БЕЗРАБОТНЫХ МЕНЬШЕ – ВАКАНСИЙ БОЛЬШЕ

Безработица в Казани стремится к докризисному уровню – об этом сегодня на деловом понедельнике сообщил директор центра занятости Казани Валерий Корнеев. «За истекший год уровень безработицы в Казани снизился на 0,3 процентных пункта, по оперативным данным на 1 августа составил 0,96% и приближается к докризисному уровню 0,95%», - отметил Корнеев.

Если посмотреть динамику за этот год, то тут цифры тоже впечатляют. Численность официально зарегистрированных безработных на 15 февраля составляла 8059 человек. По состоянию на 1 августа текущего года эта цифра сократилась до 5966 человек. Это на 23% меньше, чем было в конце 2011 года (7729). Одновременно в полтора раза возросло число вакансий в электронной базе данных центра занятости населения – с 16,6 тысячи до 25 тысяч. И эти вакансии не лежат мертвым грузом. С начала года через казанскую службу занятости на имеющиеся вакансии трудоустроены 5269 человек.

Таким образом, сейчас на каждого безработного приходится четыре вакансии, или в два раза больше, чем семь месяцев тому назад.

Однако расхождение между требованиями работодателей и желаниями работников таково, что почти шесть тысяч казанцев не могут найти себе работу. Во-первых, играет свою роль дисбаланс между уровнем предлагаемой зарплаты и ожиданиями человека – 64% вакансий «манят» зарплатой ниже 15 тыс. рублей. А во-вторых, среди безработных 37% имеют высшее образование – в то время как 74% предлагаемой работы по рабочим профессиям. «Более 35 процентов потребности, в основном в рабочих руках, приходится на строительство, а среди ищущих работу таких специалистов единицы», - подчеркнул Корнеев.

Днем с огнем предприятия ищут 75 бухгалтеров, хотя среди безработных их – аж 237 человек. Среди состоящих на учете 58 экономистов не могут найти семерых работников. То же самое – с юристами и инженерами… Так что играет роль не только дисбаланс зарплаты, но также дисбаланс квалификации: если нужен классный специалист, среди безработных его вряд ли удастся отыскать.

Еще одной проблемой по-прежнему остается негласный фильтр для сорокалетних: если ты не специалист экстракласса, после сорока найти работу куда как сложнее. Между тем более 43% безработных - в возрасте от 40 до 53 - 58 лет, 11% предпенсионного возраста. И трудоустройство их исчисляется единицами…

Еще одна проблема – это занятость для инвалидов, которых на учете – 14% (то есть более 800 человек). Мало в Казани специализированных рабочих мест! Ситуацию, как надеется Корнеев, частично поможет изменить реализация программы содействия трудоустройству незанятым инвалидам, в соответствии с которой работодателю возмещаются затраты на создание специализированного рабочего места в сумме до 50 тыс. рублей.

ДИСКРИМИНИРОВАЛИ ПО ВОЗРАСТУ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В ПРОКУРАТУРУ!

Мэр Казани Ильсур Метшин тут же отреагировал на фильтрацию для сорокалетних безработных – по мнению градоначальника, эти люди в самом зените своих сил, когда есть и опыт, и знания, и желание работать.

«Меня возмущает такая позиция работодателей! – заявил Метшин. – Я прошу на основе жалоб, которые поступают от казанцев, составить список злостных предприятий и направить его в прокуратуру… Думаю, в правовом поле есть способы отреагировать на эти сигналы. Необходимо провести разъяснительную работу – подавляющее большинство руководителей все-таки вменяемые. Может быть, заместители берут на себя лишнего…»

Не менее важным мэр считает и создание рабочих мест для инвалидов – тем более что форм для работы на дому благодаря развитию интернета уже немало.

В целом же казанский рынок труда, где на одного ищущего работу приходится четыре вакансии, по мнению Метшина, идет на рекорд. «Не думаю, что в России много городов могут похвастаться этим – а также абсолютным отсутствием тех людей, которые ищут работу на стройке. Вот они, антикризисные меры – ответ на вопрос, что нам дает Универсиада. Ни одного строителя нет, который искал бы работу!»

Вспомнив постоянные строительные штабы, которые регулярно проводятся на объектах Универсиады, мэр отметил, что только у «Стройхимсервиса» сейчас простаивают 12 машин – нет специалистов.

«Мы уже как пылесосом всю рабочую силу стянули из Поволжья, здесь работает вся Чувашия, Ульяновская, Кировская области», - подчеркнул градоначальник. И добавил, что многие из гастарбайтеров уже работают не только разнорабочими, но и занимают должности квалифицированных специалистов.

«ЭЛЕКТРОННЫЙ РАБОТОДАТЕЛЬ» ПРОТИВ МОШЕННИКОВ

Впрочем, стройки-стройками, а будущее Казани, по мнению Метшина, все-таки постиндустриальное: звание столицы обязывает.

«У нас нефтяной юго-восток республики, нефтехимия и машиностроение – это ниша Закамья, - отметил Метшин. – А наше исторически сложившееся место – все, что касается интеллекта и сервиса. IT, нанотехнологии, туризм, финансовые услуги, консалтинг – та ниша, в которой любая столица должна главенствовать… Безусловно, не теряя те производственные кластеры, которые сложились».

