МИНПРОМТОРГ РТ НАЧАЛ ПРОДВИГАТЬ СЕЛЬХОЗСАМОЛЕТ

Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) провел в Казани макетную комиссию самолета «Фермер-500». Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН» Виктор Ермоленко. Это долгожданный первый шаг процесса получения машиной сертификата типа, по сути, открывающего ей прямую дорогу на рынок России и СНГ. «Процесс сертификации сдвинулся благодаря министерству промышленности и торговли Татарстана, от Мантурова (Денис Мантуров – министр промышленности и торговли РФ – авт.) письмо было (в АР МАК – авт.), - сообщил Ермоленко».

Напомним, что впервые «Фермер» (модель «Фермер-2») взлетел в 2002 году. На сегодня построено восемь самолетов, периодически работающих на Дальнем Востоке и в Казахстане. Это единственный в России успешный проект специализированного сельскохозяйственного самолета. Стоит машина - $150 тыс., западне аналоги – по $300 тыс. «Фермеры» имеют сертификаты единичного экземпляра воздушного судна, что соответствует европейскому и американскому сертификату Experimental, а для массового производства необходим сертификат типа.

Назвать срок окончания сертификации Ермоленко затруднился: «Это сложный вопрос. Мы ставим срок в год. Это, конечно, оптимистичный прогноз – за такие сроки самолеты обычно не сертифицируются. В нашем случае процесс может быть ускорен за счет того, что «Фермер» летает давно». В МВЕН говорят, что при сохранении общей аэродинамической схемы «Фермер-500» более универсален и производителен, грузоподъемность повышена с 250 до 500 кг химикатов. Стоимость машины увеличивается до $170 тыс.

«ФЕРМЕРУ» НЕ ХВАТАЕТ ЛОББИСТОВ

На «Фермер-500» сделало ставку правительство Казахстана, построившее при участии МВЕН в Карагандинской области завод «Сумкар», на котором и будет выпускаться этот самолет. Потребность Казахстана в таких машинах оценивается в 350 бортов. В этом году предполагается собрать 10 «Фермеров», а с 2013 года завод должен выйти на проектную мощность первой очереди – 36 самолетов в год. Вопросы казахстанской сертификации решаются на месте. «В Казахстане все очень здраво решается на уровне местных авиационных властей, - рассказал «БИЗНЕС Online» после открытия предприятия заместитель генерального директора МВЕН Михаил Невельский. - Но это, конечно, не снимает с нас задач по полноценной сертификации».

Однако в апреле этого года на портале «Финам» появилась статья, в которой говорилось, что власти Казахстана охладели к проекту «Сумкар». Вывод был сделан на основании того, что в середине апреля минтранс Казахстана объявил о презентации «первого казахстанского самолета» - «Арай» («Утренняя заря»), а о начале выпуска «Фермеров» ничего не слышно.

Конкурент казанской машины называется CH8000AG, это модификация самолета СН801 от канадской компании Zenair, выпускающегося в виде «набора для сборки». Стоимость «Утренней зари» - $175 тыс. Собирает самолеты базирующееся неподалеку от Алматы ТОО «АвиаМастер Эйркрафт»... Кстати, «Фермер» стал причиной перепалки в казахстанских СМИ. Оппозиционная пресса называет «Сумкар» очередным дутым проектом Нурсултана Назарбаева. Другая сторона отвечает, что для оппозиции в своей стране все режет глаз, и она передергивает факты, чтобы нагнетать негативное отношение к развитию республики... В МВЕН «Арай» конкурентом не считают, настаивая, что он «предназначен для того, чтобы людей катать, а не химию распылять». Кстати, «АвиаМастер Эйркрафт» предлагало МВЕН организовать сборку «Фермеров», но казанцы отказались. Вместе с тем, в МВЕН признают, что с «Сумкаром» есть процедурные проблемы («Понятно, что все гладко бывает только на бумаге»), а «АвиаМастер Эйркрафт» имеет лобби в минтрансе Казахстана.

«Фермер» проигрывает «Араю» схватку за серьезные бюджетные средства Казахстана из-за недостаточных усилий лоббистов татарстанского производителя, считает «Финнам». На этом информационном фоне и началась процедура сертификации «Фермера» АР МАК.

ОДИН ИЗ «ФИРМЕННЫХ ЗНАКОВ» РТ

Кстати, любопытно упоминание о письме Мантурова.

МВЕН в Татарстане уже много лет – что-то вроде обязательного элемента в витрине выставки «достижений народного хозяйства» республики. Если на каком-нибудь мероприятии надо продемонстрировать «инновационный потенциал» РТ, вместе с гигантами обязательно покажут и маленький МВЕН – дескать, а у нас вот еще и такая диковинка есть. Но на большее интереса у республики не наблюдалось. Однако ситуация как будто начала меняться. В конце 2010 года МВЕН привлекли как экспертов-оппонентов к обсуждению проекта производства в РТ самолетов австрийской фирмы Diamond Aircraft Corporation. В итоге, от проекта отказались... В апреле 2011 года депутаты Госсовета РТ, проводя выездное заседание комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству, специально посетили МВЕН.

