Павел Островский: «Подавляющее большинство и христиан, и мусульман совершенно не разбираются в азах, в основах своей веры. Причины этой проблемы, конечно, разные, но главная состоит в том, что человеку просто неинтересно» Павел Островский: «Подавляющее большинство и христиан, и мусульман совершенно не разбираются в азах, в основах своей веры. Причины этой проблемы, конечно, разные, но главная состоит в том, что человеку просто неинтересно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Бог, в отличие от нас, очень деликатный. Он не вламывается в нашу душу с доказательствами»

— Отец Павел, сегодня один из главных христианских праздников — День Святой Троицы. Но не все даже православные понимают триединство Бога. У вас есть свое объяснение этому: Бог есть любовь, а любовь бывает трех видов. Могли бы вы подробнее рассказать об этом нашим читателям, среди которых есть и православные, и мусульмане?

— Мне бы хотелось начать не с догмата Троицы, а в целом с разговора о Боге. Надо сказать, что подавляющее большинство и христиан, и мусульман совершенно не разбираются в азах, в основах своей веры. Причины этой проблемы, конечно, разные, но главная состоит в том, что человеку просто неинтересно. Могу привести такой пример. Мальчику нравится девочка, он старается за ней ухаживать, предлагает ей пойти погулять. А она говорит, что у нее болит голова. На следующий день он снова предлагает погулять. Она отвечает, что делает уроки. На третий день на ту же просьбу она говорит, что мама не отпускает. На четвертый сообщает, что идет гулять с подружками. На пятый день находит еще какую-нибудь причину. А на шестой даже самый тупой мальчик поймет, что он ей просто неинтересен.

Павел Константинович Островский — священник Русской православной церкви, настоятель Георгиевского храма в Нахабино, телеведущий, автор книг, блогер, интернет-миссионер.

Родился 7 июля 1982 года в Москве. Отец: протоиерей Константин Островский — настоятель Успенского храма Красногорска (с 1990 года); мать: Александра Георгиевна Островская.

Павел Островский — младший из четверых детей. Братья: Илья (епископ Русской православной церкви Илья Островский), Иван (иерей Иоанн Островский, священник Русской православной церкви), Василий.

После окончания школы в 1999 году Павел поступил в Московскую духовную семинарию. Из нее молодого человека отчислили «за несоответствие духа, присущего московским духовным школам», по сути, за плохое поведение.

После отчисления из семинарии трудился пономарем в храме у отца, а затем в Знаменском храме Красногорска.

С 2005 по 2008 год Островский проходил обучение на заочном отделении Коломенской духовной семинарии. Рукоположен в священники 14 сентября 2008 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Преображенском соборе города Люберцы.

2008–2014 — клирик Успенского храма Красногорска. 2014–2018 — настоятель Никольского храма в Павшинской пойме. С 2018 года и по сей день — настоятель Георгиевского храма в Нахабино.

Еще в годы учебы Островский получил благословение своего отца на организацию при храме евангельского кружка для местной молодежи. Затем занялся ведением своего тематического блога.

Островский начал вести активную деятельность в социальных сетях, одним из первых проводить прямые эфиры в сети Periscope, которые собирали значительную аудиторию. Позже священник завел собственные аккаунты в разных соцсетях.

Со временем начал все чаще появляться на телевидении. Его приглашали на различные федеральные каналы, но чаще всего он участвовал в эфирах телеканала «Спас». Островский часто отвечал на вопросы телезрителей в программе «Ответ священника», а также неоднократно бывал защитником Церкви в программе «Не верю». В 2020 году Островский начал работать как постоянный ведущий в шоу «Утро на „Спасе“», с которого ушел примерно через полгода после начала работы из-за невозможности совмещать телевизионную деятельность с прочими общественными проектами, в которых участвовал.

В настоящее время священнослужитель ведет активную общественную и миссионерскую деятельность. При Георгиевском храме в Нахабино открыто молодежное сообщество, куда могут прийти ребята самых разных вероисповеданий.

Островский также ведет свой канал в «Телеграме» и является частым гостем у самых популярных интервьюеров на YouTube. В «Телеграме» у отца Павла открыт также канал для прямых эфиров — «Островский life».

Островский руководит группой «Добрые дела», которую организовал и зарегистрировал в сети VK. Члены этой группы стараются помочь всем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства, часто собирают и покупают вещи для малоимущих и нуждающихся.

Это главная причина, почему Господь не открывает себя людям. Бог, в отличие от нас, очень деликатный. Он не вламывается в нашу душу с доказательствами, не начинает нас насильно куда-либо тащить, потому что сам даровал нам свободную волю. Для того чтобы человеку начать идти по пути откровений, он должен со своей стороны тоже проявить инициативу. Если мы посмотрим Ветхий Завет, то в Псалтири пророка царя Давида признают как безусловного авторитета и христиане, и мусульмане, и иудеи. Там мы читаем такие слова Господа: «Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». То есть для Господа Бога гораздо важнее не те жертвы, которые мы приносим, а чтобы мы были милостивыми. А что такое всесожжение? Это когда человек приносил в жертву не частичку животного, а все жертвенное животное сжигалось на костре. То есть человек отдавал Богу все, что приносил. Но Господь говорит, что для Него важнее Боговедение, то есть знание Бога.

Смыслом жизни настоящего верующего является стремление узнать Господа, познать Его. Если этого стремления нет, то не надо вообще начинать разговоры о Боге. Об этом, кстати, сам Христос говорил жестко и нетолерантно: не мечите бисер перед свиньями и не давайте святыни псам.

Мы все очень хорошо знаем, что есть свинское состояние, и есть собачье. Свинское — это когда человек неадекватен, находится под действием алкоголя, наркотиков или объелся после обеда. Чтобы начать говорить о Боге, ему сначала надо выйти из такого состояния. Для этого иногда требуется пост, воздержание. Пост бывает и вынужденным. Например, когда человек заболел и ему нельзя много кушать, у него диета, еще какие-то физические боли. Он перестал на какое-то время быть свинкой, и мысли пошли. Получается, что сама жизнь вынуждает к раздумьям. То же самое касается собачьего состояния. Собаки между собой грызутся, определяют, кто главный в стае. Если человек ищет место под солнцем, постоянно со всеми ссорится, тоже нет никакого смысла говорить с ним о Боге. Допустим, люди на работе ругаются, а ты вскакиваешь и говоришь: «Остановитесь, давайте лучше я вам про Троицу расскажу». Они тебя еще и побить могут, и продолжат собачиться.

