Американский фильм «Падение империи» — редкий пример заокеанской картины, попавшей сегодня легальным способом в отечественные кинотеатры Американский фильм «Падение империи» — редкий пример заокеанской картины, попавшей сегодня легальным способом в отечественные кинотеатры Фото: скриншот из видео

«Немного сейчас американских картин выходит в России»

«Падение империи» — редкий американский фильм, добравшийся сегодня до легального российского проката. Более того, название это на слуху уже с момента появления трейлера и первой информации о сюжете картины, которую снял британский постановщик Алекс Гарленд, больше известный как сценарист (в данном качестве он сделал несколько фильмов с известным режиссером Дэнни Бойлом). О «Падении империи» говорили даже в теленовостях и политических ток-шоу на отечественном ТВ.

Все дело в том, что антиутопия, сценарий которой тоже написал Гарленд, рассказывает о США, охваченных гражданской войной, где нацгвардия штурмует Вашингтон. При этом, как гласит аннотация к картине, «нет ничего дороже литра бензина и ничего дешевле, чем человеческая жизнь». Учитывая, что именно такой сюжет предрекают реальным Штатам некоторые российские эксперты чуть ли не на следующий день после избрания Дональда Трампа во второй раз президентом, живой интерес к кинопродукции из-за океана в Москве вполне понятен.

Видимо, на политической «актуалочке» решили заработать и американские продюсеры, и отечественные кинопрокатчики. «Падение империи» появилось в российских кинотеатрах вчера, 11 апреля. В четверг, согласно данным системы «ЕАИС», больше, чем американский фильм, заработала только отечественная сказка «Летучий корабль» (9,6 млн рублей), у заокеанской утопии в активе 7,6 миллиона. Впрочем, на фоне финансовых успехов «Холопа-2», «Бременских музыкантов» и «Мастера и Маргариты» это очень скромные цифры.

При этом сеансов у «Падения империи» много, в большинстве кинотеатров Казани — 5–6 в день. «Немного сейчас американских картин выходит в России, — констатирует кинокритик и автор „БИЗНЕС Online“ Адиля Хайбуллина. — Компания „А24“ выпускала и другие фильмы, из последнего — „Все страхи Бо“ Ари Астера. Кстати, картина „Падение империи“ — самая масштабная и дорогостоящая после „Всех страхов Бо“, хотя эта компания славится именно локальными, авторскими, экспериментальными картинами».


«По новостям говорят, что, может, оно и к лучшему»

«Фильм содержит сцены насилия и жестокости, противопоказан к просмотру людям с психическими расстройствами», — с такого предупреждения начинается киноновинка. Первые сеансы в Казани сегодня начинались в 10:15, помимо журналиста «БИЗНЕС Online», в зале «Алмаз Синема» в ТРЦ «Родина» присутствовали всего два зрителя.

Для российской аудитории, как это обычно бывает, название фильма отличается от оригинального «Гражданская война». Перед зрителем предстают события альтернативной реальности или, возможно, неминуемого распада монолитных США, где некоторые штаты как отдельные военные формирования восстали против действующей власти. При этом режиссер не раскрывает причину, почему люди с оружием в руках идут на Белый дом, смертники с флагом страны в руках взрывают себя в толпе национальной гвардии и средь бела дня поджигают соотечественников, а самое главное — в чем причина народного недовольства и каковы их требования. Но, с другой стороны, это как будто и не нужно, поскольку фильм сразу погружает в ужасы войны и уже неважно, кто первым пустил курок.

За политическим переворотом зритель наблюдает сквозь объектив фотокорреспондента Ли Смит (звездная Кирстен Данст), которая с репортером Джоэлом (Вагнер Моура) собирается в Вашингтон, чтобы успеть взять интервью у президента США, пока повстанцы его не убили. В поездку навязывается начинающий фотограф Джесси (Кэйли Спэни), и они через всю страну пробираются в пылающую столицу. На дорогах брошенные машины, разбомбленные дома, висельники на мостах — в стране царит хаос. Заправки охраняют мятежники с автоматами, которые там же, на бывшей автомойке, подвесили людей и пытают их якобы за мародерство и с гордостью позируют фотографам с полуживыми телами. «Мы не задаем себе вопросы, иначе не остановишься. Мы снимаем, чтобы вопросы задавали другие», — отвечает главная героиня юной Джесси, которая впала в истерику от увиденного.

