«У меня времени реально нет, куча дел как раз по этому поводу. Голова занята этим», — так сегодня отреагировал владелец одного из таксопарков в Набережных Челнах на просьбу прокомментировать последние требования налоговой и агрегаторов. В сентябре 2023 года закон обязал всех таксистов «обелиться» и получить официальный налоговый статус — ИП или самозанятый. Налоговая служба «терпела» полгода и теперь начала охоту на тех, кто еще не оформился по-новому. ФНС и самый крупный агрегатор, «Яндекс», выставили крайний срок регистрации таксистов — до 22 апреля, но по причине вала обращений дали водителям еще четыре дня. О том, из-за чего болит голова у таксопарков и откуда разговоры о забастовках, — в материале «БИЗНЕС Online».
По новому закону к водителям, напомним, стали предъявлять много новых требований: обязательные медосмотры, заполнение путевых листов, контроль технического состояния автомобиля перед рейсом и сменой
День икс для таксистов перенесли на четыре дня
Этот понедельник, 22 апреля, российские таксисты в сети заранее называли днем икс. В одном из профильных казанских сообществ во «ВКонтакте» водители обсуждали, выходить ли сегодня на линию, а в Перми таксисты пошли дальше и пригрозили не выходить на работу с сегодняшнего дня. Возможность забастовки якобы обсуждалась и в Краснодаре. «С 22 апреля таксисты не выйдут на линию, потому что это невыгодно», — заявил один из местных водителей такси. В беседе с изданием Ura.ru водители отметили, что если сейчас с поездки стоимостью 100 рублей водитель получает 80 рублей, то в статусе самозанятого ему достанется всего 20. Откуда такие расчеты, впрочем, не уточнили.
Что случилось? С начала апреля федеральная налоговая служба (ФНС), видимо, плотно взялась за окончательное обеление рынка такси и реализацию норм нового закона, о котором ранее подробно рассказывал «БИЗНЕС Online». По новому закону к водителям, напомним, стали предъявлять много новых требований: обязательные медосмотры, заполнение путевых листов, контроль технического состояния автомобиля перед рейсом и сменой. Возник дефицит кадров из-за выборочного отключения водителей, которые не отвечают новым правилам, от сервисов такси, рассказывал в разговоре с нашим изданием представитель региональной общественной организации «Союз автомобилистов» Расул Таспенов.
Дополнительно к этому таксист должен оформиться в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого либо устроиться в штат по трудовому договору. И с начала апреля по этому вопросу вместе с ФНС активизировался крупнейший игрок рынка — «Яндекс». Судя по публикациям в сети, с начала апреля компания стала рассылать водителям уведомления о необходимости подтвердить свой налоговый статус в срок до 22 апреля. Согласно действующему законодательству, выполнять заказы могут только три категории лиц, приводил содержание сообщения источник «БИЗНЕС Online».
«Передавать заказы водителям в ином статусе закон запрещает», — говорится в уведомлении. При этом самозанятым и водителям-ИП необходимо иметь разрешение перевозчика. Также они вместе со своими автомобилями должны быть зарегистрированы в специальном региональном реестре легковых такси.
Таким образом, 22 апреля стало днем икс потому, что это был крайний срок для подтверждения налогового статуса. «Мой парк разослал сообщение, что вечером 21 [апреля] отключит всех, кто не ПСМЗ (речь о самозанятых, которые работают с таксопарком, так называемые „парковые самозанятые“ — прим. ред.). Есть надежные парки, которые продолжат подключать не СМЗ-водителей (не оформивших самозанятость — прим. ред.)? Не хочу светить доход», — интересовался один из водителей в профильном казанском паблике во «ВКонтакте». Это только одно подобное сообщение. Что интересно, в комментариях уже есть и предложения, как обойти требование законодательства. Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с комментатором, который предлагал пользователям работать без статуса самозанятого или ИП. На вопрос, не переживают ли в компании, что сервисы заказа такси перестанут с ними работать либо заблокируют «незаконных» водителей, собеседник ответил: «Директору парка все равно».