«Бывали случаи, когда с мусульманином я общался с гораздо большей радостью, чем с христианином. Именно по той причине, что мусульманин являлся человеком, который чтит Бога» «Бывали случаи, когда с мусульманином я общался с гораздо большей радостью, чем с христианином. Именно по той причине, что мусульманин являлся человеком, который чтит Бога» Фото: «БИЗНЕС Online»

Я это как бы для протокола говорю, потому что встречаться приходится с большим количеством людей. Бывали случаи, когда с мусульманином я общался с гораздо большей радостью, чем с христианином. Именно по той причине, что мусульманин являлся человеком, который чтит Бога. Хотя я довольно редко встречал мусульман, о которых можно сказать, что они по-настоящему чтят Бога, то есть богобоязненные мусульмане. Немного и богобоязненных христиан, которые признают не только то, что есть Господь Бог, но и то, что Он выше всего, испытывают перед Ним благоговейный трепет и стараются жить по воле Божьей.

— Но богобоязненный христианин все-таки отличается от богобоязненного мусульманина.

— Конечно. Богобоязненный мусульманин — это тот, который как минимум знает Коран, Сунну, совершает пятикратную молитву — намаз, отдает закят, не пропускает пятничную молитву в мечети. Если у него есть возможность, совершает хадж. Бывает, что он вообще ничего не знает о Христе, никогда не читал Евангелие, не знает Новый Завет. Это вполне нормально. Подавляющее большинство богобоязненных христиан тоже не читали Коран.

Но у богобоязненных людей есть фундамент, от которого можно оттолкнуться. Они понимают, что рано или поздно мы предстанем перед всеведущим Творцом мира. Знаете, есть очень древнее выражение. Оно христианское, но я думаю, что с ним согласятся абсолютно все. Предстоишь ли ты перед Богом внутри своего сердца? Это сказал древнегреческий философ Платон. Если Бог реально внутри твоего сердца, и ты перед Ним предстоишь, стараешься жить по совести, то получается очень продуктивный разговор. Даже не очень важно, какие будут плоды.

Если отвечать на ваш вопрос касаемо Троицы, то надо сказать, что Бог непостижим. Если мы верим в Творца мира, то Он вне времени, потому что находится в вечности и является начальником времени. Когда-то Бог по своему желанию запустил наш мир. Ученые считают, что произошел большой взрыв. Но это можно вполне согласовать с текстом Библии, где говорится: «Да будет свет». То есть в какой-то момент вечности началось время. Но еще до сотворения мира Господь знал все, что будет. Потому что у Бога нет ни прошлого, ни будущего.

«Смыслом жизни настоящего верующего является стремление узнать Господа, познать его. Если этого стремления нет, то не надо вообще начинать разговоры про Бога» «Смыслом жизни настоящего верующего является стремление узнать Господа, познать Его. Если этого стремления нет, то не надо вообще начинать разговоры о Боге» Фото: © Кристина Кормилицына, РИА «Новости»

Это я к тому, что, когда мы говорим о Троице, что Отец родил Сына, это нельзя представить в нашем обычном понимании. Вот я папа, у меня трое детей, и было время, когда у меня не было детей, а потом они появились. Отношения в Троице, когда от Отца исходит Дух Святой и он рождает Сына, не должны восприниматься как человеческие. Поэтому в полной мере мы не можем приблизиться к тайне Святой Троицы.

И когда люди, имеющие разум от Бога, говорят, что три не равно единице, им сложно понять триединство Бога. И они спрашивают: «Как так могло быть, что второе лицо Святой Троицы, Бог Сын, стал Человеком? Как это возможно, что внутри одной личности сразу две природы — Божественная и человеческая? При этом Христос как человек еще и молится Богу». Безусловно, для мира людей это абсолютно нелогично и непонятно. Я в таких случаях говорю: «Ребята, Бог у нас всемогущий?» Мне отвечают: «Да». — «Тогда зачем вы меня спрашиваете, как это возможно? Если Бог всемогущий, то мы, христиане, верим в то, что Он, не переставая быть Богом, стал человеком».

Стоит заметить, что известный математик Курт Гедель говорил, что с точки зрения человеческой логики Бога не существует. Но если бы Он доказывался человеческой логикой, это означало бы, что Бог — плод человеческого воображения. Это, кстати, очень известная тема, и она считается одним из доказательств существования Бога, так же, как и одним из доказательств того, что Бога нет. Потому что если мы понимаем, что есть Господь, то Он, очевидно, находится выше всего. И когда мы смотрим на какое-либо существо, находящееся ниже нас по иерархии, но имеющее хоть какой-то разум, например на нашего чудесного домашнего питомца, кота или собаку, мы можем заметить, что они в той или иной степени нас понимают. При этом очевидно, что мы для животных остаемся непостижимыми в некоторых вопросах, тем более в религиозных.

— Хочется все же поговорить о вашем определении трех видов любви. Вы говорили, что Бог Отец — это родительская любовь, Бог Сын — детская любовь, а Бог Дух — супружеская. А как это переносится, скажем, на любовь к ближнему, на любовь к Родине и так далее?

— Пример с тремя видами любви я приводил в связи с тем, что люди спрашивали о том, как Бог может быть един в трех лицах. Я отвечал, что Бог называется единосущным, но сущность Бога едина, потому что Бог есть Любовь.

В мире, правда, существует три вида любви. Во всех случаях это любовь, но они разные по своим свойствам и проявлениям. Пример не совсем корректный, но им можно объяснить. Когда мы говорим о нашем отношении к ближним, о проявлении любви, у нас нет божественной троичности. Но у нас есть иерархия любви, которая была описана еще у древних греков. Есть эрос — это телесная любовь, есть филия — чувственная, сторгэ — родственная и агапэ — жертвенная любовь. Человек при свободе выбора может выстроить иерархию любви.

Эрос не только отношения между мужчиной и женщиной. Это и любовь к тому, чтобы поесть, любовь ко сну. Это телесная любовь. И это не запрещено. Это хорошо. В таком есть своя радость. Есть филия — любовь чувственная. Например, любовь к искусству, спорту, природе. Например, человек видит картину Рембрандта или какой-нибудь артефакт Татарстана, и у него есть выбор, что спасти в случае пожара: банку своей любимой «Нутеллы» или артефакт. Если у него филия стоит выше эроса, то он спасет артефакт. Потом стоит сторгэ. Это любовь родственная. Опять же в случае пожара кого спасать? Свою жену или артефакт Татарстана? Я спасу жену. Понятно, что человек выше. А если бы какой-то человек спас артефакт Татарстана за счет того, что не спас своего ребенка, то ребята-татары сами бы этот артефакт растоптали. Агапэ — жертвенная любовь. Это когда ты ухаживаешь за больным, жертвуешь своим временем. Или как я, например, сейчас с вами общаюсь, хотя у меня сегодня наполовину выходной день.

У нас очень много есть вариантов агапэ. Но агапэ — это когда ты прежде всего жертвуешь лично собой. Это может быть и ради детей, и ради искусства, ради много чего. Как сказал Христос, тот, кто душу свою сбережет, тот ее потеряет. А кто потеряет свою душу ради Меня, тот ее найдет. То есть если ты всего себя отдаешь ради Господа и ближних, то ты становишься лучше. Это агапэ. Высшая любовь. И когда мы говорим о заповеди возлюби ближнего своего как самого себя, то речь идет о том, что мы по отношению к себе всегда хотим агапэ. Мы хотим, чтобы люди нас понимали, жертвовали своим временем, здоровьем и так далее. Так же мы должны относиться и к другим людям.

