С 1 ноября 2024 года владельцы каналов, у которых больше 10 тыс. подписчиков, будут обязаны раскрывать Роскомнадзору сведения о себе С 1 ноября 2024 года владельцы каналов, у которых больше 10 тыс. подписчиков, будут обязаны раскрывать Роскомнадзору сведения о себе Фото: «БИЗНЕС Online»

Массовая деанонимизация — с 1 ноября

Довольно заметные и чувствительные поправки к законодательству о связи Госдума приняла под занавес весенней сессии. Уже завтра у депутатов намечено заключительное заседание, потом — летние каникулы, а вот блогерам точно будет не до расслабления и отдыха. Еще до принятия поправки, предусматривающие их анонимизацию, вызвали довольно бурную реакцию в профильном сообществе. И сейчас обсуждение в телеграм-каналах продолжается. Но утверждению законодательных новаций это не помешало. Вероятно, уже в пятницу их одобрят на заседании Совфеда, а затем они лягут на подпись президенту России. Вступление в силу — с 1 ноября 2024 года.

Как это периодически случается с резонансными изменениями, они появляются не сразу и не в виде самостоятельного законопроекта, а уже потом как «добивка» к другой инициативе ко второму или третьему чтению. Так вышло и на этот раз. Новыми вводными депутаты решили дополнить законопроект, который изначально был нацелен на борьбу с серыми сим-картами. Он появился 13 июня, спустя неделю был одобрен в первом чтении, а 11 июля Роскомнадзор (РКН) предупредил, что владельцев аккаунтов в социальных сетях, ежедневная аудитория которых составляет свыше 1 тыс. человек, могут обязать передавать в РКН сведения о себе. Откуда это взялось?

Как поясняли в ведомстве, по закону распространяемая без использования СМИ информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или распространителе в форме и объеме, достаточном для его идентификации. Причем требование действует и для персональных страниц пользователей соцсетей, но зачастую не исполняется. Чтобы устранить недочет, РКН предложил конкретизировать требование и распространить его на тех пользователей, чья ежедневная аудитория превышает 1 тыс. человек. В настоящее время из-за анонимности в интернете злоумышленники зачастую чувствуют себя безнаказанными, жаловались в РКН.

Очень скоро опубличенная идея РКН стала частью законопроекта, который и приняли сегодня сразу во втором и третьем чтениях. Итоговый документ устанавливает, что с 1 ноября владельцы страниц в соцсетях с аудиторией больше 10 тыс. пользователей (не больше тысячи, как планировали изначально) должны будут сообщать в РКН сведения о себе. Речь идет в том числе о владельцах публичных каналов в мессенджерах. Состав сведений и порядок их предоставления установит кабмин. Ранее РКН говорил о Ф. И. О. и некоей «контактной информации для направления юридически значимых сведений». Это не регистрация, а уведомление регулятора, успокаивали в ведомстве. Сведения РКН будет собирать в своем перечне.

Владельцы соцсетей в течение суток после получения требования РКН должны будут ограничить доступ к персональным страницам, владельцы которых не предоставили регулятору данные о себе, до выполнения требований закона. Эта норма начнет действовать с 1 января 2025 года. Кроме того, владельцев соцсетей с аудиторией свыше 500 тыс. пользователей в сутки обяжут предоставлять сведения о пользователях по запросу РКН или федеральной службы безопасности (ФСБ). «Есть основания считать, что 2024 год станет поворотным в борьбе с анонимностью в интернете», — отметил ранее один из авторов принятых сегодня поправок, замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.

Александр Хинштейн: «Если бы здесь сидели коллеги из ЦБ, они бы заплакали»

Накануне поправки обсудили и одобрили на заседании профильного комитета. Недовольство вызывают не только анонимы, но и сотрудничающие с ними рекламодатели, отметил глава минцифры РФ Максут Шадаев. «Потому что если он (блогерприм. ред.) нелегальный, то нам кажется странным, когда российские компании имеют право размещать там рекламу. Он (канал — прим. ред.) не открылся, непрозрачен, не готов опубличивать собственника. Почему в этом смысле российские компании должны иметь возможность там размещать рекламу, нам не совсем понятно», — недоумевал министр. По его словам, на портале госуслуг появится реестр доверенных каналов и пабликов, чьи данные есть у государства.

