ВОТ И ВВОДИТСЯ ПРОТИВ ТЕРРОРА КОНТРТЕРРОР

Андрей Девятов - заместитель директора института российско-китайского стратегического взаимодействия (Москва):

- Я бы эти провокации соединил вместе с поджогом консульства Сирии в Казахстане. Мы живем в условиях глобализации, все внутренние моменты без внешнего контура никогда не будут понятны. Здесь и причины внешние, и последствия. Кто поджег сирийское консульство в Казахстане? Религиозные экстремисты. Какого толка?

Речь здесь идет о следующем. В Российской Федерации русский народ, образующая государство нация, не имеет идеи. А мусульмане – это те, кто идею имеет. Идея всегда пробьет тех, кто ее не имеет. Идея либерализма пожухла из-за мирового кризиса и сама по себе не греет. Отсутствие идеи у центральной власти приводит к тому, что сепаратизм, экстремизм и терроризм, как инструменты, пробивают ту идею, которая идее либерализма враждебна. Это подталкивает власть к действию, потому что сейчас по факту она бездействует.

Что делает центральная власть в Кремле? Начинает подавлять любые проявления на по почве сепаратизма, экстремизма и терроризма. Каким образом? Принимая законы, что этого нельзя делать или другого, здесь будем брать штрафы. Но это же пустое. Вот произошел, например, террористический акт. Причем здесь закон? Вот и вводится против террора контртеррор. Чтобы активизировать силовое подавление. И это задача тех, кто раскачивает покой и блаженство либерализма. Смысл в создании противоречия между возмущенными и тиранией. Милиции, которая меня бережет, уже нет, а вместо нее какие-то полицейские, космонавты в круглых шлемах и с дубинками. Обратите внимание: раньше дубинки не было, а как только пришла демократия, сразу появился человек с дубинкой. И это дубинка должна бить по голове. Но она пока не бьет. Значит, ее надо заставить бить. Тогда, с одной стороны, произойдет демократия, с другой - тирания. Это борьба противоположностей ведет к тому, что тирания рушится. Это замысел "цветной революции".

В международном плане это затягивание Путина в ту самую войну, которая должна произойти. Произошедшее в Татарстане, как и в Сирии, - сигналы Путину о том, что будет. И это заставляет его, как записано во всех текстах священного писания, - «Ты же, сын человеческий, нареки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала»… В эту роль Путина загоняют. Ну и сейчас Путин начинает ту самую битву конца. И проигрывает в ней. Он наследник Рима, а Рим проигрывает. И это не я говорю, а эсхатология.

460.jpg
В четверг утром при взрыве автомобиля ранения получил муфтий Татарстана Илдус Файзов. СК квалифицировал покушение на муфтия как теракт

 СТАРАТЬСЯ НЕ ПОПАДАТЬСЯ НА МАНИПУЛЯЦИИ, КАК ИНФОРМАЦИОННЫЕ, ТАК И ПРОЧИЕ

Рустам Курчаков - экономист:

- Даже навскидку видно, что это демонстративная акция – «черная метка» Казани и Москве. Цель – унизить и показать: «Вы не справляетесь, а мы управляем вами». Но независимо от заказчиков и исполнителей важно трезво оценить самих себя и способность мобилизоваться перед угрозами. Это сигнал, что у нас изношена не только материальная инфраструктура, но прежде всего духовная. В мусульманской общине, как и во всем обществе, нет единства, но много раздоров и лицемерия. Умма разобщена на три части и этим пользуется четвертая сторона, с самыми низкими целями – расколоть  общество и страну. Татарстан – это точка сборки или развала России, поэтому сюда публично и громко бьют уже второй раз после президентских выборов в России. Не считая тихих ударов исподтишка и подножек самим себе.

