Минувшей ночью Басманный районный суд Москвы арестовал четверых граждан Таджикистана, которых обвиняют в совершении теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле», из-за которого погибли 137 человек Минувшей ночью Басманный районный суд Москвы арестовал четверых граждан Таджикистана, которых обвиняют в совершении теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле», в результате которого погибли 137 человек

«Задерживаются, уже должны были привезти»

Точной информации о времени начала судебных заседаний, на которых должны были избрать меру пресечения тем, кто устроил страшный теракт в «Крокус Сити Холле», не было, как и понимания, сколько вообще преступников окажется на скамье подсудимых. Ранее говорили об 11 задержанных, в том числе о четырех террористах, которые непосредственно участвовали в расстреле в концертном зале. Ясно было только одно — решение будет принимать Басманный районный суд Москвы, потому что расследованием дела занимается ГСУ СК России.

Поэтому уже к 9 утра к суду начали съезжаться журналисты и съемочные группы. Но в этот раз разгуляться не дали — здание оцепили: по обеим сторонам дороги выстроились сотрудники полиции, ГИБДД и ОМОН. В какой-то момент пересекать площадку около обители правосудия запретили даже простым прохожим и местным жителям, полиция разворачивала всех, кто не имел удостоверения журналиста. Тормозили даже тех, кто шел по противоположной от здания суда стороне улицы, а двух проезжающих велосипедистов полицейский в буквальном смысле стащил с их железных коней.

Начались томительные часы ожидания. Время от времени видеооператорам приходилось полностью закрывать технику чехлами — в Москве то и дело начинался сильный дождь. К двум часам дня СМИ поняли — ожидание будет долгим. «Задерживаются, уже должны были привезти», — заметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из представителей полиции.

Ближе к трем часам прессу начали вытеснять за периметр ограждений — журналистам предложили два варианта: либо отойти за дорогу и снимать суд на расстоянии, либо отойти вглубь территории. «Но мы же ничего не заснимем, кроме автозака! С этого ракурса задержанных вообще не будет видно!» — возмущались журналисты. Однако пришлось подчиниться приказу.


К слову, собравшиеся, как и, наверное, вся Москва в эти ужасные дни, сразу сплотились: делились приходящей им из разных источников информацией о возможном времени прибытия преступников, едой и водой. «Замерзли?» — заботливо спросил стоявший у заграждения сотрудник полиции. «А вы?» — ответила пресса. «Ну нам-то не привыкать», — вздохнул полицейский. «Что, известно, когда привезут?» — с улыбкой уточнил сотрудник ОМОНа. «Так это мы у вас хотели спросить!» — заметили журналисты. «А мы — у вас… Ну все, похоже, ничего не будет, расходимся», — добавил омоновец. Но все остались на своих местах.

Где-то в 17:40 по телеграм-каналам начал распространяться ролик, на котором видно, что задержанных только привезли в СК России. Журналисты посчитали — на кадрах три человека. «Зачем их привезли на допрос? Они же, по-моему, со вчерашнего дня из СК не выходили. А почему три? Говорили про 11… А который в больнице, с ним как? Выйдет по ВКС? Да и вообще суд сегодня будет?» — переживали журналисты.

«В СК допрашивают, процесс затянулся. В суде ждут, отмашки расходиться сотрудникам не поступало», — сообщил «БИЗНЕС Online» анонимный источник.

В 19:35 сомнения журналистов развеялись — пресс-служба суда сообщила, что в здание прессу все-таки пропустят, но только из списка предварительно аккредитованных представителей СМИ. «Пожалуйста, приготовьте паспорт и пресс-карту», — заявили сотрудники и начали проводить прессу маленькими группками по 5–10 человек. Поэтому в здание корреспонденты «БИЗНЕС Online» попали еще через час — в 20:30.

Меры безопасности в суде были приняты беспрецедентные. Полный досмотр личных вещей и техники, сверка личности по заранее поданным спискам Меры безопасности в суде были приняты беспрецедентные. Полный досмотр личных вещей и техники, сверка личности по заранее поданным спискам

Следствие закрыло процесс, обвиняемые не возражали

Меры безопасности в суде были приняты беспрецедентные. Полный досмотр личных вещей и техники, сверка личности по заранее поданным спискам. На каждом пролете и этаже — сотрудники служб безопасности с боевым оружием и в масках. Только некоторые показали лицо собравшимся.

Журналистов расположили по две стороны коридора. В телеграм-каналах уже начали появляться сообщения о том, что суд над задержанными может начаться с минуты на минуту. «Ребят, мы попросили по-человечески не снимать до начала. Вы мало того что снимаете, так уже и кадры выложили. Сегодня работаем на взаимном уважении… Две редакции, которые уже опубликовали фото, зайдут последними. В лучшем случае зайдут», — заметил сотрудник ФССП.

К 22:00 в суд поступили материалы о первых двух задержанных — Далерджоне Баротовиче Мирзоеве и Саидакрами Муродали Рачабализоде. «Второй — это тот, что с ухом», — послышался шепот в толпе.

