Возможно, интерес к проектированию мусульманских храмов у студента Насырова возник неслучайно, ведь его наставником в вузе был легендарный архитектор, автор ставшей визитной карточкой Казани — Кул Шариф Возможно, интерес к проектированию мусульманских храмов у студента Насырова возник неслучайно, ведь его наставником в вузе был легендарный архитектор, автор ставшей визитной карточкой Казани мечети Кул Шариф Фото: dumrt.ru

Автор Кул Шариф: «Он был продолжателем моего дела»

«Не стало уважаемого брата — известного архитектора многих казанских мечетей Искандера Насырова, — написал в своем телеграм-канале муфтий РТ Камиль Самигуллин 10 апреля, когда умма отмечала Ураза-байрам. — Пусть Всевышний наделит его Своей милостью и обрадует раем за все благие дела — они не закончатся с его уходом и, иншаАллах, будут приносить пользу нашей религии и ему самому. Терпения и сил всем, для кого уход Искандера является горем. Это невосполнимая потеря для татарской общины».

Многие именно из этого сообщения узнали о существовании такого архитектора, между тем выяснилось, что скончавшийся в 39 лет Искандер Насыров создал более 100 проектов мечетей, из которых около 40 были реализованы. Причем среди них самые знаковые культовые учреждения, которые появились в Казани за последние годы. Например, среди мечетей, которые архитектор проектировал самостоятельно или в соавторстве, Алтан на улице Дубравной, сюда на гает-намаз Курбан-байрама год назад приходил Рустам Минниханов, или Салях, которую построили по инициативе экс-президента Академии наук Татарстана Мякзюма Салахова, или Рахматулла в Авиастроительном районе. А еще была мечеть в стиле Аль-Марджани, так захотел заказчик — владелец «Кулона» Альберт Фахрутдинов, в деревне Янаул Рыбно-Слободского района, или «Өмет» казанского поселка Аметьево и т. д.

Среди мечетей, которые архитектор проектировал самостоятельно или в соавторстве, Алтан на улице Дубравная Среди мечетей, которые архитектор проектировал самостоятельно или в соавторстве, Алтан на улице Дубравной Фото: Сергей Елагин

Будущий архитектор Насыров родился в Арске 8 марта 1985 года. А интерес к проектированию культовых зданий у него появился во время учебы в Казанском государственном архитектурно-строительном университете, говорит его близкий друг, в дальнейшем и коллега Артем Чирков, после того как Искандер начал интересоваться исламом и стал практикующим мусульманином.

«Мы с Искандером были однокурсниками, на третьем курсе вместе приняли ислам, ходили в мечеть, где еще больше сблизились. Будучи студентом, Искандер начал делать эскизные проекты мечетей, делал их очень дешево. Одной из первых, спроектированных им, была мечеть в поселке Кояшлы», — рассказывает Чирков.

Интерес к проектированию мечетей возник после того, как Искандер начал интересоваться исламом и стал практикующим мусульманином Интерес к проектированию мечетей возник после того, как Искандер начал интересоваться исламом и стал практикующим мусульманином Фото предоставлено Артемом Чирковым

Мечеть «Әтиләр» («Отцы») в коттеджном поселке Кояшлы представляет из себя цельное куполообразное здание с одним минаретом. Она не просто отличается от привычных татарских мечетей, а является одним из самых необычных по внешнему виду культовых зданий в России. По словам Чиркова, после открытия в 2010 году у «Отцов» то тут, то там, по всей стране, стали появляться «дети», очень похожие на своего создателя. Кстати, инициатором и главным спонсором строительства Дома Аллаха был известный в республике предприниматель и меценат Фарид Хайрутдинов — «отец» «Рамаевской утки».

Мечеть «Әтиләр» является одним из самых необычных по внешнему виду культовых зданий в России Мечеть «Әтиләр» является одним из самых необычных по внешнему виду культовых зданий в России Фото:

Возможно, интерес к проектированию мусульманских храмов у студента Насырова возник неслучайно, ведь его наставником в вузе был легендарный архитектор, один из авторов Кул Шариф, лауреат Тукаевской премии Айвар Саттаров. «Со студенческих лет стремился делать проекты мечетей, — вспоминает Саттаров в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Он был продолжателем моего дела, тем архитектором, который придет нам на смену. Он ко мне в аспирантуру поступил, но не окончил ее, говорил, что нужно обеспечивать семью. Искандер спроектировал очень много мечетей, я всегда его хвалил, гордился им как своим шакирдом».

По словам нашего собеседника, его ученик был очень скромным человеком, но весьма творчески подходил к делу. «Он не просто копировал образцы старинных мечетей, как большинство делает, а пытался найти свой язык, видение, в этом он преуспел, — продолжает Саттаров. — Причем он был в самом начале творческого пути, 39 лет для архитектора — это еще вообще ничто, архитекторами становятся в 50. Он правильную дорогу для себя наметил, и, к сожалению, эта дорожка прервалась».

