ОМК вложит по разным данным от 50 до 70 млрд рублей в новый проект в Татарстане ОМК вложит, по разным данным, от 50 млрд до 70 млрд рублей в новый проект в Татарстане Фото: © Александр Гальперин, РИА «Новости»

Дело — труба: кто реализует проект на 50 миллиардов

Московское АО «Объединенная металлургическая компания» (ОМК) вложит, по разным данным, от 50 млрд до 70 млрд рублей в новый проект в Татарстане. Производство стальных бесшовных труб появится на территории «Альметьевского трубного завода» (АТЗ, вошел в ОМК в 2002 году), сообщили источники «БИЗНЕС Online».

Обсуждение проекта началось еще год назад. В июле 2023 года раис РТ Рустам Минниханов на встрече с председателем совета директоров ОМК, миллиардером Анатолием Седых оценили перспективы развития АТЗ, а также наметили дальнейшее сотрудничество между Татарстаном и ОМК. В феврале текущего года минфин РТ загадочно сообщил, что в республике может появиться трубопрокатный цех ОМК (одной из тем встречи тогда стало поступление налоговых платежей в бюджет РТ от реализации проекта), но позже новость удалили с сайта ведомства. Принципиальное же соглашение между компанией Седых, властями региона и администрацией Альметьевска, по нашим данным, было достигнуто в марте этого года.

Позже тема с заводом вновь оказалась в поле зрения региональных властей. Точнее, в начале июля на сайте Госсовета РТ появился законопроект, который обещал ввести налоговую льготу на 9,2 млрд рублей для производителей стальных бесшовных труб, которые являются участниками специального инвестиционного контракта (СПИК). На прошлой неделе, на последнем заседании Госсовета РТ VI созыва, 75 депутатов успешно проголосовали за введение новой налоговой преференции. Сумма в 9,2 млрд выглядит весьма существенной, учитывая, как часто власти РТ выражают обеспокоенность из-за низкого поступления налога на прибыль в казну. Одним из условий получения «трубной» льготы стали капвложения на сумму не менее 50 млрд рублей.

Кто именно счастливый получатель налоговой поблажки, тем не менее держится в строжайшем секрете. Не смог пролить свет на тайну Полишинеля глава бюджетного комитета Госсовета РТ Леонид Якунин. Не стал откровенничать с нами и управляющий директор Альметьевского трубного завода Артур Плешков, переадресовав вопросы в материнский холдинг. В компании «ОМК», в свою очередь, также отказались комментировать наш запрос. Без ответа наши обращения оставили в минпромторге РТ и РФ и фонде развития трубной промышленности. В исполкоме Альметьевского района рекомендовали обратиться в министерство экономики РТ.

Самый развернутый ответ корреспонденту «БИЗНЕС Online», пожалуй, предоставила пресс-служба минэкономики РТ, но и та лишь размыто сообщила, что в России более сотни заводов производят трубы — мол, любой из них может претендовать на щедрую льготу.

«Для получения налоговых льгот организации необходимо заявиться в министерство промышленности России для заключения СПИК, пройти межведомственную комиссию по специальным инвестиционным программам, заключить контракт, вложить инвестиции в проект не менее 50 млрд рублей, ввести объект в эксплуатацию, — говорится в сообщении ведомства. — Предприятия, в том числе группы компаний ОМК, при выполнении вышеуказанных условий могут претендовать на получение налоговых льгот, предусмотренных законопроектом».

«Объединенная металлургическая компания» (ОМК) — один из крупнейших российских производителей продукции для ведущих энергетических, транспортных и промышленных компаний. Создана в 1992 году. Сейчас в группу входят 6 предприятий в Выксе, Альметьевске, Челябинске, Благовещенске, Белгороде и Чусове. Число сотрудников ОМК в 2023 году — более 36 тыс. человек. По данным Forbes, состояние Седых оценивается в $1,8 миллиарда. С начала СВО компания и ее владелец уже неоднократно попадали под антироссийские санкции.

