Посещаемость торговых центров Казани по итогам марта выросла на 5% по сравнению с первым весенним месяцем 2023-го Посещаемость торговых центров Казани по итогам марта выросла на 5% по сравнению с первым весенним месяцем 2023-го Фото: freepik.com

«Затраты для ТРК по охране возрастут на 20–30 процентов»

Посещаемость торговых центров Казани по итогам марта выросла на 5% по сравнению с первым весенним месяцем 2023-го, зафиксировали в Focus Technologies. Увеличение количества покупателей оценили и сами комплексы. Так, в KazanMall посещаемость за три месяца выросла на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в казанской «МЕГЕ» — на 9%. А трагические события в подмосковном «Крокус Сити Холле» снизили трафик лишь на краткосрочный период — минус 5%.

«Наибольшее снижение посещаемости, безусловно, отмечалось на последовавших за терактом выходных (23 и 24 марта). По нашим данным, многие отложили свои визиты в торговые центры. Но это, по нашей оценке, происходило не только по причинам, связанным с безопасностью, но и вследствие проявления сочувствия к семьям погибших и пострадавших в данной трагедии», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.

Как обстоят дела с безопасностью в ТЦ сейчас? Сами моллы говорят об организации внеплановых проверок, с сотрудниками и арендаторами проводят дополнительные инструктажи. На входах в комплексы выставили металлорамки, однако, как убедился журналист нашего издания, не везде. В конце марта в ТРЦ «Южный» состоялась внеплановая тренировочная эвакуация с участием всех сотрудников. «Это позволило проверить системы оповещения, пожаротушения и дымоудаления, а также доступность эвакуационных выходов», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор ТРЦ Лилия Ибатуллина (УК Lynks Property Management). Но без внеплановых ситуаций все равно не обходится. В начале апреля масштабная эвакуация прошла в ТРК «Кольцо», в результате чего комплекс был закрыт на два часа. По данным газеты, виной всему сообщение о минировании.

Какие долгосрочные последствия для ТЦ от атаки террористов в «Крокусе»? Расходы на дополнительную охрану и оборудование могут лечь в цену аренды помещений, считает эксперт по коммерческой недвижимости Константин Иванов.

По мнению Васильева, если посетители увидят, что безопасность в торговых центрах существенно усилена, то поток покупателей постепенно восстановится до прежнего уровня По мнению Васильева, если посетители увидят, что безопасность в торговых центрах существенно усилена, то поток покупателей постепенно восстановится до прежнего уровня Фото: «БИЗНЕС Online»

«Возможен рост цен из-за проверок государственными органами торгово-развлекательных центров на предмет модернизации систем и условий безопасности, усиления охраны, улучшения инженерных систем», — говорит Иванов. Он напомнил об инициативе снабдить охранников торговых центров стрелковым служебным оружием. «Здесь возникает вопрос: а хватит ли у ЧОПов лицензированных сотрудников с оружием? Скорее нет, — продолжает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Минимум затраты для ТРК по охране возрастут на 20–30 процентов. Скорее всего, здесь должно помочь государство с выделением вооруженных сотрудников на уик-энд и в праздники. Если все вешать на комплексы — это не совсем правильно, расходы будут переложены на арендаторов. А сколько арендаторов из мелких потянут дополнительные расходы? Да и крупные дышат все по-разному». В данной ситуации, отмечает Иванов, выигрывают маркетплейсы, которые и до этого успешно заманивали покупателя в свои сети.

«Это психологическая мера как для людей, так и для террористов!»: раздавать ли автоматы чоповцам в ТЦ?

По мнению Васильева, если посетители увидят, что безопасность в торговых центрах существенно усилена, то поток покупателей постепенно восстановится до прежнего уровня. «Дело в том, что торговые центры на данном этапе, помимо всех прочих функций, в том числе являются важным элементом распределения товаров и услуг, что естественным образом способствует возвращению людей», — отметил он. Эти слова подтверждаются статистикой: уже в следующие две недели после трагедии посещаемость в ТЦ Казани была на 2% выше, чем за аналогичные недели прошлого года. «Все-таки народу деваться больше некуда по большому счету. Да, наверное, не растет, как и не увеличивался раньше сильно средний чек в магазинах, но все равно ходят!» — говорит директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин.

