460.jpg

ВСЕГО МИЛЛИОН РУБЛЕЙ – НА ИГРОВОЙ ФИЛЬМ

Трудно поверить, что за такие деньги - всего за миллион рублей - можно снять полноценный игровой фильм. Но грант министерства культуры РФ, который получило ООО «Регион-студия» - дочернее предприятие «Казанской киностудии» (бывшей «Казанской студии кинохроники»), будет небольшим - примерно от 700 тыс. рублей до 1,1 миллиона. Ведь финансирование выделяется под короткометражный документальный проект, который обычно не требует больших вложений. Решение снять за эти деньги серьезный постановочный фильм приняли сами авторы.

«Наше решение не нарушает условий финансирования, - говорит режиссер будущей картины Алексей Барыкин. - Ведь документальный фильм можно снять и в постановочной манере, это называется «доку-драма». У нас есть очень серьезное оборудование – камера, свет, рельсы, тележки, съемочный кран, звукозаписывающая техника, монтажный комплекс. У нас есть команда энтузиастов - это опытные профессионалы, которые увлечены проектом. И самое главное – у нас есть большая идея, которая «пахнет успехом». В таких условиях мы просто обязаны выложиться по максимуму».

Собственно, случаев, когда за небольшие деньги снимались крупные кинопроекты, в истории немало. Например, все те же создатели нашумевших «Овсянок» - Денис Осокин и Алексей Федорченко - в свое время сняли полнометражный игровой фильм «Шошо», получив небольшое финансирование на короткометражную «документалку». А Барыкин за те же деньги снял пронзительный художественный фильм «Архимандрит Сергий». Причем этот фильм был снят на кинопленке 35 мм, работа с которой очень сложна и обычно связана с большими материальными затратами.

И вот – новый сценарий Осокина. События фильма будут разворачиваться на родине известного прозаика и сценариста, в «Городе К.», которому Денис посвятил многие свои произведения. Съемки начнутся уже в октябре.

СНИМАТЬ ПО СЦЕНАРИЮ ОСОКИНА – СИЛЬНО РИСКОВАТЬ

После триумфа на Венецианском кинофестивале фильма «Овсянки» по сценарию Осокина, после победы на «Нике» Денис стал очень востребованной фигурой в кинематографе. Многие продюсеры стремятся привлечь его в качестве сценариста: ведь он способен обеспечить фильму не только сильный материал, но и громкое имя. И все же снимать кино по сценарию Осокина – большой риск.

«Если вы когда-нибудь видели сценарии Осокина, то знаете, что они в каком-то смысле безумны, - рассказывает Барыкин. – Неподготовленного режиссера они могут попросту шокировать. Например, Денис может написать: «Парк Урицкого – это море, над которым летают чайки и в котором можно утонуть». Или так: «Давайте пригласим Горбатый мост к своей дочери на день рождения!» Попробуйте-ка, снимите на кинокамеру человека, который тонет в парке Урицкого или распивает чай в компании с Горбатым мостом!»

Действительно, чтобы создавать картины по сценарию Осокина, надо быть немного сумасшедшим, нужно мыслить образно, но при этом иррационально. По произведениям Дениса снимали или пытались снимать многие режиссеры, задолго до «Овсянок». Но лишь немногие авторы, такие как Федорченко и Эдгар Бартенев, сумели справиться с таким материалом и добиться большого успеха. А вот Барыкин называет себя человеком рациональным, поэтому очень беспокоится за режиссерское решение будущего фильма и пока даже не берется предсказать, как он может выглядеть.

Кстати, сам Осокин появится в фильме и будет своего рода рассказчиком. А вот участие столичных звезд из-за скудности бюджета под большим вопросом. Скорее всего, придется обойтись татарстанскими артистами и теми людьми, что захотят поработать на проекте просто из энтузиазма.

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ СКАЗКА ПРО КАЗАНЬ

В сущности, сама Казань и будет главным героем фильма.

