Рустам Минниханов сегодня провел встречу с творческой интеллигенцией в Кремле Рустам Минниханов сегодня провел встречу с творческой интеллигенцией в Кремле Фото: rais.tatarstan.ru

Минниханов — Бикчантаеву: «Лучше вас играют»

Пожалуй, с таким количеством гуманитариев, как 26 апреля, Рустаму Минниханову не приходится встречаться ни в какой другой день в году. Но память о Габдулле Тукае обязывает, так что татарстанского лидера уже с утра ждали в Присутственных местах Казанского кремля на традиционную встречу с представителями национальной творческой интеллигенции.

На этот раз акцент сделали на культуру для молодежи и детей. На месте развернули выставку, где можно было встретить стенды татарских СМИ для детей, театров, художественных студий и т. д. К примеру, журнал «Ялкын» в марте отметил свой вековой юбилей: он начал выходить в 1924 году по инициативе Мусы Джалиля под названием «Кечкенә иптәшләр» («Маленькие товарищи»), а нынешнее носит с 1957-го. По словам его главного редактора Ильназа Фазуллина, сейчас тираж издания не такой большой, как в прежние годы: «Около 4 тысячи экземпляров, а в советские времена доходил до 80 тысяч».

На выставке перед встречей можно было встретить стенды татарских СМИ для детей, театров, художественных студий и так далее На выставке перед встречей можно было встретить стенды татарских СМИ для детей, театров, художественных студий и т. д. Фото: rais.tatarstan.ru

Минниханова, обходившего выставку, текущие цифры не особо впечатлили. «Ну что такое 4 тысячи экземпляров? — возмущался он. — Нужно интересное что-то писать, вот мыльные оперы как ни включишь, с интересом смотришь, как на наркотики „подсаживает“ человека. Вам тоже „подсаживать“ надо читателей, что-то придумать, пусть читатель с нетерпением ждет новый номер». Раис РТ также привел в пример известный турецкий сериал: «Вот „Эртугрул“ (турецкий исторический приключенческий телесериал прим. ред.) когда смотришь, не оторвешься, все дела бросаешь. Ладно, если в самолете летишь, тогда другое дело». Отговорки, мол, московские детские журналы тоже не могут похвастаться тиражами, Минниханова не убедили: «Ты мне тут про „Мурзилку“ (нынешний тираж журнала — 10 тыс. экземпляров прим. ред.) не рассказывай! Надо брать пример с самых массовых изданий».

Не обошлось и без общения с детьми. Маленький мальчик из песенно-вокального проекта «СалаваTik» с выражением произнес: «Рустам-абый, мы, артисты группы „СалаваTik“, благодарим вас за отличный проект. Благодаря вам мы сняли видео для 62 песен!» А замруководителя исполкома Казани Гузель Сагитова представила Рустаму Нургалиевичу юных актеров театрального объединения «Апуш», отличившегося уже на многих российских фестивалях. Ребята читали Тукая: «Театр — и зрелище, и школа для народа / Будить сердца людей — вот в чем его природа…»

Не попасть под «ледяную глыбу»: топ-50 самых влиятельных людей в культуре Татарстана

Первое лицо республики был под впечатлением от услышанного и даже подколол главного режиссера Камаловского театра Фарида Бикчантаева: «Лучше вас играют». Бикчантаев, занявший первое место в рейтинге «БИЗНЕС Online» влиятельности мира культуры Татарстана, благоразумно согласился. «В новом здании Камаловского театра можно им выделить помещение, он большой, хоть на самокате объезжай. Там у нас три зала, один можно дать детям», — продолжил Минниханов. Вот тут главреж «камаловцев» уже возразил, дескать, у нас же еще и студенты есть.

— Да, ты можешь и не пустить их, — пожурил театрального режиссера глава республики.

— Нет, я не такой, — оправдался Бикчантаев.

Худрук студии «Апуш» Алия Файзрахманова тем временем рассказывала о достижениях своих подопечных. «Молодцы, компенсируете недостатки в татарском языке Ильсура Раисовича», — сказал Минниханов, ведь юных артистов курирует мэрия Казани. Но раис тут же похвалил Ильсура Метшина: «Нет, он молодец! Душа у него татарская».


«ВКТ тоже старается, чего только ни делает — и пляшет, и поет»

Открывая саму встречу с интеллигенцией, глава республики поздравил всех с Днем родного языка и напомнил, что в эпоху глобализации не так-то просто его сохранить, после чего похвалил за активную работу «языковую» комиссию во главе с Маратом Ахметовым. «Кроме нас самих, никому наш язык не нужен, ВКТ тоже старается, чего только ни делает — и пляшет, и поет. Работы много, но ее недостаточно, — уверен Минниханов. — Самое главное — это общение в семье, татары — на татарском, чуваши — на чувашском, язык должен быть востребован. Мы здесь собрались для того, чтобы обсудить пути решения этих проблем, жду от вас конкретики, ответов на вопросы: сколько, как, что?»