Процесс демонтажа пошел и попытки расколоть - изнутри и извне - будут продолжаться и дальше, поэтому надо работать на единство – не формальное и показное, а по сути человеческих отношений. В том числе правоверных с православными. И с теми, кто считает себя вне религии. Надо задуматься, почему религии – объединяющая духовная сила – становятся орудием разделения? Согласно одному из хадисов Пророк говорил (по смыслу): «После моей смерти вы разделитесь на 70 течений, но я буду принадлежать 71-му». Надо вспомнить, что Коран проводит единую линию откровений и пророчеств, включая Ветхий Завет и Евангелие. И у нас многие говорят: "Бог один, пророки разные". Надо восстановить эту объединяющую энергию ислама – для всей России. В Татарстане есть все для этого. Может быть, не хватает воли и чистоты веры. Для этого надо подальше убрать свою гордыню, приглушить пиар и скромно признать, что созидательное «Булдырабыз» исходит от  Всевышнего. А смертные люди могут сподобиться под этим лишь во вторую очередь, и только те, кто в точности следует Божией воле.

460-2.jpg
Экс-замглавы ДУМ РТ Валиулла Якупов был застрелен у своего дома

Обычно в кризисный, переломный период развития общества развивается цепочка событий, сигналов, знаков, которые должны повлиять на сознание людей, подтолкнуть их к более разумным действиям, разбудить совесть. Небо начинает подсказывать запутавшимся в земной жизни людям. Просто надо видеть эти очевидные знаки. Крымский потоп случился точно в годовщину гибели «Булгарии». Надо совсем лишиться памяти, чтобы этого не заметить. Гудок «Булгарии» до сознания толком не дошел – это очевидно. А что такое Крымск на смысловом уровне? «Крым» - слово тюркского корня, которое в средние века для тюрков и славян означало одно и то же – кремль, как укрепленный город, властная опора жизни и защиты от врагов. Стало быть, вектор крымского потопа указывает на Кремль – казанский и московский, как конечную цель, куда должна дойти разрушительная волна цунами.

Раздавив Сирию, внешние силы стремятся прямо столкнуть суннитов с шиитами, чтобы под именем ислама остался только терроризм – оружие против кого угодно в начавшейся «диффузной войне». Разве случайно накануне Рамазана взорвали руководителей силовых структур в Дамаске, автобус с израильскими туристами в Бургасе и руководителя ДУМ в Казани? Сработала одна и та же кнопка. Это не к тому, чтобы списать все на внешних врагов. Они были и будут всегда. Гораздо труднее найти врага внутреннего, в самих себе, в своем сознании.

…Так или иначе, сигнал получен от двух «высших инстанций» - небесной и земной. Поэтому надо задуматься: почему это произошло, в чем смысл, что нам надо понять, какие выводы сделать? Где тонко – там и рвется. Задуматься, конечно, в первую очередь, начальству, руководству. Например, как бы так, хитро и не теряя лица, отодвинуть приближающуюся Универсиаду, чтобы не подставлять республику под новые риски и удары экономического кризиса, природных катаклизмов и политических конфликтов. А сэкономленное время и ресурсы направить на более скромные, но насущные задачи – санацию ЖКХ, земельный передел и обеспечение продовольственной безопасности. С руководителей спрос тысячекратный, но и с граждан - тоже по полной программе. Потому что такие цепочки трагических событий производят ревизию жизненных целей и ценностей и проверку их на прочность. Прежде всего не попадаться на манипуляции – ни информационные, ни террористические. И сделать перезагрузку своих представлений о главных ценностях жизни. Серьезная проверка уже началась и в ближайшие два месяца проявятся результаты.

Почтим память погибшего просветителя Валиуллы Якупова.  

ВЛАСТЯМ НАДО ОПЕРАТИВНО РАССЛЕДОВАТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, А ДУХОВЕНСТВУ СОБЛЮДАТЬ СПОКОЙСТВИЕ

Сергей Митрохин - председатель партии «Яблоко»:

- Конечно, это очень неприятное событие, оно удивило. У нас не настолько блестяще работают правоохранительные органы, чтобы упреждать такие преступления, ни один регион от такого не застрахован, в том числе и Татарстан. В этой ситуации властям надо оперативно расследовать преступление, а духовенству соблюдать спокойствие и призвать верующих сохранять твёрдость духа и не поддаваться провокациям, попыткам превратить это преступление в повод для разжигания каких-то страстей, межконфессиональных, межэтнических.

