«Алтын минбар» претерпел одно важное изменение — с этого года все показы станут платными «Алтын минбар» претерпел одно важное изменение — с этого года все показы станут платными Фото: «БИЗНЕС Online»

Продажа билетов — вынужденная мера

Ушла эпоха. Эти слова приходят на ум при взгляде на вчерашнюю новость от «Татаркино» о том, что Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК), который отметит уже через месяц свое 20-летие, решил в этом году не только сменить название на «Алтын минбар», о чем мы уже писали, но и отказаться от бесплатных показов, которые существовали все эти годы.

«„Алтын минбар“ претерпел одно важное изменение — с этого года все показы станут платными, — сказано в официальном пресс-релизе. — Организаторы считают, что продажа билетов — вынужденная мера. Это даст возможность предугадать спрос на тот или иной фильм. В прошлые годы на некоторые сеансы желающих было столько, что не удавалось всех разместить. Продажа билетов будет открыта заранее, и, если на какой-то сеанс билеты будут раскуплены, дирекция фестиваля откроет дополнительный зал». Компенсировать эту новость была призвана информация о том, что «стоимость билетов не будет превышать 200 рублей».

Пожалуй, из вышесказанного можно сделать два основных вывода. Во-первых, очевидно, что будет меняться идеология фестиваля, как бы его устроители ни пытались убедить в обратном. Во-вторых, у «Алтын минбара» могут возникнуть проблемы со зрителем, а ведь полные залы на КМФМК были в общем одним из оправданий самого существования форума.

Ребрендинг «по-мусульмански»: как главный кинофестиваль Казани поменял название

Что касается первого момента, то логику организаторов можно понять. И здесь отказ от слова «мусульманский» в названии и введение продажи билетов на сеансы выглядят звеньями одной цепи, пусть министр культуры РТ Ирада Аюпова и говорит, что фестиваль сохранит свою «духовно-нравственную матрицу». С одной стороны, название «мусульманский» резко ограничивало потенциальный круг участников и гостей, а также создавало потенциал для жесткого спора и даже конфликтов, например, относительно той или иной картины. С другой — сама картинка фестиваля, залы которого порой буквально оккупировали бабушки, «забивавшие» места на целый день, в перерывах между показами попивавшие чай из термоса и закусывавшие принесенными из дома бутербродами, мало напоминала современный и прогрессивный культурный форум. Так что было решено менять лицо «Алтын минбара».

Министр культуры РТ Ирада Аюпова <a href="https://www.business-gazeta.ru/article/641406" target="_blank">говорит</a>, что фестиваль сохранит свою «духовно-нравственную матрицу» Министр культуры РТ Ирада Аюпова говорит, что фестиваль сохранит свою «духовно-нравственную матрицу» Фото: «БИЗНЕС Online»

Но не выплеснут ли вместе с водой и ребенка? Ведь за столько лет зритель настолько привык к бесплатному продукту, что даже 10 рублей за вход многим могут показаться чуть ли не оскорблением, не то что 200. Поэтому угроза пустых залов, очевидно, существует. Причем больше всего могут пострадать татарстанские кинематографисты. Вряд ли кому-то есть большое дело до того, сколько публики соберет игровой полный метр из Шри-Ланки или документалка из Мавритании (такие фильмы есть в программе 2024 года), но на «Алтын минбаре» есть целый национальный конкурс, куда заявлено 11 картин, созданных в республике. И Казанский кинофестиваль — редкая возможность для этих авторов добраться до аудитории.

Бесплатный вход был важным фактором создания настоящего ажиотажа вокруг некоторых татарстанских картин на КМФМК. Самой памятной была, наверное, премьера «Исэнмесез» («Живы ли вы?») Ильдара Ягафарова в 2021 году. Тогда главе союза писателей РТ Ркаилу Зайдулле пришлось принести стульчик, а припозднившаяся министр Аюпова и вовсе скромно села на лестнице. Годом позже на премьере художественно-документальной ленты «Ибн Фадлан» пришлось открывать в одном из казанских кинотеатров еще один зал, а также назначать дополнительные показы. Вряд ли с введением платы за вход мы увидим повторение подобных историй в этом году, тем более если фильмам из Татарстана придется конкурировать с мировыми кассовыми суперхитами вроде «Головоломки-2», идущими в этом же мультиплексе.