— Но любить всех, включая врагов, очень сложно.

— Конечно. Дело в том, что враги — это наши самые лучшие друзья, как ни странно. Потому что друзья тебе никогда не скажут правды. А враги уж точно скажут, ничего не скрывая. А кто для нас самый главный враг? Это достаточно легко представить. Представьте, что из зеркала выходит ваша абсолютная копия. Это человек, который мыслит, как вы, разговаривает, как вы, с плюсами, которые у вас есть, и с вашими минусами. Он шутит так же, как и вы, и все делает, как вы. И вы с ним живете. Это будет самый лютый ваш враг, и его вы будете ненавидеть в первую очередь.

Потому что жить со своей копией просто невозможно. Потому что к себе мы всегда снисходительны, но это будешь не ты, а твоя копия. Конечно, глубоко верующий сможешь терпеть все эти минусы. Но если бы мы знали, сколько людей от нас страдает и скольким людям мы причиняем неудобства, мы бы очень быстро начали снисходить к нашим врагам, потому что мы бы понимали, что сами для многих людей являемся врагами. Это принцип, о котором сказал Христос: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Если человек этот принцип соблюдает, то это агапэ.

«Надо понимать, что когда человек не был в какой-то религиозной системе, то крещение происходит просто. А если он приходит из другой веры и осознанно крестится, то он проходит чин присоединения, то есть отрекается от постулатов прежней религии» «Надо понимать, что когда человек не был в какой-то религиозной системе, то крещение происходит просто. А если он приходит из другой веры и осознанно крестится, то он проходит чин присоединения, то есть отрекается от постулатов прежней религии» Фото: соцсети

«Я достаточно много мусульман не крестил, потому что их отношение к исламу говорило о том, что они будут никакие христиане»

— Как вы считаете, благодаря чему в России удается сохранять мир между христианами и мусульманами?

— У нас действительно добрососедские отношения. Я вообще считаю, что мы должны благодарить Бога за мир между христианами и мусульманами в России. Если посмотреть на историю других стран, то можно сказать, что мы чуть ли не исключение из правил. Я с большим уважением отношусь к братьям-мусульманам. Безусловно, в нравственных правилах у нас огромное количество сходства. По этой причине многие люди, когда смотрят на религии с позиции нравственности, могут даже допустить, что все они учат одному и ведут к единому Богу. Но это ошибка. Потому что и атеисты могут быть нравственными, хотя они вообще в Бога не верят.

Но, помимо нравственности, есть еще и духовность, а это разные вещи. Духовность — это когда ты на первое место ставишь Господа и для тебя важно исполнять именно Его волю. В этом смысле христианство и ислам, конечно, религии несовместимые. С точки зрения веры и учения они не совпадают вообще. Задача христианина — это Богоподобие, и мы к Богу обращаемся именно как к Отцу, а себя называем детьми Божьими. Для христианина Иисус Христос является Богом, который стал человеком. Именно от этого все и отталкивается. А для мусульманина Иисус Христос является пророком, но не Богом. Если мусульманин считает иначе, то это ширк (поклонение кому-либо, помимо Аллаха,прим. ред.). То, что для христианина является смыслом духовной жизни, для мусульманина совершенно недопустимо и невозможно представить. В этом смысле мы расходимся.

Но, слава Богу, что благодаря нравственности мы живем дружелюбно. В Священном Писании указано, что именно так и нужно жить. Очень важно сохранить добрососедские отношения и не обижаться. Например, если мне мусульманин говорит: «Мы почитаем Ису (то есть Иисуса) как пророка», — я отвечаю: «Спасибо большое. Я знаю ваше мнение. Отношусь к нему с уважением. Меня это не обижает нисколько».

— Вы говорите о различиях христианства и ислама. Однако некоторые мусульмане считают, что эти учения не противоречат друг другу, а Коран — продолжение Ветхого и Нового Заветов.

— Любой образованный мусульманин, конечно, никогда так считать не будет. Здесь мы сталкиваемся с проблемой современного интернета, когда у нас появилось огромное количество коучей, психологов, когда все и во всем специалисты. Раньше, для того чтобы встать на площади и начать вещать, ты должен был быть глашатаем, уважаемым человеком. Публичное слово не давали всем подряд. А сегодня за счет интернета рупор может получить и использовать каждый.

Я сам проповедую через интернет. Но в целом какой там только бред ни несут. И христиане, и мусульмане, и атеисты. У нас есть люди, верующие и в альтернативную историю, и плоскоземельцы, и кого у нас только нет. Иногда бывает, что даже самые бредовые мысли становятся очень популярными. Но серьезно образованные мусульмане никогда не скажут, что ислам является хоть каким-то продолжением христианства. Кстати, они зачастую просто обходят этот вопрос стороной, потому что их задача — проповедовать ислам. Обычно они говорят так: текст Нового Завета — поврежденный, Евангелие — это не есть тот Инджил, который был ниспослан Аллахом через Ису, очень много что испортил апостол Павел. И соответственно, из-за за того что все так произошло, в VII веке Аллах избрал великим пророком Мухаммеда, мир ему.

Но серьезной дискуссии на высоком богословском уровне между христианами и мусульманами в плане поиска истины по этому вопросу нет. Очень редко проводились какие-то диспуты. Есть христиане, ведущие блоги, которые, к сожалению, очень часто язвительно отвечают мусульманам, указывая на какие-то их ошибки. Есть мусульмане, которые ведут блоги с такой же язвительностью по отношению к христианам. Отсутствие серьезного диалога — это, конечно, печальная история. Я могу только рекомендовать людям: вместо того чтобы тратить огромное количество сил на просмотр YouTube и прочего, брать самые важные книги и изучать их.

Скажем, если ты родился в мусульманской семье, у тебя родители — мусульмане, друг, ты хоть из уважения к родителям прочитай Коран, изучи свою веру. Когда ты будешь знать свою веру, у тебя откроется доступ к сравнению. Есть такая наука — сравнительное богословие. Но сравнить можно только тогда, когда ты от чего-то отталкиваешься. А если ты будешь сравнивать с чем-то, что взял не пойми откуда, ничего толкового не выйдет.

