«5 лет назад „Клиника Нуриевых“ уже была на очень высоком уровне и заслуженно получила бронзовый уровень „Тойота Инжиниринг“. Сегодня они не перестали заниматься улучшениями», — так оценил увиденное в Казани председатель правления компании Toyota Engineering Corporation и Института управления Toyota Тосио Хорикири «5 лет назад «Клиника Нуриевых» уже была на очень высоком уровне и заслуженно получила бронзовый уровень «Тойота Инжиниринг». Сегодня они не перестали заниматься улучшениями», — так оценил увиденное в Казани председатель правления компании Toyota Engineering Corporation и Института управления Toyota Тосио Хорикири

Повышение качества снижает затраты и стоимость услуг

Председатель правления компании Toyota Engineering Corporation и Института управления Toyota, генеральный директор Центра сертификации по TPS Тосио Хорикири на прошлой неделе специально приехал из Японии в Казань, чтобы посетить «Клинику Нуриевых».

Глава корпорации и автор книги «Код Toyota. Секреты самого успешного производства в мире» помогает настраивать знаменитую производственную систему Toyota (TPS) на предприятиях за пределами Страны восходящего солнца. По мере освоения инструментов компании получают определенные уровни: бронзовый, серебряный, золотой. В России первой и пока единственной медицинской организацией, удостоенной награды экспертов «Тойоты», стала «Клиника Нуриевых». Именно господин Хорикири в декабре 2019 года вручал в японском городе Нагоя руководителю отдела качества «Клиники Нуриевых» Альфие Закировой медаль и сертификат бронзового уровня по внедрению TPS.

«О принципах бережливого производства мы задумались еще в 2010 году в поисках путей повышения эффективности сотрудников и снижения затрат. При этом обязательно хотели сохранять один из главных наших принципов — индивидуальный подход к каждому пациенту», — вспоминает основатель ГК «Клиника Нуриевых» Ильяс Нуриев.

«Бережливое производство» и связанная с ним философия непрерывного улучшения кайдзен — это система менеджмента, основанная на принципах, которые были впервые реализованы в японской автомобильной корпорации «Тойота». Система включает управленческие инструменты, которые помогают снизить издержки, более эффективно использовать ресурсы и активизировать персонал. «Тойота Инжиниринг Корпорейшн» занимается тиражированием данной системы во множестве отраслей экономики.

Прежде чем обратиться к философии непрерывного улучшения кайдзен, в клинике испробовали многое. Так, здесь прошли сертификацию независимой неправительственной международной организации по стандартизации ISO, участвовали в конкурсах качества. В поисках более эффективных путей руководитель клиники обратил внимание на систему менеджмента автомобильной корпорации «Тойота», познакомившись с ее принципами во время обучения на программе MBA в Казанском федеральном университете. Главная особенность — проектирование совершенно новых процессов, где уже встроено качество, заложен результат.

«При использовании инструментов бережливого производства ломается стереотип, будто качество обходится дорого. Нет, качество всегда снижает затраты, — уверен Ильяс Рафаилович. — Мы пересмотрели все процессы с позиции выявления 7 видов потерь и устраняем их. Благодаря кайдзен мы стали более устойчивы. Это реально помогает нам снизить себестоимость, повысить конкурентоспособность, эффективность. А самое главное — поднять комфорт и повысить безопасность наших пациентов, добиваться тех результатов, за которыми они к нам обратились».

Чтобы перенять опыт «Тойоты» по внедрению бережливых технологий, учредитель клиники, врач-репродуктолог Наиль Нуриев неоднократно ездил в Японию Целью нынешнего визита в «Клинику Нуриевых» главы Toyota Engineering Corporation стало намерение принять решение о подтверждении сертификации клиники по внедрению бережливых технологий

«Очень мало клиник в мире придумали такое»

Чтобы перенять опыт «Тойоты» по внедрению бережливых технологий, учредитель клиники врач-репродуктолог Наиль Нуриев неоднократно ездил в Японию. В 2016 году «Клинику Нуриевых» в Казани посетил генеральный директор компании «Тойота Инжиниринг Корпорейшн» Кацухико Судзуки, который дал сотрудникам немало ценных рекомендаций.

С тех пор в мире много чего произошло и изменилось. Однако неизменно одно — намерение японской стороны поддерживать своих партнеров по внедрению TPS и выполнять однажды принятые на себя обязательства. Целью нынешнего визита в «Клинику Нуриевых» главы Toyota Engineering Corporation стало намерение принять решение о подтверждении сертификации клиники по внедрению бережливых технологий.

Тосио Хорикири: «Мы считаем, что только на месте ты можешь на 100 процентов изучить ситуацию, а по видеосвязи, посредством удаленного общения проблему можно изучить лишь на 30-50 процентов» Тосио Хорикири: «Мы считаем, что только на месте ты можешь на 100 процентов изучить ситуацию, а по видеосвязи, посредством удаленного общения проблему можно изучить лишь на 30–50 процентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В бережливом производстве есть такой инструмент, называется „генти генбуцу“ (дословно „иди и смотри“ — прим. ред.), или, говоря по-русски, по месту, по факту, — прокомментировал Тосио Хорикири. — Мы считаем, что только на месте ты можешь на 100 процентов изучить ситуацию, а по видеосвязи, посредством удаленного общения проблему можно изучить лишь на 30–50 процентов. У человека есть 5 органов чувств, и при личном визите ты можешь задействовать их все. Не только посмотреть, но и потрогать, послушать, напрямую поговорить с людьми».

