Предполагается, что отечественным компаниям будет запрещено распространять рекламу на публичных страницах, пользователи которых не сообщили о себе в РКН Предполагается, что отечественным компаниям будет запрещено распространять рекламу на публичных страницах, пользователи которых не сообщили о себе в РКН Фото: © Alexander Legky / Global Look Press / www.globallookpress.com

Как решили законтролировать блогеров-тысячников

Законопроект об ужесточении оборота серых сим-карт хотят разбавить новыми вводными, но уже с несколько иной, медийной стороны. На второе чтение готовятся принести инициативу по идентификации публичных каналов. Причем критерии по отбору самих каналов занизили максимально — от 1 тыс. человек.

Согласно возможному нововведению, площадка должна предоставить в Роскомнадзор (РКН) сведения о своем обладателе или распространителе информации «в форме и объеме, достаточных для его идентификации». Данное требование, согласно закону №149-ФЗ, распространяется и на персональные страницы пользователей соцсетей, однако далеко не всеми соблюдается. И регулятор решил идти дальше.

«Законопроект предлагает конкретизировать это требование и распространить его не на всех пользователей социальных сетей, а только на тех, чья ежедневная аудитория превышает 1 тысячу человек. Согласно инициативе, такой пользователь обязан сообщить в РКН свои ФИО и контактную информацию для направления юридически значимых сведений. Это не регистрация в ведомстве, а уведомление регулятора о том, что владелец аккаунта занимается распространением информации», — ответили в Роскомнадзоре «Российской газете».

Предполагается, что отечественным компаниям будет запрещено распространять рекламу на публичных страницах, пользователи которых не сообщили о себе в РКН. Причем похоже, что боты регулятора тоже не сильно волнуют — прошел по критериям, будь добр подай информацию…

«У каждого пользователя социальной сети есть возможность закрыть свою страницу от посторонних пользователей, оставив ее доступной только для близких людей. Если страница открыта и количество посетителей за сутки превысило 1 тысячу человек, то ему необходимо уведомить Роскомнадзор о распространении информации, сообщить ФИО и контактные данные», — заявили в РКН.

Сегодня онлайн-платформы выполняют роль СМИ для россиян, и потому анонимность распространителей контента опасна. «Сообщения экстремистского содержания могут оказать эффект разорвавшейся бомбы. Недостоверная информация — нанести урон не только отдельной личности, но и безопасности целого государства», — уверен регулятор.

Остается вопрос, как РКН будет проверять достоверность предоставляемой информации о личности автора Остается вопрос, как РКН будет проверять достоверность предоставляемой информации о личности автора Фото: Алексей Белкин

«Подписчиков можно накрутить. Враги могут подкинуть»

Безопасность безопасностью, однако все же критерии причисления к распространителям информации очень туманны. Больше всего вопросов, конечно, вызывает «Телеграм» с десятками тысяч мелких каналов. При этом 1 тыс. подписчиков на данной площадке далеко не всегда равна соответствующему трафику. А бывает, что и мизерные каналы по 200 человек (буквально собрание бывших одноклассников) набирают тысячные просмотры благодаря репостам «крупняка» и мемам с котиками. Вопрос: и этих тоже будут считать?

Руководитель проектной команды ассоциации блогеров и агентств Тимур Ахмедов считает, что речь идет о стабильном количестве подписчиков на отметке выше 1 тыс. человек. При этом просмотры вряд ли будут играть роль. Есть, правда, и мнение, что «Телеграм» и вовсе оставят в покое. Например, канал «Брифинг» со ссылкой на анонимный источник в минцифры рассказал, что в первую очередь инициатива затронет блогеров из отечественных «ВКонтакте» и «Одноклассников», а также Rutube. «„Администрация будет требовать регистрации и банить анонимных владельцев“. <...> Иностранных сетей и „Телеграма“ „эта инициатива практически не коснется“», — пишет канал.

Владелец LiveInternet Герман Клименко напомнил: еще в 2014 году был принят закон, который пытался силами РКН решить ту же самую задачу — подсчитать, а что у нас вообще есть. «И тогда мы не смогли найти ответов на вопросы: „Что это — подписчики? Кто такие подписчики?“ Подписчиков можно накрутить. Враги могут взять и подкинуть вам их, иногда так делается. И поскольку вот этих вопросов была тьма, закон о блогерах перестал существовать в 2017 году», — объяснил он в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Эксперт уверен, что результат преследуется другой. «Обратите внимание, иноагентов оставили без рекламы. И они все жалуются. Я с некоторыми разговаривал, они говорят, что да, стало очень плохо. В этом плане Роскомнадзор нашел вариант влияния через деньги. Если канал не прорезался и не объявил свой контакт, то остается без рекламы», — рассуждает Клименко, приводя к логичному итогу в виде публичного реестра РКН, в том числе и для рекламодателей, чтобы они понимали, где можно размещать объявления, а где нельзя.