В преддверии туристического и летнего сезона торговые центры находятся в приятном предвкушении. «Мы видим предпосылки для повышения трафика, в ближайшие месяцы столица РТ будет площадкой для мероприятий федерального и международного уровня. ТРЦ KazanMall традиционно является зоной притяжения гостей столицы, по результатам исследования, которое мы проводили в предыдущем году, доля иногородних посетителей в объекте превысила 10 процентов. Вероятно, в этом году с ростом количества туристов в городе данный показатель будет еще выше», — рассказали «БИЗНЕС Online» в комплексе.

Из последних магазинных новинок — итальянская детская одежда Original Marines Из последних магазинных новинок — итальянская детская одежда Original Marines Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЕГА»: посуда Williams Oliver и детская одежда из Италии

В этот раз обзор мы решили начать с оценки охраны торговых центров. И «МЕГА» занимает в топе «охраняемости», пожалуй, самую нижнюю строчку — по крайней мере вечером в пятницу, в день нашего визита в ТЦ, охраны мы не встретили ни у одного из входов.

Из последних магазинных новинок — итальянская детская одежда Original Marines (до этого магазин работал в «Тандеме»). Неподалеку открылся еще один отдел для малышей — Royal Rabbit. Для женщин заработал Charuel, а в более бюджетном сегменте — FunDay, где представлена одежда для всей семьи.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Переехал в помещение чуть скромнее магазин украшений Tous, теперь он располагается поближе к парфюмерии и косметике «Иль Де Боте». Ювелирные ряды вскоре пополнят и изделия от Sokolov.

В FunDay представлена одежда для всей семьи В FunDay представлена одежда для всей семьи Фото: «БИЗНЕС Online»

В центральной части торгового центра скоро откроется магазин товаров для кухни премиум-сегмента — Williams Oliver. О том, что продукция и вправду будет недешевой, тонко намекает чайник марки SMEG на анонсе открытия магазина. А набор из 7 кухонных ножей из нержавеющей стали, к примеру, обойдется в 45 тыс. рублей.

На фуд-корте изменений нет, разве что ребрендинг бывшего KFC. В «МЕГЕ», как и во всех остальных торговых центрах города, курочку в панировке теперь можно есть в Rostic’s.

Для женщин заработал Charuel Для женщин заработал Charuel Фото: «БИЗНЕС Online»

Наконец, спустя два года стало известно, что появится на пустующих площадях IKEA. В начале апреля маркетплейс «Мегамаркет» договорился об аренде пространств шведского магазина мебели. «Сотрудничество с одним из крупнейших игроков e-commerce позволяет нам разработать инновационную фиджитал-бизнес-модель и представить рынку эффективную коллаборацию на стыке онлайн и офлайн. В настоящее время мы прорабатываем форматы возможного взаимодействия», — рассказали газете в пресс-службе комплекса.

Опрошенные эксперты издания, правда, сомневаются, зачем «МЕГЕ», по сути, превращать свои площади в склады по выдаче товаров, ведь дополнительный трафик маркетплейс вряд ли даст — люди предпочитают забирать онлайн-заказы ближе к дому. Зато появилась ясность с размещением терм. Комплекс, скорее всего, будет на площадях OBI.

В «МЕГЕ» откроют мегабаню: на смену IKEA и OBI идет термальный курорт

«Южный»: «Империя сумок» и норвежские вафли

В «Южном» у главного входа стоит металлорамка и охранник. Мужчина не досматривает посетителей, но обращает внимание на каждого, кто заходит и выходит из ТЦ. На другом конце первого этажа, у входа с подземного паркинга, мы заметили еще одного охранника с металлоискателем в руках.