Для этого в Казани есть все – и наличие большого количества вузов, и возможности для роста молодежи.

Но вот для желающих не работать, а спокойно сидеть на пособии наступают сложные времена. По оценке Корнеева, таких товарищей тоже хватает. «Нередко безработный просит, умоляет, требует от кадровиков записать в выданном ему направлении на работу, что он не подходит или вакансия закрыта. И кадровик идет ему навстречу. В целях пресечения таких фактов ведется постоянная работа с работодателями. Ее усилению поможет реализация проекта «Электронный работодатель», который предусматривает обмен информацией по закрытым каналам между службой занятости и работодателем в виде таких электронных документов, как подача заявок на потребность в кадрах, так и направление выписок из реестра граждан, ищущих соответствующую работу. На сегодня к этой системе подключены 98 предприятий из намеченных 518. Когда «Электронный работодатель» объединит все казанские предприятия, многие лазейки для мошенников закроются.

Дело в том, что федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» обязывает всех без исключения работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, своевременно сообщать о введении режима неполного рабочего времени, выполнении установленных квот и так далее. В Татарстане по инициативе премьер-министра республики Ильдара Халикова планируется, что все эти данные будет интегрироваться в рамках проекта «Электронный работодатель».

В этом году в Казани уже более 1130 человек не получили статус безработного - и соответственно пособия – из-за не несоответствия документов или отказа безработного от подходящей работы. Для 2262 безработных приостановлена выплата пособия по причине отказа от подходящей работы, нарушения установленных порядка и сроков перерегистрации. 11 липовых безработных снято с учета. С развитием «Электронного работодателя» мошенникам, похоже, придется думать о том, как зарабатывать другим путем…

Ильдус Янышев – председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР», депутат гордумы Казани:

- Да, с тем, что сейчас остро ощущается проблема дефицита рабочих рук и грамотных специалистов, можно согласиться.

Связано это и с сезоном – летом многие просто не хотят работать, хотят отдыхать или только подрабатывать.

Я часто слышу от своих знакомых предпринимателей, что трудно найти хороших специалистов в области IT, финансов, грамотных инженеров. Многие из этих специалистов мигрируют в крупные города или за рубеж. Также известно, что существует дефицит специалистов в строительной сфере.

Что касается моего бизнеса, то мы нередко испытываем трудности при подборе аналитиков, специалистов по кадрам, грамотных технических сотрудников.

Адель Хасбиулин - директор ООО «МЕГАЛИТ»:

- Думаю, дефицит специалистов в строительной сфере связан тем, что очень много сейчас в городе строительных объектов. И, конечно, наших специалистов будет недостаточно. Из-за этого привлекают рабочих из других регионов. Но, думаю, это проблема перестанет существовать, когда глобальная универсиадская стройка завершится.

Вообще, на мой взгляд, хороших специалистов найти сейчас трудно – и прежде всего из-за повышения доступности высшего образования. Любой человек, получая диплом, начинает считать себя грамотным специалистом. Хотя по факту это далеко не так - просто потому, что у него есть диплом, хорошим работником он не станет.

Мы не испытываем проблем с кадрами - зарплата у нас сдельная, работают в основном менеджеры, люди, которые прежде всего должны обладать умением общаться и желанием работать.

Гузель Камалова - руководитель группы консультантов кадрового холдинга АНКОР в Казани:

Подобное несовпадение потребностей рынка труда и кандидатов можно объяснить несколькими причинами. Если речь идет о низкоквалифицированном персонале в строительстве, то этот сегмент просто «невидим» для статистики, так как рабочие данного класса предпочитают не регистрироваться в Центрах занятости, а уходят на «серый» рынок труда.

Также перекос в сторону предложений объясняется в настоящее время «Сезонностью» данного направления работ, ведь лето – это, как правило, пора стройки. К тому же сейчас в конце периода у строителей «горят сроки», и для того, чтобы успеть реализовать проекты по плану, многие бригадиры набирают дополнительный персонал, вводят новые смены. Поэтому, скорее всего, через полтора – два месяца количество вакансий заметно уменьшится.

Еще одной причиной, объясняющей такую расстановку приоритетов на рынке, является развитость рекомендаций, - многих специалистов высокого уровня часто переманивают, и они просто не успевают появиться в базах данных соискателей.

По статистике кадрового холдинга АНКОР запросов на подбор рабочих специальностей нет, так как зачастую работодатели в целях экономии финансовых ресурсов сами находят необходимых сотрудников в сжатые сроки.

Что касается руководителей высшего звена, то здесь ситуация иная – таких кадров на рынке, как правило, нет в свободном доступе, они успешны и имеют место работы, следовательно, подбор на открытые позиции осуществляется среди тех, кто уже эффективно работает и умеет показывать результаты.

Нежелание работать в сфере строительства, скорее, относится к классу рабочих, здесь основным спросом пользуются представители бывших советских республик (Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан и т.д.), которые согласны трудиться за малые деньги, при этом такие специалисты очень неприхотливы с точки зрения организации стройки - плохое отношение, плохие условия труда, отсутствие техники безопасности.