ПРОГНОЗЫ НА УРОЖАЙ УХУДШАЮТСЯ

Зерновые контракты на фондовом рынке России стремительно взлетают в цене. По данным биржи «Санкт-Петербург», сентябрьский контракт GR-9.12 торговался по 10695 рублей за тонну. Интересно, что контракт был запущен в апреле - но до 25 июня расчетная цена контракта оставалась неизменной. За три последних недели расчетная цена выросла на 40,1% - с 7,5 тыс. рублей за тонну 25 июня до 10,5 тыс. рублей за тонну (на 16 июля).

По данным индекса «Совэкона», средняя цена тонны пшеницы 4-го класса в России составила на начало текущей недели 8125 руб., это на 375 руб. выше, чем было за неделю до этого. Такой цены, по данным «Совэкона», в эти дни не фиксировалось с 1999 года. В глубоководных портах Черного моря стоимость этой пшеницы доходит до 9500 рублей за тонну, пишет сегодня газета «Ведомости». При этом в последние дни на рынке начинает постепенно расти число сделок: ожидания, что цены могут скорректироваться вниз, не оправдываются. И основные покупатели начинают постепенно заключать сделки, подчеркивает гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.

Рост котировок в России идет вслед за мировыми рынками. В связи с засухой по данным минсельхоза США, глобальное производство пшеницы снизится на 6,7 млн. тонн. В самих США около 55% территории оказались в засушливой зоне. Аналогичная ситуация в Бразилии, Аргентине, Уругвае и Парагвае. В результате цены на сентябрьский фьючерс на пшеницу ZWU2 в США за месяц выросли на 44,3% - с $612,6 за тонну 17 июня до $886,0 за тонну (закрытие 16 июля).

Что касается европейского рынка, то цена одной тонны французской пшеницы (основного конкурента российской на мировых рынках) только за один вчерашний день прибавила $5 и составила $324.

На фоне этих данных министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ корректирует свои прогнозы на урожай. Еще в понедельник министр сельского хозяйства Николай Федоров заявлял, что ведомство не будет значительно отклоняться от озвученного ранее прогноза урожая зерновых в 85 млн. т. Но уже сегодня в федеральных СМИ появился новый прогноз от минсельхоза: урожай может составить 80 млн. тонн.

С учетом запасов интервенционного фонда (около 4,9 млн. тонн) зерна в стране для поддержания стабильной ценовой ситуации достаточно, подчеркивает в своем сообщении минсельхоз.

МИНСЕЛЬХОЗ: СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ РТ СМОГУТ ЗАРАБОТАТЬ

Что на этом фоне происходит в Татарстане? С прогнозами на урожай в минсельхозпроде РТ затруднились – цифры, возможно, в ближайшее время озвучит министр Марат Ахметов. Но и так ясно, что большого хлеба, как в прошлом году, не будет: вчерашний дождь уже ничем не поможет озимым, хотя и дает надежду на повышение урожайности яровых. Напомним, что в прошлом году хлеборобы собрали 4,8 млн. тонн, в 2008 г. урожай был на уровне 5,7 млн. тонн. Но были и тяжелые годы – к примеру, в засушливом 2010-м было собрано всего лишь 700 тыс. тонн зерна…

По мнению начальника отдела развития отраслей земледелия министерства сельского хозяйства РТ Ильдуса Валеева, рынок очень чутко реагирует на прогнозные данные российского минсельхоза.

- Рынок зерна – интересный рынок, хотя и говорят, что хлеб не эластичный продукт, - отметил Валеев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». - Тем не менее, он очень четко коррелирует с ожиданиями валового сбора. Считается, что дефицит одного процента урожая приводит к росту цены на 10%. Пока в России дефицита нет, но с момента начала публикации данных о прогнозах на урожай мы наблюдаем рост котировок. Минсельхоз понизил прогноз сначала с 90 - 92 миллионов тонн до 85 - 90, теперь – до 80 - 85. В год Россия потребляет порядка 72 миллионов тонн зерна, и переходящие остатки с прошлого года составляют около 16 миллионов тонн. Это нормальные показатели – тот минимум, который должен переходить каждый год, своего рода подушка продовольственной безопасности страны. При этом в прошлом году было экспортировано порядка 27 миллионов тонн – и если такая тенденция сохранится, то зерна явно будет не хватать.

Заработают ли на этом сельхозпредприятия Татарстана? Если будет урожай, то они выиграют, считает Валеев. Тем более что тренд на бирже, по его мнению, вряд ли изменится – и стоимость зерна уже не упадет, как год назад, когда перед уборкой рожь шла уже по полторы тысячи рублей за тонну.

Но вот с урожайностью в Татарстане – хуже, чем год назад.

- Выводы делать пока рано, обмолочено всего 22 тысячи гектаров, - сказал Валеев. – Однако средняя урожайность составила 18,4 центнера с гектара – в прошлом году было 30 центнеров.

«КВ-АГРО»: ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ ПОВОЛЖЬЯ ОТ РОСТА ЦЕН НА ЗЕРНО БОЛЬШОЙ ВЫГОДЫ НЕ ПОЛУЧАТ

Между тем, в холдинге «Красный Восток-Агро» высказывают противоположное мнение: здесь считают, что производители зерна вряд ли выиграют от роста цен на мировых рынках.

- Рост цен на зерно обусловлен не проблемами сельского хозяйства России, а тем, что в США в этом году была сильная засуха, - сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе агрохолдинга. - Мировые трейдеры постараются компенсировать дефицит американской пшеницы за счет российского, украинского и казахстанского зерна.

При этом земледельцы Поволжья и Урала от роста цен на зерно большой выгоды получить не смогут. Весь рынок зерна контролируют трейдеры (перекупщики). Основную прибыль они оставят себе. Так же большую прибыль могут получить фермеры южных регионов, особенно те, чьи земли расположены близко к портам.

