Безимени-243.jpg
Масхут Мифтахов говорит: «Радар оповещает о камере, и водитель снижает скорость. И наша задача заключается  в том, чтобы водитель снижал скорость и не попал в ДТП. Но если закон примут – будем работать»

«НАС МОСКВА ПРОСИТ – ПОПРОБУЙТЕ У СЕБЯ…»

Татарстан рассматривается в качестве экспериментальной площадки, где будет запрещено использование радар-детекторов. Об этом сегодня в кабинете министров РТ после брифинга газете «БИЗНЕС Online» сообщил и.о. начальника управления ГИБДД МВД по РТ, полковник полиции Масхут Мифтахов.

По его словам, ориентировочно осенью планируется обратиться с данной законодательной инициативой в Госсовет РТ. Сейчас ГИБДД по РТ занимается проектными вопросами. По результатам эксперимента в республике будет принято решение по передаче успешного опыта на другие регионы России (и запрете использования радар-детекторов) или, наоборот, отказа от эксперимента.

«Нас Москва просит – попробуйте у себя, а мы уже дальше будем проталкивать», - рассказал Мифтахов.

Ранее глава ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов говорил о том, что водители, в машинах которых установлены такие устройства, снижают скорость и становятся более внимательными лишь тогда, когда радар подает сигнал. Когда он молчит, водители начинают превышать скорость, становятся более невнимательными. В качестве примера он привел два последних громких ДТП со смертельным исходом. В Елабуге Skoda ударилась в джип, погибли три человека – у виновного в происшествии был в машине радар. В том же районе водитель, в машине которого был также установлен радар, спровоцировал ДТП с четырьмя погибшими – он постоянно менял скорость, полагаясь на прибор.

При этом, судя по всему, в самой Госавтоинспекции нет единства по данному вопросу. Мифтахов говорит: «Радар оповещает о камере, и водитель снижает скорость. И наша задача заключается  в том, чтобы водитель снижал скорость и не попал в ДТП. Но если закон примут – будем работать».

Безимени-1164.jpg
 

В ТАТАРСТАНЕ, КАК ВО ФРАНЦИИ И ПОЛЬШЕ?

Запрет на использование радар-детекторов может быть введен в качестве меры по снижению аварийности на дорогах. С начала года на дорогах Татарстана погибли 359 человек (2,9 тыс. ДТП, еще 3,8 тыс. получили ранения). По сравнению с прошлогодними показателями число происшествий увеличилось на 5,6%, количество погибших увеличилось на 34 человека, пострадавших стало больше на 285.

Среди причин аварийности назывался высокий уровень автомобилизации. Количество машин в Татарстане за последние 8 лет выросло на 52%. В республике сегодня числится 1,74 млн. транспортных средств, в 2004 году – 0,7 миллиона. При этом в прошлом году прирост автопарка республики составил 73 тыс. единиц, а лишь за 7 месяцев текущего года на дорогах Татарстана появилось более 55 тыс. новых автомобилей.

В Казани в настоящее время насчитывается 321,7 тыс. авто. По сравнению с 2004 годом прирост столичного автопарка составил 102%. На одну тысячу жителей республики сейчас приходится 284 автомобиля, а на тысячу жителей Казани - 285 авто.

Ранее среди причин аварийности также называлось сокращение личного состава ГИБДД.

Отметим, что радар-детекторы запрещены во многих европейских странах, например во Франции, Великобритании, Польше, а въезд в Финляндию с «антирадаром» (даже в том случае, если устройство не установлено) рассматривается как серьезное нарушение и может быть поводом для отказа в визе. Однако в Германии и США они разрешены (подробнее см. справку).

ДАЖЕ ЕСЛИ РАДАРЫ ЗАПРЕТЯТ, ИХ БУДУТ ПРЯТАТЬ И МАСКИРОВАТЬ

По мнению экспертов, опрошенных газетой «БИЗНЕС Online», запрет на радар-детекторы не принесет результата.

Марсель Нигметзянов - депутат Высокогорского района РТ, руководитель общественной организации за безопасность дорожного движения 16RUS:

- Я думаю, что не имеет смысла запрещать радар-детекторы. Действительно, когда радар начинает пищать, люди начинают снижать скорость и понимают, что иначе им придет штраф. Если радара не будет, то человеку будут постоянно приходить штрафы, и он даже не сможет предотвратить этого.

Эту меру, думаю, принимают для того, чтобы ездили и следили за знаками, которые указывают на допустимую скорость. Но вряд ли у нас в стране эта мера приживется. Такие новшества не должны приниматься так резко, все изменения должны быть постепенными, люди должны созреть. У нас другой менталитет. По большому счету, человек знает, где стоит камера, сбрасывает скорость, и аварийность снижается. Не это ли самое главное? Даже если радары запретят, водители будут их прятать и маскировать.

Чтобы сделать дорожное движение более безопасным, нужно строить больше дорог и развязок. В городе нужны не только зебры, но и подземные переходы – это более безопасно для пешеходов и не затрудняет движение для автомобилистов. К тому же я считаю, что нужно увеличивать штрафы, они у нас очень низкие.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель «Федерации автомобилистов России»:

- Если законодательно запрет радар-детекторов будет подкреплен, я не буду против. На самом деле в нашей республике радар-детекторы уже бесполезны. Когда у человека радар, он по его сигналу затормозил, а проехав дальше, снова разогнался. А если люди не будут знать, где камера находится, будет эффект опаски, наверное, это даст результат, и движение станет безопаснее. Единственное - на что можно сослаться, чтобы запретить эти устройства?

В Европе не только за радары - за любое предупреждение о наличии камер автомобилист карается штрафом.

