Если битву за Бердычи, Семеновку, Орловку, Степовое Россия вела почти полтора месяца, то в Очеретино удалось втиснуться буквально случайно. И полученный результат был немедленно закреплен Если битву за Бердычи, Семеновку, Орловку, Степовое Россия вела почти 1,5 месяца, то в Очеретино удалось втиснуться буквально случайно. И полученный результат был немедленно закреплен Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

Группа войск «Центр» и пустота

Прямо сейчас, если судить по новостям с фронта, происходит то, что, наверное, можно было бы назвать оперативным успехом, имеющим потенциал к стратегическому. Неожиданно для себя после 1,5 года сидения в окопах российская армия вдруг вышла в прорыв. Что наиболее интересно, прорыв произошел там, где никто его не предрекал, — передовые части российского войска, весело прорываясь через опорные пункты киевских войск, вдруг сформировали направление удара, направленное на Красноармейск (Покровск).

Эксперты и любители, следящие за ходом специальной военной операции, споря в «Телеграме» и социальных сетях, гадали, где же оборона украинской армии лопнет. Кто-то надеялся на удачный заход под Харьковом, иные полагали, что прорыв будет под Купянском или Кременной, большие надежды возлагались на часовоярское направление. Но пока на этих участках киевские войска отражают атаки.

А за Авдеевкой пространство как будто перестало быть густым. Ранее плотная оборона разрядилась, и российский кулак провалился в пустоту. Почему это случилось именно на этом участке? Что этому предшествовало и что будет происходить дальше? Попробуем разобраться.

Битва за предполье Авдеевки

В ночь с 16 на 17 февраля остатки авдеевского гарнизона неорганизованно покинули занимаемые ими развалины, шли скопом через превращенные в грязь поля, перманентно получая артиллерийские удары с севера и юга.

По подсчетам военного эксперта Александра Зимовского, засевший в городе противник обладал вдвое бо́льшими силами, чем наступающие войска РФ. «Авдеевский узел обороны держали 13 украинских пехотных бригад и еще разрозненные подразделения силами до пяти пехотных батальонов. Всего около 48 тысяч солдат. Русская армия для освобождения Авдеевки ввела в бой 7 мотострелковых бригад, один мотострелковый полк и четыре танковых полка. Всего около 27 тысяч солдат», — пишет Зимовский в своем телеграм-канале.

После занятия города Российская армия продолжила натиск севернее Авдеевки, вплотную подойдя к деревне Ласточкино, где противник сохранил способность вести оборонительные действия. Там ВС РФ уперлась в забор из деревень, которые как бы окружали Авдеевку с запада на север, служа опорными пунктами для киевских войск. Первоначально казалось, что основной задачей будет дойти до Кураховского водохранилища, однако вышло совсем иначе. Ничем не примечательный населенный пункт Очеретино внезапно оказался значительно более интересной целью.

«Да, это (Кураховское водохранилищеприм. ред.) первый большой рубеж. Вопрос: смогут за него зацепиться или нет? Думаю, что с их подходом вероятнее, что смогут, поэтому очень важно продолжать движение через Очеретино. Оно стоит на гребне, там водораздел, и уже от него уходит река Волчья, а потом реки Кривой Торец и Казенный Торец. Они туда, к Нью-Йорку уходят. Так вот если идти по бугру, то можно развязать линию обороны, поворачивать и на север, и на юг», — прокомментировал ситуацию в беседы с «БИЗНЕС Online» военный журналист Влад Шлепченко.

Если битву за Бердычи, Семеновку, Орловку, Степовое Россия вела почти 1,5 месяца, то в Очеретино удалось втиснуться буквально случайно. И полученный результат был немедленно закреплен.