Так что не исключено, что все же, столкнувшись с реалиями, «Татаркино» придется в итоге распределять бесплатные билеты по собесам и ветеранским организациям. «Социальные квоты на показы будут», — сказала «БИЗНЕС Online» министр культуры РТ Аюпова, оставляя лазейку для организаторов. А продажа билетов, по ее словам, — это желание получить не финансовую выгоду, а справедливую обратную связь. «Мы по итогам прошлых лет получали негатив, что на отдельные показы был ажиотаж и люди не могли на них попасть», — говорит наша собеседница.

Бесплатный вход был важным фактором создания настоящего ажиотажа вокруг некоторых татарстанских картин на КМФМК Бесплатный вход был важным фактором создания настоящего ажиотажа вокруг некоторых татарстанских картин на КМФМК Фото: «БИЗНЕС Online»

«Рискнем, а что делать? Риски есть всегда»

Вопрос о том, чтобы сделать кинопоказы платными, стоял каждый год, но было несколько сдерживающих факторов, отметила в разговоре с нашим корреспондентом директор «Татаркино» и исполнительный директор «Алтын минбара» Миляуша Айтуганова. С ее слов, были и технические нюансы, поскольку не во всех кинотеатрах имелась возможность заранее выкладывать на сайте программу фестиваля и делать предпродажи. Но не только в этом была причина. «Все время возникали вопросы на уровне идеологов фестиваля, был принципиальный концепт — бесплатно показывать фильмы, которые приходят на фестиваль мусульманского кино», — по сути, подтверждает изменения в идеологии форума Айтуганова.

Кстати, основные конкурсные показы «Алтын минбара», который пройдет с 6 по 11 сентября, специально определены на 7 и 8 сентября — это выходные дни. «От оргкомитета была поставлена задача — сделать показы в субботу и воскресенье, чтобы максимальное количество людей смогло посмотреть эти фильмы, и чтобы билеты были в районе 200 рублей максимум, — говорит Айтуганова. — Это решение не связано с тем, что возвратили исконное название, которое было на первых трех фестивалях. Это тоже было принято по решению оргкомитета и президента фестиваля, главы ДУМ РФ Равиля Гайнутдина. Мое личное мнение: возвращение к исконному названию — это хороший признак, потому что изначально идея фестиваля была связана со словами „алтын“ и „минбар“. Минбар — это трибуна для проповеди в мечети, что очень символично, так как вся концепция фестиваля укладывается в одном слове. С другой стороны, мы никого не отпугиваем словосочетанием „мусульманское кино“. Как считали наши многие эксперты, идет сужение контента за счет того, что в названии есть слово „мусульманское“».

Кроме того, Айтуганова спокойно относится к тому, что даже небольшой ценник в 200 рублей может отвадить зрителей от кинопоказов. В жизни без рисков не бывает, считает она. С другой стороны, практика показывает, что привычки людей поменялись и даже на спецпоказы пенсионеры готовы платить 100–150 рублей. «Народ привык, что бесплатных показов нет. Поэтому рискнем, а что делать? Риски есть всегда», — комментирует директор «Татаркино». Кроме того, билеты на фестивальное кино будут ниже, чем на зарубежные блокбастеры, например, скоро в прокат выходят голливудские «Дэдпул и Росомаха» и «Бордерлендс».

