Максут Шадаев: «Примерно полтора-два миллиона звонков ежедневно блокируются. Мы планируем внести законопроект, который запрещает массовые спам-обзвоны» Максут Шадаев: «Примерно 1,5–2 миллиона звонков ежедневно блокируются. Мы планируем внести законопроект, который запрещает массовые спам-обзвоны» Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

Россия переманила западных разработчиков станций

«Оценка, что операторы чувствуют себя сейчас очень комфортно, достаточно оптимистична. Честно говоря, они находятся в трудном положении», — заявил накануне на национальной конференции «Телеком Будущего – 2024» на ВДНХ в Москве глава минцифры РФ Максут Шадаев. Он напомнил, что в России уже много лет обсуждается переход на отечественное оборудование, софт и т. д., однако о необходимости перейти на российские базовые станции стали говорить только с появлением темы 5G. По словам министра, в конце 2021 года подписали документы о создании совместного с Nokia предприятия. «Была задача локализовать производство оборудования в стране — и 4G, и 5G. И все это было связано с тем, что мы еще до 2022 года, до начала СВО, вводили жесткие требования о том, что на сеть с определенного года можно будет ставить только российские базовые станции», — пояснил Шадаев.

Подобный переход всегда вызывал опасения у отечественных операторов, привыкших к «суперсовременному оборудованию». Поэтому они заранее сформировали значительные запасы западных станций, что помогло на первых этапах, особенно после начала СВО. Кроме того, не стал скрывать Шадаев, вопросы были к качеству российского оборудования. Самый главный вызов — скорость мобильного интернета.

«Надо сказать, что операторы были одними из первых, кто очень быстро сориентировался… Они нашли уже двух производителей, на которых самостоятельно делали ставку. Я очень надеюсь, что она сработает, потому что, когда мы рассказывали о разных примерах импортозамещения, это, главным образом, слаженная работа заказчика и производителя», — добавил он.

Шадаев порадовался тому, что наши производители «смогли забрать» команды иностранных производителей оборудования, которые были локализованы в РФ. Среди них — все те же Nokia и Ericsson.

«Операторы готовы ставить базовые станции, хотя им это не выгодно, но они рассматривают это как обязательства, которые они взяли в рамках LТЕ» «Операторы готовы ставить базовые станции, хотя им это невыгодно, но они рассматривают это как обязательства, которые они взяли в рамках LТЕ» Фото: Алексей Белкин

На М12 можно будет смотреть YouTube

Кстати, еще в начале апреля президент РФ Владимир Путин призвал обеспечить все дороги страны бесперебойной связью. «Покрытие федеральных трасс на 99,9 процента стоит как показатель к 2031 году, при этом к 2026-му 80 процентов протяженности федеральных трасс должно быть обеспечено LTE на хорошей скорости с хорошим качеством», — отметил Шадаев. А главное — за счет самих операторов.

Министр подчеркнул, что подобные задачи ранее не решались. «Первая — это энергетика. Дело в том, что операторы готовы ставить базовые станции, хотя им это невыгодно, но они рассматривают это как обязательства, которые они взяли в рамках LТЕ», — сказал спикер. Зачастую обеспечить такую станцию электроэнергией стоит в десятки раз больше, чем поставить саму станцию. Поэтому этим займутся регионы, в которых непосредственно проходит федеральная трасса. «Никакой бюджет не выдержит, если подключением будут заниматься операторы», — считает Шадаев. Сейчас все операторы разрабатывают проект о покрытии точек в регионах, а сами регионы строят планы по обеспечению их электроэнергией.

Вторая проблема — совместная работа операторов. «Понятно, что каждому оператору ставить свою базовую станцию неэффективно. Поэтому нужно сделать так, чтобы одна станция обслуживала абонентов всех, например, четырех операторов», — предложил глава минцифры.

Шадаев упомянул и Татарстан. Министр напомнил, что сейчас работают над усовершенствованием трассы М12 по стандартам М11. «Там очень высокие скоростные характеристики, которые могут сравниться с характеристиками крупнейших городов, то есть [интернет] на уровне 30 мегабит в секунду», — подчеркнул спикер. Этого, добавил он, хватит даже на просмотр YouTube. В Казани базовые станции еще устанавливают. «Но в ближайшее время, я думаю, там все уже будет работать», — резюмировал Шадаев.

