.Луиза Шарова: «Я за этот путь благодарна, думаю, и вам будет что вспомнить» .Луиза Шарова: «Я за этот путь благодарна, думаю, и вам будет что вспомнить» Фото: Сергей Елагин

«Письма, жалобы, протоколы, анонимки с оскорблениями и угрозами…»

Интересный способ для публичного объявления о своей отставке выбрала директор Татарского ТЮЗа им. Кариева Луиза Шарова, больше известная под своим литературным псевдонимом Луиза Янсуар. Вполне в духе творческого человека поэтесса и драматург Янсуар в конце минувшей недели на своей странице во «ВКонтакте» разместила «Открытое письмо театру и всем любящим театр Кариева».

«Кого-то эти слова сильно порадуют, они почувствуют вкус победы, а кого-то огорчат. Позавчера я написала наконец-то свое окончательное, официальное заявление на уход по собственному желанию», — рассказала Шарова, добавив, что «это трезвое, взвешенное решение, которое не подлежит обсуждению нигде и никем больше».

После чего следует перечисление достижений Татарского ТЮЗа за три года ее директорства, всего здесь без малого 20 пунктов. Среди них и создание ярких спектаклей с привлечением известных режиссеров, и победы на серьезных российских фестивалях (например «Арлекин» и Большой детский фестиваль), и выведение «на новый уровень» лаборатории молодой режиссуры «Тамга», и фестиваль «Ремесло», и т. д.

«Я за этот путь благодарна, думаю, и вам будет что вспомнить, — продолжает Шарова. — Если не вышеперечисленные пункты, то хотя бы глупости и заблуждения наши, от чего не смогли себя уберечь: письма, жалобы, протоколы, анонимки с оскорблениями и угрозами (буду бережно хранить в личном архиве), хождения по мукам (читайте: по кабинетам), долгие изнурительные разговоры у чиновников разного уровня». При этом она признает недостатки в своей работе: «Да, ошибки и упущения, косяки тоже были, но именно на них и учатся. Дабы не повторить дальше».

Но в целом положительно оценивает свой опыт директорства в театре им. Кариева. «Еще одна большая гордость: о театре Кариева сейчас говорят на федеральном уровне, его знают, с ним считаются, на него делают ставку и сюда стремятся приехать поработать, за честь считают выпустить спектакль самые крутые режиссеры, художники, хореографы и прочие. А эксперты — наблюдать за процессом развития этого и юного, и пережившего многое, трудное театра, стать частью его проектов», — резюмирует Шарова, в финале своего открытого письма адресуя журналистам просьбу: не обращаться к ней за дополнительными комментариями.

В пресс-службе министерства культуры РТ, учредителе театра, «БИЗНЕС Online» подтвердили отставку Шаровой, пока отрабатывающей в качестве директора последние положенные две недели: «Луизой Шаровой заявление на увольнение было написано по собственному желанию. Как драматург и театральный деятель она продолжит работать над театральными проектами. Также в соответствии с ее опытом, компетенциями Луизе Николаевне предложены варианты по трудоустройству».

По словам источников «БИЗНЕС Online», решение директора театра им. Кариева не случайно совпало с тем, что министр культуры РТ Ирада Аюпова сейчас находится в отпуске По словам источников «БИЗНЕС Online», решение директора театра им. Кариева неслучайно совпало с тем, что министр культуры РТ Ирада Аюпова сейчас находится в отпуске Фото: Андрей Титов

Продолжатель дела Гузель Сагитовой

Именно таким способом разрешился затянувшийся конфликт между руководителем Татарского ТЮЗа Шаровой и его главным режиссером Ренатом Аюповым, о котором наша газета писала еще перед началом театрального сезона 2022/2023, когда группа артистов пожаловалась в минкульт РТ на своего директора. «Да, мы ходили к министру культуры Ираде Аюповой, принесли ей письмо с претензиями, — рассказывал тогда „БИЗНЕС Online“ народный артист РТ Ильфат Камалиев. — У Луизы много недостатков в работе, она против возрастных артистов». Актеры тогда требовали изменить структуру управления театром, сделав его основным руководителем в статусе худрука Аюпова. Впрочем, такого решения они не добились, все остались на своих местах, а конфликтная ситуация приняла вялотекущий характер. Пока не случилось публичное заявление Шаровой.

