Конечно же, вы догадались! Развлечение, которое приготовили отцу Отечества казанские товарищи на дорожку 6 июня (по новому стилю – 17 июня), было – Бэа-бейтинг или Травля медведя. Bear-baiting – вид кровавого развлечения, зародившегося в Англии. Обычно устраивалась огороженная специальным забором арена, а вокруг на возвышении размещались зрители. В землю врывали столб, к которому цепью приковывали медведя, за лапу или за шею. На него спускали специально натасканных бойцовских собак. По мере того как собаки погибали, получали увечья или просто выдыхались от битвы с медведем, их заменяли свежими. Иногда медведя предварительно ослепляли или спиливали у него клыки, или наоборот – защищали «протекторами». Обычно схватки проводились по схеме «один на один» и «один против двоих».

460-илл.-1-....jpg
Травля медведя

В России, как и в Англии, «медвежья потеха» считалась царской забавой. Такие медвежьи потехи устраивали в Кремле - на заднем государевом дворе, или на специально устроенном месте. В XVII веке потехи зачастую проводили на Цареборисовском дворе, у палат патриарха. Иногда их устраивались в загородных дворцах, на псаренных дворах. Медвежьи бои в различных формах просуществовали до XX века.

В настоящее время травля медведей сохранилась в Пакистане.

Не брезговал этой «потехой» и Петр I. Последний перед Казанью раз он был на взрезывании Стефана Медведя 23 марта. Наши знали об этом его увлечении и решили угостить им императора конфиденциально: без супруги и без кого-либо из попутчиков. «Юрналы» фиксируют, что вся флотилия и Екатерина Алексеевна отчалили из Казани, а в это время ЕВ был «у дворянина Есипова, где травили медведя собаками. В те часы как ЕВ был в городе, судно ЕВ, на котором присутствовала ЕВ Государыня Императрица, також и яхта новая, которая тогда сделана была в Казани, и протчия суды, на которых тогда придворные чины обретались, пошли из речки Казанки греблею в начале 6-го часа пополудни; а протчия воинския суда остались там, только пошли островския лодки, которые определены для буксирования яхты. И как поравнялось судно ЕВ против судна же Барона Строгонова, тогда с того Строгоновского судна салютовано из 7-ми пушек, а с судна ЕВ ответствовано 3-мя выстрелами пушечными. И как вошли в реку Волгу, тогда, отшед верст с 5-ть, остановились. А как ЕВ из города в «  » часу изволил прибыть, тогда пошли в путь греблею, вытянулись из Казанки на Волгу; и пошли в путь и шли во всю ночь».

БОЛГАР КАК ЛЮБИМОЕ МЕСТО РУССКИХ ЦАРЕЙ

Что же это за злачное место в Казани, где ублажали государя травлей медведя? Судя по «Юрналам», все происходило в городской усадьбе дворянина Есипова. Где она была – неизвестно. Но. Если предположить, что родовые гнезда элиты свивались надолго, то можно посчитать, что эта та же усадьба, которая в середине XVIII века принадлежала казанскому прокурору Есипову. Но, тогда - это переулок Небогатов, или, в переводе на современную планировку Казани, угол улиц Баумана и Мусы Джалиля. Прокурорское домовладение охватывало около 1/6 квартала, теперь большую часть его занимает участок развлекательного (тоже!) центра «Родина».

460-илл.-2....jpg
Дом прокурора Есипова в 1768 году (угол улиц Баумана и М.Джалиля)

На этом думалось поставить точку о пребывании Петра I в наших краях. Но припомнились две забытые забавные детали, с ним связанные, которые в пору особого внимания к Болгару уместно вытащить.

