«Я НАЧАЛ С ПОИСКА ПОМЕЩЕНИЯ»

- Радик, вы не только пишите музыку, но еще и служите. Как называется ваша должность в центре современной музыки им. Софии Губайдуллиной?

- Руководитель лаборатории творческих и социальных исследований «Полутон». Идея выкристаллизовывалась и пришла к тому виду, в котором сейчас существует. Года три назад у меня была идея творческой мастерской, я тогда понял, что надо начинать с поисков помещения. А вообще ко мне часто обращались люди и просили меня научить их или импровизировать, или писать музыку. Я не говорил им, что надо сначала выучить ноты, а объяснял, что сначала нужно просто подойти к инструменту, это уже есть начало достижения цели. И смотрю: у одного стало получаться, у другого. Прогресс был ощутимый.

- Это были музыканты?

- Как раз нет! Но у них начало получаться. Проблема была, как я уже говорил, в помещении. В то время я работал в Государственном ансамбле песни и танца РТ, я и сейчас еще продолжаю там работать по совместительству. Мы собирались в заваленной вещами звукорежиссерской, конечно, было тесно. Я начал арендовать помещение – 47 квадратных метров за 20 тысяч рублей, работал в ноль. Полгода мы так просуществовали, мне было очень тяжело. Но радовало, что появились ученики и единомышленники, начали придумывать проекты, с одним проектом нас даже пригласили к Марату Гельману в Пермь на «Культурный альянс». Резонанс от проекта был, но потом наступило затишье. И вдруг – так карта легла – меня пригласили работать в центр современной музыки. Я согласился и предложил свою концепцию. Она была одобрена, и с прошлой осени мы пустились в большое плавание.

«МЫ ПОСВЯТИЛИ КОНЦЕРТ КОНКРЕТНОЙ СЕМЬЕ»

- С чего вы начали?

- Я открыл образовательный проект «Казан-Арт.ру». Каждый из его участников может выбрать себе программу обучения, я определяю ему педагогов, но есть одна фишка: полученные знания каждый месяц должны применяться в социально-значимых проектах. Именно отсюда у нас в названии появилось слово «социальность».

- Каким образом это осуществляется?

- Как правило, любители пишут свои сочинения в стол. Например, у меня есть друг, у которого ребенок родился инвалидом. Я подумал: а почему бы не посвятить концерт этому ребенку? И ребята начали писать сочинения специально для этой программы. Мы этот концерт провели, и даже собрали немного денег, но дело было не в деньгах. От этой семьи, семьи с проблемами, отвернулись очень многие. Чужая боль иногда воспринимается как зараза. А мы сделали для этой семьи концерт и назвали его «Посвящение детям-ангелам». Такие больные дети посланы нам для того, чтобы мы научились любить. Они – как некий индикатор нашей нравственности. Мы провели этот концерт в театре на Булаке, и идея сработала.

«НАША РАБОТА – ЭТО ОБЩЕНИЕ»

- На чем строится ваша работа?

- На общении, на встречах. С осени и до мая каждую пятницу у нас в центре современной музыки проводились встречи. Сейчас отпуск, но с сентября все возобновится. Главный герой встречи, как правило, бывает человек, который чем-то очень сильно увлечен. Это творческий человек, и не важно, кто он. У нас был и настройщик фортепиано, и человек, влюбленный в анимацию, были люди, которые по-настоящему борются с наркоманией. Я знакомлю этих людей между собой и обязательно культивирую взаимопомощь. Это так здорово – общаться не в интернете, а лично! Я уже сейчас перестал контролировать результаты этого общения, но оно существует и приносит результаты. И это все имеет прямое отношение к культуре, потому что творчество становится востребованным. Когда человек пишет музыку и понимает, что она будет непременно звучать – это, конечно, работает.

- А какова еще мотивация?

- Например, вы приходите ко мне и говорите: «Я хочу писать музыку». Это все очень абстрактно, музыка – это океан. В нем надо самоопределиться. Мы все в чем-то формировались, и примерно месяц я вычисляю ваши звуковые коды – начиная от колыбельной матери до пресловутых «не тормози, сникерсни!». Мы ищем эти коды, и даем понять, что мир не состоит только из ваших предпочтений. Есть мировой опыт, с которым стоит познакомиться. И я пускаю вас в своего рода музыкальное путешествие. Проходит время и вы пишите какое-то сочинение, не просто так, в ауре какой-то мотивации. Я беру ваше сочинение и пишу версию для симфонического оркестра. Представьте: через месяц вы выдаете результат, а через два ваше сочинение играет оркестр! Это ансамбль «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой. Вот вам и железная мотивация! Бывает, что я отговариваю людей. Бывает, что пришли научиться писать музыку, у нас познакомились с классным фотографом и начали фотографировать.

«КОУЧИ У НАС ПЛАТНЫЕ»

- Ваши услуги платные?

- Платные, если вам нужен педагог. Коуч, естественно, платный. Но все, что происходит по пятницам, это абсолютно бесплатно. Это социальный проект.

- Любой может прийти и захотеть учиться писать музыку?