«Альметьевский трубный завод» (АТЗ) был построен в 1966 году для изготовления спирально-шовных газопроводных труб. В 2001-м стало известно, что «Татнефть» получила принадлежащий Госкомимуществу Татарстана пакет акций АТЗ (28,44%) «в счет погашения задолженности республики перед нефтяной компанией». Связывать свою судьбу с «Татнефтью» АТЗ не собирался: госпакет должен был уйти с инвестторгов, основными претендентами на него считались «Новолипецкий меткомбинат» (НЛМК) и ЗАО «Татгазинвест», которому к тому времени принадлежало около 30% акций завода. Сами нефтяники в рамках реструктуризации бизнеса решили объявить тендер по продаже контрольного пакета акций АТЗ.

В итоге в 2002 году контрольный пакет акций завода приобрела ОМК. Утверждалось, что завод был куплен «с небольшой переплатой по сравнению со стартовой ценой» (238 млн рублей).

«Альметьевский трубный завод» юридически является филиалом Выксунского металлургического завода (ВМЗ) в Нижегородской области. Согласно данным базы «Контур.Фокус», выручка ВМЗ за 2022 год составила 264,9 млрд рублей, чистая прибыль — 52,9 млрд рублей. В отчете ОМК за 2023-й сообщается, что на альметьевской площадке на конец 2023 года работали 512 человек, средняя зарплата — 66,9 тыс. рублей.

Сейчас мощности АТЗ составляют 305 тыс. т продукции в год. На сайте предприятия сообщается, что завод производит стальные электросварные трубы диаметром от 17 до 219 мм: это и профильные трубы, которые применяются при строительстве зданий, машиностроении, сельском хозяйстве и других отраслях экономики, и нефтегазопроводные трубы, а также водогазопроводные трубы.

Какие цифры заложены в новый проект АТЗ по производству стальных бесшовных труб — пока неизвестно. Сама ОМК держит планы в строжайшем секрете, что, конечно, странно, поскольку известно, что США ввели санкции против ОМК еще в сентябре 2023 года. А в феврале этого года ОМК и Седых попали в санкционный список Великобритании.

«Проект строительства нового трубопрокатного завода в Альметьевске является стратегически значимым как для региона, так и для России в целом», — поделился с «БИЗНЕС Online» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. «Инвестиции в размере 50–60 миллиардов рублей будут способствовать экономическому развитию региона, создавая новые рабочие места и улучшая инфраструктуру», — полагает он.

Бесшовные стальные трубы находят широкое применение в различных отраслях промышленности. В нефтегазовой промышленности они используются для бурения скважин, транспортировки нефти и газа, строительства нефтепроводов и газопроводов. В энергетике такие трубы применяются в системах отопления и теплоснабжения, котельных установках, а также в атомной энергетике.

В машиностроении бесшовные трубы востребованы для производства деталей машин и механизмов, подшипников, гидравлических систем. В строительстве они применяются при возведении металлических конструкций, мостов, зданий и сооружений. В химической и пищевой промышленности бесшовные стальные трубы используются для транспортировки агрессивных сред, жидкостей и газов.

За последние 6 лет потребление труб нефтегазового сортамента в России увеличилось на 30% За последние 6 лет потребление труб нефтегазового сортамента в России увеличилось на 30% Фото: Олег Спиридонов

«Бесшовные трубы нужны нефтяникам»

Делать бесшовные трубы, как нам пояснили специалисты, гораздо сложнее, чем обычные. При производстве шовных труб стальной лист просто сворачивается и проваривается. Чтобы сделать бесшовную трубу, берется стальная палка (она называется паковка), разогревается, потом через эту болванку прогоняется раскаленная сталь. Потом она еще раз прокатывается. Так получается горячекатаная бесшовная труба. Она считается более надежной, потому что сварной шов под большим давлением может разойтись или лопнуть, объяснила «БИЗНЕС Online» директор ИПЦ «Бугульма» (занимается производством трубной продукции) Ольга Айдуганова.

Она уверена, что наиболее актуальным будет применением альметьевских бесшовных стальных труб в нефтяной отрасли. «Бесшовные трубы нужны нефтяникам. Когда мы говорим о магистральных газопроводах „Газпрома“, там идет низкое давление. Но нефтяники закачивают воду в пласты под большим давлением внутрь Земли. В этом процессе желательно, чтобы трубы были бесшовные, иначе они могут разорваться», — прокомментировала эксперт.