Максут Шадаев: «Потому что если он (блогер — прим. ред.) нелегальный, то нам кажется странным, когда российские компании имеют право размещать там рекламу» Максут Шадаев: «Потому что если он (блогер — прим. ред.) нелегальный, то нам кажется странным, когда российские компании имеют право размещать там рекламу» Фото: «БИЗНЕС Online»

А если не прислать данные Роскомнадзору?

Тех, кто раскрывать информацию о себе не хочет, ждет суровая «кара». Владельцы публичных каналов, сведения о которых не включены в перечень РКН, не смогут размещать на своих страницах предложения по их финансированию и рекламу (такие поправки вносятся в закон «О рекламе»), а информацию из таких каналов будет запрещено репостить.

Статс-секретарь – заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алена Руденко уточнила, что порог в 10 тыс. обсуждался с различными ведомствами: «Нам нужно было определить, что такое массовые каналы и какие каналы влияют на общественное мнение».

Ответственность для анонимных блогеров, которые не уведомили РКН, на данный момент не предусмотрена, но она будет, пообещал сегодня глава комитета по информполитике Александр Хинштейн. «Любая норма работает только тогда, когда есть ответственность за ее неисполнение». Работу над поправками к закону «О связи» Госдума продолжит осенью, заверил депутат.

Требование коснется страниц в большинстве соцсетей, в том числе «Телеграма» и YouTube. Планка в 10 тыс. подписчиков взята неслучайно, она «достаточно экспертная», отметил на сегодняшнем заседании Госдумы Хинштейн. Депутат заявил, что, по его мнению, вносимые изменения не повлекут каких-либо сложностей для граждан в пользовании соцсетями, но они «направлены на достижение общей цели, а именно — на создание безопасной информационной среды».

Принятые поправки подтверждают, что сегодня блогеры, которых раньше не воспринимали всерьез, имеют «влияние», заметил в своем телеграм-канале глава минцифры РТ Айрат Хайруллин. Министр признался, что пока не решил, будет ли регистрировать свой YouTube-канал, у которого почти 100 тыс. подписчиков. «Закон обязывает делать это лишь тех, кто зарабатывает на соцсетях. А я делаю это для души и развития — моего и моей аудитории», — пояснил Хайруллин.

Эльдар Муртазин уверен, что анонимные каналы сообщать данные РКН не станут Эльдар Муртазин уверен, что анонимные каналы сообщать данные РКН не станут Фото: Андрей Гордеев / Ведомости/ТАСС

Конец ли это анонимности в интернете и что с безопасностью данных?

Конечно же, речь не идет о конце анонимности в интернете, заверил в разговоре с «БИЗНЕС Online» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Сегодня у РКН нет никаких средств для того, чтобы принудить владельцев анонимных телеграм-каналов что-либо сообщать. Единственная мера воздействия — это размещение рекламы. Рекламы, которая маркируется в рамках ОРД (оператора рекламных данныхприм. ред.). То есть если компания размещается в анонимном канале, который о себе не заявил, то в теории эту компанию можно каким-то образом оштрафовать», — отметил собеседник.

«Проблема заключается в том, что бо́льшая часть рекламы, которая там (в анонимных каналахприм. ред.) есть, не маркируется от слова „совсем“ и не проходит через какие-то платежи, которые можно отследить. Поэтому по факту ничего не меняется [с этим законопроектом]. Каналы как были анонимными, так и остаются», — сказал Муртазин.

При этом, по мнению спикера, нововведения создают «определенную головную боль» для «абсолютно легальных каналов». «Расслоение усиливается. То есть государство, вместо того чтобы объявить амнистию анонимным каналам, вывести их на свет, наоборот, усиливает давление, для того чтобы они были в этой нелегальной зоне», — указал ведущий аналитик Mobile Research Group.