Например, приходит ко мне девушка и говорит: «Я хочу принять крещение. Я сама татарка. Можно ли мне креститься?» Я отвечаю: «Подождите, при чем здесь вообще татарка?» Как будто национальность что-то значит в плане религии. «Вы, — говорю, — мусульманка по происхождению?» Она отвечает: «Да». Спрашиваю дальше: «А почему вы хотите принять крещение?» Она говорит: «Ну вот у меня муж-христианин, я хочу быть с ним одной веры». Тогда я ей говорю: «А вам не кажется, что Господь Бог несколько выше вашего мужа? Потому что, когда вы будете принимать крещение, вы будете отрекаться от ислама. Вы понимаете, от чего вы отрекаетесь? Или вы будете делать это просто ради мужа?» Она отвечает: «Нет, я не понимаю». Тогда я говорю: «Давайте так. Вы сначала изучите ислам, поймите, где вы родились, что у вас за вера, в которой вы жили. Потом изучите христианство, я готов вам в этом помочь. И когда вы мне скажете: „Да, я уверовала в Господа Иисуса Христа, я хочу быть христианкой и жить христианской жизнью, это никак не связано с моим мужем и так далее, я понимаю, что ислам — это не есть истина“… Тогда мы вас с радостью покрестим».

Некоторые считают, что это неправильно. Но по большому счету наш современный подход — это, простите за грубость, пофигистическое отношение к Богу. Чтобы было понятно, можно вспомнить традицию, которая существовала в Российской империи еще в XIX веке. Когда взрослый человек из другой веры приходил с просьбой о принятии крещения, его крестили спустя три года. За три года он должен был изучить христианство, начать вести христианскую жизнь, хотя она не могла быть полноценной, потому что он не крещен. Но человек уже должен был молиться, держать пост, ходить на богослужения, понимать их, знать Священное Писание, вероучение церкви. В некоторых местах снисходили, и человек шел до крещения год. И только в случае угрозы жизни, когда была тяжелая болезнь и вероятность, что человек умрет здесь и сейчас, разрешалось крещение «страха ради смертного». А сегодняшний подход, конечно, совершенно неверный.

— А история о татарке реальная?

— Конечно. Я достаточно много мусульман не крестил именно потому, что их отношение к исламу говорило о том, что они будут никакие христиане. Бывали случаи, когда человек изучал христианство и потом принимал крещение. Были случаи, когда человек благодарил за то, что я его пропесочил, и уходил. Истории разные. Надо понимать, что когда человек не был в какой-то религиозной системе, то крещение происходит просто. А если он приходит из другой веры и осознанно крестится, то он проходит чин присоединения, то есть отрекается от постулатов прежней религии.

Например, если человек из ислама принимает православие, то надо прямо отвечать, пусть простят меня мусульмане, на разные вопросы. «Признаешь ли ты Мохаммеда лжепророком?» — «Да, признаю, отрекаюсь». — «Признаешь ли ты Коран ложным писанием, что Коран — это не откровение от Бога?» — «Да, признаю». Нужно понимать, что с точки зрения христианства Мухаммед не является пророком, а Коран не является Священным Писанием. Я могу понять, что мои слова неприятны мусульманам и кто-то на меня обижается, потому что, когда ты находишься в своей вере, тебе, естественно, хочется, чтобы все тоже находились в истине, как тебе кажется. И когда мусульманин говорит, что апостолы исказили Евангелие, апостол Павел все испортил, а Иисус Христос не является Богом, мне по-христиански это, конечно, тоже неприятно. Не потому что мне человек неприятен, просто мне хочется, чтобы все верили в истинного Христа. Но я совершенно не обижаюсь на мусульманина, потому что точно знаю, что наши религии по учению разные.

Мы не играем в футбол или какую-то компьютерную игру, нет. Это вопрос жизни и смерти. И к нему нужно подходить серьезно.

«Это типичная история, когда человека принимают в другую религию по причине того, что он влюблен в иноверца. Я к этому всегда относился негативно» «Это типичная история, когда человека принимают в другую религию по причине того, что он влюблен в иноверца. Я к этому всегда относился негативно» Фото: ru.freepik.com

«Церковь против создания межрелигиозных браков. Любой серьезный имам скажет то же самое»

— Это правда, что миссионерством вы занялись после того, когда одна ваша прихожанка ушла в ислам.

— Да. Это типичная история, когда человека принимают в другую религию по причине того, что он влюблен в иноверца. Я к этому всегда относился негативно. Тот факт того, что девушку приняли в ислам буквально за полтора-два месяца, хотя она его не знала, в моем понимании был ошибкой муллы или имама. Так делать нельзя, потому что ею двигала влюбленность.

Конечно, многие девчонки, что вполне понятно, хотят выйти замуж. Девушка была православной, встретила молодого человека – мусульманина. Кстати, его звали Ислам. Влюбилась. Он был достаточно жесткий в плане веры, сразу запретил ей общаться со мной. Был очень четкий запрет, почему, собственно, я не сразу узнал, что она в сторону ислама двинулась. До того она ходила в церковь, мы общались. Еще в середине сентября у нас были разговоры в том числе через социальные сети, а в начале ноября ее подруга мне сказала, что Катя ушла в ислам. Для меня это было таким откровением, потому что прошло меньше двух месяцев. Когда я вышел на Катю, она не могла со мной нормально разговаривать. Потом ее молодой человек мне сказал, чтобы я к ней больше не обращался, не звонил и что он ей это запрещает.

Конечно, насильно мил не будешь. Но одна из основных причин моей активной деятельности в социальных сетях состояла в том, чтобы разъяснить, что так, как поступили с Катей, делать нельзя. Дело даже не в исламе, а в том, что была нарушена первая заповедь: «Аз-есмь Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме меня». Пока у нас еще была возможность говорить, я ее спрашивал: «Катя, ты же причащалась. Ты же искренне верила, что Иисус Христос — это Бог, да?» Она говорит: «Да». — «Божественную благодать переживала?» — «Да». — «Как же теперь, если ты переживала Божественную благодать, ты говоришь, что Он не Бог?» Но она сворачивала разговор, очень нервничала.

Тогда с ней невозможно было говорить о Боге. Тогда у нее Богом был мальчик Ислам. Он явно был выше всего. И что я должен был сделать? Сжечь ее на костре, что ли? Заповедь номер один нарушается огромным количеством людей совершенно из разных религий, когда они своих детей, мужей, жен ставят выше Господа.

— А как вы относитесь к бракам, когда он мусульманин, а она православная, или наоборот?

— Давайте относиться к словам «мусульманин» и «христианин» с почтением и уважением. Кто такой мусульманин? Это, как я уже сказал, богобоязненный человек, который ставит Аллаха выше всего. Он читает Коран, знает Сунну, совершает намаз, отдает закят. По возможности совершает хадж, ходит в мечеть на пятничную молитву. А тот, кто Коран не читает, не знает его, пятничную молитву не посещает, намаз не делает, не мусульманин. Он может сколько угодно говорить: «Аллаху Акбар», «Машаллах», «Иншаллах», «Бисмиллях», но по факту он не мусульманин.

А христианином является тот, кто исповедуется, причащается, молится, как положено, держит пост, отдает милостыню, читает Священное Писание каждый день. Как говорил апостол Иаков: «Вера без дел мертва». Если ты веруешь, покажи мне веру, состоящую из дел твоих. Поэтому если вместе сосуществуют люди разных религий, то их объединяет легкомысленное отношение к Богу. Она недохристианка, а он недомусульманин. В этом их единство. Причем оно может быть очень даже крепкое. Она на Пасху идет освящать куличи, а он на Курбан-байрам идет раздавать людям освященное мясо. И все хорошо.