Что касается животноводов, которые не имеют своего зерна, то они действительно зимой окажутся на грани выживания. Поэтому им уже сегодня необходимо думать о формировании запасов фуража. Несколько комфортнее их будут чувствовать себя птицеводы и свиноводы. У них сегодня хорошая рентабельность и они смогут маневрировать за счет нее. Однако и им нельзя оставаться без запасов зерна. Никто пока не знает, что нас ожидает в 2013 году. Если будет опять неурожай, а остатки зерна в РФ сократятся до исторического минимума, то есть вероятность, что придется завозить зерно из-за границы. А это уже совсем иные цены. Там уже сегодня фуражное зерно стоит 11000 рублей за тонну да еще надо потратиться на его доставку».

СИТУАЦИЮ СПАСЕТ ВЧК?

Владельцы фермерских хозяйств также в один голос говорят о том, что заработать им на росте цен не удастся. Закупочные цены на элеваторах не торопятся скакать вслед за биржевыми котировками. Чтобы спасти российского производителя, фермеры предлагают обратиться к опыту всероссийской чрезвычайной комиссии. А производители хлеба уже констатируют рост цен на муку – за месяц она подорожала на треть. Своим мнением с «БИЗНЕС Online» поделились участники рынка.

Рустем Абдуллин - генеральный директор нижнекамского хлебокомбината:

- Рост стоимости муки уже пошел, причем серьезно. И из-за резкого скачка я, честно говоря, нахожусь в серьезной тревоге. Цена на татарстанскую муку за три последние недели поднялась больше чем на десять процентов. Если говорить о муке самарских производителей, то здесь взлет цен оказался еще выше - порядка тридцати процентов за три недели. А мы примерно четверть хлебобулочной продукции производим из самарской муки. Она более высокого качества и хлеб, произведенный из нее, получается более пышный и вкусный.

Я не могу сказать, что в течение года цена на муку как-то заметно изменялась. Скачки если и были, то едва заметные, цена, в принципе, была стабильна. А сейчас мы ожидаем дальнейшего серьезного подорожания муки - так как подорожало зерно.

Хлебопеки очень серьезно зависят от стоимости муки, это основное сырье и не исключено, что многие хлебопекарные предприятия из-за этого роста уйдут в серьезные убытки.

Думаю, запрет на экспорт зерна из страны вводить необходимо. Необходимо какие-то срочные меры предпринимать, потому что ситуация в нашей отрасли усложняется.

Гулия Латыпова - руководитель КФХ, Аксубаевский район:

- В этом году зерна нет! Всё высохло, никакого урожая не будет… И даже рост цен не компенсирует потери: во-первых, нам это зерно сдать некуда. А когда сдаём, перекупщики всё равно накручивают. Хоть так, хоть так выгоды для нас никакой нет, элеваторы всё равно не берут по нормальным ценам.

Мурат Сиразин - глава КФХ, Верхнеуслонский район:

- Производители зерновых, учитывая засуху, пересев озимых, никакой прибыли от этого не получат. Животноводы и птицеводы однозначно проиграют - уже выросли затраты на энергоресурсы, теперь ожидается рост стоимости кормов. И если агробароны будут сокращать поголовье и тем самым выбьют у государства субсидии, то крестьяне, как всегда останутся на бобах. Цены на продукцию сельских производителей поднять невозможно – во-первых, из-за обнищания основной массы народа, а во-вторых, из-за поступления дешевых, но неэкологичных продуктов благодаря вступлению России в ВТО. Поэтому крестьяне ответят на это ногами - сокращением поголовья в ЛПХ и КФХ и перейдут не на расширенное воспроизводство, а только чтобы выжить!

Выиграют от этого только агрочиновники. Опять будут зарабатывать на регулировании денежных потоков, субсидий, госрезервов. Выиграют и импортеры сельхозпродукции, так как государство наше пойдет на все, чтобы не допустить голодных бунтов. А Запад будет, как всегда, стимулировать экспорт и производство продуктов своих местных товаропроизводителей.

Одним словом ничего хорошего для сельского хозяйства России ждать не приходится – да, честно говоря, и не приходилось! Учитывая засуху, надо вводить эмбарго на экспорт зерна - иначе мы окончательно добьем животноводство. Запад, конечно нам поможет не умереть с голоду, поставляя химические и ГМО продукты - как всегда, это будет медвежья услуга, которая позволит чиновникам и компрадорской буржуазии стать еще богаче в нашей стране, на крестьянстве поставить окончательный крест. На здоровье человека импортные продукты сказываются не лучшим образом, это давно известно.

Выход конечно есть - и только в честном и своевременном субсидировании каждого выращенного килограмма мяса, литра молока, выведенного яйца, выращенного молодняка, и дотировании сохранения маточного поголовья птицы и животных. Этим должна заниматься чрезвычайная комиссия, состоящая из минсельпрода, статуправления и минфина. Причем всем товаропроизводителям деньги должны поступать на счета или на карты Сбербанка в течение трех дней после сдачи месячного отчета и проверки его ВЧК на приписки в жестко установленных государством лимитах. Не должно быть в этом деле участия лохматоруких чиновников со своими отраслевыми инструкциями!

Сергей Пашков - фермер, Верхнеуслонский район:

- Если при этом цена на мясо вырастет – я буду, конечно, рад. Но зерном я себя обеспечиваю только на 50 процентов, остальное покупаю - поэтому придётся считать экономику. При этом далеко не факт, что мясо тоже будет давать хорошую прибыль. У нас всё бывает: когда засуха была, мясо не дорожало, а зерно на осенне-зимний период взлетело в два - три раза!