Эльвира Набиуллина уже предупреждала, что высокая ставка будет сохраняться «столько, сколько потребуется» Эльвира Набиуллина уже предупреждала, что высокая ставка будет сохраняться «столько, сколько потребуется» Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

ЦБ РФ впервые с декабря повысил ключевую ставку

К ужесточению политики Банк России перешел еще в июле 2023 года. Из-за обвала рубля в августе совет директоров собрался на внеплановое заседание и задрал ставку на 3,5 п. п. с 8,5 до 12%. К декабрю «ключ» подняли уже до 16%. Тогда же председатель ЦБ Эльвира Набиуллина предупреждала, что высокая ставка будет сохраняться «столько, сколько потребуется». На протяжении полугода ее действительно оставляли неизменной. Но сегодня традиция прервалась — регулятор повысил ставку на 2 п. п. — с 16 до 18% годовых.

За такое значение выступили абсолютное большинство участников заседания совета директоров ЦБ, говорится в релизе. Хотя, как позже призналась Набиуллина, рассматривались варианты и сохранения ставки на уровне 16%, и ее повышения до 19–20%. Повысил регулятор и прогноз по инфляции на 2024 год с 4,3–4,8% до 6,5–7%, а также заявил о готовности ужесточать политику и дальше. Снижение инфляции до 4–4,5% регулятор ожидает в 2025 году.

«Инфляция ускорилась и складывается существенно выше апрельского прогноза Банка России, — аргументировал решение ЦБ. — Рост внутреннего спроса продолжает значительно опережать возможности расширения предложения товаров и услуг. Для того чтобы инфляция вновь начала снижаться, требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, а для возвращения инфляции к цели — существенно более жесткие денежно-кредитные условия, чем предполагалось ранее», — указано в релизе регулятора.

Решение не стало сюрпризом для рынка. Сам Центробанк давал прямые сигналы — Набиуллина еще в июне допустила возможность существенного повышения ключевой ставки до 18%, «если устойчивое инфляционное давление не начнет снижаться». Ожидая повышения, ряд крупных банков уже с начала месяца стал активно повышать доходность по вкладам. Среди них ВТБ, МТС Банк, Почта Банк, ПСБ и Т-Банк. Так, например, ВТБ с 23 июля повысил ставки по своим сберегательным продуктам в рублях в среднем на 0,5 п. п. по вкладам и на 1 п. п. по накопительному счету, сообщал РБК со ссылкой на пресс-службу банка. «Мы ориентируемся на повышение значения ключевой ставки до 18%. В случае более высокого повышения будем принимать решение об очередном повышении ставок относительно текущей динамики портфеля и движения рыночных ставок по срочным вкладам», — объясняли в МТС Банке РБК.

Ожидая повышения, ряд крупных банков уже с начала месяца стал активно повышать доходность по вкладам Ожидая повышения, ряд крупных банков уже с начала месяца стал активно повышать доходность по вкладам Фото: © Сергей Аверин, РИА «Новости»

«Мы значимо отклонились от базового сценария»

На традиционной пресс-конференции Набиуллина в числе причин повышения ставки назвала увеличение инфляции, отсутствие охлаждения потребительской активности, реализацию новых проинфляционных рисков и то, что положительный разрыв в экономике не сокращается. «Все это означает, что мы значимо отклонились от базового сценария. В связи с этим мы существенно пересмотрели макроэкономический прогноз. Он предполагает значительно бо́льшую жесткость денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели», — отметила Набиуллина.

Она заметила, что устойчивая инфляция в II квартале ускорилась, а первые недели июля указывают на сохранение повышенного инфляционного давления, даже если вычесть индексацию тарифов ЖКХ. «Прогноз инфляции на этот год повышен до 6,5–7, процентов. Эти цифры учитывают высокую накопленную инфляцию в первом полугодии и предполагают ее существенное замедление во втором полугодии под влиянием жесткой денежно-кредитной политики», — сказала председатель ЦБ.

Темпы роста ВВП в I и II кварталах оставались высокими, при этом инфляция ускорялась, значит, экономика «по-прежнему находится в состоянии значительного перегрева». А масштаб перегрева российской экономики в первом полугодии был самым существенным за последние 16 лет. «Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны», — также подчеркнула Набиуллина. Нехватка же трудовых кадров и производственных мощностей, по ее мнению, может привести к ситуации, когда темпы роста экономики будут замедляться, несмотря на все попытки стимулировать спрос. И весь стимул будет уходить в ускорение инфляции.