«Религиозные единомыслия, вера — это самое интимное и глубокое, что есть у человека. И если у вас в самом глубоком разделение и разобщение, то сосуществовать в браке вам будет очень сложно» «Религиозные единомыслия, вера — это самое интимное и глубокое, что есть у человека. И если у вас в самом глубоком разделение и разобщение, то сосуществовать в браке вам будет очень сложно» Фото: ru.freepik.com 

Но надо понимать, что религиозные единомыслия, вера — это самое интимное и глубокое, что есть у человека. И если у вас в самом глубоком разделение и разобщение, то сосуществовать в браке вам будет очень сложно. Бывают исключения, но это редко. Чаще всего, если сходятся по-настоящему верующие христиане и мусульмане, которые ставят выше всего Бога, это приводит к разводу. Потому церковь против создания межрелигиозных браков. Любой серьезный имам скажет то же самое.

Но бывает, что люди уже находятся в таком браке и кто-то из супругов стал более глубоко относиться к вере, или они уже были серьезными верующими, но их окутали чувства, они вступили в брак, а потом очухались. В этих случаях мы призываем к добрососедскому отношению. Но очень остро встает вопрос, когда появляются дети. Потому что они воспитываются личным примером родителей, а не просто словами. Вести его в пятницу в мечеть или в воскресенье на литургию в церковь? Плюс еще родственники с разных сторон разных религий и разных традиций. Бывает, что муж и жена нашли путь мирного существования, но далеко не всегда на него встает теща или свекровь. Иногда топор войны выкапывают прямо в день свадьбы. Одна бабушка кричит: «Ты неверная кафирка», другая налетает: «А ты магометанка». И начинается драка. Конечно, свадьба считается удачной, если на ней была драка, но вы понимаете о чем я.

— Кстати, вы писали, что мы дожили до того времени, когда в некоторых смыслах православные проигрывают мусульманам по части непримиримости к греху.

— Это не совсем так. Непримиримость к греху в равной степени есть и в христианстве, и в исламе. А я говорил о том, что в нашей стране есть несколько мусульманских республик, где религия поставлена выше всех остальных традиций и люди ведут себя в соответствии с той религией, которая там преобладает. Причем нельзя сказать, что Татарстан относится к таким республикам. А вот в Чечне, Дагестане (хотя в крупных городах типа Махачкалы отношение попроще) иерархия довольно четкая.

При этом надо понимать, что культура не может существовать в отрыве от религии. Само слово «культура» происходит от слова «культ», «поклонение». Культура всегда отталкивается от религии. Она выстроена на основе обучения и на определенных запретах. То есть некультурный человек — это тот, который не знает запретов. Чечня, очевидно, очень строгая мусульманская республика. Там есть и христиане, но их сейчас очень немного.

Это может не нравиться москвичам, может не понравиться жителям Казани, но в Чечне есть четкие, выработанные правила, которые надо соблюдать. Если ты их не соблюдаешь, то у тебя будут проблемы. Я именно в этом контексте говорил. Например, если в Москве муж изменил своей жене, его никто за это не порицает, хотя он прелюбодей. Боюсь, что и в Казани будет примерно то же самое.

А в Чечне, если ты изменишь своей жене, завтра приедет ее семья, имам и у тебя будут большие проблемы. Может, даже Рамзан Ахматович о тебе напишет в «Телеграме». Тебя будут порицать. Салах-хаджи Меджиев (муфтий Чечниприм. ред.) скажет о том, что в Коране написано, Адам Делимханов тебя тоже пропесочит. Пропесочат твоих родителей, бабушку, дедушку, им будут говорить: кого вы воспитали, он позорит свой тейп. Всем будет очень стыдно. И это хорошо. Я считаю, что это правильно.

«Семья — это муж и жена. Точка. А дети — это уже следствие их отношений. Они могут появиться, а могут и нет» «Семья — это муж и жена. Точка. А дети — это уже следствие их отношений. Они могут появиться, а могут и нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В Великой Отечественной войне победила в первую очередь Российская империя»

— Вы постоянно говорите о проблеме разводов. Сейчас у нас распадается 80 процентов браков. Это в 2 раза больше, чем в советское время, хотя тогда были гонения на религию. В чем причина? Может, сказывается влияние либерального Запада, который ворвался к нам в 90-е годы?

— Либеральный Запад ни при чем. Мы сейчас переживаем наследие Советского Союза. В некоторых вопросах нужно смотреть на тормозной путь, инерцию. Например, когда мы говорим, что в Великой Отечественной войне против фашистов победил советский народ, давайте будем честными. В Великой Отечественной войне победила в первую очередь Российская империя. Многие люди, которые пошли на фронт в 1941 году, родились до революции. А она произошла в 1917-м. Довольно легко посчитать, сколько прошло времени с момента распада Российской империи со всеми вытекающими последствиями, включая антирелигиозную пропаганду.

Прошло 24 года. Конечно, в 1937–1938-х все серьезно верующие, и христиане, и мусульмане, попали под каток. Почти все духовенство расстреляли. Но, несмотря на то что молиться Богу и вести открыто религиозную жизнь было непросто, инерцию Российской империи никуда не спишешь.

После войны и тяжелых потерь наступило воодушевление от Победы. Хотя с эхом войны было много всяких трудностей. Но страна выжила. Когда мы смотрим на наше время, то надо учитывать, что, хотя Советский Союз распался в 1991-м, мы живем по советской инерции. Еще два поколения должны полностью уйти, чтобы мы начали пожинать плоды Российской Федерации. Это на самом деле библейская история. Когда Моисей вывел из египетского плена евреев, он водил их 40 лет по пустыне только для того, чтобы у них полностью ушло рабское сознание из головы. И когда два поколения сменились, они вошли в Землю обетованную.

Так же и сейчас. С момента распада СССР прошло чуть больше 30 лет. Но ментально мы до сих пор живем в Советском Союзе. Напрочь отсутствуют и все религиозные принципы, которые должны ложиться в основу семьи. Скажем, почему нельзя изменять жене. Это же заповедь прелюбодейства. Инерция СССР — это первая причина, из-за которой у нас ничего не получается сегодня в брачных отношениях. Если Бога нет, то и заповедей нет.

Поэтому и люди, ответственные за семейную политику, не могут сформулировать даже базовый принцип семьи. Давайте зададим вопрос. Семья — это кто? У нас обычно говорят, что это папа, мама, дети, и призывают больше рожать, так как необходимо решать проблемы демографии. Но это фундаментальнейшая ошибка. Семья — это муж и жена. Точка. А дети — это уже следствие их отношений. Они могут появиться, а могут и нет. Бывает так, что замечательные муж и жена, очень друг друга любят, но так случилось, может, по болезни, что у них нет детей. Они что, не семья? Семья в полном смысле слова.

