На встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым Татьяна Бакальчук рассказала об инициативе почти четырехлетней давности На встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым Татьяна Бакальчук рассказала об инициативе почти четырехлетней давности Фото: rais.tatarstan.ru

«Некоторые бренды дают чуть ли не 300 процентов в год»

В начале недели Казань вновь посетила одна из самых богатых и известных женщин России — основатель маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук. На встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым бизнесвумен рассказала об инициативе почти четырехлетней давности. Речь идет о возможности создания в Татарстане «центра, где будут локализованы наиболее востребованные товары». В пользу республики говорят и выигрышное географическое положение, и развитая транспортно-логистическая инфраструктура, и хорошие условия ведения бизнеса, говорится на сайте президента РТ.

«Мы проанализировали результаты и видим, что сильно растут продажи татарстанских производителей на площадке. Видим, как некоторые бренды дают чуть ли не 300 процентов в год. Родилась идея — создать огромный кластер, чтобы там могли „приземляться“ местные производства, а также и из других регионов», — объясняла суть проекта Бакальчук.

Вместе с главой республики с проектом знакомились министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев, министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин. На встрече также присутствовали глава Лаишевского района Ильдус Зарипов, генеральный директор Сетевой компании Ильшат Фардиев, гендиректор ООО «Газпром трансгаз Казань» Рустем Усманов. В официальном пресс-релизе детали предполагаемого кластера не раскрываются. Пресс-служба Wildberries отказалась от комментариев, сообщив корреспонденту «БИЗНЕС Online», что прошедшая встреча «не предполагает передачу информации».

4 года назад, когда идея технопарка для селлеров звучала впервые, в качестве площадки под технопарк рассматривался промпарк «Зеленодольск», где находится логистический центр Wildberries 4 года назад, когда идея технопарка для селлеров звучала впервые, в качестве площадки под технопарк рассматривался промпарк «Зеленодольск», где находится логистический центр Wildberries Фото: «БИЗНЕС Online»

В производственном парке будут детский сад и общежитие, Wildberries видит проект в Лаишевском районе

Идея создания кластера для селлеров, где продавцы могли бы производить свои товары, не нова. Впервые Бакальчук озвучила ее в мае пандемийного 2020-го во время онлайн-встречи с Миннихановым. Тогда речь шла о технопарке для самозанятых и представителей МСП как о месте локализации производств. Обсуждалось, что Wildberries готова взять на себя решение логистических задач и обеспечить сбыт продукции, в том числе за пределы России. В августе того же года на официальном открытии первой очереди логоцентра Wildberries Бакальчук подтверждала намерение создать в Татарстане подобный кластер, однако идея так и не получила продолжения.

Татьяна Бакальчук: «Хочется, чтобы не забыли про российских производителей!»

Текущий проект предполагает куда больше возможностей, сообщают источники «БИЗНЕС Online», но деталей немного. Известно, что представленный проект — это производственно-хозяйственный парк с рабочим названием «Якты юл» («Светлый путь» в переводе с татарского). Внутри парка предполагаются не только производственные корпуса для локализации производств, но и, например, центр компетенций. Есть место и социальной инфраструктуре — детский сад и ясли, гостиница, общежитие. Предполагаемый объем инвестиций — 19,5 млрд рублей. И это только первая очередь вливаний: источники сообщают, что проект производственного парка может быть расширен, а инвестиции в Татарстан достигнут 72 млрд рублей.

Где и на какой площади разместят масштабный объект, когда ему дадут зеленый свет, пока вопрос. Бизнес-омбудсмен Абдулганиев утверждает, что проект «приземлится» вдоль М12, а присутствие на встрече Зарипова намекает на размещение в Лаишевском районе.

«Это была первая встреча у Рустама Нургалиевича, Wildberries озвучили концептуальные подходы к возможной реализации проекта, — рассказал Ильдус Фатихович. — Они предлагают использовать территорию, на которой сейчас земли сельхозназначения, они еще недостаточно подготовленные. Президент предложил посмотреть и другие районы, более подготовленные площадки: с сетями, с газом».

«У нас, в районе, уже реализуется большой проект — логистический технопарк DoorHan, они строят добротные помещения, логистика, склады совмещенные, планируется и производство, — продолжил Зарипов. — Конечно, как глава района, я рад, что Бакальчук, самая богатая женщина в России, планирует начинать проект у нас». По его словам, предложение построить новый промпарк на конкретной территории в районе пришло от Wildberries, эта земля находится не в муниципальной, а в частной собственности: «У меня нет информации, выкупили они ее или нет».

Рассматривается ли альтернатива Лаишевскому району, Зарипов не сказал. По нашей информации, один из вариантов — это Новая Тура в Зеленодольском районе. Источники «БИЗНЕС Online» отмечают, что и на этой территории проект может «выстрелить». Во-первых, 4 года назад, когда идея технопарка для селлеров звучала впервые, в качестве площадки под технопарк рассматривался промпарк «Зеленодольск», где находится логистический центр Wildberries. «Идея в том и состояла — селлеры со своим производством могли бы практически сразу отгружать товары на логоцентр», — объясняют наши источники. Место для этого в Зеленодольском районе есть: да, разместить производство рядом с действующим логоцентром уже не получится, но земля есть и в самой Новой Туре, и в технополисе рядом. В пользу этого расположения могут говорить наличие коммуникаций, логистика (М7). И все же источники нашего издания непрозрачно намекают, что решение по Лаишевскому району практически принято и принципиальное добро от республиканских властей на «посадку» парка на выбранной Wildberries территории получено.

