ПАРИТЕТНЫЕ МИЛЛИАРДЫ
Как известно, Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (ММЛЦ) — это совместный проект федерального центра и властей Татарстана (первоначально на него претендовали Нижегородская и Самарская области). Центр предназначен для переработки грузопотоков в рамках международных транспортных коридоров «Транссиб», «Север - Юг» и создаваемого маршрута Европа - Западный Китай. Весной 2011 года были определены первые инвесторы проекта. Так, ОАО «Совфрахт» обещало вложить более 2 млрд. рублей в контейнерный терминал и водные перевозки, ЗАО «Дорстройинвест» вложит 2,36 млрд. рублей, ОАО «Татфлот» - 1,96 млрд. рублей и ООО «Кен» - 2,25 млрд. рублей. К январю этого года на мега-стройке всего уже было освоено более 3 млрд. рублей.
Теперь из подготовленной правительством РТ концепции следует, что проект вокруг Свияжского ММЛЦ может принять еще больший размах.
ТРАНЗИТЫ СЕМИ
Составители концепции пишут, что в ее основу положен инвестиционный проект «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра», который будет «якорем», вокруг которого будут развиваться другие проекты. Логоцентр должен стать ядром транспортно-логистической системы перевозки грузов с зоной обслуживания до 700 км. Речь идет о девяти регионах, а именно Башкортостан, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области.
Почему 700 км, вопрошают составители концепции, ведь в Западной Европе зоной ответственности подобных транспортно-логистических комплексов является территория в пределах 300 – 350 км. И тут же отвечают: в России плотность дорог, количество современных терминально-складских объектов и пр. значительно отстает от Запада, и средняя дальность автомобильных перевозок при межрегиональном сообщении в России составляет 660 км.
В идеале при расширении торговых связей со странами ВТО и с государствами Среднего Востока и Центральной Азии Свияжск должен стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов, а также узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам.
Проектный объем переработки грузов Свияжского логоцентра – 14,6 млн. тонн, из которых контейнерные грузы – 2,2 млн. тонн, общие (универсальные) грузы – 1,2 млн. тонн, навалочные грузы – 11,2 млн. тонн. Причем, основные грузопотоки планируются на автомобильный транспорт – 7 2 млн. тонн, затем водный (речной) – 5,5 млн. тонн и железнодорожный – 1,9 млн. тонн.
Международный транспортный коридор |
МАГАЗИНЫ ОТОВАРЯТСЯ
Свияжский логоцентр будет включать в себя несколько зон. Первая - это портовая зона с грузовыми причалами, используемыми для приема судов, выполняющих грузовые перевозки. Контейнерный терминал, разделенный на две секции для полных и пустых контейнеров, будет расположен рядом с железнодорожными путями. Запланирована и обширная складская зона. В корпусе таможенного досмотра грузов будут досматриваться бесконтейнерные грузы, поступающие на территорию таможни и вывозимые с ее территории железнодорожным транспортом, а также осуществляться промежуточное складирование грузов, хранение временно задержанных грузов и оформление грузосопровождающих документов. Осуществляться управление центром будет из здания единого диспетчерского центра управления. Зона технического сервиса будет включать станцию техобслуживания и мойку, гараж для автотранспорта, автозаправочную станцию.
По расчетам авторов проекта Свияжского логистического узла, наша республика и ее соседи получат большой экономический и социальный эффект. Прежде всего, речь идет об увеличении грузооборота на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте, создании надежной системы транспортировки, хранения и распределения импортируемых и экспортируемых грузов, получения прибыли за счет хозяйственной деятельности. Новый путь транспортировки грузов из Западной Европы на Урал, в Сибирь, Казахстан и обратно позволит сократить время почти в два раза. «Многие мелкие предприятия и даже магазины смогут получать товары непосредственно из логистического центра в нужном ассортименте без дополнительных посредников и лишних расходов. СММЛЦ обеспечит более быстрое вхождение республики в систему мирового рыночного хозяйства путем использования в основном европейских технологий, развития экспортно-импортных операций, создания консигнационных складов», - пишут составители концепции.
Распределение грузопотоков СММЛЦ по видам транспорта на 2014 год, % |
ЛОГИСТЫ-МЕТАЛЛУРГИ
В рамках разработки проектной документации Свияжского логоцентра были выделены промышленная и жилая (рекреационная) зоны перспективного развития. Последняя будет создана для специалистов центра, промышленной зоны и увеличивающегося населения близлежащих населенных пунктов. Запланированы здесь и объекты здравоохранения, учреждения образования, культурно-развлекательные комплексы, спортивные объекты и т.д.
