Сегодня по всей стране прошла Всероссийская ярмарка трудоустройства Сегодня по всей стране прошла всероссийская ярмарка трудоустройства

Зарплата не конкурентная, зато тир есть…

За полчаса до официального открытия ярмарки трудоустройства к встрече соискателей уже все было готово — по поляне парка им. Горького ходили аниматоры, играла музыка, продукция предприятий, выложенная на стендах, ждала соискателей. Правда, сами соискатели на мероприятие не торопились, а те, кто подходил, были увлечены двумя стендами: казанского полка ДПС и мобильного пункта отбора на контрактную службу от минобороны РФ. При этом, кажется, больше подходящих интересовала не работа, а предлагаемый на точках интерактив. Так, военные давали разобрать и собрать автомат, а полицейские привезли с собой разнообразный рабочий «инвентарь»: от «ежей» до омоновских щитов.

«Есть ли некомплект? Понятно, поэтому и ездим [по ярмаркам], может, люди и придут. Специально привезли оружие, экипировку, чтобы более наглядно [показать]», — поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из сотрудников дорожно-патрульной службы. Правда, тут же с сожалением согласился, что указанная на стенде зарплата (от 45 тыс. рублей) для рынка неконкурентная. «Зато тир есть, когда устроитесь, стабильно 2 раза в месяц будете стрелять», — рассказывал стоящий рядом напарник девушкам, подошедшим сфотографироваться со стражами порядка.

Помимо студентов среди прибывающих соискателей можно было заметить и пенсионеров Помимо студентов, среди прибывающих соискателей можно было заметить и пенсионеров

Одними из первых гостей ярмарки стали студенты Казанского энергетического колледжа. Поочередно они переходили от шатра к шатру под чутким руководством своего куратора. «Парни, не задерживаемся, взяли буклеты и пошли», — командовала наставница. «Сказали, что надо [идти на ярмарку]. А так кто сюда придет просто так?» — улыбаясь, объяснили причину своего присутствия двое подростков.

Помимо студентов, среди прибывающих соискателей можно было заметить и пенсионеров, которые свернули сюда с тенистых аллей парка на звук музыки, и родителей с детьми, которые подошли, привлеченные аниматором ресторана быстрого питания «Вкусно — и точка». В этом году стенд компании быстрого питания был скромнее, в отличие от прошлого, как минимум лучшего диджея Лаишево не наблюдалось. Зато была возможность попробовать собрать заказ и сфотографироваться в организованной здесь же фотозоне. «Средний возраст директоров наших филиалов — 26 лет», — зазывал аниматор и предлагал поиграть в викторину на знание истории компании. «Мне бы человек 30 для моего ресторана, желательно взрослых», — говорит девушка в форме «Вкусно — и точка», отмечая, что интерес к их палатке проявляют в основном подростки.

Зато не изменила себе компания Yaratelle, которая вновь привлекала гостей телегой, наполненной яйцами. «Яйца прямо сокровища сейчас, а тут их так много. Жаль на солнце стоят, куда их потом!» — заметила одна из посетительниц ярмарки. Представительница компании пообещала, что все раздадут соискателям, и предложила поиграть в лотерею, за победу в которой также полагались яйца. Скоро люди с упаковками яиц на площадки стали встречаться достаточно часто.

Не изменила себе компания Yaratelle, которая вновь привлекала гостей телегой, наполненной яйцами Не изменила себе компания Yaratelle, которая вновь привлекала гостей телегой, наполненной яйцами

«Я вообще на пенсию хочу, и осталось чуть-чуть времени, предприятие закрылось, по нефтянке работали, проблемы возникли. Если что-то по моей специальности подвернется, будет хорошо, но я программист-расчетчик, тут бесполезно искать», — поделился с корреспондентом издания житель Казани предпенсионного возраста (с немного грустными глазами) Айрат. Однако даже программистам при желании можно было найти подходящие вакансии. Например, на стенде «Таттелекома». «Мы ищем не только айтишников и используем не только этот ресурс (ярмарку вакансийприм. ред.)», — говорит представительница компании. На вопрос о том, насколько ярмарка эффективна, специалист замечает, что это больше для того, чтобы «себя показать, других посмотреть», а результата по приему кадров после подобного мероприятия особо нет. «Посмотреть других» пришли и представители пивоваренной компании Efes. «Можно какие-то негласные вещи спросить, у коллег узнать, как у них дела обстоят», — согласился сотрудник пивзавода.

