О том, что первый зам прокурора РТ больше не надзирает за расследованиями, сообщили источники «БИЗНЕС Online». Официально об этом не объявлялось, но изменения уже отображены на сайте О том, что первый зам прокурора РТ больше не надзирает за расследованиями, сообщили источники «БИЗНЕС Online». Официально об этом не объявлялось, но изменения уже отображены на сайте Фото: Андрей Титов

Объявили в день рождения

С первых дней службы в Татарстане (т. е. с августа 2020-го) Алексей Заика курировал надзор за оперативно-разыскной деятельностью и расследованиями уголовных дел. Сначала в должности заместителя прокурора Татарстана, а потом и первого зама.

Эта функция — одна из самых важных и, пожалуй, основных для прокуратуры как надзорного органа. Через куратора данного направления проходили все главные расследования в республике. До Заики, например, этим занимался Сергей Старостин. Когда Алексей Михайлович только приехал в Татарстан, у Старостина, который тогда был еще первым замом Илдуса Нафикова, такие функции забрали.

«Мы видим результат смены политики генпрокуратуры»: новый зам Нафикова – из Москвы

Сейчас в такой ситуации оказался сам Заика. Прокурор Татарстана Альберт Суяргулов принял решение о перераспределении обязанностей в понедельник, 3 июня, по совпадению в день рождения Заики. Вчера ему исполнилось 48 лет. Теперь за ним закреплены такие направления:

  • вопросы управления по надзору за исполнением федерального законодательства;
  • вопросы отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
  • вопросы рассмотрения обращений и приема граждан.

Также Заика — главный по взаимодействию с органами власти и местного самоуправления. Под его кураторством находятся отделы планирования, труда, финансирования, бухучета и отчетности, материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта, организации социально-бытового обеспечения прокурорских работников и их физкультурно-спортивного воспитания. Кроме того, первый зам руководит центральной экспертной комиссией и обеспечивает несение дежурства в аппарате прокуратуры РТ.

Несмотря на то, что все нынешние замы Альберта Суяргулова фактически из команды Илдуса Нафикова, именно Ибрагимова источники нашего издания называют его протеже Несмотря на то что все нынешние замы Альберта Суяргулова фактически из команды Илдуса Нафикова, именно Ибрагимова источники нашего издания называют его протеже Фото: Оксана Король

Кому передали надзор за главными расследованиями в республике

«Таких кардинальных перемен в прокуратуре с момента прихода нового прокурора еще не было», — говорят источники издания. По одной из версий нашего собеседника, перестановки — это взвешенное решение Суяргулова, который, во-первых, за время службы в республике присмотрелся к кадрам, во-вторых, на фоне громких коррупционных расследований в Татарстане перенастраивает надзор за СКР и МВД, чтобы следственно-оперативная машина не забуксовала. А такие моменты время от времени возникают. «Не все материалы доходят до реализации, временами не хватает взаимодействия оперативных структур и следствия. Иногда не могут найти общий язык. Поэтому нужна донастройка», — комментирует новости один из наших собеседников в погонах.

Функции, которые раньше были закреплены за Заикой, теперь перераспределены между другими заместителями. При этом основная из них — контроль за следствием (официально это звучит как «вопросы управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью») — отдана Ильнуру Ибрагимову. Несмотря на то что все нынешние замы Суяргулова фактически из команды предшественника Нафикова, именно Ибрагимова источники нашего издания называют его максимально близким соратником. Такая репутация закрепилось за ним из-за того, что в свое время Ибрагимов работал помощником Илдуса Саидовича. На интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» Ибрагимов рассказывал, что на этой должности он курировал, как выполняются особые поручения (которые взял на личный контроль прокурор республики), и докладывал об этом шефу. Кстати, о том, как расследуются уголовные дела, Ибрагимов знает не понаслышке: четыре года, с 2007-го до 2011-го, он служил старшим следователем по расследованию особо важных дел. По этой причине, как он рассказывал сам, ему при переходе в прокуратуру даже не пришлось сдавать экзамены: «Видимо, меня посчитали опытным сотрудником».