- «Сухая река» – это документальная сказка. Возможно, такое определение звучит парадоксально, но все же это именно сказка, причем не постановочная, не игровая. В фильме не будет декораций и актеров; все, что мы покажем в кадре, действительно существует. Тем не менее с начала просмотра у зрителя будет возникать впечатление, что он погрузился в другой мир, волшебный, где даже законы физики действуют иначе. Это будет фильм-транс, фильм-гипноз, причем сказка, которую мы расскажем, будет позитивной, порой даже смешной. После просмотра этого фильма у зрителя будет складываться впечатление, что он только что проснулся и перешел от волшебного сна к серой повседневности», - рассказывает Барыкин.

Такого эффекта создатели фильма собираются добиться благодаря сочетанию целого ряда художественных средств. По их замыслу, изобразительный ряд фильма будет доведен до высочайшего уровня эстетизма, визуального совершенства – по композиции, освещению, насыщенности цветов. Фильм планируется снимать на видеокамеру с чувствительной фотоматрицей. Это позволит создавать художественные эффекты за счет чрезвычайно малой глубины резкости, подчеркивая нужные детали в окружающем мире и размывая ненужные – те, что позволяют сознанию зрителя зацепиться за привычную реальность, мешают провалиться в параллельное пространство Города К.

Особое внимание будет уделено психоделическим деталям мира, их сочетанию, тем событиям и предметам, которые можно трактовать как нетривиальные и глубокие символы. Это и парадоксальная в самом своем названии Сухая река, и сломанный телевизор, и мастерская кукол, и клетка с птицами, и многое другое. В определенном смысле весь фильм станет парадом деталей-символов.

Непосредственно в кадре фильма будет появляться сам Осокин – герой фильма, проводник по Городу К, главный генератор идей и образов.

«Однако мы постараемся воздерживаться от использования его художественных текстов, а тем более интервью, по возможности будем стремиться передать весь посыл фильма невербальными средствами», - говорит Барыкин.

ХОТЬ В КАННЫ, ХОТЬ НА «КИНОТАВР»

Естественно, фильмы сейчас не делаются просто так. Как правило, создатели замахиваются на фестивальные показы, и это верно. Каждый получает то, о чем осмеливается мечтать.

Если фильм «Сухая река» удастся таким, каким авторы его задумывают, то ленту планируется выставить на самые престижные мировые кинофестивали – Канны, Венеция, Берлин, Санданс, Роттердам, российские «Кинотавр», «Золотой Орел» и другие. А ведь приз или даже просто участие в фестивалях такого уровня открывают перед фильмом возможности телевизионного и даже кинотеатрального показа. Впрочем, пока об этом говорить еще рано. Впереди – период съемок.

«ЕСЛИ УЖАТЬСЯ, ТО МОЖНО И СНЯТЬ»

Можно ли снять фестивальный фильм за миллион рублей? Вот что говорят по этому поводу эксперты «БИЗНЕС Online».

Андрей Гусев - кинооператор:

- Маловато, конечно, но если ужаться, то можно снять. Хотя у нас в Казани есть прецеденты, когда за миллион рублей музыкальные клипы снимают.

Андрей Богданов - фотохудожник:

- А почему нельзя? Вспомните Тарантино, он снимал свои первые фильмы на минимальные деньги, да не просто снимал, еще и призы получал. Если в фильме мало действующих лиц, это вполне реально. Конечно, так, как снимает, скажем, Никита Михалков, с огромной массовкой, на миллион рублей не вытянуть. Я знаю людей в Москве, которые постоянно снимаются в массовках, и заработки их варьируются от 50 - 150 тысяч в месяц. Но Казань – это не Москва и не Лондон, у нас все возможно.

Михаил Галицкий - народный артист РТ, лауреат госпремии РТ им. Тукая, артист БДТ им. Качалова:

- Миллион рублей – деньги небольшие, но если авторы фильма решат снимать все-таки короткий метр, этих денег может хватить. Для полнометражного фильма вряд ли.