Скоро в Южном откроет свои двери мультибрендовый магазин сумок Mergen Скоро в «Южном» откроет свои двери мультибрендовый магазин сумок Mergen Фото: «БИЗНЕС Online»

Без закрытий не обошлось. Рядом с «Ашаном» прекратил работу обувной Respect. Его место заняла «Империя сумок», а на месте Charuel теперь располагается Calista (женская одежда). Скоро откроет свои двери Mergen (мультибрендовые сумки), а на втором этаже в июне планируется открытие Sweet Cat Shop (аксессуары).

Открылся корнер Waffle Coffee с норвежскими вафлями и фруктовыми стаканчиками в шоколаде Открылся корнер Waffle Coffee с норвежскими вафлями и фруктовыми стаканчиками в шоколаде Фото: «БИЗНЕС Online»

Одним из ключевых событий для «Южного» станет открытие второго по величине в России магазина New Yorker. Немецкий бренд займет место шведского H&M — арендатора искали два года, заполняли место различными ярмарками товаров из Индии и Пакистана. Сейчас в Казани работает лишь один New Yorker в «Парк Хаусе».

На фуд-корте обновлений немного: открылся корнер Waffle Coffee с норвежскими вафлями и фруктовыми стаканчиками в шоколаде. В июле здесь заработает грузинский ресторан «Дэдико».

В заехал KazanMall заехал джинсовый мир Levi’s В KazanMall заехал джинсовый мир Levi’s Фото: «БИЗНЕС Online»

KazanMall: закрытие Anna Bakery и йогурт-бара

В KazanMall к вопросу безопасности отнеслись серьезно: у каждого входа стоит охранник в спецформе и с металлической палочкой в руках. Досматривают не каждого, а лишь тех, кто вызывает подозрение.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

На втором этаже свободных помещений нет вовсе, но изменился состав арендаторов: на место бутика нишевой парфюмерии Molecule заехал джинсовый мир Levi’s. Американская компания закрывала свои точки продаж на фоне антироссийских санкций. Но спасибо параллельному импорту! Не заметить новинку сложно — входную группу украсили множеством красных воздушных шариков. На месте закрытого мужского магазина «Еж» неподалеку разместился также магазин Baon.

Магазин бытовой техники Tefal переехал на второй этаж Магазин бытовой техники Tefal переехал на второй этаж Фото: «БИЗНЕС Online»

Вскоре на довольно большой площади раскинется российский бренд одежды 12Storeez. Он охватит сразу два помещения: бывшее место магазина одежды Togas и магазина бытовой техники Tefal. Второй, кстати, не съехал из ТЦ, а перебрался на этаж выше. Съехал Pazolini (мультибрендовые премиальные сумки и обувь). Вскоре вместо него откроется женский магазин 2Mood. Ждет своего открытия детский Orby, на его месте была торговая точка детской обуви «Котофей». Lavarice тоже вскоре начнет работу.

На третьем этаже вместо CLAN VI, что проработал в Казани почти два года, совсем недавно открылся магазин женской одежды от локальных производителей Ricoco. Длительное время они располагались на Квартале. Открылась стильная химчистка Luxdry.

Ждет своего открытия детский Orby Ждет своего открытия детский Orby Фото: «БИЗНЕС Online»

Бистро Anna Bakery от Fine Grouрт Адели Зайнутдиновой, дочери главы ПСО «Казань» Равиля Зиганшина, съехало из ТЦ. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в компании, скоро кафе откроется в обновленной концепции на перекрестке Бутлерова и Маяковского. Местечко завершившего работу бистро уже занял грузинский ресторан «Сулугуни» Раиса Валеева. Из ближайших новинок также — модная кофейня Surf Coffee.

На фуд-корте тоже не без закрытий. Йогурт-бар Summer Love больше не работает, сюда переехал Cinnabon, а на его площади появится новая концепция fritto (от итал. «жареный»).

