Алексей Подщеколдин Автопарк страны не только старый, но и представляет собой угрозу как с точки зрения безопасности, так с точки зрения экологии, считает Алексей Подщеколдин Фото: «БИЗНЕС Online»

Растущие цены влияют на старение авторынка

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин сегодня на пресс-конференции в Москве подвел итоги за первое полугодие 2024-го. Он рассказал о растущем рынке автомобилей китайского происхождения, а также сделал прогнозы о перспективах российского авторетейла.

Согласно данным РОАД (он свел все числовые данные, полученные от «Автостата», «Автомаркетолога», АЕВ, НАПИ и Avito), в первом полугодии 2024-го по всей стране было продано почти 4 млн автомобилей, из которых 3,2 млн сделок, или 81%, пришлось на вторичный рынок. Доля новых машин, соответственно, составила 19%. Да, в этом году новых авто продали больше, чем в 2023-м, но если брать период 10-летней давности, когда доля новых автомобилей занимала 33%, то это почти в 1,7 раза меньше. По словам Подщеколдина, причина снижения спроса на новые авто проста и связана не только с ценами на машины, но и с риторикой государства, которое своими действиями понижает доступность таких автомобилей.

Стоимость машин благодаря различным экономическим потрясениям только растет. Так, в июне текущего года средняя цена нового автомобиля составила 3,35 млн рублей. Это на 14% больше, чем в 2023-м, и на 46% больше, чем в 2022-м. По этой причине емкость автомобильного рынка только за первое полугодие текущего года составила 6,93 трлн рублей. Почти такую же емкость показал авторынок в 2020-м, однако с одним «но». Такой объем денежной массы дали проданные за весь 2020-й 7,5 млн авто.

При прогнозных продажах по итогам 2024 года в размере 8,6 млн авто емкость рынка составит 15,6 трлн рублей. К примеру, 8,3 млн проданных машин в 2023-м «вкачали» в отрасль 12,6 трлн рублей. В 2024 году из 6,9 трлн рублей новые авто «дали» 2,6 трлн рублей, а автомобили с пробегом — 4,3 трлн рублей. Таким образом, новые машины, доля которых в продажах составляет всего 19%, дали 37% поступлений денежных средств.

Сокращение спроса на новые авто привело к тому, что автомобильный парк страны стремительно стал стареть. Из 50 млн легковых и LCV-автомобилей (без учета грузовых) 70% приходится на машины возрастом старше 10 лет. Только 6%, или 3,2 млн авто, можно считать «свежими» — их возраст не достигает трех лет. Подщеколдин отметил, что раньше производители закладывали 10 лет на предельный возраст автомобиля. Ситуация с российским авторынком говорит о том, что автопарк страны не только старый, но и представляет собой угрозу как с точки зрения безопасности, экологии, так и с точки зрения сервисного обслуживания и поставки запасных частей для таких автомобилей. По словам спикера, ситуация со старыми машинами очень опасна, а автомобилисты подходят к эксплуатации автомобиля из серии «мучаем, как старика Байдена, подкидывая при необходимости таблеток».

Китайское «нашествие» развернуло отечественный авторынок в восточном направлении. Всего в первом полугодии 2024-го было продано почти 440 тыс. китайских авто, что, например, больше в 2,5 раза, чем в аналогичном периоде прошлого года Фото: Валентин Антонов/ТАСС

Китай взял больше половины рынка

В первом полугодии 2024-го российский авторынок показал впечатляющую динамику. Если в январе – июне 2023-го в стране было продано 441 тыс. новых автомобилей, то в аналогичном периоде текущего года — 773 тыс. авто. Таким образом, рынок вырос на 75%, или в 1,75 раза. К примеру, за весь 2022 год новых автомобилей было продано в количестве 687 тысяч. По пессимистическому прогнозу РОАД, по итогам 2024-го будет реализовано 1,3 млн новых авто, по оптимистическому — 1,65 миллиона. В рамках нынешней статистики, по словам главы РОАД, данные прогнозные значения смотрятся как определенный прорыв. Но это радужные показатели «нового времени» — ведь с 2015 по 2021 год ежегодно реализовалось от 1,6 млн до 1,8 млн новых авто, а в 2013-м и 2014-м — по 2,8 млн и 2,5 млн соответственно. Медианное значение рынка новых автомобилей за 10 лет составляло 1,86 млн в год.

Китайское «нашествие», которое коснулось всех отраслей, развернуло отечественный авторынок в восточном направлении. Всего в первом полугодии 2024-го было продано почти 440 тыс. китайских авто, что, например, больше в 2,5 раза, чем в аналогичном периоде прошлого года. Таким образом, бо́льшая половина, или 57%, российского автомобильного рынка состоит из машин китайских брендов. По данным января – июня 2024 года, 35% досталось автомобилям отечественного происхождения, а 8% — машинам из других стран. По сравнению с 2023-м доля российских автомобилей на рынке снизилась с 40 до 35%.

Снижение доли автомобилей из других стран с 20 до 8%, по словам Подщеколдина, связано с сокращением параллельного импорта преимущественно из государств Центральной Азии — Казахстана и Киргизии. Это произошло из-за повышения утилизационного сбора и усложнения правил ввоза автомобилей для физических лиц. Напомним, что с 1 апреля 2024 года правительство ужесточило контроль за ввозом машин из стран ЕАЭС. Оттуда импортировались авто с заниженной таможенной стоимостью за счет более низких налогов. Теперь же при ввозе таких автомобилей дилер или покупатель должны оплатить разницу в цене, которая включается в утильсбор. Глава РОАД считает, что авто из государств ЕАЭС и недружественных стран все равно продолжат завозиться, правда, это будет касаться только дорогих автомобилей, что приведет к тому, что по итогам 2024 года доля машин, завезенных серыми схемами, сократится до 5–6%.