Но, самое главное, убеждена исполнительный директор фестиваля, в рамках «Алтын минбара» будут идти фильмы лучше, чем сейчас крутят в кинотеатрах. «Конкурсная программа представляет большой интерес. Уникальность фестиваля состоит в том, что эти фильмы, кроме Казани, больше нигде в России не транслируются. Потому это большое дело, когда к нам приезжают фильмы с мировым именем, у них есть награды на Венецианском кинофестивале. Есть фильмы, которые впервые будут показываться. Это связано с тем, что страны исламского мира с трудом выходят на рынок России. Казань имеет приоритетное значение для этих стран, потому что там давно поняли, что Казанский кинофестиваль — это окно в Россию. А для нас это широкое окно в исламский мир. Потому интерес к этому фестивалю высокий», — резюмировала Айтуганова.

По словам нашего собеседника, на фестивалях всегда бывает какая-то символическая плата за вход, 100-150 руб., «чтобы сделать хоть какую-то логистику, когда люди приходят и хотят посмотреть», тот или иной фильм По словам нашего собеседника, на фестивалях всегда бывает какая-то символическая плата за вход, 100–150 рублей, «чтобы сделать хоть какую-то логистику, когда люди приходят и хотят посмотреть» тот или иной фильм Фото: «БИЗНЕС Online»

«Этот бесплатный сыр в мышеловке всех разбаловал»

Эксперты «БИЗНЕС Online», среди которых и участники КМФМК разных лет, в целом поддерживают нововведения оргкомитета фестиваля.

«Как отношусь к решению сделать платными кинопоказы на фестивале? Положительно, потому что я считаю, что это хороший тестер, — уверен режиссер, продюсер, председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров. — То есть раньше люди сидели несколько сеансов, занимая места на целый день. А сейчас все-таки могут попасть люди, которые хотят прийти на конкретный фильм, который они хотят посмотреть, купить билет и место. Мне кажется, это очень важно. И мы все посмотрим, насколько силен рейтинг того или другого фильма и вообще фестиваля, насколько люди ходят за деньги. Вот мне это кажется нормальным».

По словам нашего собеседника, на фестивалях всегда бывает какая-то символическая плата за вход, 100–150 рублей, «чтобы сделать хоть какую-то логистику, когда люди приходят и хотят посмотреть». «Я думаю, что как раз на татарские фильмы даже при оплаченных билетах будут полные залы, — считает Ягафаров. — Я в этом абсолютно точно уверен, потому что свое кино вообще нигде не показывают или очень редко. И когда хоть что-то показывают, всегда полные залы. Даже не полные залы — еще один зал в коридоре стоит. Абсолютно уверен, что на любую картину, даже самую посредственную, будет полный зал. Там и родственники, и друзья, там вся съемочная группа. То есть там есть потенциальный зритель. Но мне всегда нравится, когда приходит настоящий зритель, без какой-то семейной рекламы, без зова для своих друзей. Вот посмотрим, как зритель пойдет, на что он будет покупать билет».

А вот продюсер и режиссер Алексей Барыкин, кстати, участвующий в этом году в национальном конкурсе, считает это рискованным экспериментом, который может закончиться как успехом, так и неудачей. «Могу предположить, что у организаторов фестиваля тоже пока нет уверенности и спокойствия на этот счет. Насколько я понимаю, этот риск осознанный: в прошлые годы уже попробовали часть сеансов на фестивале делать платными, и в целом сработало, — напоминает наш эксперт. — Может, сработает и в рамках всего фестиваля? Лично я опасаюсь, что на топовые показы в прайм-тайм, 6–8 часов вечера, на специально продвигаемые в СМИ сеансы зал будет набираться, а на дневных сеансах в будни, на доке, на короткометражках кинотеатры будут пустыми. Если так, то это будет выглядеть очень некрасиво как минимум перед участниками. Представьте, что вы иностранный режиссер, который снял очень хорошую, например, короткометражку, она уже показывалась на других фестивалях, там были полные залы и бурные обсуждения. И вот он приезжает в Казань, его сеанс стоит где-нибудь на 11:40 в понедельник, в зале сидят пять человек, и это его соседи по гостинице, которых он сам и позвал».