Далее уже упомянутый главред «Ялкын» рассказал о «видеопроектах с использованием мемов, комиксов и обучением молодых журналистов». Фазуллин еще раз напомнил о 100-летнем юбилее журнала и пригласил президента на торжества, которые пройдут 1 июня, в День защиты детей, в казанском Кремле. Рустам Нургалиевич задумался, поинтересовался у руководителя аппарата Асгата Сафарова своим рабочим графиком. Оказалось, в этот день планировалось поехать в Кукмор  открывать лагерь «Сосенка». Минниханов резюмировал: «Я выбираю „Ялкын“».

Еще одна, уже старая знакомая раиса РТ худрук «Апуш» Файзрахманова вновь рассказала о студии и подняла вопрос о грантах для театрального объединения, чтобы можно было расширить его деятельность. Сидевший в первом ряду Бикчантаев коллегу поддержал: «Я смотрел их спектакли, там с детьми работают профессионалы, в том числе и из нашего театра». Министр культуры РТ Ирада Аюпова конкретизировала: «На один спектакль постановочные затраты — это 1 миллион рублей, здесь есть вопросы».

Главред «Ялкын» рассказал о «видеопроектах с использованием мемов, комиксов и обучением молодых журналистов» Главред «Ялкын» рассказал о «видеопроектах с использованием мемов, комиксов и обучением молодых журналистов» Фото: rais.tatarstan.ru

Победитель конкурса художественного слова, ведущий детского канала «Шаян ТВ» Аяз Аглиуллин, подойдя к микрофону, начал свою речь с короткой автобиографии: «Когда открылся канал „Шаян“, мне было 10 лет, сейчас я, шагая вместе с „Шаян“, достиг 15 лет». Юноша сообщил, что он и его сверстники интересуются нейросетью, на их канале начали появляться и мультфильмы на татарском языке. Аглиуллин просил высокого гостя открыть студию «Шаян-мультфильм».

Минниханову понравился сам оратор, но не та форма, в которой он оформил просьбу: «Аяз, когда ты что-то просишь, подумай, какой тебе могут дать ответ», и добавил, что надо говорить конкретно, что нужно, какое оборудование, сколько это стоит и т. д., а не рассказывать свою биографию.

Шеф Аяза, гендиректор ТНВ Ильшат Аминов вступился за сотрудника и сообщил, что работа уже началась, три специалиста начали создавать с помощью нейросети мультфильмы, а для создания студии нужно 100 млн рублей. Глава республики вновь обратился к подростку. «В следующий раз подготовься, — сказал раис. — Если бы деньги просил он [Аминов], я бы ему не дал, тебе же не могу отказать, но ты сумму не знаешь. Эти дяди через тебя просят, а потом деньги в своих целях используют».

Блогер Ильнар Идрисов, более известный как Татариус Блогер Ильнар Идрисов, более известный как Татариус Фото: rais.tatarstan.ru

«Это случайно не песня «Я убью тебя, лодочник»?»

Далее блогер Ильнар Идрисов, более известный как Татариус, открывший медиашколу для блогеров, рассказывающих о разных народах, проживающих в Татарстане, попросил у главы республики помощи в расширении своей деятельности. Минниханов, поднимая по одному чиновников, давал указания: «Надо помочь». Татариусу он посоветовал работать над количеством подписчиков: «245 тысяч — мало, поставь цель достичь миллиона».

Директор казанской ДМШ №18 им. Музафарова Ильзия Фатхуллина просила помощи в оцифровке произведений татарских композиторов. «Как так, мы содержим за государственный счет музыкальные школы, а там татарского контента нет?» — удивлялся Минниханов, глядя на чиновников. Очень эмоционально выступила главред журнала «Идел» Рамзия Галимова, поднявшая проблему дистрибуции: «Ни в одном учебном заведении не смогли выставить на продажу журналы, очень много административных барьеров. Но журналы активно продаются в вендинговых аппаратах на станциях метро. Просьба оказать содействие и рекомендовать вузам поставить вендинговые аппараты». Рустам Нургалиевич дал указание Ахметову, министру образования и науки РТ Ильсуру Хадиуллину и руководителю «Татмедиа» Айдару Салимгараеву решить вопрос.

Чуть ли не единственной, кто не просил у Минниханова денег, оказалась организатор детского театрального проекта «Чисто-чиста» Алена Батуллина. Жена хореографа и танцовщика Нурбека Батуллы просто пригласила главу республики вместе с супругой посетить их креативный спектакль.

«Татарский язык должен быть востребован, распространен, нужны выступления, спектакли на татарском, мультфильмы. Плоды этой работы лет через 10 только будут видны, все постепенно идет, вот ведь сейчас какие ифтары проводим, — сказал в заключение Минниханов, показывая на одного из организаторов республиканского ифтара Радика Абдрахманова. — Нам самим надо быть примером [в татарском языке], мы же в Татарстане живем, мы же образец для всех татар мира. Я не говорю, что русский язык [не нужен], татары русский язык должны знать лучше самих русских».