- Любой. Мы свою работу специально не афишируем, но тот, кто к нам попадает, попадает не случайно. Три года назад я пытался кричать «ВКонтакте» и давать рекламу в метро, но понял, что это не наше. Российский человек привередлив, мы «обожрались фаст-фуда», сейчас все есть, но трудно себя найти. Мы помогаем людям найти настоящее, незыблемое, честное. У нас сейчас, например, есть еще один проект, тоже не случайно он к нам пришел. Он связан с фильмом Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом»» - это, как вы помните, немой фильм. Ребята сейчас пишут музыку для него, потом ее исполнит оркестр. Ребята испытывают нереальный творческий восторг. Они пишут музыку, минуя музыкальную школу, училище, консерваторию.

«Я НЕ ПРОТИВ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- Вы полагаете, что образование не нужно!

- Я вовсе не иду против классического музыкального образования - оно нужно. Но люди, с которыми мы работаем, они не собираются становиться профессионалами, они просто хотят, чтобы в их жизни что-то произошло. Философ Бердяев сказал как-то, что творчество – это образ жизни. Творческий подход ко всему очень важен и нужен.

- А как в материальном плане живет ваш проект?

- Спасибо городу, город поверил в мои «тараканы» и мне дали это помещение в центре современной музыки. У меня есть скромная зарплата и мои сочинения покупают. Не скажу, что очень много покупают, но бывает. Я пробовал рядить себя в одежды бизнесмена, но понял, что не могу быть всем сразу. Мы с женой приняли решение, что я все-таки буду писать музыку и на этом сосредоточусь.

- У вас хорошая школа. У кого вы учились в консерватории?

- Я учился в классе председателя союза композиторов РТ Рашида Калимуллина. Он тогда еще преподавал. Мне повезло с педагогом, хотя у нас в классе к удивлению многих были спартанские условия. Например, я должен был работать в лучшем зале и деньги на это должен был искать сам. Так что Калимуллин дал мне еще и хорошую жизненную школу выживания. С развалом СССР произошел и развал нашей культуры и мы до сих пор еще ищем новые модели. Все это нужно делать рукотворно и в этой работе не обойтись без сильнейшей дисциплины самосознания. В этом случае можно избежать страхов и эгоистичного расчета.

«УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, В КАКОМ ТЫ СОЦИУМЕ»

- Как складывается жизнь композитора? Человек нигде не служит и только пишет музыку - на что он живет?

- Смотря где. В Казани все зависит от того, в каком ты находишься социуме. Какие у тебя есть возможности и какие цели и задачи. Нужна активная позиция, нельзя говорить: «Смотрите, я такой талантливый, дайте мне денег!». Никто денег не даст. Ты сначала сделай. «Ищи прежде Царствия Божьего, а остальное приложится». Эта стратегия работает. Конечно, сочинительство приносит минимум миниморе, так что нужны шабашки. Когда меня приглашают куда-то поиграть, не могу сказать, что это мое, но иду - куда деваться-то? Тут, там что-то получается. Но только на композиторство прожить нельзя. Корпоративы, банкеты, песенки – это все бывает. Но последнее время я от всего этого стал уходить, прочувствовал, что как-то «стираюсь». Если почувствовал высоту настоящего творчества, становится все равно, как будешь жить дальше. Надо писать, надо работать дальше.

«РАЗ-ДВА В ГОД НАШИ СОЧИНЕНИЯ ЗАКУПАЮТ»

- Как часто делает закупки союз композиторов?

- Раз-два в год собирается комиссия и закупают наши сочинения. Погода в татарстанском союзе по сравнению с другими регионами хорошая.

«КАЗАНИ НУЖЕН МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАРК»

- Вы собираетесь развивать свой культурно-социальный проект?

- Он постоянно видоизменяется, потому что приходят новые люди. Его социальность не ограничивается рамками лаборатории. Наша задача – взаимодействовать со всеми слоями общества. Я до одури любопытен и везде суюсь. Например, неравнодушен к идее парков. Три года в этой теме варюсь. Как-то удалось побывать на форуме на Селигере, там я презентовал эту идею – создания в Казани чуда света, звукового сада. В контексте приближающейся Универсиады мы могли бы это сделать.

- Немного подробнее, пожалуйста.

- Такой сад есть в Торонто. Там все сходится – культура, экология, ландшафтный дизайн. Но это все не просто: давайте посадим деревце и колоночку поставим. Не так! Это должен быть сплав командной работы архитекторов, дизайнеров и музыкантов. Мы могли бы в нашей лаборатории создать звуковую Красную книгу, где ребята бы писали музыку, посвященную проблемам экологии. Этот парк в Казани – он должен стать неким местом силы. Там может быть коридор тишины, территория Яруллина или Жиганова, сад размышлений, звучащие арт-объекты, например, скрипучее дерево. В России такого парка прока нет, мы могли бы стать первыми.

Справка

Радик Салимов родился в Нижнекамске, окончил музыкальную школу и музыкальное училище в этом городе. Выпускник Казанской государственной консерватории (класс композиции Рашида Калимуллина). Активно пишет музыку и занимается социальными проектами.