Господин Хорикири пояснил, что прежде всего он изучает механизмы защиты от ошибки под влиянием «человеческого фактора», которую японцы называют «пока-йоке» (в буквальном переводе — «защита от дурака»).

Господин Хорикири пояснил, что, прежде всего он изучает механизмы защиты от ошибки под влиянием «человеческого фактора», которые японцы называют «пока-йоке» Господин Хорикири пояснил, что прежде всего он изучает механизмы защиты от ошибки под влиянием «человеческого фактора», которую японцы называют «пока-йоке»

В «Клинике Нуриевых» гостю продемонстрировали несколько таких ноу-хау. Так, программа заполнения данных перед процедурой — неважно, осуществляется это пациентом самостоятельно, через инфомат на рецепции или медперсоналом во время приема — устроена таким образом, что каждый последующий шаг открывается только после внесения всех необходимых анализов и актуальных показателей состояния здоровья. Это исключает то, что на процедуру будет направлен пациент с противопоказаниями или недостаточно к ней подготовленный. Также эксперт обратил пристальное внимание на инструменты визуального контроля, внедренные в клинике, например световые табло-«светофоры», которые сигнализируют, что смотровая занята или свободна.

«В производственной системе компании „Тойота“ визуализации уделяется очень большое внимание, — пояснил господин Хорикири. — Эти инструменты нужны, чтобы с первого взгляда оценить происходящую ситуацию. Здесь я вижу, что благодаря этим инструментам посетителям становится гораздо легче ориентироваться, они могут сразу найти нужный кабинет».

«Я увидел здесь много такого, что меня удивило, но больше всего мне понравилось, что клиника сама изготавливает для себя различную оснастку вроде кейсов для документов» «Я увидел здесь много такого, что меня удивило, но больше всего мне понравилось, что клиника сама изготавливает для себя различную оснастку вроде кейсов для документов»

Осмотр клиники продолжался почти два часа — эксперта «Тойоты» интересовало буквально все: от устройства гардеробных и технологичного оснащения кабинетов, лабораторий до оптимизации рабочих мест и заполнения чек-листов специалистов. Гостю показали даже мини-производство, где инженеры по заказу врачей создают или дорабатывают рабочие инструменты, оргтехнику.

«Я увидел здесь много такого, что меня удивило, но больше всего мне понравилось, что клиника сама изготавливает для себя различную оснастку вроде кейсов для документов, — поделился господин Хорикири. — Я думаю, очень мало клиник в мире вообще додумались до такого. Мне кажется, это очень высокий уровень».

Осмотр клиники продолжался почти два часа — эксперта «Тойоты» интересовало буквально все, от устройства гардеробных и технологичного оснащения кабинетов, лабораторий до оптимизации рабочих мест и заполнения чек-листов специалистов Осмотр клиники продолжался почти два часа — эксперта «Тойоты» интересовало буквально все: от устройства гардеробных и технологичного оснащения кабинетов, лабораторий до оптимизации рабочих мест и заполнения чек-листов специалистов

Японским медикам может быть интересен опыт Казани

Как заметил Ильяс Нуриев, эволюция инструментов бережливого производства во всем мире продолжается и для сети «Клиники Нуриевых» важно получить подтверждение, что компания продолжает идти по правильному пути, несмотря на изменившиеся условия. «Мы сейчас обеспокоены запасами, которые вынуждены делать в большом объеме в связи с санкциями для обеспечения бесперебойности процессов, — привел пример Ильяс Рафаилович. — Тем не менее нам удается удерживать эти показатели в приемлемых рамках и уходить от перепроизводства и затоваривания складов».

Одна из последних новаций в сети клиники — система канбан, инструмент управления работой и поставками в электронном виде. Специалисту достаточно отсканировать штрихкод, чтобы заказ на материалы или реактивы получили на складе и оперативно их пополнили — до недавних пор заказы формировались только на бумажных носителях.

«Мы уверенно превращаемся в IT-клинику, уже многие рутинные процессы оцифровали, интегрировали в умную информационную систему, которая может даже ставить „шлагбаум“, или, как говорят японцы, андон, ошибочным действиям человека», — пояснил основатель группы клиник.

По мнению Тосио Хорикири, благодаря тому, что сеть клиник находится под семейным управлением, здесь получается очень быстро принимать решения и осуществлять их, мотивировать менеджмент и сотрудников к переменам (напомним, старший сын Ильяса Нуриева Нияз в 2023 году назначен главным врачом клиники, а младший сын Булат — медицинским директором). Практический опыт татарстанской «Клиники Нуриевых» по внедрению технологий бережливого производства ценится не только в России, но и на международном уровне.

Ильяс Нуриев: «Мы уверенно превращаемся в IT-клинику, уже многие рутинные процессы оцифровали, интегрировали в умную информационную систему, которая может даже ставить „шлагбаум“, или, как говорят японцы, андон, ошибочным действиям человека» Ильяс Нуриев: «Мы уверенно превращаемся в IT-клинику, уже многие рутинные процессы оцифровали, интегрировали в умную информационную систему, которая может даже ставить «шлагбаум», или, как говорят японцы, андон, ошибочным действиям человека» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я знаю, что Ильяс Рафаилович сам лично внедрял многие проекты улучшений, очень активно работал над сокращением потерь. Таких руководителей в мире на самом деле очень мало, — заключил председатель правления Toyota Engineering Corporation. — Я хотел бы собрать по Японии руководителей медицинской сферы и привезти как-нибудь сюда, в Казань, познакомиться с вашим опытом».

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.