ИХ НЕТ ДАЖЕ НА АУКЦИОНАХ

Коллекция, которая собиралась не один год, сейчас находится в Москве. Собиралась она в основном во Франции, причем многим предметам, которыми она располагает, позавидовали бы известнейшие музеи мира.

Например, локон Наполеона или его кровать. А лубок, столь редкий сейчас, медали, графика, игрушки, оружие? Аналогов не только в Казани, но и в России пока нет. И вряд ли уже будет. Например, работы Верне или Адама невозможно купить даже на аукционах, они все давно уже разошлись по разным частным коллекциям.

ЕДИНАЯ И НЕДЕЛИМАЯ

У владельца коллекции Сергея Арсеньева есть к потенциальным покупателям два условия. Первое – коллекция продается полностью, делить ее обладатель раритетов категорически не согласен. Второе – никаких частных рук, коллекция продается только музею и должна храниться только в музее. Оба эти условия в Казани соблюсти будет несложно. Поэтому наш город коллекционер рассматривает в первую очередь.

По какой причине владелец решил продать коллекцию, которую он начал собирать еще в 60-х годах прошлого века, он не афиширует. Решил – и решил, его право. Цена вопроса – 80 млн. рублей. Эксперты полагают, если бы коллекция была целиком выставлена на каком-либо аукционе, ее стоимость намного бы возросла.

МУЗЕЕВ МНОГО НЕ БЫВЕТ

Казань не бедна на музеи, но нельзя сказать, что уж очень и богата, хотя обладает несколькими уникальными коллекциями. В первую очередь стоит вспомнить коллекцию нашего замечательного земляка Андрея Лихачева, которую уроженец Спасского района Казанской губернии собирал с ранних лет на протяжении всей своей жизни. После его смерти брат Лихачева подарил коллекцию городу. Она стала основой двух музеев – сначала Национального, позже, когда его картинная галерея была преобразована, музея изобразительных искусств. Вот что может сделать одна коллекция.

Именно об этом и говорит директор музея ИЗО Розалия Нургалеева.

- На основе коллекции Арсентьева, если ее удастся приобрести, мы могли бы сделать музей войны 1812 года, музей, где к «французской» коллекции можно было бы прибавить наши экспонаты, рассказать о том, как в Казанской губернии зарождалось ополчение, - рассказывает Розалия Миргалимовна.

Коллекцию Арсентьева, конечно же, следует рассматривать, как говорят на своем профессиональном языке музейщики, именно в развитии. Война 1812 года, ополчение Казанской губернии – это действительно практически не изученная в Татарстане страница истории. Между тем она включает в себя много интересного.

НЕ ТОЛЬКО КАВАЛЕРИСТ-ДЕВИЦА

Когда мы говорим о войне с французами, естественно, первым делом вспоминается кавалерист-девица Надежда Дурова. Образ, ставший популярным благодаря пьесе «Давным-давно» и поставленному по ней Эльдаром Рязановым фильму «Гусарская баллада» с Ларисой Голубкиной в главной роли.

Действительно, прототип Шурочки Азаровой Дурова имеет некоторое отношение к нашему краю, в частности к Елабуге, где она прожила последние годы своей жизни и где упокоилась. Елабуга располагает отличным музеем Дуровой, но это отнюдь не музей нашего ополчения. А оно было серьезным и заслуживает отдельного разговора.

Суконная фабрика, пороховой завод работали на пределе сил, казанские помещики шли в армию, посылали туда своих крестьян. Из Чистополя бесплатно везли шерсть. Женщины сдавали в армейские фонды украшения. Молоствовы, Желтухины, Юшковы, Толстые - представители всех самых уважаемых дворянских фамилий Казанской губернии - стали ополченцами.

Причем в ополчении участвовали не только русские, но все те народности, которые населяли наш край. Любопытный факт: воззвание императора, который призывал к борьбе с оккупантами, было переведено на языки всех народов, населявших Российскую империю, а посему дошло до сердца каждого на его родном языке.

ИСТОРИЯ НАШЕЙ ПОБЕДЫ

Итак, если коллекция, в которой 567 единиц хранения, все-таки будет куплена Татарстаном, мы можем получить еще один музей – музей нашей победы. И он будет интересен и нам, и европейцам, которые непременно захотят увидеть вещи, связанные и с Наполеоном, и с войной, которую ему не удалось выиграть. И им будет интересно понять, чем же таким была Россия в этой войне?

А в Казани вполне реально будет создать не просто музей – клуб по изучению истории. Цена вопроса, напомним, 80 млн. рублей.

Пока решается, будут выделены эти деньги или нет, Арсентьев разрешил привезти коллекцию в Казань и сделать в музее ИЗО выставку (она должна состояться осенью). Есть и еще одна хорошая новость: из минфина РТ запросили документацию на коллекцию. Возможно, подвижки начались.

Впрочем, татарстанцам надо спешить, у нас появился конкурент. Калужский музей также нацелился на коллекцию Арсентьева.

ЭТА ТЕМА ПОКА ВОЗНИКАЛА ТОЛЬКО В СВЯЗИ С ЮБИЛЕЯМИ

Насколько интересна для Казани покупка коллекции Арсентьева? Вот что думают по этому поводу эксперты «БИЗНЕС Online».

Ирина Завьялова - директор литературного музея Боратынского:

- Любой интерес к истории стоит приветствовать. Тем более если речь идет о теме, которой в Казани никто специально не занимался, ведь в наших краях не шли непосредственно бои с армией Наполеона. Пока у нас об этой теме вспоминали только в связи с юбилеями. Но, возможно, это неверно, потому что в Казанской губернии было мощное ополчение, и оно заслуживает, чтобы его изучали и музейщики, и историки.

Алсу Бикташева - историк, профессор КФУ:

- Это очень хорошо, если появится возможность купить такую коллекцию. Как историк, специалист по XIX веку, могу вам сказать, что ополчение в Казанской губернии было очень серьезно представлено. Наши помещики вкладывали свои личные деньги и вкладывали гораздо больше, чем в других губерниях. С точки зрения антропологии времени, такую коллекцию нельзя упускать, она действительно может стать основой музея.

Фиринат Халиков - художник, лауреат госпремии РТ, член-корреспондент академии художеств РФ, автор исторических полотен:

- Нам нужны все музеи, и музей войны 1812 года в том числе. Ведь в этой войне участвовали и татары, и башкиры, они защищали общую родину. Такой музей обогатит нашу культуру.