Муртазин уверен, что анонимные каналы сообщать данные РКН не станут. «Ну а с чего им это делать? То есть ни к чему этот законопроект не приведет. У нас в последнее время очень много законопроектов, при создании которых никто не задает вопрос: а как мы будем это реализовывать на практике и каким образом это будет работать? Вчера на заседании IT-комитета Госдумы [депутат] Петр Толстой сказал фразу, которая очень хорошо все это описывает. Если передавать суть не дословно, то он сказал: наше дело закон принимать, а как его там выполнять — уже не наша задача. Так и живем. Они принимают законы, а дальше эти законы никак не выполняются, потому что выполнить их невозможно», — добавил Муртазин.

Информация об авторах и владельцах пабликов будет храниться на защищенных государственных ресурсах, а утечек персональных данных из РКН ранее никогда не было, успокаивал Хинштейн ранее.

«Роскомнадзор ежедневно обрабатывает огромный массив куда более чувствительной информации как от физических, так и от юридических лиц. Уровень защищенности информационных систем РКН находится на высоком уровне», — отметил сегодня в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор портала CyberMedia Валерий Иванов.

При этом эксперт признает, что утечка может произойти из любой системы, в том числе и из государственной: «Однако можно рассмотреть пример с „Госуслугами“. Информация об их взломе появляется по 10 раз в год, но ни разу не была подтверждена. Сценарий, когда для деанона одного конкретного блогера кто-то будет ломать базу РКН, звучит как попытка убить комара огнеметом».

«Даже самого анонимного и приватного блогера можно сдеанонить, нужно только большое желание и технические знания (либо деньги) — тогда деанон будет вопросом времени. Это про то, насколько вообще безопасно передавать такие масштабы данных в РКН и что делать с блогерами, которые хотели быть анонимными из-за безопасности, типа военных», — отметил Иванов.

«Закон о блогерах не разграничил важное обстоятельство. Владельцем симки может быть один человек, а реальными админами — совсем другие люди. И эта симка может не включаться в сеть месяцами, потом выйти на две минуты, зачекиниться на канале и вновь пропасть. И никакой спецслужбе не успеть физически взять человека с поличным. А админы будут скрываться за VPN и зарубежным почтовым адресом», — заметил в своем телеграм-канале политолог, автор телеграм-канала «Политджойстик» Марат Баширов.

«Даже самого анонимного и приватного блогера можно сдеанонить, нужно только большое желание и технические знания (либо деньги) — тогда деанон будет вопросом времени» «Даже самого анонимного и приватного блогера можно сдеанонить, нужно только большое желание и технические знания (либо деньги) — тогда деанон будет вопросом времени» Фото: «БИЗНЕС Online»

Клименко: «Думаю, что большинство телеграм-каналов легко и непринужденно зайдут в кабинеты РКН»

Принятые поправки «БИЗНЕС Online» обсудил с владельцем LiveInternet и бывшим председателем правления Института развития интернета Германом Клименко.

— Насколько реально контролировать систему закупки рекламы только у установленных каналов?

— Это очень просто, вообще нет никаких сложностей. Будет только некоторая проблемка, связанная с тем, что процесс динамичный. Мы периодически недооцениваем цифровизацию. Нормальные белые каналы работают только вбелую, черных схем уже нет.

Более того, недавно была запущена система контроля за рекламой. Возможно, история с финансовым давлением на каналы, которые нарушают законодательство, гораздо более эффективна, чем давление на тот же «Телеграм» сам по себе или на тот же YouTube. Потому что все-таки без денег существовать никто не может. Поэтому не вижу никаких проблем.

Вопрос: кто будет отвечать? У предприятий, которые размещают рекламу, рекламных агентств должен быть четкий доступ к базам данных разрешенных каналов, и тогда никаких проблем не возникает.

— Получается, на рекламном рынке новые правила никак не скажутся?

— Мы с вами действительно не знаем, какая будет доля мух и котлет. Но я думаю, что большинство телеграм-каналов легко и непринужденно зайдут в кабинеты РКН, зарегистрируются и дадут свои данные.

Хочу напомнить, что все домены и хостинги, которые у нас живут, примерно так и живут. Они просто дают свои данные хостеру, а не Роскомнадзору. Но у Роскомнадзора есть доступ, и, когда сайт нарушает [требования законодательства], хостер ведомство уведомляет. Поэтому никаких трудностей нет.