Мероприятие вроде бы завершилось, но тут неожиданно встал с места детский композитор, председатель правления общественной организации самодеятельных композиторов Татарстана Риф Гатауллин. Когда он представлялся, председатель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла сообщил Минниханову, что Гатауллин — автор популярной песни «Ялгыз көймә» («Одинокая лодка»), на что раис республики пошутил под смех собравшихся: «Это случайно не песня „Я убью тебя, лодочник“?» Композитор просил помочь в издании антологии татарских самодеятельных композиторов. Рустам Нургалиевич обещал содействие и поторопился в свою резиденцию, где должен был вручать государственные премии РТ им. Тукая.

«Тукаевская премия — самая высшая премия, и мы рады в вручать ее в этом здании. Всем здоровья, успехов в работе, пусть республика процветает!» — сказал в своем выступлении Минниханов, который вручал сегодня и другие государственные награды «Тукаевская премия — самая высшая премия, и мы рады вручать ее в этом здании. Всем здоровья, успехов в работе, пусть республика процветает!» — сказал в своем выступлении Минниханов, который вручал сегодня и другие государственные награды Фото: rais.tatarstan.ru

«Мне кажется, это выше всех моих званий»

В резиденции было суетно и торжественно. Часть присутствующих облачилась в традиционные для мусульманского региона зеленые цвета, некоторые надели тюбетейки и татарские национальные сюртуки. Среди гостей мероприятия были депутаты Госдумы и Госсовета РТ, сенатор Александр Терентьев и, конечно же, сами деятели культуры.

Среди них выделялись главные виновники торжества — лауреаты государственной премии им. Тукая – 2024. В этом году их четверо: поэт Ляис Харрасов (Лаис Зулькарнай), скульптор Кадим Замитов, руководитель и дирижер камерного хора РТ Миляуша Таминдарова и писатель Борис Вайнер.

Особо активно принимала поздравления Таминдарова, которая после награждения отметила, что предвкушает, когда сможет выйти на сцену и объявить, что она удостоена высокого звания лауреата Тукаевской премии. «Вы не представляете, какое для меня это событие на сегодняшний день! Это не просто премия, что тебя как-то чествуют, что это предмет какой-то гордости… Я считаю, что выше нет ничего в республике!.. Мне кажется, это выше всех моих званий, которые на мою скромную жизнь и биографию пришлись», — радовалась шеф камерного хора РТ.

В своей речи Таминдарова не могла не упомянуть и «татарского Пушкина». Как при физической слабости у Тукая получались произведения с колоссальной внутренней силой, размышляла она. «Это всегда манифесты. Это всегда манифест татар, это о том, как нам научиться быть гордыми, расправлять крылья, ценить и уважать собственную нацию», — отметила лауреат.

Но особую радость певица испытывала от признаний заслуг ее хора. «Когда какой-то хор бывает популярен? Скажите мне, пожалуйста. Все думают, что хор — это скучно, что это тетьки и дядьки, что-то унылое, завывающее, понимаете? — продолжила Таминдарова. — Я вот всегда говорю, что служу, как раб на галерах, служу людям, которые приходят в наш концертный зал». Именно такой самоотдачей, по мнению дирижера, и объясняется популярность камерного хора РТ.

Еще один лауреат премии, скульптор Замитов, был сдержан в проявлении эмоций, но выделялся на фоне гостей нарядом с национальными узорами: его шею украшал галстук, украшенный коровами. Его наградили за создание серии скульптурных портретов и фигур, посвященных выдающимся историческим деятелям татарской культуры. Однако присутствующие больше спрашивали у Замитова о знаменитой скульптурной композиции женщины-птицы «Хоррият», которая стала визитной карточкой Татарстана и расположилась возле Нацбиблиотеки РТ. «Конечно, эта творческая работа занимает первое место в моей деятельности. Потому что это ценно не только для меня, но и для республики. Это ее главный символ, символ свободы Татарстана», — сказал автор «Хоррият».

«Тукаевская премия — самая высшая премия, и мы рады вручать ее в этом здании. Всем здоровья, успехов в работе, пусть республика процветает!» — сказал в своем выступлении Минниханов, который вручал сегодня и другие государственные награды.

После завершения официальной части гостей пригласили на фуршет, однако многие спешили к выходу: через час в Казанском цирке должен был состояться первый показ первого национального театрально-циркового спектакля «На Сенном базаре». «Я так рада, очень волновалась, хочу выразить свою благодарность нашей республике, всем руководителям, организаторам, моей семье!» — сказала журналистам певица Эльмира Калимуллина, ставшая народной артисткой РТ. Она как раз спешила в цирк, у нее «На Сенном базаре» одна из главных ролей.

А саму резиденцию главы РТ на время готовилась занять многолюдная китайская делегация. Гости из Поднебесной потихоньку вытесняли деятелей культуры из холла — через считаные минуты начиналась встреча Минниханова с членом политбюро ЦК КПК Чэнь Вэнцином. Однако не всей делегации удалось попасть на прием с первого раза. Некоторые граждане КНР были настолько поражены красотами Кремля и башней Сююмбике, что в попытках запечатлеть это на камеру смартфона отстали от основной группы и оказались перед уже закрытыми воротами резиденции президента. Охрана не спешила пропускать гостей — языковой барьер и строгий контроль безопасности не позволили это сделать оперативно.