За последние 6 лет потребление труб нефтегазового сортамента в России увеличилось на 30% во многом за счет именно бесшовных, говорится в обзоре «БКС Экспресс». В то же время добыча нефти снизилась на 2%. Аналитики связывают столь заметный рост с повышением буровой активности: падение эффективности добычи и сокращение длины скважин привели к увеличению расхода труб на километр бурения. «Наш базовый сценарий: потребление труб будет расти на 4 процента в год за счет более интенсивного эксплуатационного бурения и увеличения доли горизонтального бурения: с 60 процентов в 2022 году до 73 процентов в 2027 году», — говорится в заключении компании.

В среднем бесшовная труба обходится на 20–30% дороже шовной. Сейчас в России всего два производителя бесшовных стальных труб — это ПАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК, держит 90% соответствующего рынка в России) и АО «Сибирская промышленная группа».

ОМК еще в 2018 году решила составить им конкуренцию — тогда компания объявила о строительстве новых мощностей на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ, Нижегородская область). На данный момент неизвестно, запущено ли это производство в полную силу. К слову, Альметьевский трубный завод юридически входит в ВМЗ (официально площадка в РТ — это филиал ВМЗ). От своего поволжского собрата АТЗ, по нашим данным, и получил одну из закупленных ОМК технологических линий по высокотехнологичному трубопрокатному производству.

Производство бесшовных труб — это технически сложный производственный процесс Производство бесшовных труб — это технически сложный производственный процесс Фото: © Александр Кондратюк, РИА «Новости»

Столкнется ли ОМК с дефицитом металла и кадров?

Еще одна проблема, которая может угрожать производителям стальных труб, — это нехватка сырья. «Инвесторы могут столкнуться с проблемами доступности металла из-за текущей ситуации на мировом и российском рынке», — предупреждает директор по стратегии ИК «Финам». По итогам января – июня объемы производства стали в металлургической отрасли сократились относительно аналогичного периода 2023 года на 3,1%, металлопроката — на 2,5%. Увеличивается риск ограничения доступности сырья для производства труб.

«На мировом рынке производство труб увеличилось на 15 процентов в 2023 году, что может усилить конкуренцию за ресурсы и повысить их стоимость. Дополнительные трудности могут возникнуть из-за конкуренции с крупными игроками, такими как ТМК, которые активно наращивают свои мощности. Для успешной реализации проекта важно наладить надежные поставки сырья и учитывать возможные колебания на рынке металлургической продукции», — уточнил эксперт. В 2020 году сообщалось, что Седых вложит 150 млрд рублей в собственное производство стали в Выксе, планировалось использовать итальянское оборудование. Неизвестно, исполнились ли эти амбиции, так как в 2023 году итальянская Danieli покинула рынок России.

Не менее актуален вопрос дефицита кадров. По данным минтруда РТ на 1 июня, уровень безработицы в Альметьевске составляет всего 0,19%. Аналогичный цех в Выксе должен создать более 1 тыс. современных рабочих мест, в Татарстане, по оценкам экспертов, число может быть сопоставимым. Где искать такой ценный ресурс — вопрос открытый. Зато, по нашим данным, ОМК уже озаботилась вопросом подготовки высококвалифицированных кадров под развивающуюся площадку в Альметьевске. Инвестор обратился в Высшую школу нефти и поинтересовался возможностью подготовить специалистов-трубопрокатчиков. «Мы-то готовы, нам просто надо понимать направления подготовки, какие компетенции им нужны. В зависимости от этого будем думать о программах», — рассказал нам проректор ВШН по учебной работе Алексей Иванов.

Производство бесшовных труб — это технически сложный производственный процесс. Как показывает практика реализации подобных проектов, с момента начала строительства до ввода в эксплуатацию обычно проходит не менее четырех лет, указали нам в минэкономики РТ. Так что, похоже, проект запустится не раньше 2028 года.