Однако были и те, кто отмечал пользу подобных мероприятий. Среди основных аргументов за их проведение — возможность сразу задать все интересующие вопросы напрямую работникам фирмы и оперативность ответа на них. «Приехали на перспективу посмотреть, где и куда можно устроиться. Это великолепно и очень полезно, в наше время такого не было», — считает преподаватель энергетического колледжа Светлана Романова.

«К сожалению, HeadHunter ни на все должности позволяет найти людей. Например, складских работников трудно там искать, а здесь положительные результаты были», — делится опытом сотрудник дистрибьюторской фирмы Игорь.

«Приехали на перспективу посмотреть, где и куда можно устроиться. Это великолепно и очень полезно, в наше время этого не было» «Приехали на перспективу посмотреть, где и куда можно устроиться. Это великолепно и очень полезно, в наше время такого не было»

«Рабочие руки нужны в первую очередь»

«Сегодня мы говорим не о кадровом голоде. Все-таки мы говорим о кадровом дефиците, — заявила во время беседы с журналистами замминистра труда РТ Клара Тазетдинова. — Экономика нашей страны развивается успешно. Те же самые экономические санкции способствовали тому, что своя экономика работает, это хорошо. То есть у нас нет застоя, соответственно, увеличивается число предложений свободных рабочих мест». Накануне на пресс-конференции министр труда и соцзащиты Татарстана Эльмира Зарипова сообщала, что численность работающих в республике составляет 1,2 млн, уровень занятости — 62,2%, что выше, чем в Приволжском федеральном округе и в целом по стране. На учете состоят около 3,5 тыс. безработных, которым предлагается 62 тыс. вакансий. «То есть фактически каждому человеку, кто сегодня ищет работу, мы можем предложить до 17 различных вакансий», — отмечала министр.

Разместили свои стенды и крупнейшие заводы города. Как рассказал замгендиректора КВЗ Адель Шагимарданов во время официального открытия, из-за расширения производства требуется более 400 рабочих. «Это основные профессии. Средняя заработная плата у основных рабочих у нас уже превысила 100 тысяч рублей. Для тех, у кого нет опыта, есть программа обучения, адаптация, наставничество, которое мы успешно реализовали и тем самым снизили текучесть кадров», — поделился он.

О возросшем интересе к новым работникам на фоне увеличившегося госзаказа говорили и сотрудники порохового и авиационного заводов. Своим работникам они готовы компенсировать съем жилья, предоставлять корпоративный транспорт и даже помогать с ипотекой. В целом же у работодателей на ярмарке интерес к рабочим специальностям. Это специалисты по охране труда, энергодиспетчер на тягловую подстанцию, мастера, инженеры и сварщики. Хотя иногда встречаются и «интересные» вакансии. Например, департаменту питания Казани срочно требуется архивариус. К слову, за 2,5 часа им удалось собрать 40 анкет соискателей, правда, ни одного из них на «срочную» должность.

В «Татэлектромонтаже» признались, что ищут кулинара в свою столовую. Правда, особо это не афишируют. «Узкая специальность, а мы выставляем массовые. Кулинар в столовую требуется, да, но что, я это напишу? Рабочие руки нужны в первую очередь», — говорит представитель компании Тимур. За три часа интерес к их компании проявили 15–20 человек. По оценкам собеседника издания, это нормально, но хотелось бы больше. «Народу не так много, конечно, неудачное место, как сюда приехать?» — отмечает он.

Большей проходимостью мог похвастать СИБУР. Их стенд на мероприятии был заметно популярнее других, а в какой-то момент у кадровиков компании кончились анкеты, и новым желающим попасть в компанию приходилось оставлять свои данные на обратной стороне уже заполненных. Хорошую статистику демонстрировало и минобороны. По примерным оценкам военных, через их точку прошли 60–70 человек. «В основном их привлекает автомат», — с улыбкой заметил капитан ВС РФ.