Под промышленную зону отводится территория площадью 1100 гектаров. В качестве оптимальных вариантов создания промышленной зоны указывается несколько форм организаций. В частности, создание индустриального парка. Для его инициаторов планируется обнулить земельный налог и установить налог на имущество в символические 0,1%. Правда, при условии, что создание индустриального парка будет решением правительства России.
Но настоящей сенсацией стала идея придания территории статуса особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Прежде эта идея публично не озвучивалась. Предполагается, что это даст импульс развитию технологической модернизации исторически сложившихся обрабатывающих отраслей (машиностроению, химии и нефтехимии, авиационной и легкой промышленности), сконцентрированных в так называемой казанской агломерации. В то же время в условиях полного вхождения России в ВТО составители концепции констатируют, что многие преференции и стимулы особой экономической зоны так или иначе попадают в списки запрещенных или спорных мер поддержки.
Учитывая, что через Свияжск будут проходить суда с инертными строительными материалами, составители концепции предлагают разместить в промзоне производства строительных материалов, изделий и конструкций. В частности, производство металлоконструкций, и даже создания металлургического мини-завода. Другой пункт - это создание сборочных производств машиностроения, приборостроения, электрооборудования и т. п. с перспективой приближения к полному циклу производства. В документе озвучена идея вывода некоторых промышленных предприятий из Казани.
Схема расположения промышленной зоны |
«ЕСЛИ ПАРАМЕТР «ДОРОГИ» БУДЕТ ХРОМАТЬ – ПРОЕКТ ЗАГНЕТСЯ»
Перспективы проекта оценили эксперты «БИЗНЕС Online».
Кирилл Батыгин - директор NAI Becar в Казани:
- Проект хороший, жизненно необходимый и своевременный. О перспективности говорить можно будет тогда, когда дороги (и вблизи комплекса, и в Казани, и федеральная трасса М7) будут соответствовать стандартам нагрузок при эксплуатации такого логопарка. Ведь после запуска этого комплекса сильно возрастет нагрузка на абсолютно все дороги как в самой Казани (из парка в город будут перемещаться грузы), так и за ее пределами. И если этот параметр - «дороги» будет хромать – проект загнется. Но рынок логистики все равно развивать в Татарстане надо (эта ниша не занята), и, думаю, все постепенно придет в соответствие. Причиной тому является практически полное отсутствие складских помещений класса А, с холодильниками, продуманной инфраструктурой, подъездными путями и качественным сервисом. Расположение республики в этом плане является очень выгодным. Самое главное – это комплексный подход.
Сергей Гончар - заместитель заместитель директора департамента стратегического консалтинга компании Knight Frank:
- Появление проекта Свияжского мультимодального логистического центра является своевременным и представляет интерес для рынка транспортно-логистических услуг, как региона, так и страны в целом. Это связано, прежде всего, с все большей интеграцией российской транспортной системы в мировую. В связи с тем, что страна занимает выгодное географическое положение между Европой и Азией, существует большой потенциал обработки транзитных грузов, который пока не реализован в силу отсутствия необходимой логистической инфраструктуры. В Европе подобные проекты существуют уже давно и называются «грузовыми деревнями» (freight village). Их суть состоит в том, чтобы в одном месте обрабатывать грузы, которые доставляются различными видами транспорта. В идеале, такие проекты должны иметь возможность принимать грузы, которые приходят железнодорожным, морским, воздушным и автомобильным транспортом. Однако в силу особенностей местоположения это не везде реализуемо. Рассматриваемый проект имеет возможность обрабатывать грузы с трех направлений: вода, железная дорога и авто, что уже является хорошим показателем и конкурентным преимуществом среди других проектов в РФ.
Мы оцениваем перспективность данного проекта как высокую. Это обусловлено все большим ростом роли Российской Федерации, как транзитного государства при транспортировке грузов, которая продолжит увеличиваться с развитием мультимодальных логистических центров в Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день уже принят в работу документ по развитию логистической системы Азиатско-Тихоокеанского региона, разработанный ООН и направленный на унификацию логистики и обработки грузов по всему миру. Чтобы идти в ногу с динамичными изменениями мирового логистического рынка, уже сегодня в стране должны развиваться проекты, подобные рассматриваемому. Учитывая ежегодный рост уровня контейнеризации грузов в РФ, к 2030 году грузооборот контейнеров должен составить 37,3 миллиона ДФЭ транзитных грузов и 30 миллионов ДФЭ внутренних грузов. На данный момент рынок логистических услуг республики развит мало, поэтому данный проект будет способствовать развитию региона.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.