Глава ЦБ также признала, что темпы расширения кредитования превысили прогноз аналитиков банка, а уровень ключевой ставки в таких условиях оказался недостаточным, чтобы вернуть кредит к более сбалансированным темпам. «Мы будем держать ставку высокой в течение длительного времени — того времени, которое нужно, чтобы вернуть и закрепить инфляцию на цели», — заявила Набиуллина. При этом она подчеркнула, что если потребуется, то возможно и дополнительное повышения ключевой ставки, обновленный прогноз не предполагает ее снижения в 2024-м. «Это отражено в обновленном прогнозе, где траектория ставки существенно повышена на ближайшие три года», — добавила она.

«Банк России традиционно жесток», — заявляет ПСБ Аналитика «Банк России традиционно жесток», — заявляет «ПСБ Аналитика» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Банк России традиционно жесток»

«Инфляция ускорилась и складывается существенно выше апрельского прогноза Банка России. Рост внутреннего спроса продолжает значительно опережать возможности расширения предложения товаров и услуг», — комментируют причины повышения ставки в «БКС Экспресс». Как отмечают эксперты организации, для того чтобы инфляция вновь начала снижаться, требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, а для возвращения инфляции к цели — существенно более жесткие денежно-кредитные условия, чем предполагалось ранее.

Исходя из пресс-релиза ЦБ профессор НИУ ВШЭ, автор телеграм-канала bitkogan Евгений Коган делает вывод, что регулятор не стал обращать внимание на сигналы замедления и решил бескомпромиссно бороться с инфляцией. «При этом сигнал в пресс-релизе умеренно-жесткий. Это значит, по мнению ЦБ, вероятность повышения ставки в сентябре — 50 на 50», — пишет экономист. На основании расчетов он добавляет, что возвращение к нормальному уровню ставок ЦБ планирует только через 2,5 года.

Экономист «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой также отмечает жесткость политики регулятора в 2024 году с постепенным смягчением в 2025–2026-м. «С экономической точки зрения такая жесткость выглядит избыточной, поскольку предполагает уровень реальной ставки ЦБ в 9–9,5 процента в 2024-м (по средней инфляции 8 процента), более 10 процентов в 2025-м и 6–7 процентов в 2026-м при нейтральных 3,5–4,5 процента», — считает Полевой.

«Банк России традиционно жесток», — заявляет «ПСБ Аналитика». Они так же отмечают спокойствие на рынке. «В котировках рынка пока не учтено повышение ключевой ставки выше 18 процентов, поэтому возможно усиление давления на стоимость ОФЗ. Есть шанс, что ставка 18 процентов останется до конца года, но это только при условии разворота инфляционных ожиданий», — прогнозируют эксперты.

В бюджете у нас [заложено] 90,10 рубля за доллар «В бюджете у нас заложено 90,10 рубля за доллар» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На мой взгляд, можно было не дергаться»

Дмитрий Голубовский — аналитик и эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс»:

— Для меня это было ожидаемым решением, был консенсус аналитиков на это заседание. Так что Центральный банк поступил строго в соответствии с ожиданиями. Денежный рынок тоже закладывал подъем ставки выше 17 процентов, то есть варианты были либо 17,5 процента, либо 18 процентов. Поможет ли очередное ужесточение удержать инфляцию? Да. Но мое мнение на этот счет, которое может отличаться от мейнстрима, состоит в том, что инфляция пошла бы на спад и без этого действия. Просто потому, что уже достаточно высокая база, цены выросли, а проинфляционные факторы уходят. Во-первых, сейчас сезонное снижение инфляции. Летом она традиционно падает, потому что снижаются цены на продовольствие. Второе — отменили льготную ипотеку. Осенью ожидается ужесточение для банков выдачи беззалоговых кредитов. Последние данные по промпроизводству, вообще-то говоря, оптимизма не внушают. Так что уже та процентная ставка, которая была, в общем-то, начала охлаждать экономику. Главная причина этого инфляционного разгона — стройка. Она сейчас уже глушится, будут тормозиться темпы [строительства], цены на жилье уже пошли вниз. Поэтому, на мой взгляд, можно было не дергаться. Но, зная логику Центрального банка, как они принимают решения, я ожидал подъема ставки.