«Wildberries сейчас рассматривает Татарстан как опорный регион для размещения производств тех товаров, которые будут востребованы на рынке» «Wildberries сейчас рассматривает Татарстан как опорный регион для размещения производств тех товаров, которые будут востребованы на рынке» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Татарстан продает через Wildberries в 1,5 раза больше, чем покупает»

Эксперты в отрасли электронной коммерции позитивно оценивают проект Wildberries. В пользу задумки говорят цифры. Татарстан — один из немногих регионов с положительным торговым балансом: предприниматели республики продают через Wildberries в 1,5 раза больше, чем татарстанцы покупают через торговую площадку, поделился с нами Абдулганиев.

«Wildberries обладает исчерпывающей экспертизой по покупаемым, производимым и продаваемым товарам. По итогам прошлого года их оборот составил свыше 2,5 триллиона рублей. Именно поэтому компания предлагает сфокусировать внимание предпринимателей на производстве тех товаров, которые востребованы сейчас и будут востребованы в ближайшей перспективе с теми потребительскими и ценовыми характеристиками, которые удовлетворяют рынок. Поэтому Wildberries сейчас рассматривает Татарстан как опорный регион для размещения производств тех товаров, которые будут востребованы на рынке», — объяснил бизнес-омбудсмен.

С ним согласна и исполнительный директор центра электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко» Инесса Яруллина. «Что больше всего продается на Wildberries? Одежда. Сейчас есть много российских дизайнеров или просто производств, которые начинают отшивать одежду. Если они смогут разместить производство в таком кластере, думаю, это даст дополнительный экономический эффект», — считает Яруллина.

Важный вопрос — кадры. Не станет ли новый проект Wildberries магнитом, который оттянет на себя всю рабочую силу с близлежащих производств? Яруллина считает, что если проект будет реализован, как производственная площадка, то проблем не возникнет. Зарипов же утверждает, что уже сейчас Лаишевский район испытывает нехватку рабочих рук и к реализации мегапроекта Wildberries на его территории нужно подходить взвешенно. Есть у главы района и опасения по росту нагрузки на М12. «Рустам Нургалиевич дал задание нам и министру экономики — еще раз все взвесить, все плюсы и минусы, пока решения нет», — добавил Зарипов.

Руководитель компании по производству сувениров «Караван подарков» Марина Абдуллина считает, что вряд ли найдутся компании, которые согласятся перевезти действующее производство — это слишком затратно Руководитель компании по производству сувениров «Караван подарков» Марина Абдуллина считает, что вряд ли найдутся компании, которые согласятся перевезти действующее производство — это слишком затратно Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я уже похоронила эту площадку!»

Опрошенные нами селлеры, которые уже производят продукцию и продают ее на том же Wildberries, переезжать в теоретический «Якты юл» не горят желанием. Руководитель компании по производству сувениров «Караван подарков» Марина Абдуллина считает, что вряд ли найдутся компании, которые согласятся перевезти действующее производство — это слишком затратно. Для себя Абдуллина считает проект неинтересным. По словам нашей собеседницы, она «уже похоронила эту площадку» (Wildberries прим. ред.). Маркетплейс, по ее словам, постоянно меняет условия работы, необоснованно начисляет штрафы, не дает обратной связи.

«Поэтому я даже не знаю, кому это будет интересно. Возможно, начинающим предпринимателям. В любом случае проект явно долгосрочный, может, там все действительно очень хорошо будет развиваться и мы туда потянемся», — размышляет предпринимательница.

Владелец другого бренда, который торгует на маркетплейсах, справедливо замечает, что не все сотрудники согласятся ездить на работу в район в случае переезда производства. «У меня уже есть место в Казани удобное, из любой точки города комфортно до меня добираться, и поэтому люди работают. А как я их заставлю ехать куда-то далеко, за пределы Казани? Думаю, не только я, любой владелец производства задастся таким вопросом и не будет своих людей заставлять идти на такие подвиги», — объяснил наш собеседник, пожелавший остаться анонимным.

Основатель производства печати на текстиле CustomLab Андрей Базыльников считает, что привлекательным такой парк может стать при наличии интересных условий для предпринимателей. Одно из первых — стоимость аренды производственных помещений: она, по мнению Базыльникова, не должна превышать 300 рублей за 1 кв. метр. Также нужны пандусы для погрузки и разгрузки товаров, высокие потолки не менее 4 м (для размещения стеллажей), возможности увеличения мощности электроэнергии для оборудования. И хорошо бы запустить маршрут, который свяжет Казань и производственный парк. «Я бы рассмотрел переезд в этот парк при наличии этих условий. Мне интересен проект, и я рад, что наше правительство поддерживает предпринимателей и дает такую возможность», — заключил собеседник нашего издания.