В 2022 году было убрано требование об обязательном хранении трафика для видео-сервисов, которые так или иначе цензурируются и получают определенный допуск на рынок В 2022 году было убрано требование об обязательном хранении трафика для видеосервисов, которые так или иначе цензурируются и получают определенный допуск на рынок Фото: Алексей Белкин

«Закон Яровой» оставляют без изменений несмотря на теракт в «Крокусе»

Модератор конференции и генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков спросил у министра, планируется ли увеличить срок хранения данных операторами в рамках «закона Яровой», учитывая трагедию в «Крокус Сити Холле». «Честно говоря, никаких решений на эту тему не было. Поручений каких-то, директив мы не получали, и собственных инициатив у нас нет. Я считаю, что нам надо обеспечить исполнение тех требований, которые уже предусмотрены законом. В этом смысле это, конечно, уже достаточно серьезная нагрузка на операторов, однако нам сейчас нужно добиться качественного исполнения», — ответил Шадаев.

При этом, уверил глава минцифры, операторов также слышат. Так, например, в 2022 году было убрано требование об обязательном хранении трафика для видеосервисов, которые так или иначе цензурируются и получают определенный допуск на рынок. «Мы очень надеемся, что операторы связи и дальше будут выполнять эти требования, которые можно обсуждать… Сейчас же ответственность введена, и, скорее всего, будет происходить более жесткий контроль по исполнению требований, но как-то их расширять и усиливать мы не будем», — пообещал он.

Тем не менее трагические события 22 марта не останутся без внимания. Так, например, минцифры РФ уже направило на согласование ведомственный законопроект, который будет обязывать иностранных граждан при заключении договора с мобильными операторами регистрироваться в единой биометрической системе. Как выразился Шадаев, иностранцы «пойдут по самому жесткому варианту» — обязательной биометрии для получения сим-карты. Граждане РФ в перспективе будут иметь возможность отслеживать в личном кабинете на «Госуслугах» информацию обо всех договорах и номерах, которые на них зарегистрированы. «То есть каждый из нас увидит все… И если вдруг в этом списке будет договор, который, соответственно, человек не заключал, то он по одному клику, в одностороннем порядке сможет его расторгнуть. Это действительно очень важный вопрос, потому что многие люди действительно не знают, какое количество договоров на них записано», — резюмировал министр.

«Главный бенефициар, у кого трафик растет стремительными темпами, — это «Телеграм» «Главный бенефициар, у кого трафик растет стремительными темпами, — это «Телеграм» Фото: Сергей Елагин

Могут запретить спам-обзвоны

Еще больший интерес присутствующих вызвал вопрос о единой платформе верификации телефонных вызовов (ЕПВВ) «Антифрод», к которой, как считают некоторые представители телеком-отрасли, подключились далеко не все операторы. Шадаев с подобным мнением не согласился, подчеркнув, что около 90% игроков рынка уже в нее интегрированы. «Понятно, что у нас операторов много, я уверен, что в конце 2024 года все подключатся. Мы видим, что примерно 1,5–2 миллиона звонков ежедневно блокируются. Мы планируем внести законопроект, который запрещает массовые спам-обзвоны. Сейчас у наших абонентов очень напряженное отношение к любому прогрессивному голосовому контакту. Министерство планирует запретить рекламные обзвоны, поскольку они на самом деле делаются роботами», — добавил министр.

Однако что делать с мессенджерами, через которые мошенники также успешно работают? Шадаев напомнил об инициативе ЦБ, который выступил с предложением объединить усилия операторов связи, банков, минцифры, а также, очевидно, и правоохранительных органов, чтобы построить еще одну единую платформу. Она, в свою очередь, будет дополнительно работать на антифрод. «Но проблема в том, что если мы перекроем звонки, то трафик все равно куда-то пойдет. Злоумышленники — это люди, которые хотят прорекламировать свои услуги. Естественно, они будут искать новые возможности для звонков. Я буквально на днях смотрел, как у нас изменилась структура трафика за последние два года…TikTok у нас упал в 2 раза, „Телеграм“ вырос в 4 раза. То есть только „Телеграм“ у нас сейчас в мобильном трафике занимает 10 процентов. „ВКонтакте“, например, вырос в 2,5 раза. Но главный бенефициар, у кого трафик растет стремительными темпами, — это „Телеграм“. В общем-то, не хотелось, чтобы все [мошенничество] перешло туда», — заключил он.