Я вижу проблему в другом. Через год, когда поднимут данные: «А вот ты покупал рекламу на канале „А“, а он тогда не был в разрешенных, он только недавно сделался», — вот тут не очень понятно, что дальше. Есть над чем работать. Мы очень долго возмущались, когда всю рекламу кодифицировали в интернете, но тем не менее, обратите внимание, все работает. Поэтому я здесь технических проблем не вижу.

— Откуда взялась цифра в 10 тысяч подписчиков? В этом списке, по сути, будут и не очень крупные каналы.

— Я думаю, что просто взяли рейтинг телеграм-каналов какой-нибудь и посмотрели, с какой цифры начинается большинство доставляющих неудобства. И ввели цифру 10. Потому что с первой историей про тысячу подписчиков, я так понимаю, подумали и решили, что это уже слишком. Все друг друга замучают. Там другой вопрос: по поводу запрета репостить эти каналы, которые не авторизованы. Кому этот запрет? Частным лицам как-то сложно запретить. Тем, кто авторизовался и зарегистрировался, да, наверное, можно запретить, потому что они подписались на то, что они белые. Я думаю, это будет уточнено в подзаконных актах.

— Не уйдет ли часть рекламного рынка в серую зону?

— Там, где платят «криптой», — это просто незаконная история, и мы не можем даже контролировать это. Речь идет о том, чтобы за деньги российских компаний не существовали, скажем так, зарубежные агенты.

Важно происхождение понимать, откуда взялась такая тема. Это результат анализа запрета размещения рекламы у иноагентов. Он оказался очень эффективен. Это не значит, что они (иноагентыприм. ред.) остались без денег, но значит, что они потеряли 70−80 процентов своего дохода. Это государство полностью удовлетворило, и оно теперь клонирует такую модель на блогеров.

«Если нужно регистрироваться, значит, будем регистрироваться. Маркировку мы пережили…»

По просьбе «БИЗНЕС Online» о новых правилах и их последствиях порассуждали казанские блогеры, которых коснутся поправки.

Камилла Хафизова — эксперт по личному бренду, блогер:

— Есть потребность в борьбе с фейками и дезинформацией. Я считаю, что эта регулировка была неизбежной. Учитывая, как в последние годы в социальных сетях могут происходить социальные столкновения между разными сторонами. В целом это даже хорошо.

Осложнит ли это работу блогеров? Мы уже привыкли, что постоянно что-то меняется, мы гибкие и адаптивные. С нормальными, ответственными блогерами все будет окей. Если нужно регистрироваться, значит, будем регистрироваться. Маркировку мы пережили и к этому тоже адаптируемся.

Но рекламу сложно регулировать, потому что до конца в самом законодательстве не прописано по поводу нативных рекомендаций. Действительно, есть люди, которые не блогеры, но у них есть личный бренд и они хотят чем-то поделиться абсолютно искренне и нативно. И, по сути, в таком формате может действовать и рекламная деятельность. Главное — не использовать какие-то резкие призывы.


Алиса Лисовая — эксперт по личному бренду:

— Мы пережили блокировку «Инстаграма»*, маркировку рекламы и это переживем. Ничего страшного в этом. Я вообще в целом за то, чтобы блогеров-нелегалов становилось все меньше, потому что очень много левой, непроверенной информации. Это вводит в заблуждение людей, которые в этом не разбираются, не хотят разбираться и в общем-то не должны. Сейчас очень много блогеров «без лица», которые не являются СМИ, но выражают свое собственное мнение.

Есть рекламодатели, которые закупаются у анонимных блогеров. Все равно есть люди, которые не смотрят на качество аудитории, а только на количество. Можно ведь за сутки себе набрать 200 тысяч так называемых подписчиков.

Я думаю, что небольшая доля блогеров с рынка все равно уйдет [после принятия поправок]. Вероятно, уйдут ненастоящие аккаунты, хотя не факт. Но в основном у блогеров, которые давно на рынке, уже все тревожные моменты пройдены. Непонятно, как отслеживать рекомендации. Если я отметила подружку, потому что мне просто нравятся ее тортики, это реклама или нет? Схема пока непонятна, и по этому поводу больше всего возмущений. Реклама, которая является рекламой, теперь маркируется, и крупные бренды к этому привыкли, но серая зона все равно останется.