БИЗНЕС ЧАСТО УВЛЕКАЕТСЯ И ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТ

Во-первых, я заметил бы, что в своей критике власти, которая будто бы его не поддерживает, бизнес часто увлекается и преувеличивает, что затрудняет конструктивный диалог. Конечно, мэрия порою ошибается и заслуживает критики как всякий, кто что-то делает. А коли так, то можно забыть обо всех шагах, которые мэрия делала навстречу бизнесу. Их оценивают по-разному, однако существуют совершенно объективные, не зависящие от эмоций оценки. Я разумею рейтинги, которые составляет Мировой банк развития и в которых Казань неизменно занимает топовые места. Говорит ли это хоть что-то о бизнес-климате в нашем городе или и впрямь все ужасно и отвратительно, а рейтинги составляют дилетанты? Стоит задуматься.

Во-вторых, я пригласил бы бизнес хоть на минутку отвлечься от своих замечательных дебетов-кредитов и взглянуть на бюджет Казани. Если бизнес желает быть партнером власти, то стоит иметь в виду и ее интересы, а не только свои – по-моему, таково основное правило успешных переговоров. Так вот, грубо считая, доходы городского бюджета базируются на двух основных источниках: это налог на землю и подоходный налог. Главный плательщик и того и другого – крупный бизнес.

При этом малый бизнес дает 30 процентов городской валовки, но только 17 процентов налоговых поступлений. Разве это соотношение не свидетельствует о предпочтении, которое власть оказывает малому бизнесу? С другой стороны, разве это не влечет за собой соответственного увеличения налоговой нагрузки, падающей на крупный бизнес? И это в то время, когда некоторые крупные, бюджетообразующие предприятия, такие, как «Оргсинтез», например, находятся в затруднительном положении?

Как мэр я должен бы думать и о перспективах. Экстраполируя нынешний расклад, что будет с бюджетом Казани, если число занятых в малом бизнесе и его доля в городской валовке достигнет 60 процентов, а в налоговых поступлениях, соответственно, 34? При таких пропорциях, если представить себе, что весь валовой продукт в Казани будет вырабатывать малый бизнес, наш бюджет сократится ровно наполовину. Кто восполнит дефицит? И что запоет малый бизнес, когда его попросят взвалить на себя налоговое бремя вдвое-втрое тяжелее нынешнего?

У НИХ ДЕНЕГ МНОГО, А МЫ БЕДНЫЕ СИРОТКИ, ОСТАВЛЕННЫЕ ВЛАСТЬЮ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

В-третьих, малый бизнес, в частности, представители рынка наружной рекламы, бьет тревогу по поводу возможного передела рынка. Вот, дескать, придут транснациональные и федеральные игроки, у них денег много, а мы бедные сиротки, оставленные властью без попечения. «Передел» произносится с ужасом, как нечто апокалипсическое. Между тем нет ничего естественнее для рынка, чем его постоянный передел. Если присмотреться, он идет ежедневно и ежеминутно. Вследствие конкуренции, когда все игроки стремятся завоевать все большую часть рынка, они получают разные доли, кто больше, кто меньше, а кто-то и вовсе вытесняется и разоряется. Альтернатива этой живой игре рыночных сил – жестко нормированный раздел, нечто подобное конвенции детей лейтенанта Шмидта (которая, как известно, тоже нарушалась).

От нас требуют, например, чтобы мы закрепили то ли 40, то ли 60 процентов рынка наружной рекламы за местными игроками (см. недавний «круглый стол» в «БИЗНЕС Online»). Я уж не говорю о незаконности такой меры – когда это малый бизнес задумывался о таких пустяках, как законность? – но она просто антирыночна. Жестко и навсегда поделенный рынок – это уже не рынок, он теряет свою качественную определенность в качестве такового. Разделить, закрепить и чужаков не пущать – это развитой социализм, который мы проходили и к которому не хотим возвращаться.

К тому же такой раздел душит городской бюджет. Если перевести все поэтические восклицания представителей рекламного бизнеса на язык суконной прозы, то фактически нам говорят следующее. Да, сторонние игроки, участвуя в аукционах за рекламные места, принесут в городскую казну энное количество дополнительных рублей. На эти деньги мэрия смогла бы отремонтировать ряд домов, дворов, дорог и сделать еще много полезного для горожан, но мы вас просим отказаться от всего этого – пусть горожане утрутся и обойдутся.

Во имя чего мэрия должна жертвовать интересами горожан?

Во имя интересов малого бизнеса, потому что эти интересы важнее всего на свете.

Ведь это – НАШИ интересы.

ПОЧЕМУ ТОЛЬКО ПОД УГРОЗОЙ САНКЦИЙ БИЗНЕС СМОГЛИ ЗАСТАВИТЬ ПЛАТИТЬ ПО-БЕЛОМУ

В-четвертых, будь я мэром, посоветовал бы бизнесу, словно крыловской куме, и на себя оборотиться. И с этой целью повесил бы не 120, а 240 или 360 рекламных щитов с высокопарными заявлениями бизнесменов и их представителей о социальной ответственности бизнеса, его высокой эффективности, выдающемся экономическом значении, о том, как он сердечно чтит Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы, об употребляемых им исключительно цивилизованных подходах, непричастности к коррупции и пр., пр., пр. А рядом – щиты с точной фактурой, опровергающей эти заявления.

- Какую зарплату платит этот высокоэффективный, но почему-то очень, как сказал бы Зощенко, маловысокодоходный бизнес?

- Почему только на специально созданных комиссиях и под угрозой санкций его смогли заставить платить по-белому хотя бы минималку?

- Почему малый бизнес упорно цепляется за ларьки и контейнеры, в коих цивилизация не ночевала?

- В каких условиях там по 12 часов в день и 7 дней в неделю горбатятся продавцы?

- Как малый бизнес решает проблему утилизации производимых им мусора и отходов?

- Как он заботится об эстетичности городского пространства, беззаботно вывешивая свои ужасные на вид и часто полуграмотные вывески?

- С какой целью создаются сотни и тысячи фирм-однодневок?

И так далее и тому подобное. Вопросы бизнесу можно задавать до бесконечности.

Хватит ли щитов?

Лев Овруцкий