Если они друг друга любят и у них появляются дети — хорошо. Но проблема семьи — это не демографическая проблема. Это в первую очередь проблема разводов. Вы никогда не решите демографический вопрос, если сначала не решите проблему разводов. Муж и жена иногда просто не успевают родить много детей, потому что раньше разводятся. Женщина боится рожать, так как у нас, по статистике ВЦИОМ, 49 процентов мужчин и 38 процентов женщин считают измену в браке допустимой и нормальной. С чего женщина, даже если вы задарите ее деньгами, дадите ей землю, дом и все остальное, будет рожать много детей, когда у нее в голове сидит страх, что муж ее оставит?

А мужчины? Я не хочу критиковать их за то, как они себя ведут. Но еще апостол Павел сказал, что худые сообщества развращают нравы. Если ты вступил в брак и у тебя теперь жена, ты должен понимать свою ответственность. А вокруг все изменяют и считают, что это нормально. И если у тебя возникают какие-то проблемы с женой, тебе нужно иметь достаточно большое мужество, понимание того, кто такой Господь Бог, понимание Закона Божия, духовной жизни, чести, достоинства, верности, чтобы противостоять этому цунами, которое буквально сносит.

Возвращаясь к вопросу о семейных ценностях. Если мы хотим все как-то исправить, то сначала нужно поставить правильный диагноз, найти людей, которые понимают, что надо делать. Но на данный момент даже по тому, что постулируется, диагноз не поставлен.

Эта проблема религиозная. Чтобы вы понимали, я не пессимист. Я реалист и считаю, что мы просто должны это пережить. Мы сначала переживем наследие Советского Союза. Нужно всеми силами вкладываться в воспитание детей, молодежи. Причем не в том смысле, что идите и рожайте. Это тупо. Никто не пойдет рожать, когда тебе так говорят. Нужно воспитывать чувства верности, чести, достоинства. Чтобы люди знали, кто такой Господь Бог, знали заповеди Божии, чтобы они знали, как иметь отношения с Богом, чтобы Он был внутри. И тогда и семья, и дети, и все остальное просто будут следствием. Но сначала надо построить фундамент, а потом все остальное.

— Кстати, вы один из редких священников, кто носит обручальное кольцо. По вашим словам, это как медаль, знак качества. А откуда эта традиция, что священники не носят обручальные кольца?

— Во-первых, сегодня священники могут носить обручальные кольца. Бывает, что на службе они их снимают, но в христианском мире духовенство носит обручальные кольца. Не носить — это исключительно русская традиция. Появилось такое мнение (на самом деле неверное), что когда священника рукополагали, то его приход становился для него как бы женой. Дескать, теперь ты должен служить исключительно приходу. Ты как образ Христа, а приход — это твоя семья, соответственно, колечко снимаешь. Это таинство священства. Но в этом нет никаких богословских оснований. Это просто традиция.

Не так давно святейший патриарх на собрании духовенства Москвы сказал, что священники могут носить обручальные кольца. Но, к сожалению, почти никто из духовенства на это не откликнулся. Вот я ношу кольцо, мой папа, священник, вернул себе кольцо. Кстати, я могу сказать о своем опыте. Я в браке уже 20-й год. Первые пять лет я носил кольцо просто потому, что был в браке. Потом меня рукоположили в священники, и я кольцо по традиции снял. Мне этого не хотелось делать, но я снял. Когда патриарх разрешил носить кольца, я его надел. Но 10 лет ходил без кольца как священник.

И могу сказать, что, как только надел кольцо на безымянный палец, сразу заметил, что от меня как минимум половину дам отбросило резко в сторону. Причем я своей жене был всегда верен, никогда не было никаких мыслей с кем-то шашни водить и все такое. Но было невозможно не заметить, как при наличии кольца от меня отбросило женщин. С того момента я уже пять лет ношу обручальное кольцо. И Богу за это очень благодарен. Конечно, кольцо — видимый знак для всех, что ты женат, что ты занят.

На мой взгляд, сегодня, в наш век, когда изменяют все подряд, когда люди забыли самые базовые понятия о чести и достоинстве, тот муж, который верен своей жене, — это именно знак качества. И когда я вижу сегодня мужчину с кольцом, это, конечно, не означает, что он верен своей жене, но он публично говорит, что женат. И я сразу испытываю к нему массу добрых, позитивных эмоций.

— Женатый мужчина без кольца еще искушает женщин, которые не знают, женат он или нет.

— Справедливости ради тут надо плюнуть и в огород женщин, потому что, по статистике, 38 процентов из них считают измену в браке допустимой. Надо понимать, что муж, который изменяет своей жене, изменяет ей не с пингвинами и не с карпами из Волги. Конечно, женатые мужчины чаще изменяют своим женам, чем замужние женщины. Девчонки обычно ветреные и легкомысленные до брака. Когда она узнает, что парень — женатик, ее это не останавливает. Иногда бывает, что женщина приходит и говорит: «Я не знала». Я говорю: «Дорогая моя, что значит „не знала“? Если бы ты сохраняла честь и достоинство, не давала себя трогать и была бы девственной, неважно, христианка или мусульманка, то узнала бы, что он женат, когда вы пошли бы в загс. Но он бы в загс просто не пошел». А так ты сама себя вела недостойно.

Чтобы было понятно: все, кто имеет отношения до брака, — блудники и блудницы. Какой бы женщина ни была прекрасной, умной, воспитанной, пятерочницей, помогает животным, кормит бездомных на вокзале, но, если она сожительствует с мужчиной до брака, она блудница.

Если мы говорим о законах, то они тоже бывают разные. Есть брак мусульманский, то есть сожительство по законам ислама. Есть брак христианский — это сожительство по законам христианства. Например, если девушка, воспитанная в христианской культуре, мечтает о муже, то она мечтает о муже скорее по христианским законам. А если она вступает в брак с мусульманином, то может оказаться, что ее представление о браке сильно отличалось от того, что она получила, так как законы в браке у христиан и мусульман очень разные. Но если мы все уберем в сторону, то брак — это законное сожительство, а блуд — беззаконное сожительство. Если бы женщина вела себя прилично, она никогда бы не натолкнулась на интимную близость с женатым мужчиной. Если бы она была приличной верующей христианкой или мусульманкой, она просто никогда на это не пошла бы.

«С учетом безбожного совестного наследия, которое мы до сих пор переживаем, важно рассказывать молодым ребятам, детям, подросткам, студентам о базовых принципах веры» «С учетом безбожного советского наследия, которое мы до сих пор переживаем, важно рассказывать молодым ребятам, детям, подросткам, студентам о базовых принципах веры» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Всех нужно в Чечню отправлять на перевоспитание!»

— Блудникам обычно грозят, что они никогда не попадут в рай, как говорил апостол Павел.

