НАУЧИТЬСЯ МОЖЕТ ПОЧТИ КАЖДЫЙ

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из авторов проекта – генеральный директор ООО «Тулпар Геликоптерс» Дмитрий Коновалов, в этом году («вот-вот») откроется авиационный учебный центр (АУЦ) по подготовке пилотов-любителей на вертолеты Robinson R44. «А потом будет и более глобальная подготовка», - пообещал Коновалов, но от обсуждения подробностей уклонился.

Но о них можно составить некоторое предположение, если учесть, что партнером «Тулпар» в проекте АУЦ выступает единственная в России сетевая вертолетная компания «Аэросоюз» (Москва). Фирма занимается продажей, техническим обслуживанием и организацией эксплуатации вертолетов иностранного производства для частных и корпоративных заказчиков. «Аэросоюз» - официальный российский дилер и сервисный центр Robinson Helicopter Company (США), сервисный центр Agusta (Италия), агент и сервисный центр Eurocopter (Франция), авиационно-учебный центр Robinson и Eurocopter. На сегодня «Аэросоюз» создал учебные центры в Москве, Волгограде, Воронеже, Краснодаре, Саратове, Санкт-Петербурге, Томске, Новосибирске, Ухте.

«Сейчас у «Тулпар Геликоптерс» есть один Robinson, но если надо будет, подкупим, - говорит Коновалов. - И предполагаем, что будут курсанты со своими вертолетами. Сейчас в Татарстане люди покупают вертолеты и хотят их сами эксплуатировать. Такую ситуацию мы видим в Москве у наших партнеров – «Аэросоюза», создавших своего рода клуб по интересам. Наверное, что-то будет и здесь формироваться. Уверен, количество частных и корпоративных вертолетов в Татарстане будет увеличиваться».

В стартовую группу планируется набрать 7 - 8 человек. Изучение теории займет приблизительно два месяца, оно будет проходить в Казани по принципу «вечерней школы», чтобы можно было заниматься после работы. Программа полетов на вертолете – 42 часа – будет отрабатываться на аэродроме «Куркачи». По словам Коновалова, обучение - «значительно дешевле, чем в Москве» (на сайте «Аэросоюза» указано – 823 200 рублей), но «подороже, чем в «Авиаторе» (этот казанский учебный центр, среди прочего, готовит пилотов легких самолетов; заявленная на сайте стоимость обучения – 326 500 рублей). Об учебе в кредит, по словам Коновалова, «пока не думали»: «Как правило, у тех, кто приходит на такие программы, денежных проблем не возникает».

Как заверяет руководитель «Тулпар Геликоптерс», научиться летать на Robinson R44 может почти каждый: «Техника рассчитана на человека со средними возможностями - разработчики не предполагали, что на них будут только вундеркинды летать… На сегодня нами все разрешения на создание центра получены, идет процесс лицензирования. Сейчас планируем группу набирать, о чем объявим через билборды в городе».

МЕЖДУ ПРАГМАТИЗМОМ И «ГЕРОИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ»

Дозрела ли Казань до создания вертолетного центра, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у директора по развитию сети вертолетных центров «Аэросоюза» Олега Круглова.

- Олег, неужели в Татарстане найдется немало людей, готовых выложить 700 тысяч долларов за вертолет и примерно столько же рублей за обучение?

- Как показывает практика, спрос на такую услугу есть почти во всех регионах. В любом городе, где свыше 700 тысяч жителей, сразу находится 5 - 10 желающих учиться. Я не говорю о покупке вертолета – это второй вопрос. И некоторые его покупают не для пилотирования, а как транспортное средство. Мы таких людей не учитываем, а только тех, кто заинтересован сам стать пилотом и использовать вертолет больше как хобби. Думаю, создать в Казани такой центр сам Бог велел. Татарстан - один из наших богатейших регионов, поэтому, думаю, у вас достаточно людей, которые могут себе это позволить и хотят это сделать. У них просто возможности такой нет.

- Сколько человек в год обучаете в Москве и прогноз на Казань?

- В Москве, в среднем, до 50 человек в год, у вас – в районе 30 курсантов. Число желающих постоянно растет – видимо, работает достаточно мощная популяризация.

- Сколько будет стоить обучение?

- 730 тысяч рублей. Цена не самая высокая, хотя бы потому, что нам интересно развивать это направление, мы стараемся формировать людей и рынок, для нас сейчас важно найти как можно больше последователей. На Западе все это стоит совершенно других денег.

- Что за люди приходят учиться?

- Как правило, это собственники различных бизнесов, которые имеют достаточно средств, чтобы позволить себе пройти обучение и купить вертолет. В основном, это те, кто воплощает давнюю мечту о полете. Кстати, за рубежом, где нет такого особенного отношения к авиации, в авиационные центры приходят, чтобы получить ремесло. А у нас, видимо, героическое наследие СССР сказывается, когда все мальчишки лелеяли мечту летать. Таким романтикам просто хочется летать. «Практикам» вертолет дает скорость и комфорт перемещения, плюс – некую обособленность, потому что иметь вертолет и демонстрировать его окружающим – тоже, на самом деле, дорогого стоит…

70 процентов наших курсантов – мужчины. Что касается возраста, то мы можем обучать с 18 лет, но обычно самый младший возраст – 26-27, а самый старший – 50 лет.

- Кто ваши конкуренты в России?