За два часа до конца мероприятия количество соискателей заметно уменьшилось. «А мы здесь для массовки», — шепотом сообщает группа парней, переходящая от одной палатки к другой. «Так, глазами похлопать… До осени все равно не хочу работать», — говорит еще один мужчина, идущий на выход с листовкой компании «Элекон».

По словам Старцевой, небольшое число людей на сегодняшней ярмарке — это прежде всего показатель низкой безработицы в Татарстане По словам Старцевой, небольшое число людей на сегодняшней ярмарке — это прежде всего показатель низкой безработицы в Татарстане

«Ну и на ярмарки вакансий всегда ходит очень мало людей»

Ярмарку вакансий нельзя назвать эффективным форматом привлечения кадров, считает директор по персоналу «КАПО-Композита» Ольга Старцева. «[Для предприятий, которые участвуют в ярмарке], это не конкуренция. Почему? Потому что каждое предприятие предлагает что-то свое, и, конечно, соискатель вправе выбрать, что ему больше подходит. Он может пройтись и посмотреть, что ему предложат, а дальше уже это искусство эйчара — привлечь к себе лучшего. Там практически условия у всех сейчас одинаковые — ДМС, либо окладная часть, либо жилищные вопросы и так далее. Для молодых мам может быть интересно, возможно, найдут себе вакансию, например удаленную», — отметила спикер.

По словам Старцевой, небольшое число людей на сегодняшней ярмарке — это прежде всего показатель низкой безработицы в Татарстане. «Мы это видим по цифрам биржи труда, самые низкие показатели. Также мы видим, что летом очень сложно найти кандидатов. Ну и на ярмарки вакансий всегда ходит очень мало людей, в основном предпочитают искать через какие-то интернет-ресурсы либо по знакомым. Сейчас очень хорошо работает [формат] „приведи друга“, когда люди приходят по рекомендации коллег», — отметила специалист.

Если ярмарки вакансий не так эффективны, почему их проводят? «Есть процент людей, которые ищут работу через газеты. Взрослые люди в газетах [ищут] либо на ярмарки вакансии приходят. Для старшего поколения это нормальный, привычный формат. На сайтах, в интернете им сложнее искать работу. Они не всегда умеют пользоваться интернетом. На ярмарки вакансий в основном ходят люди старше 40 лет», — отметила Старцева.

Ярмарки вакансий нужны высшим и среднеспециальным учебным заведениям. Помимо них, в таких мероприятиях нуждаются те, кому сложно найти работу, возраст соискателей — старше 37–42 лет, согласился руководитель отдела привлечения одной российской рекрутинговой компании по поиску персонала. «Обычно это как бывает? Сайтом по поиску работы сложно пользоваться возрастным, технические ошибки совершают, город не тот могут указать или данные не в том месте заполнить. Вот как раз им и нужны такие ярмарки», — пояснил он.

На ярмарку вакансий можно прийти и поговорить с представителями компаний. Но представляют они только те вакансии, куда сложнее всего набрать сотрудников, — сфера услуг, благоустройство, бюджетные организации, школы, детские сады, заметил он. «Для работы в районах и селах там также ищут кадры. То есть очень редко можно встретить топовую компанию или вакансию инженера в „Газпром“ или экономиста в банк. Там представлены надежные компании, но высокооплачиваемых вакансий мало», — уточнил собеседник.

В стране сейчас кадровый голод, во многих организациях не хватает сотрудников, поэтому и проводятся ярмарки вакансий. Однако, по его наблюдениям, многие не особо хотят работать и ищут работу годами. «Прыгают с вакансии на вакансию, занимаются подработками, не могут найти свое место. В основном это молодежь. Резюме у людей на сайтах по поиску работы может висеть и полтора года, и оно весь этот период актуально, это в порядке вещей. Очень много таких сейчас. Молодежь, которая ищет работу, ждет предложений и хороших зарплат, но сами при этом не хотят ничего делать, мы очень часто с таким сталкиваемся», — сказал он.