Обращает внимание Барыкин и на еще одну тему — это юридические вопросы: «Нельзя зарабатывать деньги на чужом объекте авторского права, не заключая лицензионных договоров с правообладателями. Более того, авторы вправе претендовать на процент от сборов или вообще отказаться от показа в этом случае. А могут на какой-нибудь пресс-конференции публично заявить, что на их произведениях зарабатывают деньги, а им это не нравится. Представляете, какой будет скандал? Все это легко решается на больших сеансах полнометражного кино: у этих фильмов обычно есть дистрибьюторы, которые заключают соглашения по накатанной. Но что делать, если у вас подряд показывается 6–7 малобюджетных короткометражек или доков, у которых нет дистрибьюторов, которые просто прислали на конкурс авторы-энтузиасты?» В целом собеседник газеты видит в нынешнем решении много подводных камней, но надеется, что организаторам удастся их обойти.

«Абсолютно позитивно отношусь к введению платы за показы, потому что это некий такой момент формирования нового отношения к кинематографу у татарстанского зрителя, — считает режиссер Ильшат Рахимбай. — Все-таки есть у нас такое привыкание к халяве, оно уже образовало некое поколение людей, которые привыкли, что кино может быть бесплатным. И в связи с этим мы так или иначе встречались с проблемами, когда пытались прокатывать татарские фильмы. Люди на татарстанское не ходили, не готовы были платить. То есть обычно где-то писали, что там на фестивале „Минбар“ на какой-то татарский фильм был ажиотаж, там три полных зала и люди давили друг друга, и фотографии выложили, как все круто. А потом оказывалось, что фильм был бесплатный, и в следующий раз на такого же уровня фильм ставили билеты по символичной цене, а в зале сидят три человека».

Рахимбай согласен, что нынешнее решение — вызов для организаторов фестиваля. «Надо подумать о том, как донести до платежеспособного поколения ценность этого фестиваля. Сделать какие-то нестандартные рекламные ходы, нанять все-таки маркетолога, потому что деньги туда выделяются, я знаю. И сделать это более грамотно, наверное, а не как в прошлые годы. Потому что многие жаловались, что фестиваль уже начал попахивать нафталином», — считает наш эксперт. При этом он все же надеется, что «Алтын минбар» не лишится и зрителей старшего поколения, для которых 200 рублей за сеанс — это серьезная сумма, и организаторы предусмотрят разные варианты.

Киновед и автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина «удивлена, но не шокирована» сегодняшней новостью. «Тут важно понимать, если Татарстан, Казань, конкретно этот фестиваль хотят наработать публику, которая ценит контент, которая готова платить за него хоть какие-то деньги, это, конечно, увеличивает ценность кинематографического продукта, который есть на фестивалях, — говорит она. — Да, возможно, будут пустые залы, потому что уже вот этот бесплатный сыр в мышеловке всех разбаловал. И все привыкли к тому, что можно прийти и остаться на несколько показов. Я очень уважаю зрителей, но все же вот эти бутерброды в пакетах, простите, термосы, с которыми ходят, — это все хорошо, это все может быть, но необязательно в рамках основной конкурсной программы или каких-то фильмов эксклюзивных».

За судьбу татарстанских фильмов на «Алтын минбаре» Хайбуллина не беспокоится: «Тут, знаете, важно сказать, что как раз на татарстанском кино всегда бывают полные залы, потому что приходят тетя осветителя, девушка актера и так далее. На татарстанских фильмах, посмотрите, последние премьеры — когда у нас было мало людей?»

Наш эксперт поддерживает последние изменения, хотя уверена, что процесс это «сложный, революционный и неудобный». «Я считаю, что это больше работа с аудиторией, которую, видимо, фестиваль хочет поменять. И надо смотреть, пробовать. Теперь мне уже самой любопытно походить, посмотреть и проанализировать, как все это будет работать», — резюмирует Хайбуллина.