Маркетплейсы упакуют в закон

В отрасли, напомнил модератор, идут активные обсуждения о том, должны ли сами интернет-компании вносить вклад в развитие телеком-инфраструктуры. Присматриваются и к маркетплейсам, которые, по колкому замечанию Шадаева, «вынуждены уворачиваться от основного рода инициатив». В том числе, напомнил министр, и по Почте России, вероятно, имея в виду инициативу по созданию специального фонда, куда операторы доставки товаров должны были бы отчислять часть выручки, а сами средства шли бы на компенсацию почте затрат на предоставление социально значимых услуг в отдаленной и сельской местности.

«Просто они стали очень большими, заметными игроками, быстро растут… Я думаю, что в ближайшее время будет формироваться регулирование работы маркетплейесов», — заметил министр. После конференции он уточнил, что, вероятнее всего, это выльется в отдельный законопроект.

Что касается стратегии по развитию связи, то власти будут «искать баланс». «Позиция операторов — „в выигрыше находятся онлайн-сервисы, а мы не можем так быстро инвестировать в модернизацию своей инфраструктуры“. Позиция онлайн-сервисов — в наши деньги это (строительство инфраструктуры — прим. ред.) не лезет. Будем искать здесь баланс какой-то. То есть я не могу сказать, что у нас есть готовые решения, но очевидно, что нам придется искать какую-то золотую середину между операторами и владельцами тяжелого контента (видеосервисы, мессенджеры и так далееприм. ред.)», — заключил он.

На данный момент именно 5G рассматривается в качестве перспективного стандарта На данный момент именно 5G рассматривается в качестве перспективного стандарта Фото: Оксана Король

LTE заменяют на 5G, но пока в вопросе льгот

В прошлом году все активно обсуждали, что минцифры запланировало отменить льготы операторам связи на оплату выделенного радиочастотного спектра стандарта LTE и увеличить плату за использование частот чуть ли не в 10 раз. Волновали всех, конечно, не сами операторы, а то, что это может привести к росту тарифов на связь. Льготы отменили, последствий ждут.

«Это выглядит так, что мы взяли и увеличили плату в 10 раз, — поправил Шадаев. — На самом деле плата была установлена в размере 10 процентов. Потому что для LTE, когда такую плату устанавливали, это было в 2011–2012 году. Очевидно, сейчас ее где-то уже можно считать как состоявшуюся технологию… Что касается тарифов: когда мы принимали это решение, мы же министерство цифры, то цифры считали. Абсолютных цифр не буду называть, но если мы берем выручку от операторов мобильной связи, то увеличение платы за спектр — это чуть больше 2–2,2 процента от объема выручки. Это все в пределах инфляции и, конечно, значимого эффекта на рост тарифов не оказывает».

При этом минцифры собирается ввести льготы для операторов по оплате использования частот 5G. На данный момент именно 5G рассматривается в качестве перспективного стандарта. «Либо использовать 0,1, либо полностью обнулить мы планируем плату за спектр под 5G. Это должно стимулировать создание сетей. С учетом того, что планы большие, инвестировать нужно будет много, базовых станций нужно будет очень много», — добавил он.

Ярким примером кратного увеличения базовых станций, уверен Шадаев, являются и новые регионы. С 2023 года их число там выросло вдвое. «Я не могу сказать, что удовлетворенность растет. Но мы хотим добиться грандиозных показателей, пока на них не вышли. И думаю, что и дальше в инфраструктуру операторы будут активно инвестировать», — сказал министр. Ранее в минцифры сообщали, что план до 1 марта 2024 года — свыше 2,7 тыс. базовых станций.