Думаю, такая ставка продержится, скорее всего, до декабря. Они, конечно же, будут ее удерживать, пока не получат как минимум квартальные данные, которые покажут, что инфляция вышла на тренд снижения. Скорее всего, в ноябре они эту ситуацию проанализируют и денежная политика будет смягчена уже на декабрьском заседании. При этом проинфляционным фактором станет ухудшение конъюнктуры сырьевого рынка во втором полугодии. То есть правительство у нас будет вынуждено ослаблять рубль, потому что иначе бюджет просто не наберет доходов. У нас и так сейчас курс сильно ниже того, что заложено в бюджет, потому что доллар на межбанковском рынке по последним котировкам 85 рублей — это очень сильный рубль. А в бюджете у нас [заложено] 90,10 рубля за доллар. Если какое-то время рубль еще простоит на этих уровнях, то правительство будет вынуждено принять меры к его ослаблению, ослабив ограничения для экспортеров, то есть дав им больше свободы распоряжаться валютной выручкой. Может быть, ослабив интервенции из фонда национального благосостояния, продавая валюту для покрытия бюджетного дефицита. Я не знаю, какие меры будут предприняты. Но такая сильная валюта крайне некомфортна для правительства. А ослабление рубля это проинфляционный фактор второго полугодия. Поэтому, с одной стороны, у нас инфляция будет падать, с другой стороны, цены на импорт будут расти. Плюс на них еще планируется поднимать пошлину. Так что инфляция будет снижаться ни шатко ни валко. Ожидать сценария 2022 года, когда резко задрали ставку, а потом ее резко снизили… Здесь этого не будет.


Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

— Это решение было ожидаемым и для меня, и для рынка. Банки [заранее] повысили ставки по вкладам и кредитам. Соответственно, никаких изменений это не влечет для рынков, ни для фондового рынка, ни для курса рубля. [Очередное ужесточение удержать инфляцию] поможет. Главное — это защитит сбережения населения, потому что процентные ставки по вкладам достаточно высоки. Я думаю, в конце года ставка будет ниже, потому что инфляция пойдет на спад. На конец года мы должны ориентироваться на 15–16 процентов. [Для бизнеса повышение ставки означает], что деньги будут дороже. Но, с другой стороны, бизнес, например «Интер-РАО», у которого много налички на счетах, заработает дополнительный процент.


Андрей Кочетков — аналитик «Открытие Инвестиции»:

— С учетом заявлений представителей Центрального банка за последние недели это решение не выглядит неожиданным, хотя смысла в нем большого не видится. Ставка наша и так очень высока по сравнению с инфляцией. ЦБ, видимо, опасается того, что будет и дальнейшее ее ускорение, так как уже к 23 июля она ускорилась до 9,4 процента. Стоит отметить, что сама ставка по себе не оказывает существенного влияния на инфляцию, потому что она формируется на основе тех факторов, которые регулятор не может контролировать. В частности, это повышение тарифов ЖКХ, рост транспортных издержек, некоторые другие позиции. Если смотреть по сфере торговли, то там у нас падение прибыли торговых предприятий, так как они уже не могут переносить инфляцию на население. И, соответственно, потребительская активность уже давно пошла на спад. Граждане больше демонстрируют сберегательное поведение, нежели активность своих трат. Для бизнеса в текущей ставке нет ничего хорошего, потому что кредитные ресурсы становятся дороже и бизнес может уповать только, наверное, на различные льготные программы федерального правительства или региональных правительств. В остальном, конечно, условия кредитования в стране заметно ухудшаются, что скажется и на потребительской активности, и на условиях, в которых функционирует бизнес, нуждающийся в заемных средствах.


Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, российский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:

— На самом деле, ситуация имеет опосредованное отношение к экономике. Можно оценивать это и с медицинской точки зрения, потому что некоторые уже совершенно справедливо называли «сумасшествием и безумием». Можно оценивать и с политической стороны, говорить о том, что внутри страны действует пятая колонна в лице Центробанка, успешно уничтожающая российскую экономику. Почему-то на Неглинке (ЦБ находится на улице Неглиннойприм. ред.) решили, что экономические проблемы можно решить с помощью ключевой ставки. Это то же самое, что тушить пожар бензином. Ключевая ставка не подавляет инфляцию, скорее, наоборот, ее разгоняет. Этот пожар поддерживает и раздувает именно Центральный банк. Возьмите цифры за прошлый 2023 год. Была инфляция. А как ей не быть, если прирост ВВП составил 3,6 процента, а прирост денежной массы — 20 процентов?

Не надо быть экономистом, чтобы понимать, что опережающие темпы роста денежной массы ведут к инфляции, а если наоборот, тогда это уже дефляция. Возникает вопрос: как ЦБ умудрился приростить денежную массу на 20 процентов. Что-то никто не задает таких детских вопросов. Все почему-то концентрируются только на ключевой ставке. Мне бы хотелось выяснить, кто постоянно поддерживает этот самый пожар, в то время как мы обсуждаем, можно ли тушить бензином и сколько еще его для этого нужно. Для бизнеса это, конечно, означает только все самое негативное. Кто-то говорит: «Может, еще проживу». А кто-то готовится к банкротству. По крайней мере у тех, кто собирался делать заказы в расчете на улучшения ситуации с ключевой ставкой, теперь все контракты сыпятся. Предприниматели достаточно адекватно реагируют на эту ситуацию, но им больше ничего не остается.