Новые требования закона вступили в силу с 1 сентября. Почему бурная реакция среди водителей только сейчас? Во многом это объясняется, видимо, позицией того же «Яндекса», который, чтобы не растерять водителей, поначалу не стал тотально отключать всех нарушителей новых правил, а либо делал это выборочно, либо частично понижал таких водителей в правах (снижает приоритет, дает меньше заказов). Теперь эта позиция меняется. По сути, «Яндекс» стал предупреждать, что водители без статуса выше работать с 22 апреля не смогут. Согласно упомянутому ФЗ, если служба заказа будет сотрудничать с водителями без разрешений, ее могут заблокировать в интернете.
К настоящему времени в качестве самозанятого в налоговой службе зарегистрировался каждый 6-й водитель, оценивал в начале апреля руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. «У меня времени реально нет, куча дел как раз по этому поводу. Голова занята этим», — ответил владелец одного из таксопарков в Челнах Рафаэль Абелян на просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» поделиться мнением о принятых изменениях и их реализации.
«Крайний срок подтверждения типа занятости водителей переносится на 26 апреля», — сказано в уведомлениях, которые в конце прошлой недели получили водители от «Яндекса»
ФНС: «Если мы не знаем, в каком статусе ваш исполнитель, то мы додумываем самостоятельно»
Сегодня днем федеральная налоговая служба (ФНС) и «Яндекс» провели часовой брифинг для таксопарков, где отвечали на вопросы, интересующие участников сектора. Как выяснилось, изначально заявленный срок до 22 апреля для подтверждения налогового статуса решили продлить до пятницы, 26 апреля. С начала года налоговая служба объехала 15 регионов и рассказывала, что «наконец-то надо платить налоги», отметил начальник межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим плательщикам №7 Алексей Котяев.
«Мы ставили предельный срок, когда парки, то есть вы, должны указать тип взаимодействия с водителем: либо это ваш наемный сотрудник на трудовом договоре, за которого вы платите 14 процентов налога на доход физических лиц, либо указать водителя как паркового самозанятого. Третьего варианта нет, но есть еще две модели взаимодействия водителя с „Яндексом“ — это самозанятый, который работает напрямки [с агрегатором], и индивидуальный предприниматель, который также работает напрямик», — рассказал Котяев.
Как отметил представитель ведомства, 2 апреля «проект был уже развернут на всю страну». Вскоре, напомним, «Яндекс» стал рассылать водителям «письма счастья». Предельной датой для парков было 22 апреля. «Но из-за того, что у нас в эти выходные проходили технические работы и не все желающие смогли присоединиться, дедлайн был продлен до 26 апреля», — отметил начальник инспекции ФНС. Почему понадобились технические работы (из-за наплыва желающих оформиться?) и почему их проводили во время, когда водителей попросили подтвердить налоговый статус, чиновник не уточнил. Регистрация происходит на сайте npd.nalog.ru или в приложении «Мой налог».
«Крайний срок подтверждения типа занятости водителей переносится на 26 апреля», — сказано в уведомлениях, которые в конце прошлой недели получили водители от «Яндекса». Представитель ФНС на брифинге уточнил, что для налоговой службы неважно, работает самозанятый с «Яндексом» напрямую или через парк. «Ставки ровно такие же: 4 процента [от суммы заказа], если денежные средства поступают от физических лиц, и 6 процентов, если средства от юридических лиц», — отметил Котяев.
Он также уточнил, почему оформившихся водителей просят платить налог с «грязи», т. е. со стоимости, указанной в чеке, а не «чистой» суммы, которая приходит автомобилисту на банковскую карту. Водители обязаны платить все налоги по чеку, да и так просто выгоднее, порассуждал представитель ФНС. «Если взять [поездку стоимостью] 100 рублей, водитель обязан заплатить 4 рубля налога. Но если взять 100 рублей и вычесть 20 процентов, которые забирает „Яндекс“, и 2 процента, которые забирает парк, то получается 78 рублей. В случае с юридическим лицом поступление должно облагаться по ставке 6 процентов. Итого самозанятый должен заплатить уже не 4 рубля, а 4 рубля 68 копеек», — рассчитал начальник инспекции ФНС.