«Ни один человек, который его знал, не видел от него, чтобы он злился, бывает, максимум, тяжело вздыхал и все» «Ни один человек, который его знал, не видел, чтобы он злился, бывает, максимум тяжело вздыхал, и все» Фото предоставлено Рашидом Миннихановым

«У него не было званий, у него не брали интервью…»

Все, кто знал Насырова, отмечают не только его высокий профессионализм, но и благой нрав покойного. «Он был очень сдержанный, благовоспитанный. Я видел, когда на совещаниях его отчитывают матом, а он: „Хорошо, все выполним“, — вспоминает Чирков. — Ни один человек, который его знал, не видел, чтобы он злился, бывает, максимум тяжело вздыхал, и все. Очень мягким был, ему звонили в 11 ночи, и он с людьми спокойно общался, разговаривал, никого не „футболил“. От него никто не слышал бранных слов, даже с теми, у кого были проблемы, его должниками, даже с ними он никогда жестко не разговаривал».

«Был спокоен, хороший оратор, вежливый собеседник», — говорит о покойном имам-хатыб мечети Рахматулла Рустам Ясавиев. «У нас место было ограничено, и в такой тесноте нужно было разместить мечеть. Он несколько переделал уже имевшийся проект, сделав ее удобнее для верующих. Очень эрудированный специалист был. Мы часто встречались, общались, у него не только религиозное, но и национальное самосознание было очень сильным», — говорит Ясавиев, называя Насырова «человеком с татарской душой». «Он никак не был оценен, у него не было званий, у него не брали интервью, и сам он никогда не хотел заявлять о себе, просто на совесть делал свою работу», — считает Рустам хазрат.

Ораторские способности Насырова ярко проявились при общественных слушаниях о строительстве мечети Рахматулла, расположенной в Авиастроительном районе Казани на улице Симонова. Жители ближайших домов были настроены категорически против Дома Аллаха, дескать, азан и богослужения не дадут спать, здесь будут собираться мигранты, а на месте пустыря лучше бы воздвигнуть детскую площадку. Более того, соседи подали в суд на решение о передаче земельного участка под стройку. Ясавиев, Насыров вместе с известным адвокатом и правозащитником, президентом национальной ассоциации юристов (НАЮР) Русланом Нагиевым защищали проекты.

Ораторские способности Насырова ярко проявились при общественных слушаниях о строительстве мечети Рахматулла Ораторские способности Насырова ярко проявились при общественных слушаниях о строительстве мечети Рахматулла Фото: «БИЗНЕС Online»

Четкие аргументы архитектора в числе прочих способствовали победе на судебном процессе. «Искандер вместе со мной представлял в суде доказательства того, что там стройка законная, соблюдены все нормы, и суд принял нашу сторону, — рассказывает Нагиев. — В результате мечеть построена, все пользуются бесплатным колодцем, пункт „Приют человека“ работает, там бесплатно кормят всех нуждающихся. Потом есть детская площадка, противники строительства говорили, что на месте пустыря нужна детская площадка, Искандер все это внес в проект. Сейчас эта площадка функционирует, дети играют, проблем нет».

Адвокат Нагиев также высоко оценивает человеческие качества Насырова: «Бывают люди, у которых нет зла, Искандер был такой, я не слышал, чтобы он с кем-то конфликтовал, ругался. Человек с благим нравом, открытый». Таким же его запомнил еще один друг и коллега Рашид Минниханов: «Мировой человек был, очень много мечетей сделал, медресе, для ислама неописуемый вклад внес. Тот, кто нас собрал, был Искандер, очень начитанный был, любил историю, порядочный. Очень любил нашу культуру. Последнюю его работу можно увидеть в поселке Мирный — там достраивается мечеть в булгарском стиле». Он говорит, что на его погребальную молитву пришли более 1 тыс. человек, хотя был Ураза-байрам, а у людей свои дела.

Насыров похоронен на мусульманском кладбище города Арска, у него остались жена и трое детей, младшему из которых 3 года. Насыров похоронен на мусульманском кладбище города Арска, у него остались жена и трое детей, младшему из которых три года Фото предоставлено Артемом Чирковым

К сожалению, жизнь архитектора оборвалась в 39 лет, он тяжело заболел, как говорят друзья, организм не выдержал рабочего ритма Насырова. Он похоронен на мусульманском кладбище города Арска, у Насырова остались жена и трое детей, младшему из которых три года.

Еще один штрих: в свободное от работы время он изучал ДНК татар, даже вел собственный телеграм-канал, целью которого были «популяризация генетических тестов и исследование происхождения татарского народа».