Ильнур Ибрагимов, зампрокурора Татарстана: «Для нас цель не пиар, а стабильность в обществе»

Кроме надзора за следствием (а это, повторимся, одна из главных составляющих работы прокуратуры), Ибрагимов отвечает за вопросы экстрадиции. Также за ним закреплены вопросы управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации (грубо говоря, кибербезопасности).

Остальные функции распределены между Юлией Наумовой и Александром Чеховским. Так, в зоне ответственности Наумовой — вопросы уголовно-судебного управления. Это тоже одна из основных функций прокуратуры. Она же главная по взаимодействию с УФСИН, она же отвечает за пенсионное обеспечение прокурорских работников и руководит аттестационной комиссией. Общественно-политическая работа также закреплена за Юлией Ивановной.

Чеховской курирует исполнение законов в сфере ОПК, законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и терроризму. В зоне его ответственности также работа отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и отделов делопроизводства, организации учета, хранения и выдачи оружия.

Одно из важнейших подразделений прокуратуры Татарстана — управление по надзору за следствием, которое теперь находится в подчинении Ибрагимова, — возглавил Рустэм Шарафутдинов (справа на фото) Одно из важнейших подразделений прокуратуры Татарстана — управление по надзору за следствием, которое теперь находится в подчинении Ибрагимова, — возглавил Рустэм Шарафутдинов (справа на фото) Фото: Олег Спиридонов

Рокировки коснулись управления по надзору за следствием и по гособвинению в судах

На этом изменения не закончились. Как сообщают источники издания, одно из важнейших подразделений прокуратуры Татарстана — управление по надзору за следствием, которое теперь находится в подчинении Ибрагимова, — возглавил Рустэм Шарафутдинов. Эта должность стала вакантной 31 мая: предыдущий начальник управления Феликс Хайруллин вышел на пенсию.

Сам Хайруллин был назначен недавно и в спешном порядке еще Нафиковым, когда прокурор РТ снял всю верхушку управления — шефа Игоря Орехова, а также руководителей отделов по надзору за органами СКР и МВД Радмира Надыршина и Али Купова. Купов в итоге стал фигурантом уголовного дела о получении взятки и сейчас находится в СИЗО.

Роковой iPhone: Нафиков сменил надзор за следствием, а в отношении сына прокурора Нижнекамска возбудили дело

При этом назначение Шарафутдинова выглядит хоть и неожиданным, но логичным. Неожиданным — потому, что он, буквально в середине мая покинув пост прокурора Елабуги, возглавил было уголовно-судебное управление прокуратуры РТ. Оно отвечает за работу гособвинения в судах всех трех инстанций. А спустя пару недель ему доверили не менее важное управление по надзору за следствием.

Но главное, Шарафутдинов прекрасно знаком с деятельностью управления: там он отслужил 7 лет — был замом начальника, потом начальником отдела в структуре управления, а затем на несколько месяцев это управление возглавил. Именно после него он стал прокурором Елабуги. Можно сказать, что Шарафутдинов вернулся на свое место.

Шарафутдинову 50 лет, всю свою карьеру он построил в прокуратуре в родной республике. Начинал в Челнах, оттуда переехал в Новошешминск, где был прокурором района, потом служил в центральном аппарате, а последние 10 лет, с 2014-го, — прокурором Елабуги.

Уголовно-судебное управление, которым недолго успел поруководить Шарафутдинов, теперь возглавил Ленар Муллануров. До этого он руководил отделом, который надзирает за органами дознания и оперативно-разыскной деятельностью в республике. Этот отдел как раз входит в структуру управления, которое отдали Шарафутдинову. Муллануров — заслуженный юрист Татарстана, тоже построил карьеру в надзорном ведомстве. Работал и в районах (например, в Черемшане был помощником и замом прокурора), и в Казани — в прокуратуре Приволжского района.