На удивление героев, есть города, которые живут как вакууме, где нет ни намека на раскол страны — жители как ни в чем не бывало гуляют, работают магазины и рестораны. «Война — это не наше дело. По новостям говорят, что, может, оно и к лучшему», — объясняет продавец бутика, которая уверена, что война где-то далеко и она точно не постучится к ним в дверь.

Фильм очень реалистичен и без прикрас демонстрирует, как солдаты бьются в предсмертных конвульсиях, как жестоко повстанцы добивают раненых и с нескрываемым удовольствием расстреливают пленников из пулемета. В какой-то момент можно заметить, как Джоэл и Джесси улыбаются, снимая происходящее…

Тем временем военные Калифорнии и Техаса штурмуют Белый дом, убивая всех на пути в Овальный кабинет. На последних минутах фильма видно, как героиня Данст, прошедшая через многие испытания за свою карьеру, морально сломлена, она уже не фотографирует и на автомате бегает с товарищами под пулями, но в таком коматозном состоянии все же успевает среагировать и собой прикрывает Джесси. Та фотографирует падающую коллегу, встает, идет к плененному президенту США, делает предсмертные кадры и у главы государства, как и мечтал Джоэл, просит прокомментировать происходящее. Лежа на полу, тот отвечает: «Сделайте все, чтобы они меня не убили».

«Очень тяжело представить фильм в таких же тонах о будущем в России»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают культурные и политические аспекты громкой премьеры.

«Сама идея реализовать такую вещь в кино с хорошим бюджетом и актерами меня удивила, — говорит известный блогер Евгений Баженов (BadComedian). — В американском кино я не помню крупномасштабных проектов о будущем в таких темных тонах на тему Америки. Они обычно снимают мир в постапокалипсисе. А здесь именно гражданская война. То же „Падение Олимпа“ с Джерардом Батлером (по сюжету северокорейские диверсанты захватывают Белый дом и президента СШАприм. ред.) нельзя рассматривать серьезно — замысел у него комичный. Вышедший фильм похож темой и декорациями разве что на „Дитя человеческое“ (антиутопия, снятая Альфонсо Куароном в 2006 году, прим. ред.). Но там не столь острым был политический контекст. А „Падение империи“ может зацепить актуальные вещи, происходящие в Штатах прямо сейчас».

«Падение империи» — это такая злобная антиутопия, констатирует BadComedian. «Очень тяжело представить фильм в таких же тонах о будущем в России, например. Тем не менее в Америке кто-то дал денег на это, вот что удивительно. Видимо, карта удачно легла и предстоящие выборы президента помогли…» — констатирует наш собеседник.

Можно ли назвать фильм «агиткой» либерального Голливуда против Трампа, указывая на возможные последствия для страны в случае его избрания на выборах 2024 года? «К американскому кино слово „агитка“ не очень применимо, — считает кинокритик Давид Шнейдеров. — Это скорее иногда к русскому кино применимо слово „агитка“. А американское кино вообще, честно говоря, плюет на всех властей предержащих. Если вы помните, „Оскар“ был присужден фильму „Повелитель бури“ — абсолютно яростному антивоенному фильму, который сняла Кэтрин Бигелоу. Фильм, шедший абсолютно против политики Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Если вы вспомните фильм „Оружейный барон“ с Николасом Кейджем, его знаменитый монолог, когда он говорит: „Самый крупный торговец оружием на Земле — это президент Соединенных Штатов, который в день продает больше оружия, чем я в год“, — то вы поймете, что для американского кино персон нон грата не существует».

Депутат Госдумы, координатор НОД Евгений Федоров, напоминает, что фильмы о катастрофах на территории США — это традиция для американского кино. «Но эта традиция, на мой взгляд, не ослабляет государственности, а укрепляет, потому что делает ее гибкой», — сказал он разговоре с «БИЗНЕС Online» и перевел вопрос в русло актуальной большой политики.

«В этом плане Трамп — более государственник, чем Байден. То есть он на то и республиканская партия, то есть за республику, а не за какую-то всеобщую демократию, — продолжает Федоров. — И как раз приход его к власти, который возможен, укрепит Соединенные Штаты Америки, сделает их более гибкими. Они, соответственно, запустят процесс такого усиления конфликта, но без их вмешательства, например, выйдут из НАТО и устроят войну НАТО с Россией, чтобы не отвечать за нее. Это политика именно Трампа. И в этом плане она более продуманная. Байден считает, что мы победили, надо только добить Россию, и все. А Трамп считает: чтобы добить Россию, надо пройти определенный цикл усиления конфронтации в Европе как бы без формального участия Америки».