1. Участок трассы Р239 Казань – Оренбург в районе села Сокуры печально известен дорожными проблемами. Узкая дорога давно не в состоянии справиться с транспортным потоком. В час пик, особенно в летние выходные, там образуются многокилометровые пробки — от развязки на аэропорт и едва ли не до лаишевского перекрестка.

  2. Реконструируют Р239 от развязки на аэропорт возле села Большие Кабаны и до села Державино. Дорогу расширят до четырех полос, а в обход села Сокуры проложат новый 6-километровый участок. Отрезок включает два моста, 6 путепроводов, четыре транспортные развязки в разных уровнях, два разворотных съезда в разных уровнях, один тракторный переезд и 6 надземных пешеходных переходов.

  3. Возводит дорогу ОАО «Алексеевскдорстрой» за 19,3 млрд рублей. Изначально трассу планировали начать строить в 2025 году и сдать в 2027-м. Но подготовительные работы стартовали уже в декабре 2023 года, а срок сдачи перенесли на 2026-й. После реконструкции пропускная способность дороги будет превышать 14 тыс. автомобилей в сутки.

  4. На фото — главный инженер ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Константин Тишков. По его словам, на площадке предстоит переустроить магистральный газопровод и нефтепровод, а до зимы заасфальтировать 10 км дороги. «На протяжении жилой застройки будет освещение и разделительная полоса с устройством барьерного ограждения», — добавил Тишков.

  5. А так пока выглядит новый тракторный переезд через суходол — безводную долину. Старый уже разобрали, а рядом рабочие возвели временную объездную дорогу, которую потом демонтируют. Работы на этом участке завершат к концу года.

  6. Отсюда начинается 6-километровый участок дороги в обход села Сокуры, который выведет из села транзитный транспорт и сделает проезд комфортнее и безопаснее. На фото — опоры будущей транспортной развязки в виде восьмерки, которая обеспечит съезд с трассы в населенный пункт.

  7. Так это выглядит на схеме. После запуска нового участка трассы движение по старой дороге через Сокуры станет односторонним и будет идти в направлении Казани. Объездная дорога предусматривает движение в обоих направлениях.

  8. Из-за перепада высот рабочим предстоит переместить грунт, эквивалентный 180 тыс. рейсов 10-кубовых «КАМАЗов». Потом его используют для стройки съездов и многоуровневых транспортных развязок. Глубина выемки сопоставима с высотой пятиэтажного дома.

  9. А на другом участке уже укладывают первый асфальт. Накануне температура воздуха поднялась до плюс 30 градусов. При такой жаре запах свежеуложенного асфальта бьет в нос, начинает кружиться голова. Кажется, рабочие уже настолько привыкли, что даже не замечают этого. Один из них пошутил: «Это запах денег».

  10. Работы ведут круглосуточно, как бы жарко ни было на улице. Вообще, на стройке задействованы 238 человек и 100 единиц техники. Несмотря на тяжелые условия труда, желающих работать на строительстве дороги достаточно. Видимо, кадровый голод обошел подрядчика стороной.

  11. «Днем мы производим те виды работ, которые требуют высокого качества. К таким работам относится внесение извести, укладка асфальтобетона, забивка свай, армирование искусственных сооружений, заливка бетона», — объясняет начальник участка Дамир Гусейнов (на фото). Ночью выполняют менее ответственные работы, например вывоз грунта.

  12. К качеству дорожного полотна предъявляют особые требования. Дорога рассчитана на интенсивные нагрузки, а первый капитальный ремонт запланирован только через 24 года. Например, полотно с таким сроком службы уже лежит на М12, а в Казани — на Вознесенском тракте и Горьковском шоссе и его дублере. Толщина дорожной одежды составляет 100 сантиметров. Структура напоминает слоеный пирог с прослойками из песка, щебня и асфальта. Толщина двух слоев асфальтобетона, предусмотренных проектом, составит 22 сантиметра.

  13. Для повышения износостойкости и прочности в дорожный пирог добавляют известь и цемент, а затем для уплотнения поливают водой. Такая технология также должна предотвратить образование колеи. На фото специальная техника — распределитель извести, распределитель цемента и ресайклер.

  14. По словам представителей ОАО «Алексеевскдорстрой», качество выполняемых работ проходит трехступенчатую проверку — в лаборатории подрядчика и специалистами строительного контроля ФГБУ «Росдортехнология».