Российские части достаточно успешно развивали тактический успех, который постепенно стал оперативным Российские части достаточно успешно развивали тактический успех, который постепенно стал оперативным Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

Очеретенский выступ

Изначально «Очеретенский выступ» представлял собой тонкую линию длиной около 5 км и шириной не более 2 км, однако, как сказано выше, населенный пункт имел важное преимущество. Очеретино стоит на возвышенности и через него проходит трасса Н20, которая ведет прямо до Покровска. Эта трасса стала для Российской армии буквально дорожкой из желтого кирпича, по которой российские части и бронетехника зашагали на запад.

Занятая стратегическая высота начала стремительно разрастаться, и уже к середине мая стенки выступа расширились до 8 км, а под контроль российских войск перешло еще несколько мелких деревень. Самое неприятное для Киева — отсюда вдруг начало просматриваться село Воздвиженка, расположенное севернее, от которого рукой подать до трассы Т0504, через которую идет сообщение между Красноармейском (Покровском) и Константиновкой, первым «большим» городом в Славянско-Краматорской агломерации.

Кроме того, «Очеретенский выступ» закрывал с северо-востока получаемый карман, который оставался на юго-восточном берегу от реки Волчья. Фактическое снабжение войск противника, а также ротации, приобрели немного героический оттенок, т. к. все подъездные дороги стали простреливаемыми, чем, разумеется, не замедлили воспользоваться российские артиллеристы и дроноводы.

Однако Киев как будто не ощущал угрозы, не без оснований полагая, что тяжелее ситуация под Часовом Яром, где Киев из последних сил держался за микрорайон Канал. Также стремительный натиск российских частей в Волчанске казался более важным участком, чем несколько безымянных сел находящихся на возвышенности у реки.

Кроме того, Киев, которому уже пообещали военную помощь, но которой все равно было мало после полугодовалого провала, в любом случае был вынужден на чем-то экономить. Кроме того, возможный оперативный успех казался (а может, и до сих пор кажется) в штабе главкома Александра Сырского несущественным и уж точно менее грозным, чем возможные последствия под Харьковом. Таким образом, российские части достаточно успешно развивали тактический успех, который постепенно стал оперативным.

Привет Нью-Йорку!

Что-то странное зачесалось у Киева только в тот момент, когда российские части на соседнем участке фронта начали дерзновенное (в лучших традициях авдеевского штурма, по подземным коммуникациям) наступление на достаточно большой городок Дзержинск (Торецк), а также на стоящий рядом населенный пункт Новгородское (Нью-Йорк).

В результате этого 24 июня указом действующего главы киевского режима Владимира Зеленского от должности командующего объединенными силами вооруженных сил Украины был освобожден Юрий Содоль. Тогда причину озвучила депутат Верховной рады Марьяна Безуглая. «По моей информации, в час пропущенного прорыва на Торецк (Дзержинск) начальник восточного фронта генерал Содоль пьянствовал в ресторане „Облака“ в Одессе. Делаю официальный запрос по поводу его командировки», — написала она в социальных сетях.

Однако проблема заключалась не только в том, что украинскому генералу было откровенно наплевать на своих подчиненных. Да и бравые действия российских штурмовиков были не единственной действующей силой. Случилось так, что Очеретенский выступ стал настолько большим, что на него стало возможно подвести артиллерию, которая смогла бить по позициям противника с другого направления. Кроме того, разрастающийся как раковая опухоль участок объективно становился проблемой для дзержинской группы войск противника, а значит, держать на его границах опорные пункты стало объективно распылением сил.

Однако к этому моменту как-то купировать продвижение ВС РФ Киев уже не мог. Основные бригады были задействованы под Купянском и Часовом Яром, еще одна группа войск отчаянно сражалась за Волчанск, а также приходилось как-то маневрировать на достаточно разреженных (с российской стороны, впрочем, тоже) угледарском и запорожском участков фронта. Конечно, у Киева остается резерв, но в данном случае справедливо будет сказать, что единожды потраченный резерв больше в копилку вернуться не сможет, а значит, придется копить новый, что в условиях перманентного увеличения российского контингента может выйти боком. А значит, имеющиеся запасы войск приходится экономить, занимаясь в основном тем, что перебрасывая бригады с направление на направление, пополняя их маршевыми батальонами из недавно отловленных призывников.