Всего, по словам главы РОАД, на сегодняшний день в России представлено около 60 автобрендов-«китайцев», а их дилерская сеть насчитывает уже свыше 2,4 тыс. работающих автосалонов. Ключевой вопрос дальнейшего усиления китайских позиций на авторынке РФ: насколько быстро китайские компании будут приходить в нашу страну с локализацией своего производства? Причина такого вопроса со стороны РОАД в следующем. Раньше, когда доля китайских автомобилей была минимальна, запуск производства на территории России был экономически невыгоден. По китайским расчетам, это целесообразно, когда в год в РФ продается свыше 100 тыс. авто. Только в этом году цифра уже преодолела показатель в 400 тысяч. Т. е. при развитии производства на территории нашей страны можно было бы снизить стоимость автомобилей на рынке.

Что касается разбивки по продажам, то на первом месте идет АвтоВАЗ, который в этом году продал свыше 212 тыс. авто, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом. Следом с 82 тыс. идет Haval — он в 2,1 раза увеличил свое производство на заводе в Туле. Замыкает тройку Chery, на который пришлось 72 тыс. продаж.

Всего в первую десятку самых популярных автомобилей попало 7 китайских брендов и 3 российских (АвтоВАЗ, GAZ и UAZ). Самый динамичный рост показали такие марки, как Changan (в 5,6 раза) и Jetour (в 100 раз!).

По оптимистическому прогнозу, из 1,6 млн проданных авто по итогам 2024 года 1 млн придется на китайские бренды, а 500 тыс. — на отечественные.

Средняя цена на авто с 2022 года выросла на 46% и составила 3,35 млн рублей Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Цена как показатель стагнации экономики

Как раньше уже отметили, средняя цена на авто с 2022 года выросла на 46% и составила 3,35 млн рублей. Говоря о причинах роста цен, глава РОАД пояснил, что влияет на стоимость автомобилей. Таких причин несколько:

Ключевая ставка. Дополнительно к и так высокой ключевой ставке, которая сейчас составляет 16%, ЦБ РФ и дальше прогнозирует более высокую ключевую ставку, вплоть до 18–20%. В настоящее время банки привлекают вклады под 18%, при этом минимальная цена кредита — 21%. Кроме банков, на повышении ключевой ставки никто больше не зарабатывает. Если в дальнейшем примут решение об очередном повышении, то угроза роста цен будет еще выше. Все, кто работает на экономику страны, в том числе и автодилеры, включат данное повышение в цену, что приведет к отложенному росту цен. Например, по словам Подщеколдина, в Китае ключевая ставка — 4%, страна следит за этим, ведь повышение ставки вредит экономике. «У нас же ситуация такая, что мы не отвечаем ни за ставку, ни за курс рубля. Мы заслужили, чтобы к нам относились тоже уважительно», — добавил глава РОАД.

Каждый второй автомобиль, продолжил спикер, продается за счет кредитных средств. Снижается доступность приобретения машины. Если в 2014 году на покупку нового автомобиля средней (на тот момент) стоимостью 1 млн рублей нужно было 30 зарплат, то уже в 2024-м при цене в 3,35 млн рублей — 41 зарплата. При этом при таких ставках доля платежа в средней зарплате выросла с 42 до 63%, или с 21,5 тыс. рублей до 50,1 тыс. рублей.

Возможное повышение утильсбора. Подщеколдин указал на вероятность дальнейшего увеличения утилизационного сбора на автомобили в России. По его мнению, это одна из угроз для отечественного авторынка. Причина в том, что доля китайских автомобилей уже превышает 50%.

«Вместо того чтобы думать о том, как повышать свою долю, мы боремся с их долей», — отметил глава РОАД. Подщеколдин выразил уверенность, что полный отказ или снижение утилизационного сбора в отношении китайских автопроизводителей, выпускающих технику на территории России, приведет к приходу новых игроков (т. е. производителей авто внутри РФ) и падению цен на выпускаемую продукцию.

Данная мера, по словам специалиста, может привести и к приходу в Россию иранских автопроизводителей. «Они готовы работать, но есть сложности, — указал Подщеколдин. — Машины класса LADA Vesta стоят там около 700 тысяч рублей, но если она приедет к нам, то здесь будет стоить больше 2 миллионов рублей». Эксперт считает, что нужно запускать программу утильсбора с кешбэком для тех, кто производит машины здесь. «Начинайте сборку здесь — и утильсбор вас не коснется», — предлагает он.

Вероятность получения вторичных санкций. Китайский автопром — единственный, который у нас сейчас присутствует, но и с ним начались проблемы. Многие автодилеры, продав автомобиль, не могут эти деньги перевести в Китай. Американцам удалось прижать китайские банки — это как «наступить на кровь экономики».

Курс рубля, который никак не связан с валютным курсом. Если государство будет держать курс рубля, то снимется часть угроз. Например, это коснется стабилизации цен. Как указал спикер, дилерам «лучше продать 10 автомобилей, чем один задорого».

Основная же причина того, что автомобили из категории приемлемых попадают в категорию дорогих, — серьезные логистические затраты, а также различные сборы, которые влияют на конечную стоимость машин. Глава РОАД привел пример: стоимость Jetta VA3 в Китае составляет 1 млн рублей при пересчете валюты. В России же машины стоят от 2,3 млн, что выше оптовой цены на 230%, или в 2,3 раза. При этом маржа дилера составляет всего 0,8%, остальные расходы — это сборы, растаможка, акцизы, НДС, ОТТС, ЭРА-ГЛОНАСС и доставка.