460.jpg

ПЕРВЫЕ ЭТАЖИ: РАВНЕНИЕ НА ТУРИСТА

Сегодня мэр Казани Ильсур Метшин ознакомился с ходом реставрации объектов компании ASG – в роли главного экскурсовода по памятникам улицы Карла Маркса, Московской и Астрономической выступил глава ASG Алексей Семин. Участниками обхода памятников на Карла Маркса стали и журналисты.

Как было заявлено в ходе мероприятия представителями компании, на каждый объект ASG получено разрешение от министерства культуры РТ на проведение первого этапа реставрационных работ, закреплен свой архитектор-реставратор, заключены охранные обязательства, проводится историко-архитектурная экспертиза каждого здания, подготовлены поэтапные проекты реставрации объектов для согласования с министерством культуры РТ.

Первая остановка – дом Льва Урванцева, построенный в 1770 году архитектором Василием Кафтыревым. За обтянутыми сеткой строительными лесами – обнаженная кирпичная кладка, во дворе – шурф, вскрывающий остатки лестницы и заложенное кирпичами окно подвального этажа, внутри мощные полукруглые своды, вскрытые дверные и оконные проемы… Трехсотлетняя штукатурка сбивается до кирпича – только так можно добиться качественной реставрации.

«Тогда можно прочитать здание, как открытую книгу, - поясняет Фарида Забирова, автор проекта реставрации сразу нескольких объектов ASG на ул. Карла Маркса. – Вот здесь мы видим фасад XVIII века, характерные для того времени окна. В XIX веке поменялись эстетические представления, проемы показались слишком большими, и они были уменьшены в соответствии с пропорциями классицизма…»

Параллельно реставраторы берут пробы и проводят анализы, чтобы провести противогрибковую обработку – бич всех старинных зданий, медленно и верно разрушающий кирпич и раствор, дерево и штукатурку. Для борьбы с каждым видом грибка нужен свой антисептик. Кроме того, с 1770 года – а именно им официально датируется здание, хотя сейчас у реставраторов появляются догадки об его более раннем происхождении – дом не раз горел и перестраивался, поэтому сейчас выявляются все позднейшие наслоения.

В советские годы подвалы дома были завалены - теперь же их освободили, и сквозь дыры в мощном кирпичном полу проглядываются глубокие помещения. «Подвалы какие роскошные, там метра 3,5 потолки, - любуется картиной Семин. – Мы их все обязательно откопаем и будем тоже восстанавливать».

Что будет в этом доме после реставрации? «Первые этажи и цоколи всех зданий будут ориентированы на туристов, - рассказал о своем видении будущего квартала глава ASG. - Нельзя делать первые этажи под замком, в любом случае цокольная часть и первый этаж должны быть открыты для посетителей... Что касается вторых этажей, то здесь, учитывая высоту потолков в 4 - 5 метров, скорее всего, можно будет сделать дом приемов. На Западе обычно деловые переговоры не терпят суеты и проводятся не в офисных помещениях, а именно в таких вот пространствах. Вот эту европейскую культуру мы бы хотели видеть в этом престижном районе Казани…»

Метшин обратил внимание на предложенный в эскизе желтый цвет здания. Согласно канонам классицизма, цвет может быть либо желтым, либо зеленым, пояснила Забирова. В зеленые тона выкрашен и губернаторский дворец в Кремле. Но если в старину желтые здания красили охрой, то сейчас есть возможность выбрать различные оттенки – главное, чтобы они соответствовали стилю той эпохи.

«ЛУЧШЕ БЫ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛИ, ЧЕМ ТАК РЕСТАВРИРОВАТЬ»

Направляясь к следующему пункту обхода – зданию адмиралтейской конторы на ул. Карла Маркса, 17, Семин вдруг остановился у дома №5 по ул. Япеева. И показал мэру последствия поспешной фасадной реставрации, проведенной к тысячелетию Казани, – на углу дома толстый слой штукатурки потрескался и местами начал вспучиваться, открывая доступ к старинным кирпичам. «Лучше бы ничего не делали, чем так реставрировать. И сейчас ни в коем случае нельзя допустить, чтобы памятники, как сейчас говорят, просто «подшаманили» к Универсиаде - надо делать полностью, как положено», - объяснил Семин на наглядном примере свое нежелание торопиться с реконструкцией объектов. Сегодня его компания все расчищает, укрепляет и планирует накрепко законсервировать до зимы, до согласования второго этапа реконструкции…

А затем комиссия вступила на древнюю узорчатую лестницу адмиралтейства, надзиравшего за строительством кораблей на казанских верфях. В конце XIX – начале ХХ века здание реконструировали под земскую больницу, где, между прочим, лежал и Алеша Пешков после неудачной попытки самоубийства. Потом здесь располагался городской кардиодиспансер. «Здесь наслоения советской эпохи - мрамор, лепка. Все это приходится отскабливать, отбивать, чтобы открыть все подлинное», - оценил трудности реставраторов Семин, показывая мэру потенциальные анфилады роскошных комнат, характерные для XVIII века.