И вот буквально 19 июля российские части практически без боя (враг покинул позиции не ввязываясь в сражение) заняли небольшой населенный пункт Прогресс, находящийся в истоке реки Волчья. Кроме того, российским частям удалось устроить небольшой, но надежный котел, возникший между Прогрессом и Лозоватским. Российские штурмовые части смогли взять в окружение до двух украинских пехотных батальонов (впрочем, уже не полного состава) 31-й бригады ВСУ. Но самое главное было в том, что буквально идя по холму с железной дороги, армейские батальоны вышли на Покровское направление.

Можно предположить, что прямо сейчас перед нами начинается главное сражение летней кампании 2024 года, ключом к которому стала безвестная станция Очеретино, так удачно расположившаяся на хребте между плодородными низинами донецкой земли Можно предположить, что прямо сейчас перед нами начинается главное сражение летней кампании 2024 года, ключом к которому стала безвестная станция Очеретино, так удачно расположившаяся на хребте между плодородными низинами донецкой земли Фото: © Станислав Красильников, РИА «Новости»

Под Покровском ночи (это не опечатка)

Город Красноармейск (Покровск) — это важнейший логистический пункт, из которого контролировался весь северо-западный фронт Донецкой Народной Республики. Представляет собой большой транспортный узел, сращенный с другим городом Димитровым (Мирноград). Именно из Покровска идет снабжение на Курахово и Угледар, Великую Новоселку. Кроме того, из Покровска частично идет снабжение Константиновки, Дзержинска, а также других ранее освобожденных городов Донбасса.

Занятие этого населенного пункта фактически завершает освобождение всей южной части Донецкой Народной Республики, а уже после смещает и запорожский фронт. Важным моментом является то, что Покровск до 24 февраля 2024 года находился на достаточном удалении от линии разграничения. Он не переоборудован в крепость, как было с Артемовском и Авдеевкой. При этом стоит помнить, что сражение за Артемовск и Авдеевку началось в иной весовой категории. Тогда там находились обученные и мотивированные части, а бронетехника, оружие и снаряды еще не сгорели в огне войны. И, наоборот, у Российской армии еще не было должного опыта, ФАБов и сегодняшнего соотношения сил. Артемовск, Попасную и Соледар Россия освободила, находясь в существенно более тяжелой конфигурации, чем находится теперь.

Полученное направление обладает рядом возможностей. Во-первых, оно продолжает тенденцию Очеретенского выступа, стремится выйти на перекрытие трассы, связывающей с Константиновкой на севере. Во-вторых, обходит реку Волчью, что в целом ставит в трудное положение небольшую агломерацию с центрами в населенных пунктах Кураховка, Горняк, Украинск. А третья — это дорога на Покровск, на пути к которому лежат два больших села: Гродовка и Новгородовка.

И вот уже это Киеву придется купировать существенно бо́льшими силами, чем те, что могли бы справиться со сражением в районе Прогресса и в целом на Очеретенском выступе. Сможет ли Киев это сделать? Скорее всего, пока еще да. Судя по тому, как ротируются бригады на фронте, у ВСУ еще остается около 10–15 незадействованных частей, которые могут уже не заткнуть, но прикрыть образовавшийся пролом. Вопрос в том, что цена удержания будет существенно выше. Киевским частям буквально с колес придется рыть окопы, строить укрепления, минировать опасные участки фронта. Все это под веселые залпы артиллерии, гортанные разрывы ФАБов и встречные стаи дронов-истребителей.

Рискну предположить, что прямо сейчас перед нами начинается главное сражение летней кампании 2024 года, ключом к которому стала безвестная станция Очеретино, так удачно расположившаяся на хребте между плодородными низинами донецкой земли.