Итальянский люкс снова в «МЕГЕ», «Тандем» приютил бренд из Ижевска, а «Парк Хаус» – базары с колбасой

«Парк Хаус»: импортные сладости и одежда «плюс сайз»

Российская Gloria Jeans, открывшаяся на месте H&M, на время закрыла двери, чтобы предстать в новом формате — магазин пока не работает. Из анонсов — «Цифровая экосистема» от МТС у главного входа, Moda Plus с женской одеждой размерного ряда «плюс сайз» напротив «Твое». Неподалеку также появится «Кубачинское серебро», они заезжают на место конкурентов — магазина ювелирных украшений «Яхонт». На втором этаже скоро откроется детский магазин одежды Play Today.

В марте напротив гипермаркета «Ашан» открылся магазин импортных товаров и сладостей Funny Frutti. Из вкусных обновлений также корнер ателье тортов Mamin Cake.

На втором этаже Тандема появился магазин верхней одежды Avalon На втором этаже «Тандема» появился магазин верхней одежды Avalon Фото: «БИЗНЕС Online»

«Тандем»: шоурумы и закрытая «ювелирка»

«Тандем» занимает, пожалуй, лидирующую позицию по охране объекта. Досматривают практически каждого, прежде всего тех, кто заходит с объемными сумками. Особое внимание — ярким рюкзакам курьеров доставки еды: осматривают внутри и проводят металлоискателем снаружи. Пропускают без досмотра только женщин с миниатюрными дамскими сумочками.

Первое обновление — сразу же у главного хода. Это магазин одежды из Ижевска Cult Off. Бренд позиционирует себя как производителя простой, но комфортной одежды по доступной цене. На втором этаже появился магазин верхней одежды Avalon — там собраны различные пальто, тренчи и пуховики брендов Avalon, Almarosa и Gregory. Локация нового магазина пустовала достаточно долго — с мая 2022 года. На третьем этаже можно заметить еще несколько обновлений. Например, женский шоурум t.t brand, а также одежду для мужчин и женщин Knitka. Последняя торговая точка открылась на месте уже весьма устаревшего магазина «Буду мамой». Funny Frutti с импортными снеками и сладостями начал работу и здесь.

Также открылся магазин с импортными снэками и сладостями Funny Frutti Также открылся магазин с импортными снеками и сладостями Funny Frutti Фото: «БИЗНЕС Online»

У «Перекрестка» после более двух лет существования закрылся один из магазинов сети ювелирных украшений «Изумруд». Как выяснила корреспондент «БИЗНЕС Online», для магазина подобрали неудачную локацию, и, по словам продавца, «до него никто не доходит». К тому же по соседству расположились украшения Московского ювелирного завода Miuz Diamonds. Однако приобрести продукцию «Изумруда» в «Тандеме» все еще можно — они оставили небольшой корнер на первом этаже. В то же время на фуд-корте закрылось кафе домашней еды «Барбекю».

«Кольцо» продолжают покидать арендаторы «Кольцо» продолжают покидать арендаторы Фото: «БИЗНЕС Online»

«Кольцо»: ярмарка на месте Lime

На входе в «Кольцо» — частная охрана. Правда, вид охранников, так скажем, не настораживает. Мужчины стоят в нескольких метрах у входа, с металлоискателем в руках, облокотившись о стену. Допускаем, что в таком положении сотрудник службы охраны провел не весь день — может, просто устал.

По количеству пустых помещений «Кольцо» бьет рекорды. На первом этаже, к примеру, свободно минимум три помещения, а на втором пустует практически целое крыло. Видимо, завлекать новые бренды на пустующие локации просто не имеет смысла, ведь ТЦ ждет реконструкция. Правда, сроки пока неясны. Как писал «БИЗНЕС Online», к БРИКС бизнесмены Хайруллины планируют сосредоточиться на другом активе — четырехзвездочной гостинице «Шаляпин» на Баумана. В их планах сделать из нее современный бутик-отель высокого класса.

