киеву удалось скопить к началу лета 2023 года, но ими в той или иной степени можно оперировать. Грубо говоря, если стратегия исходит из того, что к ноябрю, какой-никакой мир, но будет установлен, то осталось потерпеть самую малость.

По данным телеграм-канала «Легитимный», приоритетными направлениями для предполагаемого наступления ВСУ будет приазовское направление, как и в 2023 году, а также харьковское, как это было в 2022-м. Отметим, наступать противнику придется в совсем иной конфигурации, с совершенно другими резервами, зато, вероятнее всего, на его стороне будут самолеты F-16.

«Для нас есть очень серьезная угроза в том плане, что этот борт максимально интегрирован в систему обмена и передачи информации стран НАТО. И глупо отрицать, что Соединенные Штаты Америки и НАТО не помогают Украине ведением радиотехнической разведки. В интересах украинской группировки действуют американские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения других стран НАТО, самолеты радиотехнической разведки. Поэтому F-16 может внезапно подскочить, в режиме реального времени получив целеуказания, например, от натовского самолета ДРЛО о позиции российской ПВО. Подскочил быстренько, туда несколько противорадиолокационных ракет выстрелил и тут же ушел», — комментирует ситуацию Рамм.

В том числе самолеты F-16 смогут и, вероятнее всего, будут бить по российской авиации, которая наносит удары ФАБ, что является одной из главных проблем украинских войск. Несмотря на относительно небольшое количество (а речь идет о нескольких десятках самолетов максимум), в целом это как болезненные уколы при ограниченном наступлении противника.

А телеграм-канал «Резидент» утверждает, что одним из возможных действий станет натиск в районе Запорожской АЭС. «Наш источник в Генштабе подтвердил информацию, что Сырский согласился провести основное контрнаступление на Энергодар, чтобы вернуть под контроль Запорожскую АЭС. Основной удар будет сконцентрирован на Белозерку, чтобы вынудить Российскую армию покинуть Энергодар. Дополнительный удар готовится на Камянку-Днепровскую через высохшее водохранилище, чтобы растянуть силы противника», — пишет он.

Второй участок — это, безусловно, Волчанск, зона ответственности группы войск «Север».

Рисует стая дронов кольца

Харьковское направление для Киева стало местом, где они смогли хотя бы в формальном смысле показать успех. Действительно, осенью 2022-го Киев сумел выбить российские части с занимаемых позиций и отодвинуть за реку Оскол. Да, противник действовал при тотальном превосходстве в живой силе, на отдельных участках превышая количество обороняющихся в 10–13 раз, но факт есть факт.

Второй момент. Киев, пусть и под флагом неонацистов, уже пытался вторгнуться на этом участке на территорию России в Белогорье. Это произошло и в мае 2023-го, когда под видом российских нацистов украинские войска попробовали на зубок Белгородскую область, а также в этом году, когда в марте Киев попытался повторить маневр.

Весной 2023-го фокус удался, как-никак, а почти сутки люди с автоматами на автомобилях кошмарили гражданское население Белгородчины. Вместе с тем на сегодняшний день направление, повторимся, остается крайне лакомым для военной мысли Киева. «Это им более выгодно, более медийно и, может быть, более красиво», — уточняет ситуацию Рамм.

Теоретически если Киев готовит наступление, то и за ним остается право хода, с другой стороны, будет ли режим Зеленского организовывать еще один участок фронта — вопрос открытый. Дело в том, что наступление — продукт не единоразовый, нельзя накопить энное количество войск и ими отыграть лишь одну партию. Войскам требуется поддержка, логистика, а главное — постоянные пополнения. Значит, еще один участок фронта распылит силы. И если Россия теоретически может, пусть и не без определенных проблем, набрать сил для еще одного участка фронта, то Киев, повторимся, уже не справляется и с теми, которые есть.

С другой стороны, Киев не может угрожать ударом вечно, в какой-то момент, если тенденция сохранится, фронт начнет равномерно осыпаться по всем основным направлениям, просто потому, что создание резерва требует все новых солдат, вооружений и военной техники. Если промедлить, может статься так, что войска, приготовленные для прорыва, будут вынуждены контратаковать уже под Покровском или идти на усиление часовярской группировки, а также к реке Оскол, где также перебитые киевские бригады нуждаются в помощи.

В любом случае вместе с тем, как укорачивается световой день, уменьшается и пространство времени, в рамках которого противник вынужден сделать свой ход.