15 марта этого года в Казани прошло первое заседание созданного минпромторгом РФ координационного совета по промышленности. На форум собрались руководство министерства во главе с Мантуровым, госкорпораций, регионов, топ-менеджмент татарстанской оборонки. Тоже была «выставка достижений», и, проводя экскурсию для Мантурова, Минниханов выделил экспозицию МВЕН - как знанием предмета, так и подчеркнуто свойским общением с Ермоленко. «Очень талантливые ребята!» - отрекомендовал мвеновцев Мантурову Минниханов. Видимо месседж достиг цели.

Кстати, премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву во время его недавнего визита в Казань (тогда он и объявил о производстве на базе КАПО Ан-70) также презентовали продукцию МВЕН – «Фермера» и четырехместный самолет «Мурена» (сейчас изготавливается машина для летных испытаний). Как рассказал «БИЗНЕС Online» Ермоленко, премьер достал камеру и сфотографировал самолет. Авиации Татарстана нужны лоббисты на самом верху.

НИША СЕЛЬХОЗАВИАЦИИ ПОКА СВОБОДНА

Стар сертификации «Фермера» «БИЗНЕС Online» прокомментировал главный редактор агентства АвиаПорт.Ru Олег Пантелеев:

- Сертификация - принципиально важный вопрос, решение которого должно заметно повлиять, в первую очередь, на рыночные перспективы «Фермера», причем не только в России, но и в Казахстане, в свете планируемого производства этих самолетов на местном сборочном предприятии. Ведь если коммерческие эксплуатанты приобретут сертифицированный самолет, им не нужно будет проходить дополнительные процедуры, связанные с получением сертификата единичного экземпляра воздушного судна. То есть это будет гарантированно работоспособная и безопасная конструкция, которая, что называется, готова к применению на полях, что будет выгодно отличать самолет компании МВЕН от конкурентов. Кто они? Ни одного сельскохозяйственного самолета такой размерности в России не сертифицировано. Что летает сейчас на авиахимработах? Ан-2 в сельскохозяйственном варианте. Но экономика эксплуатации этих самолетов построена на том, что авиахимработы на них выполняются, условно говоря, в режиме партизанщины, то есть полностью нелегально. Еще есть мотодельтапланы, дооборудованные приспособлениями для внесения химикатов. Они не слишком благоприятны с точки зрения воздействия на здоровье пилота, и опять-таки работы преимущественно выполняются, мягко говоря, не слишком легально. Специализированных сельхозсамолетов очень немного. Проект «Сухого» Су-38 забуксовал, и сейчас все опытные образцы, насколько я понимаю, стоят в Жуковском. Попытки привести на российский рынок иностранные самолеты аналогичного назначения пока еще не привели к сколь-либо массовому распространению этих машин. Из самолетов (именно самолетов) сейчас более-менее активно используются самоделки. Но они не имеют сертификата и сколь-либо развернутого сервиса, и остаются фрагментарными решениями, которые хороши для выполнения работ одним-двумя частными предпринимателями, но очень не подходят для формирования парка компания, которая бы могла бы специализироваться на масштабном оказании услуг в области авиахимработ.

ООО "Фирма "МВЕН". Образовано в 1990 году.

Предприятие ведет работу по трем направлениям:

1. Разработка и производство быстродействующих парашютных систем спасения.

2. Разработка и производство легких летательных аппаратов из полимерно-композитных материалов (ПКМ): специализированный сельскохозяйственный самолет "МВЕН-2 Фермер", цельнокомпозитный четырехместный самолет повышенной комфортности, восьмиместный самолет короткого взлета и посадки многоцелевого назначения.

3. Разработка и производство изделий общего назначения из ПКМ: автокузова, водяные горки и бассейны, детали для авиационной техники, емкости для химических жидкостей и воды и др.

В 2007 году "МВЕН" при содействии ИТЦ-КНИАТ и федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере сертифицировала систему менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

"МВЕН" имеет лицензии, выданные Российским авиационно-космическим агентством (от 4 июля 2003 года), на разработку и производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения: легких самолетов, парашютных спасательных систем для легких ЛА, систем для посадки ДПЛА, спортивных парашютов.

"МВЕН" - первое и единственное в РФ и СНГ предприятие по производству быстродействующих парашютных систем спасения (БПС), предназначенных для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами. На фирме разработано десять типов систем спасения.

Фирма располагает производственными площадями 9 тыс. кв. метров. Численность сотрудников – 90 человек.