— Это везде сказано. Я подчеркну: блудник —  тот, который оправдывает этот грех. Бывает так, что человек грешил, но раскаялся. Причем не только раскаялся, но и покаялся. Важно понимать различие. Раскаяние — это признание своей ошибки, а покаяние — изменение жизни. Слова очень похожи, но разные по смыслу.

— Я думаю, что многие продолжают грешить, считая, что им уже заказана дорога в рай. Не все же знают историю Марии Египетской или Марии Магдалины, что Господь говорил о блуднице: «Кто без греха, пусть первый бросит в нее камень», — а ей сказал: «Иди и не греши». И миссия священников, наверное, рассказывать об этом в том числе?

— Я это очень поддерживаю. Я даже говорил, что с учетом безбожного советского наследия, которое мы до сих пор переживаем, важно рассказывать молодым ребятам, детям, подросткам, студентам о базовых принципах веры. Потому что, когда они вырастут и будут принимать решения в том числе на уровне государства, как раз закончится эпоха Советского Союза. Нужно вкладываться в молодое поколение. Я хочу заметить, что это самая благодарная, самая откликающаяся аудитория. Несмотря на то что взрослые очень часто любят поливать молодежь грязью, это абсолютно несправедливо.

Об этом говорит и недавнее исследование ВЦИОМ о том, у кого сейчас больше желания идти осознанно к Богу. Согласно его данным, среди людей от 30 лет и старше ничего не поменялось. А среди молодежи желающих приобщаться к вере выросло на 12 процентов. Потому что какими бы неопытными ни были молодые ребята, они не тупые. Они видят, что более старшие поколения считают, что инициатива наказуема, что они все время ждут, чтобы партия сказала «надо», а комсомол ответил «есть». Мы называем это мудростью, а они — трусостью. Молодежь видит, что взрослые в целом неверные, постоянно лукавят, изменяют, воруют по чуть-чуть, что-то тащат туда-сюда и так далее. Они на это смотрят, и у них за счет юношеского максимализма, внутренней чистоты возникает протест, и они говорят: «Не хотим мы так». У них возникают вопросы, и за счет этого увеличивается число тех, кто хочет жить нравственно, по закону Божьему.

— Аборты — это тоже наследие советского времени?

— По поводу абортов, надеюсь, ситуация меняется. Я не совсем погружен в эту тему. Но когда человек вступает в брак, он должен понимать, что это некомфортно. Комфортно жить одному. Это правда так. Жить с человеком, даже которого любишь, некомфортно. Если в семье появляется ребенок, это вдвойне некомфортно. Появляется второй ребенок, втройне некомфортно. Если человек ставит на первое место комфорт, то у него не получится создать нормальную семью и воспитывать детей. Любовь — это не про комфорт, любовь — это когда ты становишься уязвимым.

Вот я люблю свою жену. Мы с ней уже 20 лет в браке. И, конечно, самую большую боль, которую я когда-либо испытываю, это от жены. Именно потому, что я ее люблю, я открыт перед ней и уязвим. Это любовь. При этом я очень спокойно отношусь к тому, когда люди, далекие от меня, например, пишут обо мне какие-то гадости. Меня не покидает чувство комфорта, потому что я их не знаю.

И когда мы говорим о браке, семейных отношениях, важно воспитывать мальчиков и девочек не просто так, чтобы они знали свои права и свободы, но и чтобы знали, как надо любить. Выше семейного счастья из земных вещей нет ничего. Если мы не берем Господа Бога. И если дети растут в любящей атмосфере, то начинают отдавать в ответ. Они и так много любят, а если родители в любви, то они лучше развиваются, с ними больше приятных эмоций, появляются традиции в семье. Тогда дети еще больше скрепляют брак.

Но тезис о том, что дети в принципе скрепляют брак, совершенно неверный. В хорошей, любящей семье дети скрепляют брак. А когда семья идет вкривь и вкось, то дети ее скорее окончательно разрушат. Бывает так, что муж с женой ругаются, потом жена забеременела, и муж сразу же уходит. Потому что он ее с трудом терпел, она ему уже надоела, а когда появился ребенок, ему стало вообще невмоготу.

— И как воспитать детей, чтобы они, создавая свои семьи, были счастливы в браке?

— Важны две вещи. Первое — это знание. Молодые люди должны знать еще до того, как они влюбились, базовую основу брака. У многие взрослых людей базового знания просто нет. Они, может быть, на опыте догадались, но базы не имеют. Второе — это личный пример. Причем дети должны видеть перед собой успешный пример. Сейчас мы пытаемся решать эту проблему. Я в том числе таким занимаюсь. И в этом смысле помогает интернет. Мы создаем базу. Например, в одной запрещенной соцсети на меня подписаны более 60 тысяч школьников и студентов. Понятно, что их больше интересует семейная тема.

А вот с личным примером мы просели просто до дна. Недавно мне скинули фотографию из Читы. Там на филармонии размещен баннер, на котором написано, что 2024-й — Год семьи. И прямо перед этим баннером находится билборд с рекламой спектакля, который будет проходить в этой филармонии. Спектакль называется «Измена». Если мы хотим показать ребятам правильный пример, который будет их воодушевлять, делать их лучше, то вся наша пропаганда (я говорю о пропаганде в хорошем смысле слова) должна быть перестроена в корне.

Это касается кино, сериалов, рекламы на телевидении, фестивалей. Кого мы продвигаем наверх из культурных деятелей — это тоже надо перестроить в корне. На данный момент ничего этого вообще не происходит. У нас снимаются кино и сериалы, которые не мотивируют на брак, у нас спокойно показываются измены, блуд в отношениях. Наши культурные деятели в третьем, пятом, 16-м браке. В новостях постоянно рассказывают, кто кого бросил, кто с кем встретился. Всех нужно в Чечню отправлять на перевоспитание!

«Специальная военная операция меняет людей, это понятно. Не может большое потрясение не менять людей» «Специальная военная операция меняет людей, это понятно. Не может большое потрясение не менять людей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Специальная военная операция меняет нас всех»

— Но говорят, что после начала специальной военной операции ситуация стала постепенно меняться. Вы этого не видите?

— Я реалист. То, что специальная военная операция меняет людей, это понятно. Не может большое потрясение не менять людей. Пандемия коронавируса нас тоже поменяла. И специальная военная операция меняет нас всех. Меняет ли она нас в сторону традиционно-нравственных ценностей? Я думаю, что нет. Вот есть некий коллективный Запад, который мы называем либеральным и говорим, что он идет в противовес традиционно-нравственным ценностям России. Но представьте себе на минуточку, что в мире не существует всего лишь одной проблемы. Проблемы ЛГБТ*. Если мы уберем проблему ЛГБТ*, как будто ее никогда и не было, то тогда мы ничем не будем отличаться от Западной Европы и США. Ничем!