«Они высмеивают все национальное»: как кузен шейха Гайнутдина бьется за свой Дом офицеров

По словам источников «БИЗНЕС Online», решение директора театра им. Кариева неслучайно совпало с тем, что министр культуры РТ Ирада Аюпова сейчас находится в отпуске. Шарова — креатура Аюповой. С подачи министра выпускница татфака КГУ, кандидат филологических наук и лауреат республиканской премии им. Джалиля в 2019 году возглавила Дом татарской книги в мемориальной квартире писателя Шарифа Камала, открывшийся после капремонта. Кроме того, как говорят собеседники газеты, до назначения в начале 2021-го в театр им. Кариева Шарова была автором всех текстов публичных выступлений Аюповой на татарском языке.

Напомним, что новый директор Татарского ТЮЗа фактически воспринимался как продолжатель дела Гузель Сагитовой, отправившейся на повышение — в заместители главы исполкома Казани. И Сагитова, и Янсуар стояли у истоков татарского творческого объединения «Калеб». А сам театр начал новую жизнь в апреле 2018 года, когда официально переехал из Кировского района в центр города, в отремонтированное здание Дома офицеров. Вскоре прежнего директора Мансура Ярмиева как раз и сменила ведущая ТНВ Сагитова — креатура нового министра культуры РТ Аюповой. Именно с ее приходом театр, который был почти не заметен на культурной карте города, превратился в заметное явление. Что касается Янсуар, то она к моменту назначения отметилась творческой работой в театре, сделав несколько спектаклей в Кариевском и Тинчуринском вместе с режиссером Резедой Гариповой.

По словам источников «БИЗНЕС Online», директор старалась абстрагироваться от хозяйственных проблем, а также имела не самые лучшие показатели по посещаемости и реализации Пушкинской карты По словам источников «БИЗНЕС Online», директор старалась абстрагироваться от хозяйственных проблем, а также имела не самые лучшие показатели по посещаемости и реализации «Пушкинской карты» Фото: Андрей Титов

Версии случившегося

Интересно, что все это время главным режиссером Татарского ТЮЗа оставался Аюпов, занявший этот пост еще в 2002 году, в марте ему исполнилось 60 лет, а отставку Шаровой можно считать запоздалым подарком к круглой дате. «Аюпов конфликтовал со всеми директорами, кроме Сагитовой, которая умела находить к нему подход», — рассказывает один из источников «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией.

При этом главный режиссер, мыкавшийся с Татарским ТЮЗом еще на аварийной фабрике Алафузова, имел полное право считать этот театр своим. Однако новая жизнь, начавшаяся с приходом Сагитовой и продолжавшаяся при Шаровой, — приглашенные режиссеры и критики, смелые лаборатории, участие в российских фестивалях — в основном шла мимо него, наибольший интерес профессионального сообщества вызывали работы других постановщиков, среди которых были заметные в России имена Марфа Горвиц, Екатерина Гороховская, Сойжин Жамбалова, Тимур Кулов и др.

После чего и началась в театре им. Кариева «веселая» жизнь с «жалобами» и «анонимками», о которых и пишет без пяти минут экс-директор Шарова. Почему же длительный конфликт разрешился так, как он разрешился? Интересно, что разные источники «БИЗНЕС Online», знакомые с ситуацией изнутри, выдвигают разные версии.

Согласно первой из них, произошедшее можно считать сознательной аппаратной победой Аюпова. Ему и так придавало вес родство с шейхом Равилем Гайнутдином, они двоюродные братья, так еще главрежу удалось перетянуть на свою сторону разных авторитетных людей. Например, он поставил не самый выдающийся спектакль «Белые цветы. Отражение», посвященный заслуженному врачу РФ Равии Мухиной, как говорят, подруге профильного вице-премьера РТ Лейлы Фазлеевой, а год назад стал режиссером спектакля «С песней по жизни!» по пьесе главреда татарской редакции «Татар-информа» Рамиса Латыпова, заручившись поддержкой татароязычных изданий «Татмедиа», которым традиционно дозволяется быть гораздо более «кусачими», чем русскоязычным.

Что касается второй версии, то Шарова во многом сама виновата в случившемся. Талантливый поэт и творческая личность не слишком преуспела как организатор, не желая купировать конфликты в театре и находить компромиссы с оппонентами. Кроме того, по словам источников «БИЗНЕС Online», директор старалась абстрагироваться от хозяйственных проблем, а также имела не самые лучшие показатели по посещаемости и реализации «Пушкинской карты». При этом, сказать, что Шарова оставляет Татарский ТЮЗ в плохой творческой форме, не повернется язык, именно в этом году спектакль театра им. Кариева — «Приключения Рустема» в постановке режиссера Кулова по повести Аделя Кутуя — впервые номинирован на «Золотую маску».