Угроза радикальной исламизации есть. Она всегда подпитывается состоянием несправедливости общества, экономических отношений, социальных отношений, это вот такая реакция, вызывающая отклик у большой массы людей, – в такой радикальной форме противостоять несправедливости, беспределу. А этого в нашем государстве очень много сейчас, поэтому почва всегда существует. А радикальный ислам – это такая форма борьбы за справедливость, при всём разрушительном характере этого явления он подпитывается  такими эмоциями, и, к сожалению, у нас такая почва есть. 

СПЕЦИАЛИСТЫ УЖЕ ДАВНО БИЛИ ВО ВСЕ КОЛОКОЛА, НО РЕАКЦИИ ВЛАСТИ НИКАКОЙ НЕ БЫЛО

Павел Салин - эксперт центра политической конъюнктуры:

- В принципе данное убийство свидетельствует о том, что радикальный исламизм показал своё лицо, и что он набирает силу не только на Северном Кавказе, где российские власти  уже на ситуацию, в том же Дагестане, например, махнули рукой, но и в Поволжье, которое до этого считалось относительно спокойным регионом. А инциденты, когда в Башкортостане поймали нескольких исламистов, а в Татарстане тоже были случаи, - все это списывалось на статистическую погрешность. В то же время специалисты, которые знакомы с ситуацией в российских регионах, - не только в Татарстане, но и во всём Поволжье, - уже давно били во все колокола…

Я думаю, что убийство бывшего заместителя муфтия и покушение на самого муфтия, они станут хоть и очень трагическим, но всё-таки поводом для власти – более пристально присмотреться к ситуации в Поволжье. Там сосредоточена значительная часть российского населения, и, в отличие от Кавказа, развита промышленность. И если в Поволжье начнут происходить те же процессы, которые начали происходить 10 лет назад в том же Дагестане, то последствия будут гораздо более печальными и сокрушительными для российской экономики и политики, чем динамика терроризма в Дагестане.

Что касается духовенства, необходимо продемонстрировать единство и однозначно осудить всё это. А властям – активизировать агентурную работу, это в первую очередь дело спецслужб, и антиэкстремистского подразделения МВД. Оно не так давно образовано и должно отрабатывать свой хлеб работая не только по политической оппозиции властям, но и действительно работать по религиозным экстремистам. 

ИЗОЩРЕННЫЕ ВЕРСИИ Я СКЛОНЕН ОТСЕЧЬ ПУТЕМ ИЗВЕСТНОЙ «БРИТВЫ ОККАМА»

Сергей Сергеев - профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

- Почему могло такое произойти? Почему такое может происходить в Дагестане, в Ираке и так далее? Говорить, что вот у нас здесь такого никогда не может произойти, потому что никогда не может произойти, - это немножко страусиная позиция.

Я склоняюсь к версии, что это были, скорее всего, ваххабиты. Она наиболее простая и непротиворечивая. А какие-то более изощренные версии я склонен отсечь путем известной «бритвы Оккама».

Почему ваххабиты, еще толком не оперившись, полезли с терактами? Видимо, Якупов и Файзов им сильно мешали. И террористы решили действовать так, как действуют в других местах, - внаглую. Что касается синхронного теракта - значит, действовала организация. Думаю, достаточно было от трех-пяти человек до двенадцати-пятнадцати. Вряд ли больше.

Думаю, что эта зараза в нашей республике пока особо не разрослась. Активных ваххабитов, наверное, даже нескольких десятков нет. И есть несколько сот сочувствующих…

И в принципе теракты можно пресечь. По большому счету, те люди, которые это совершили, - если можно таких преступников назвать людьми, - они оказали чрезвычайно дурную услугу своим единомышленникам и единоверцам. Думаю, далеко не все, даже ваххабиты, склонны к таким радикальным методам. Террористы на сравнительно небольшую общину навлекли изрядные репрессии - думаю, мало никому не покажется…