«Кольцо» же пока продолжают покидать арендаторы. Закрылся первый в городе российский бренд Lime. Сейчас на его месте выставка-продажа пальто, плащей и курток из Пензы. Закрылся и магазин товаров и одежды для дома Cozy Home. Появится ли что-то на его месте, пока неизвестно. Часть кинотеатра по-прежнему закрыта, а стеклянные двери входа в него пока что используют как место для рекламы акций кафе, представленных на фуд-корте.

Прощай, тяжелый люкс: Ак Барс Банк продал «Сувар Плазу» под офисы

Закроют ли «Сувар Плазу» на ремонт и какой аутлет появился в XL

В торговом центре «Сувар Плаза» начался ремонт. Часть третьего и четвертого этажей не работает. Остались лишь женский магазин Balizza и магазины спортивных товаров Mfitness, «Мускулмаг». Этажом ниже картина чуть лучше: там функционирует 6 магазинов, два ателье и мастерская по работе с кожей. Но есть и те, кто съехал, видимо, не ввиду ремонта. Площадь рядом с магазином Yamaguchi, например, пустует с начала прошлого года. Закрылся кинотеатр, причем уже навсегда. После реконструкции в офисный центр его не планируют восстанавливать. Впрочем, полностью закрывать молл на время ремонта не станут, работы будут идти поэтажно.

В Казани также открылся первый офлайн-магазин Lamoda Sport В Казани также открылся первый офлайн-магазин Lamoda Sport Outlet Фото: «БИЗНЕС Online»

В Казани также открылся первый офлайн-магазин Lamoda Sport Outlet. Он расположился в ТЦ XL и занял место ушедших Adidas и Puma. С точки зрения товаров изменилось не так много: добавили позиции Reebook и детский отдел, а вот визуальная составляющая радует: в магазине чисто, светло и просторно. Одежды с «вкусными» ценами не так много, как хотелось бы, когда заходишь в «аутлет». Футболки и шорты брендов за 3 тыс. рублей, есть вещи дороже — по 5 тыс. за спортивный женский топ и 10 тыс. за толстовку.

Кому точно стоит обратить внимание на это место, так это мужчинам — в Lamoda Sport Outlet представлены достаточно качественные спортивные кроссовки с хорошей скидкой. Как объяснил нам один из консультантов, распродают оставшиеся большие размеры.

В Lamoda Sport Outlet представлены достаточно качественные спортивные кроссовки с хорошей скидкой В Lamoda Sport Outlet представлены достаточно качественные спортивные кроссовки с хорошей скидкой Фото: «БИЗНЕС Online»

Площади ТЦ заполнились, но крупные арендаторы несут убытки

Спустя два года после начала специальной военной операции и массового исхода западных брендов в торговых центрах к весне 2024-го практически не осталось магазинов, приостановивших свою деятельность. Площади, стоявшие закрытыми с 2022 года, открылись после переименования или были замещены новыми брендами, отметили в UD Group. «В целом тенденция хорошая. Все, что должно было разобраться, разобралось», — добавил Рогожин.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Число вакантных помещений в ТЦ Казани к концу 2023 года достигало 12%. Показатель рассчитан с учетом свободных помещений в «МЕГЕ», где вакансия держится на уровне 45% от арендопригодной площади, уточнили в пресс-службе компании. «Без учета ТРЦ „МЕГА“ уровень вакансии остальных торговых центров восстановился до докризисного и составил 5 процентов», — подсчитали в UD Group.

Но мало заполнить пустующие площади, нужно еще привлечь такие бренды, которые уймут тоску по ушедшим западным производителям. Например, аналогам Zara и Berska это не удалось: магазины Maag, Ecru и Dub, несмотря на то что в 2023 году начали восстанавливать продажи после 2022-го, зафиксировали миллиардные убытки. По итогам 2023 года «Новая мода» (бывшее АО «Зара СНГ»), развивающая магазины Maag, Dub, Ecru, Vilet на месте брендов испанской группы Inditex в России, получила убыток в 5,4 млрд рублей. При этом, как отмечает РБК, в 2021-м чистая прибыль компании, контролировавшей тогда только магазины Zara, составляла 6,4 млрд рублей.