- По содержанию таких организаций больше нет. Ведь в «Аэросоюзе» есть академия вертолетного спорта, которой больше нет ни у кого. В числе ее воспитанников – чемпионы Европы, России. Аналогичные по форме центры есть. В основном, их создание связано с наличием дилерского сертификата: продажей техники и обучением занимаются компании, которые имеют дилерский сертификат, то есть имеют возможность поставлять эти вертолеты из компании Robinson. Таких компаний в России - четыре. Две лицензии принадлежат «Аэросоюзу» – в Питере и в Москве, одна - у «Авиамаркета» (Москва), и одна – у «Уралхеликом» в Екатеринбурге… Мы сегодня, помимо Казани, открываем центры в Красноярске и Бодайбо, есть планы во Владивостоке.

- Сколько в России вертолетов Robinson?

- Более 200, и проблем с покупкой нет.

- Каждый ли может научиться управлять Robinson?

- Все наши курсанты спокойно проходят курс, хотя пилотировать самолет, конечно, проще – более понятная аэродинамика.

- Проясните, на каких основаниях строится ваше сотрудничество с «Тулпар»…

- Это франчайзинговая система: «Аэросоюз» - сетевая компания. В Казани будет наш полноценный филиал, обладающий теми же достоинствами, что и сам «Аэросоюз». То есть будет и авиашкола, и полный сервисный пакет, плюс весь клубный набор, вроде ежегодных майских перелетов. В этом году летали по Америке, в прошлом – по странам Северной Европы.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО - БИЗНЕС

Своим мнением с «БИЗНЕС Online» поделились отраслевые эксперты.

Роман Гусаров – главный редактор портала Avia.ru:

- Трудно судить, насколько в Татарстане велико количество желающих научиться летать на вертолете. Но, думаю, в принципе, потребность есть... Это все цепляется за «паровозик» продаж - многое зависит от готовности людей покупать вертолеты. И я думаю, что вертолетная школа - только одна часть комплексной услуги. Обычно создают не просто частную школу, но одновременно налаживают систему продаж, становятся дилерами производителей легких вертолетов, начинают техническое обслуживание, занимаются организацией полетов. Например, именно так развивается ситуация в Подмосковье.

Сергей Серендеев - помощник председателя ДОСААФ РФ, консультант создающегося в Набережных Челнах центра первоначальной подготовки пилотов:

- В Татарстане и в казанском регионе, в частности, эта услуга очень востребована. В разговорах со многими руководителями бизнеса, с руководством субъектов Федерации часто звучит: здорово было начать массово использовать легкие вертолеты. Вертолет – это мобильность, к тому же движение на дорогах сами знаете, какое. Плюс – прорабатываются варианты аэротакси… И потом, вертолет можно и не покупать, а взять в аренду, и уж потом, если понравится, задуматься о приобретении. Robinson стоит примерно 700 тысяч долларов… Собираемся открыть аналогичный центр и в Набережных Челнах. Документация готова, надо площадку подготовить, разрешение на производство полетов получить. Уже получили три Robinson в разобранном виде. Будем готовить частных пилотов.

Василь Ханафиев - директор частного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых «Авиационный учебный центр «Авиатор» (Казань):

- Услуги центра будут востребованы. Вертолеты, в отсутствие сети аэродромов, нормальных дорог, возможно, пока единственный выход. Думаю, прежде всего, вертолеты и соответствующие услуги будут очень востребованы бизнесом, имеющим обширную географию, командировки примерно в радиусе 500 километров от головного офиса. Думаю, и высокая цена не помешает: по моим данным, в столице обучение стоит примерно 1,3 миллиона рублей.

Если говорить об обучении конкретно на Robinson? то на нем научиться летать дешевле и проще, чем на других типах, а дальше можно будет переучиться на любой другой вертолет – это займет 8 летных часов.

Марат Фазлеев – директор ООО «Авиакомпания вектор» (первоначальное обучение пилотов авиации общего назначения; Казань):

- Вертолеты все-таки техника дорогая, не очень простая в эксплуатации, да и платежеспособность населения в Татарстане не такая высокая, как в столице. Стоимость летного часа на четырехместном Robinson– очень высокая. Бензин привозят из-за границы, и он очень дорогой - 120 рублей за литр. А кушает аппарат хорошо – 30 литров в час. Если легкий самолет стоит 50 тысяч евро, то Robinson - более чем в 10 раз дороже. Но, на самом деле, вертолет – очень удобная штука, а четырехместный Robinson – очень удачный аппарат.

Радик Халиуллин - начальник центрального аэроклуба РТ ДОСААФ РТ:

- Думаю, найдется немало желающих научиться летать на вертолете. Сейчас в Татарстане есть обучение только на легкие самолеты, и оно пользуется успехом, а хочется и чего-то нового. И вертолет – это удобно. Например, у кого-то дом в Салмачах - пожалуйста, летай на здоровье. Площадку (20 на 20 метров) лицензировать достаточно просто. Разве у нас нет богатых людей? И если человек ездит на машине, то научится и на самолете, и на вертолете. Думаю, сегодня такое время, когда высокая цена аппаратов и услуг не отпугнет. очень удачный аппарат.

Радик Халиуллин - начальник центрального аэроклуба РТ ДОСААФ РТ:

- Думаю, найдется немало желающих научиться летать на вертолете. Сейчас в Татарстане есть обучение только на легкие самолеты, и оно пользуется успехом, а хочется и чего-то нового. И вертолет