Хотя это, в общем-то, мелочи – куда больше трудностей вызывает прилегающая территория, которую очень сложно размежевать с соседями. Поблизости – и жилой дом, и офисы, и интернат… После реставрации ASG планирует разместить в этом доме административное здание и, как вариант, музей. Хотя большим минусом является отсутствие парковки: два туристических автобуса вполне способны перегородить всю улицу…

460-2.jpg

70% ТРЕБОВАНИЙ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ГИДРЫ МИЛЛИАРДЕР ПРИЗНАЛ РАЗУМНЫМИ

Поднявшись на крышу, участники обхода осмотрели всю панораму квартала. Когда-то Василий Кафтырев - автор генплана Казани и первый профессиональный губернский архитектор, спроектировал эту улицу как цельный элемент городской застройки. В XIX веке дворянские и купеческие усадьбы в стиле барокко и классицизма образовывали некий променад, идущий в направлении Кремля. Примечательно, что теперь ASG берется в комплексе восстановить образец квартала той старой Казани... И очень верно, отметил Метшин, что компания поручила восстанавливать этот кусочек центра одному архитектору. «Застраивалась улица в комплексе, на одном дыхании, и реставрировать ее тоже надо в комплексе. Только так можно добиться исторической идентичности. Тем более что у каждого мастера, как у художника, свое видение…» - подчеркнул он.

«Многие не верили, что такую глыбу, как реставрация исторического центра, можно сдвинуть с места, но сегодня мы видим, что благодаря таким инвесторам и архитекторам-реставраторам этот процесс набирает силу», - отметил глава города.

Трудности реставрации и бумажные бастионы со стороны минкульта мэр с миллиардером обсудили уже на улице. Напомним, что буквально недавно – этой весной – у министерства культуры имелись серьезные претензии к ASG. Тогда замминистра культуры Светлана Персова напомнила, что за каждым памятником должен быть закреплен специалист-реставратор, который определяет степень вмешательства в объект, а также все методы и последовательность производства работ. И в качестве примера вопиющей безответственности она привела ASG. «Очень много претензий к этой организации, - заявила Персова. - Беспорядочная разборка кровли на зданиях по ул. Маркса, 11, 18, несоблюдение элементарных требований к обеспечению устойчивости конструкций привели к существенным ослаблениям стен, появлению новых трещин. А на доме по ул. Карла Маркса, 18 были утрачены целые элементы декора на фасаде и в интерьере».

По-видимому, с началом фазы активной реставрации методы компании поменялись, и в ходе последнего объезда особых претензий минкульт уже не предъявлял. А сегодня Семин вновь упомянул гидру бюрократии, вставляющую палки в колеса собственника, но уже в несколько ином ключе.

«Эта гидра бюрократии мешает нам, - признался миллиардер. - Этот демонический образ чиновника в чем-то соответствует действительности, но при системной работе процесс все-таки идет...» По его словам, Москве, где реставрации дожидаются тысячи памятников, все еще предстоит, но Казань уже впереди.

Метшин, впрочем, довольно-таки осторожно отнесся к этой гипотезе.

- Впереди мы будем лишь тогда, когда завершим реконструкцию центра, - вздохнул градоначальник. - А пока мы прошли определенный путь, наработали уникальный опыт, который сегодня полезен и власти, и инвесторам. И понимаем, что мало иметь просто желание и деньги на исторические памятники...

460-4.jpg

- Мало! – согласился Семин.

- …если нет команды профессионалов, чтобы соответствовать этим федеральным законам, - закончил мысль Метшин. – Профессионализм инвесторов должен быть, чтобы соблюсти все нормы федерального закона по сохранению исторических памятников. И, условно говоря, не Светлана Персова виновата в том, что она что-то не согласовывает, таковы требования федерального законодательства.

- И 70 процентов требований, безусловно, разумны! – быстро поддержал мысль мэра Семин.

Та убежденность, горячность, увлеченность, с которой мультимиллиардер говорит о восстановлении казанской старины, по-прежнему вызывает двойственные чувства. Ну не привыкли мы к меценатству: ведь очевидно, что кто-кто, а Семин мог легко найти более простое и доходное место для инвестиций, чем восстановление исторического центра. Тем не менее он, похоже, всерьез и надолго вступил на крайне рискованное поле спасения казанских памятников. Поле, на котором его били, бьют, и, наверное, будут бить со всех сторон: то сделал не так, это не вовремя, здесь с кем-то не нашел общего языка. Но если в сухом остатке 23 бывшие трущобы, переданные семинской компании, вернут свой былой величавый облик, кто кинет в него камень? Кстати, о камнях: только одного мусора из восстанавливаемых объектов ASG вывезла больше 1000 "КАМАЗов"…

Справка

Компания ASG Group занимается реставрацией 23 объектов в исторической части Казани. Общая площадь зданий – более 30 тыс. кв. метров. Ежедневно на объектах работают более 200 человек. Проекты сопровождают четыре архитектора-реставратора.

Все здания планируется отреставрировать в два этапа. Первый – восстановление фасадов, фундаментов, кровли, замена окон, благоустройство территории и архитектурная подсветка зданий – должен завершиться к 15 июня 2013 года. Работы ведутся в соответствии с графиком, по некоторым объектам идет опережение на 1 - 2 недели. Второй этап – воссоздание аутентичной обстановки внутреннего убранства зданий – будет реализован после Универсиады с использованием экспонатов международного института антиквариата ASG.

Стоимость реставрации специалисты компании оценивают в 100 - 150 тыс. рублей за 1 кв. метр.