Нужно устанавливать системы «Автодория» - радар эти камеры не чувствует. Как показывает практика, все наши нововведения дают эффект на недлительное время, к сожалению.

Ляля Бикчентаева - член общественной палаты РТ:

- На мой взгляд, идея запрета радар-детектора не будет эффективной. Поскольку радар-детектор и камеры на наших дорогах, которые радарами определяются, - это только один из видов технических средств, позволяющих измерить скорость движения. К примеру, в казанском IT-парке разработан проект «Автодория», где используются камеры, к которым радар-детекторы не чувствительны.

У нас на рынке есть спрос на радары, а значит, если их запретят, появятся какие-то другие средства, позволяющие зафиксировать камеру. На мой взгляд, намного более действенна сейчас та политика, которую ведет ГИБДД республики, когда помимо настоящих камер ставятся ложные, на которые реагируют радары. Мне кажется, что с установкой камер культура соблюдения скоростного режима все-таки появилась. Прежде всего аварии у нас от безответственного отношения самих водителей.

Николай Бондарев - председатель комитета картинга федерации автомотоспорта Татарстана:

- Я против запрета радар-детекторов. Это же не антирадар, сбивающий сигнал радара, а обычный информатор водителя. Чтобы взять очень хороший антирадар, нужно заплатить 3,5 - 5 тысяч рублей. Дешевый реагирует практически на все «шумы», это часто утомляет водителя, и он его отключает.

На трассах в России чего только не встретишь - и разного рода «обманки», и «стрелялки в зад» и «вперед», плюс ко всему камеры эти не всегда во включенном режиме работают... Или, например, ставят «обманку», а под травой стоит камера, стреляющая в бок. Изощряются, как хотят! Лучше пускай вешают «обманки», а мы будем продолжать ездить с радар-детекторами. Я вчера прочитал, что за прошедший weekend штрафов приборами видеофиксации в Татарстане за превышение скорости выписано более чем на 5,5 миллионов рублей.

Вот когда систему радаров «привяжут» к системам GPS или ГЛОНАСС, то тогда, конечно, все машины смогут обрабатывать и передавать информацию через сотовых операторов связи. Вот это направление реально мировое – через GPS или ГЛОНАСС вести конкретный автомобиль, и камеры тогда будут больше не нужны.

Я очень много езжу по стране, и мне радар-детектор очень помогает. Бывает же очень много ситуаций, когда попадаешь на хорошую пустую трассу, а знаки висят совсем неуместные. Неужели я буду ползти 50 - 60 километров в час по трассе? Это же глупо. Почему я не могу в этот момент двигаться со скоростью, которая считается выше нормы? Самое главное, я считаю, не создавать аварийных ситуаций.

Справка

В КАКИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАДАР-ДЕТЕКТОР?

Финляндия: автомобильные радар-детекторы запрещены.

Бельгия: запрещено производство, ввоз, владение, предложение в продажу, продажа и бесплатное распространение оборудования, которое показывает наличие приборов, контролирующих движение, и мешает их функционированию. Нарушение грозит заключением в тюрьму от 15 дней до 3 месяцев, или взимается денежный штраф. В случае повторного нарушения денежный штраф удваивается. В любом случае антирадар изымается и уничтожается.

Болгария: не существует общего запрета. Использование разрешено, если это не мешает измерению скорости. То есть использовать можно только радар-детекторы.

Франция: денежному штрафу подлежат предложение в продажу, ввоз, приобретение, продажа, установка, использование и провоз приборов, которые показывают наличие радаров.

Латвия: использование запрещено. При продаже радар-детекторов есть ограничения.

Литва: использование запрещено. Возможно взимание денежного штрафа и изъятие оборудования.

Люксембург: возможно заключение в тюрьму от 3 дней до 8 лет, а также взимание денежного штрафа и изъятие радар-детектора.

Нидерланды: нет запрета на использование.

Норвегия: нет запрета на использование, но есть некоторые незначительные ограничения.

Австрия: использование запрещено. Нарушение подвержено денежному штрафу и изъятию антирадара.

Польша: запрещено использование и провоз в действующем состоянии. Провоз допускается только тогда, когда антирадар признан непригодным к использованию (например запакованный). При нарушении взимается денежный штраф.

Румыния: не существует запрета на использование. Это положение обсуждается.

Швеция: существует запрет на производство, передачу, владение и применение. Нарушение грозит изъятием прибора, денежным штрафом или заключение в тюрьму до 6 месяцев.

Швейцария: денежному штрафу подлежат предложение в продажу, ввоз, приобретение, продажа, установка, использование и провоз приборов, которые показывают наличие радаров. Затем изымается прибор и автомобиль, в котором он находится.

Дания: запрещено оснащение автомобиля оборудованием или отдельными частями, настроенными на получение электромагнитных волн от приборов полиции, настроенных на контролирование скорости или мешающих работе этих приборов. Нарушение облагается денежным штрафом.

Испания: запрещено использование.

Чехия: нет запрета на использование. Это положение до сих пор обсуждается.

Турция: в настоящее время не существует запрета на использование.

Венгрия: запрещено владение, использование во время движения и реклама радар-детекторов. При нарушении грозит денежный штраф и изъятие прибора.

Германия: в этом отношении одна из самых лояльных стран. Полицией неоднократно проводились специальные акции, по итогам которых автолюбителям дарили радар-детекторы. В целях безопасности дорожные службы установили на наиболее опасных участках дорог так называемые «ложные радары» - устройства, имитирующие сигнал дорожного радара. При срабатывании радар-детектора водитель снижает скорость, что соответственно снижает аварийность.

Албания: не существует запрета на провоз и использование автомобильных антирадаров.