Одновременно текущая ситуация обнажает еще одну проблему — у минкульта РТ фактически отсутствует скамейка запасных из людей, готовых занять серьезные административные должности в отрасли. Ни один из собеседников газеты не смог назвать имен тех, кто мог бы заменить Шарову. Причем если новый директор де-юре или де-факто отдаст бразды правления главрежу Аюпову, то это грозит застоем театру. А если он собирается продолжить дело, начатое Сагитовой и Янсуар, то это должен быть талантливый менеджер, знающий театральную жизнь в России и Татарстане, а также умеющий эффективно существовать в часто токсичной театральной среде.

«Зона комфорта — это не про театр»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают кадровые перестановки в театре им. Кариева.

«Я бы сейчас на месте министра культуры Татарстана Ирады Аюповой сделала все возможное, чтобы Луиза Шарова осталась на своем посту», — решительно заявила нашему корреспонденту известный театральный критик из Петербурга Жанна Зарецкая, которая не раз участвовала в проектах театра им. Кариева.

«Я действительно с большим интересом следила за творческим развитием Татарского ТЮЗа имени Кариева с тех пор, как директором в нем стала Луиза Николаевна Шарова, — сообщила Зарецкая. — На мой взгляд, Луиза Шарова — настоящий строитель театра. Именно при ней в афише появилось множество имен молодых режиссеров, которые заговорили со зрителем на современном театральном языке. Ильсур Казакбаев выпустил „Ромео и Джульетту“ в ритме и с драйвом рок-концерта, превратив героев в узнаваемых современных подростков. Тимур Кулов вместе с переводчиком Айдаром Ахмадиевым не просто создали инсценировку повести „Приключения Рустема“, но и перевели ее на театральный язык, где визуальные образы важнее слов и рождают важнейшие гуманистичные смыслы. На днях этот спектакль будет показан в Петербурге, на авторитетном фестивале спектаклей для детей и подростков „Арлекин“, и я всем его рекомендую в моем родном городе. Именно благодаря Луизе Шаровой театр взялся за осмысление такой важнейшей темы, как национальная, татарская идентичность, — спектакль „Алтынчэч“ Резеды Зариповой собран, что называется, на живую нить, из острого, насущного желания молодых татарских актеров ответить на вопрос: из чего состоит сегодняшняя татарская ментальность, как вновь вдохнуть жизнь в татарские легенды, которые превратились в рекламные фишки? Спектакль задает эти вопросы залу, делая зрителей полноправными собеседниками».

По словам нашей собеседницы, при Шаровой труппа театра была вовлечена «в совместное театральное строительство»: «Говорю это как театровед-эксперт, который в год смотрит порядка 300 спектаклей и эскизов разного качества».

Что касается конфликта в руководстве театра, то, по мнению Зарецкой, он полностью на совести главрежа Аюпова. «Он очень болезненно переживал поиски новых форм, проникновение в театр современной эстетики, которая не всегда предполагает нарративную логику на сцене, а допускает и иные, ассоциативные сюжетные построения, — продолжает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Аюпов видит театр как зону комфорта со спектаклями в основном иллюстративными. Я не видела ни одного театра, который, исповедуя такие принципы, не пребывал бы в состоянии стагнации, творческого застоя. Зона комфорта — это не про театр. Театр — про то, что болит».

«Я думаю, что ее уход — это кадровая ошибка, — считает театровед и советник министра культуры РТ Нияз Игламов. — Это потеря для театра имени Кариева. Найти директора очень сложно, а просто кого попало… Там было два нормальных директора: одну забрали в мэрию Казани, вторая тоже уходит. Директор театра — это особенная должность, она не чисто административная. В общем, я считаю, что Шарова работала успешно, но министерству, наверное, виднее».

«Для меня Луиза Янсуар — это драматург, которая успешно „выстрелила“ с такими спектаклями, как „Ишек“, интереснейший „Кара урман“, который из лаборатории вырос в полноценную постановку, потом спектакль, который она посвятила своему учителю, наставнику Радифу Гаташу, „Сәйдәш. Йокысызлык“ („Сайдаш. Бессонница“), экспериментальный спектакль „Алтынчэч“, — перечисляет доцент КФУ, литературовед Милеуша Хабутдинова. — Вот эти постановки для меня ассоциируются с Луизой Янсуар. К сожалению, ее директорство попало на период, когда экономическая ситуация диктовала свои условия. В театре получился крен в сторону фестивальной жизни, театр стал узнаваемым, это было начато еще при Гузель Сагитовой. Но были экономические трудности ведения дел, она запаниковала, а еще устала от этой мышиной возни, которой славится любой театральный коллектив. Она просто устала, слишком резкий рост случился от журналиста, кем была Луиза Янсуар, до директора музея, а потом директора театра, когда творческий человек стал ответственным за административно-хозяйственную часть. А рядом не оказалось опытного человека, который мог бы что-то подсказать».