Через день после отбытия из Казани 8 июня пришли в Тетюши, «а ЕВ ездил в Болгары, город старинной, где была столица Князей (интересная деталь!) Болгарских и жили народ, называемые Болгоры… Тут есть одна башня немалая и довольно каменнаго строения (далее идет описание города). ЕВ все те старинныя строения каменныя изволил смотреть, которыя в разных местах поставлены… а по осмотрении всего того ЕВ изволил кушать у Митрополита Казанского Тихона, которой тогда в том монастыре також и Виц-Губернатор Кудрявцов обретались; и кой час изволил откушать, то простясь с Архиереем и Кудрявцовым, изволил поехать не вереечке до Тетюш на Свое судно. И кой час изволил взойти на судно, тотчас пошли в путь и ехали во всю ночь». Остальные детали, в их числе – поручения о ремонтах древностей пропускаю, как хорошо освещенные.

460-илл.-3....jpg
Древнейшее изображение минаретов Болгара

Как было не заехать? Еще в детстве от старшего брата Федора, своего предшественника на царском престоле, Пётр мог услышать о Болгаре. Сохранился документ начала XVIII века, где сообщается, что «царственное Болгарское мусульманское городище, которое весьма преславно и прекрасно, царем и великим князем Феодором Алексеевичем весьма любимо и почитаемо бысть, иже тогда бывшему в Казани apxиepeю преосвященному Иоасафу указал писатися Казанским и Болгарским митрополитом». (Любопытно, что все остальные - и до и после - Иоасафа здешние архипастыри титуловались как Казанские и Свияжские). Вероятно, почитание древних болгарских развалин передалось вместе с троном и Петру Алексеевичу.

«СТРОЙКА, СТОП»

А через пару недель после отбытия монарха, взволнованный, но уверенный Тихон собирает бандероль и пишет письмо кабинет-секретарю Петра I А.В.Мансурову: «По отсутствии ж его величества от Болгар нашли на болгарах некую вещицу медную, по подобию панагии [нагрудный образок Богородицы, носимый архиереем], да денег 3 копейки серебряных да 3 медныя, которую нашедшую вещицу и 6 копеек с переводом при сем посылаем». Откуда такая уверенность, что это вещи императора? Ну, разве что, нашли их в «одной башне немалой», по винтовому стволу которой намедни в три погибели поднимался 204-сантиметровый Петр I. Й-эх! Вот бы был сейчас всем экспонатам – экспонат!..

Тогда же, во время обхода Болгара, Петр I сделал весьма необычное архитектурное указание Тихону, который недавно развернул строительство монастыря, отведенного тут Петром I еще 10 лет назад. Припасы все были готовы «еще прежде его императорского величества в оной монастырь пришествия, а без указу того делать не могу», вздыхал в том же письме митрополит.

«При присутствии же его величества на Болгарах указал тому болгарскому селению учинить чертеж и оставшемуся древнему каменному зданию опись; а камение великие, на которых есть подписи, благоволил повелеть их ставить в стены с внешней стороны, а в церковное ли здание, или в древние столпы закладывать, о том именно не смели доложить. А известно ваша милость, что на том болгарском месте в монастыре церковь святая каменная строить начата и фамендаментом вышли, и, по мнению нашему, видится, чтобы оные с надписанием камение тое церкви в стены в лицо закладывать будет весьма прилично, точию без его императорского величества того делать не смею. Молитвенно прошу твое благоутробие, благоволи о сем его величеству со временем доложить, и, что его императорское величество укажет, к нашему смирению писанием своим возвестись… Из Казани 1722-го Иуния дня 22-го».

9 июня Петр I был уже за пределами Татарстана. Попрощаемся с привычным нашему взору императором и мы. Через два месяца в несносную жару, перед вступлением в Дербент, по словам А.С.Пушкина, «Петр обрезал свои длинные волосы и сделал из них парик ныне видимый на его кукле».

460-илл.-4....jpg
Петр I в 1722 году

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Казанские мифы неистребимо живучи. Уже после наших материалов в «БИЗНЕС Online» «человек-погода» (ведущий ТК «Эфир» Константин Куранов, - .) 13 июля в качестве эксперта «Ва Банка» подтвердил читающей публике, что Петр I отметил свое 50-летие в Казани. «Приятно отметил» - добавил от себя Константин Николаевич.

Но мы не сдадимся! И следующей жертвой будет миф о постройке Петропавловского собора в честь пребывания в Казани Петра I. Но это будет уже серия мифов о другом человеке. Знаете, о ком?