«Но тогда мы вытащим все каналы наружу. И как раз в истории с СВО это может создать много трудностей тем, кто работает в данной нише, например военным блогерам... Но с точки зрения подсчета игроков на рынке, желания оставить без денег оппозицию, назовем это так, подход достаточно эффективный… Цель закона не тысячников догнать, а лишить рекламы тех, кто отказывается сотрудничать с Российским государством», — заключил он.

Остается вопрос, как РКН станет проверять достоверность предоставляемой информации о личности автора. «То есть меня интересует техническая часть, как это будет авторизовываться. Ну напишет телеграм-канал такой-то, что да, дескать, это моя история. И что ему ответят? „Приезжай к нам в Роскомнадзор [подтвердить]“. Это же как-то странно», — добавил он.

Клименко считает, что подобная инициатива скорее «законодательная интервенция», больше голосовая и направленная на рынок рекламы. Чтобы сверху точно было понимание, куда реально отечественный бизнес тратит российские деньги. А вот действительно тонкий момент — это то, а каким образом РКН защитит владельцев каналов, которые все же сдадут свои данные. И не приведет ли подобное к тому, что реестр блогосферы в какой-то момент в полном объеме окажется в даркнете.

«У меня есть основания считать, что 2024 год станет поворотным в борьбе с анонимностью в интернете», — отреагировал на инициативу депутат Госдумы Антон Горелкин, известный законопроектами в сфере регуляции Рунета. Но он заверяет: «В любом случае эту инициативу предлагается обсудить и проработать в том числе с отраслью».

«Существуют каналы в разных тематиках, для которых анонимность — это скорее часть имиджа, они могут свернуть свою деятельность» «Существуют каналы в разных тематиках, для которых анонимность — это скорее часть имиджа, они могут свернуть свою деятельность» Фото: © Alexander Legky / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Запрет рекламы? Создаст условия ухода в серую зону!»

Но что думают сами представители сферы, которую опять пытаются зарегулировать?

«От ассоциации блогеров и агентств, которая представляет 80 процентов рынка инфлюенс-маркетинга, считаем, что инициатива скорее навредит, чем будет полезна», — заметил Ахмедов. По его мнению, подобные меры могут отпугнуть, например, тех, кому важно сохранять свою анонимность. «Существуют каналы в разных тематиках, для которых анонимность — это скорее часть имиджа, они могут свернуть свою деятельность. Также важно отметить, что каналы могут вестись в соавторстве, у крупных есть целые редакции», — напомнил он.

Единый реестр блогеров, к которому могут привести подобные меры, бесполезен, уверены в агентстве. А вот по чему они точно ударят, так это по рынку рекламы. «Обойти запрет возможно, проводя сделки в криптовалюте, что не решит проблему, а создаст условия для ухода рынка в серую зону», — заключил он.

«Если что, у меня владельцем канала является Вася Пупкин. Какой именно — я еще не определился, но когонить найдем. Я же у себя на канале всего лишь автор статей, текстов и постов, у меня даже прав владельца нет. Поэтому я не очень понимаю, чего от меня в данном случае хочет РКН. И мне любопытно будет посмотреть, как он будет трактовать данную юридическую коллизию», — отреагировал на инициативу, к примеру, блогер Александр Картавых (орфография и пунктуация автора сохранены прим. ред.).

Татарстанские блогеры отнеслись к происходящему более лояльно. Контентмейкер Ринат Галиахметов (известный под ником Татар Малай) заметил, что в ряде случаев подобная инициатива необходима.

«Сейчас действительно много аккаунтов, больших групп, которые просто на вопрос „Зачем ты это выложил?“ говорят, что для общей информации. Но это неправильные, ненужные новости, которые искажают реальность и разжигают ненависть… Если такое касается не только блогеров, но и групп, то это классно. Они уже будут фильтровать и понимать, что нет безнаказанности, что они не могут просто взять и выложить. Плюс по этому закону, если ты себя зарегистрировал, компании могут давать у тебя рекламу. Нелегальные аккаунты отпадут, и, возможно, рекламодателей будет больше. Это такой небольшой плюс. Я, как блогер, нормально к такому отношусь. Подобное не осложнит работу, я веду блог честно, открыто, ознакомляюсь с информацией, которую выкладываю», — заметил он.

Согласился с ним и Ленар Агадуллин (LENARKO). Он уверен, что меры не осложнят работы сообществу, но, возможно, сократят число мошенников. «Безопасность информации, защищенность личных данных и повышение качества контента — это то, к чему нужно стремиться… Результаты любого нововведения оцениваются спустя некоторое время, поэтому пока рано давать какие-то прогнозы и делать выводы», — заключил он.