У нас, слава Богу, запрещена пропаганда ЛГБТ*, и для взрослых в том числе. Я этому очень рад. Она запрещена законодательно. Хотя в реальной жизни еще стоит посмотреть. Например, если вы откроете факультативное чтение для 11-го класса по урокам родной литературы, то можете там встретить роман автора Маканина, который называется «Кавказский пленный». До сих пор не могу понять, почему чеченцы не стали бастовать против этого романа и почему он преподается в школах. В этом году многие московские школьники писали по нему сочинения. А в этом романе рассказывается о том, как российский офицер во времена чеченской войны влюбился в 18-летнего юношу-чеченца, который был очень красив, вполне себе мужской любовью. И все это описывается очень подробно. Правда, роман попал туда еще до закона, но, несмотря на то что я об этом публично говорил, он там до сих пор остался.

Но вернемся к нашим баранам. Если мы уберем проблему ЛГБТ*, давайте посмотрим на все остальное. Что такое традиционно-нравственные ценности? Они так или иначе должны быть привязаны к религии. Об этом говорил и президент. Традиционных религий у нас четыре: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. При этом прелюбодеяние в нашей стране не порицается. Воровство есть в стране? Есть. Почитание старших есть в нашей стране? Нет.

— В мусульманских регионах, кстати, старших больше почитают.

— Я говорю в целом по стране. Пьянство есть? Есть. Хотя постулируется, что пьянство, воровство и содомия — это плохо. Давайте хотя бы этому порадуемся.

А если мы коснемся вещей, которые даже не постулируют. Например, сквернословие. В плане слов вообще никто себя не сдерживает. Лихоимство, ставки на спорт. С точки зрения религии это тоже смертные грехи. Апостол Павел пишет: не обманывайте себя, никакой блудник, прелюбодей, малакиец, мужеложник, хищник, злоречивый, убийца, вор, пьяница царства Божьего не наследуют.

Да, мужеложство у нас официально порицается. Но в остальном чем мы отличаемся от Западной Европы и американцев? Наше общество по своей сути либерально. Люди готовы Бога проклясть и отречься от него, лишь бы только сохранилась свобода их греха.

При либерализме ты свободен. Но от чего? Я как христианин могу сказать, что моя христианская свобода заключается в том, что благодаря любви Бога ко мне и моей ущербной любви к Богу закон Божий для меня не обременителен. Для меня свобода заключается в том, что Господь говорит: «Этого не делай». А я и не хочу это делать. То есть я свободен, а не связан. Я не хочу прелюбодействовать, не хочу лихоимствовать, делать ставки на спорт. В этом смысле я свободен.

А есть свобода отрицательная: делаю то, что хочу. Бог говорит, что нельзя, а я буду. Тоже свобода, но движение ее совершенно в другую сторону. В этом смысле наше общество либерально, свободно от Бога, и, защищая эту свободу, мы топчемся на месте. Повторяю, я не пессимист. Просто считаю, что вместо критики нужно всеми силами вкладываться в подростков, студентов и детей. А все, кто старше, уже безнадежны.

«Если человек верит в Господа, он дает ему свет. Но в основном наше общество живет в кромешной тьме с точки зрения традиционных ценностей и в плане веры» «Если человек верит в Господа, Он дает ему свет. Но в основном наше общество живет в кромешной тьме с точки зрения традиционных ценностей и в плане веры» Фото: ru.freepik.com

— Когда у нас могут появиться ростки того общества, которое станет другим?

— Ростки уже есть и достаточно серьезные. Когда Моисей водил по пустыне иудеев, понятно, что мир был несколько иной. Сейчас все очень убыстрилось за счет технологий, смены поколений. Конечно, сегодня среди молодежи есть ребята, которым абсолютно все по барабану, но есть и те, кто смотрит на жизнь гораздо более ответственно, чем их родители и старшие товарищи. Они с гораздо бо́льшим желанием изучают Священное Писание, хотят, прежде чем вступать в брак, знать, что там будет. В этом смысле надежда есть.

Вот мне 41 год, я уже прошел все лимиты молодости, даже современные. А когда смотришь на молодых, то понимаешь, что солнце всходит. Конечно, если человек верит в Господа, Он дает ему свет. Но в основном наше общество живет в кромешной тьме с точки зрения традиционных ценностей и в плане веры.

— В вашей иерархии ценностей, как я знаю, сначала идет Господь, потом Родина, потом семья, но если Родина скажет пойти воевать — вы пойдете.

— Вопрос в том, что я не разделяю семью и Родину.

— Да, понятно. Но если идти воевать, то ведь придется и убивать.

— Это этическая задача. Нельзя решать такие вопросы, пока сама жизнь их тебе не поставила. Я приведу пример одной из самых тяжелых этических задач на Земле. Эта история произошла, по-моему, в Великобритании. Мужчина работал стрелочником на железнодорожном мосту через реку и опускал мост для того, чтобы проезжал поезд. И однажды, когда стрелочник в очередной раз пошел опускать мост, чтобы пропустить скорый пассажирский поезд, он увидел, как его 12-летний сын упал в опору моста. А это раздвижной механизм. И у него был этический выбор. Опустить мост и убить сына, причем страшной смертью, или не опускать мост, и тогда бы поезд ушел под откос. Это этическая задача. Но ее нельзя задавать. Человек изначально должен жить по заповедям Божьим и соблюдать их. Чтобы никто не интерпретировал, мы знаем, что отец опустил этот мост. Но мы не имеем права его осуждать.

В нашем случае, если мы говорим о войне, я свою подпись поставил, в военном билете она стоит. И если меня призовут, значит, надо идти. Но я сначала помолюсь и, как Господь скажет, так и сделаю. Потому что одно дело, когда ты защищаешь свою Родину, а другое — если разразится, например, гражданская война.

Не надо далеко ходить, у нас не так давно было столетие Гражданской войны, когда красные воевали против белых и русские рубили русских. Тогда в Москве и Петрограде сидели красные революционеры, которые были за Ленина и пролетариат, а скажем, в Омске были белые, которые защищали царя и Отечество. И если меня, с одной стороны, позовут красные, а с другой — белые, что делать? Нельзя подходить к таким вопросам однозначно, если позовут — пойду. Я исхожу из того, что живу по заповедям Божьим. Бывает так, что тебя призывают на фронт и ты идешь, потому что все очевидно, как в 1941-м.

А бывает, что неочевидно. И здесь человек молится Господу, но не ставит эти задачи перед собой, пока их нет. Этические задачи нельзя ставить перед собой. Что я буду делать, если, например, забеременею, а у меня будет больной ребенок в животе? Зачем ты ставишь перед собой этическую задачу? Ты, не знаю, иди сначала посуду помой. Вон она у тебя скопилась. Предлагаю на этом закончить. Надо всегда оставлять чувство голода, чтобы люди еще хотели послушать. И, думаю, хорошо закончить такую прекрасную беседу словами: «Иди помой посуду». Чтобы люди потом в комментариях писали: «Вот абьюзер!»