«Что будет, если парк не подтвердит самозанятость водителей? Они смогут получать заказы через наш парк?» — интересовался один из участников эфира. Как отметил Котяев, здесь «все просто». Если таксопарк работает с физлицом и его статус «не определен» (т. е. фактически это серый водитель), но регулярно перечисляет ему денежные средства, налоговая «рассмотрит взаимоотношения по своему усмотрению», предупредил спикер.
«Если там будут прослеживаться элементы трудовых взаимоотношений, то налоговый орган, скорее всего, сделает вывод, что это ваш сотрудник и доначислит [за него] 13 процентов. <…> Если мы не знаем, в каком статусе ваш исполнитель, то мы додумываем этот статус самостоятельно», — добавил Котяев.
Количество водителей может сократиться, и тогда на линию будут выходить меньше такси. А чем выше спрос, тем выше цена
«Бастовать из-за того, что их заставляют быть легальными перевозчиками? Это глупо»
Водители должны стать самозанятыми или индивидуальными предпринимателями для того, чтобы получить разрешение, на которое может претендовать только юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере перевозок такси, объясняет в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель совета независимого межрегионального профсоюза водителей такси Дмитрий Жидков. Он напомнил, что закон принят еще 1 сентября 2023 года и водители и ранее должны были подтверждать тип занятости. Однако сейчас за исполнением законодательства следить стали жестче. Таким образом, отсеиваются люди, которые не имеют права осуществлять данную деятельность.
Жидков удивился тому, что водители в некоторых регионах грозили устроить забастовку. Недовольство стоило выражать тогда, когда «Яндекс» «заставлял их кататься за 10 копеек», а не когда государство хочет обеспечить исполнение законодательства лицами, передающими заказы и обслуживающими транспорт, взамен обязав платить налоги по льготной системе в 4%, отметил наш собеседник. «Зачем бастовать? За то, что их заставляют быть легальными перевозчиками? Это глупо», — заявил эксперт.
Таксист из Казани, работающий с крупным агрегатором, рассказал «БИЗНЕС Online», что перешел в статус самозанятого еще с 1 сентября 2023 года. При этом в доходе не потерял, поскольку выросла средняя стоимость чека. Размер налога просто стали закладывать в стоимость поездки, предполагает собеседник. «[К изменениям] отношусь отрицательно, потому что цены на поездки в итоге растут. В итоге это все скажется на простых гражданах, которые будут вынуждены либо отказаться от поездок на такси, либо, как раньше, начнут голосовать у дорог», — отметил собеседник нашего издания.
«Все заказы сейчас автоматически передаются в систему реестра учета заказов. Налоговая инспекция и другие надзирательные органы открывает любой заказ и видят, кому он передан, внесена ли в реестр машина, на которой сделан заказ, состоит ли водитель в реестре перевозчиков. Если будет нарушение, то на агрегатора накладывается штраф. Повторное нарушение — 500 тысяч рублей штрафа за каждый переданный „не перевозчику“ заказ», — описывает Жидков.
Незнание закона не освобождает от его исполнения, продолжает собеседник «БИЗНЕС Online». «Каждый водитель такси, выходя на линию, обязан проходить медицинский и технический осмотр. Да, это идиотизм, но пока этот закон действует, его надо исполнять», — считает он.
Что касается цен на такси, они еще повысятся, не сомневается руководитель независимого межрегионального профсоюза водителей такси. Причина — будут отсеяны нелегальные перевозчики. Иными словам, количество водителей может сократиться и тогда на линию выйдут меньше такси. А чем выше спрос, тем выше цена. Кроме того, накладывается общая экономическая ситуация в стране — подорожали и автомобили, и топливо.
«Я с такси связан с 2005 года. Жизнь тогда стоила в разы дешевле, такси стоило минимум 250 рублей, а сейчас меньше 100 рублей стоит. Жизнь везде подорожала, а цены на такси упали в 2 раза, в некоторых случаях и до 3 раз. Считаю, что это адекватное повышение цен. Такси должны пользоваться те люди, которые могут себе его позволить. Это не автобус, в котором 50 человек едут», — резюмировал Жидков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.