К подозреваемым прессу заводили в несколько этапов — протокольная съемка, сам процесс, оглашение решения. Предупредили сразу — лица судей попасть в кадр не должны. На оглашении их буквально перекрыли собой представители служб безопасности — от глаз камер. «У кого на фото видно судью — удалите из каналов немедленно!» — заявила пресс-секретарь Басманного суда Ольга Назарова.

Первый процесс начался над Далерджоном Мирзоевым. «Аквариум» с задержанным, как, впрочем, и в случае с остальными, помимо сотрудников ФССП, охраняли представили ФСБ, отличить которых было нетрудно — в спортивной одежде и масках с ярко желтой надписью аббревиатуры ведомства.

Далерджон Мирзоев, которого главред RT Маргарита Симоньян окрестила главой банды, вряд ли, как заявили потом некоторые СМИ, выглядел испуганно. Преступник был в странном состоянии, будто не до конца понимая, где находится. Тяжело дышал, его вздохи были слышны даже через толстые стенки «аквариума». Но его поведение едва ли можно назвать неадекватным. Под глазом — огромный фингал. Других видимых повреждений заметно не было, что не сходится с мнением некоторых телеграм-экспертов о том, что «у пойманных осталось пальцев и ушей всего на пару допросов».

Далерджон Мирзоев был в странном состоянии, будто не до конца понимая, где находится. Тяжело дышал, его вздохи были слышны даже через толстые стенки «аквариума». Но его поведение едва ли можно назвать неадекватным. Под глазом — огромный фингал Далерджон Мирзоев был в странном состоянии, будто не до конца понимая, где находится. Тяжело дышал, его вздохи были слышны даже через толстые стенки «аквариума». Но его поведение едва ли можно назвать неадекватным. Под глазом — огромный фингал

Ему был предоставлен переводчик, по-русски Мирзоев не говорил. Преступник оказался многодетным отцом — ему всего 33 года. Женат, воспитывал четверых детей: 2017 и 2018 годов рождения, а также полуторагодовалых двойняшек.

Мирзоев подтвердил, что не являлся гражданином РФ, родился в Таджикистане. Имел временную регистрацию на территории России в Новосибирске, однако она уже истекла. Нигде официально не работал, судим не был.

Следствие, как и во всех остальных процессах, ходатайствовало о проведении заседания в закрытом режиме. «Поскольку разбирательство может привести к разглашению охраняемой государственной тайны. Кроме того, этого требует обеспечение безопасности участников судебного разбирательства и близких родственников лиц», — заметил следователь. Мирзоев на закрытый процесс согласился. СМИ попросили удалиться. После этого суд избрал преступнику меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 1 месяц и 28 дней — до 22 мая. Вину свою террорист признал полностью, решение слушал стоя, облокотившись на стекло камеры.

В параллельном зале практически одновременно начался процесс над другим участником — Рачабализода Муродали. Преступник вызвал повышенное внимание прессы — все пытались запечатлеть поврежденное ухо, которое скрывала массивная, даже слишком объемная повязка В параллельном зале практически одновременно начался процесс над другим участником — Рачабализодом Муродали. Преступник вызвал повышенное внимание прессы — все пытались запечатлеть поврежденное ухо, которое скрывала массивная, даже слишком объемная повязка

В параллельном зале практически одновременно начался процесс над другим участником — Рачабализодом Муродали. Преступник вызвал повышенное внимание прессы — все пытались запечатлеть поврежденное ухо, которое скрывала массивная, даже слишком объемная повязка. 

По поводу отрезанного уха в интернете развернулась целая дискуссия о правомочности подобных действий оперативников. В сети распространялось видео, на котором один из силовиков отрезал Рачабализоду Муродали ухо и заставил его съесть. Кто-то задавался вопросами: зачем такое показали в ролике с задержанием? Разве нужно устраивать такие зверства, пусть даже данные люди совершили чудовищный теракт? Более того, кто-то это даже счел предательством памяти погибших. Были версии и вовсе про постановку момента с отрезанием уха.

«Что мы видим и слышим сейчас? Обсуждение отрезанного уха и дискуссии вокруг средневековых практик. По-моему, в XXI веке в принципе не время для подобных бесед, а сейчас тем более. В какое число семей пришла трагедия? Страшная трагедия, а мы про уши. Избежать ведь было очень легко, и вы знаете как», — написал автор канала «Шулика».

Политолог Павел Данилин в свое канале «Что-то знаю» пишет: «Всем мразям, которые будут вам что-то говорить про несколько синяков и оторвавшееся ухо, рекомендую тихо прошептать на пока еще имеющееся у них ухо одно слово: „Гу-ан-та-на-мо“... И если после этого ваш визави не заткнется, а будет рассказывать про „вынепонимаетеэтодругое“ или дальше гнуть свою мразотную линию, можете смело бить этого недоноска по щам. Иного он не поймет. Да иного и не заслуживает».

Муродали вел себя спокойно. На прессу во время протокольной съемки особого внимания не обращал, смотрел в одну точку. Ему также потребовался переводчик, на русском преступник не отвечал, хотя во время первых допросов пытался изъясняться на плохом русском. Террористу 30 лет, женат, есть ребенок. У него неполное высшее образование, официально нигде не работал. Заявил, что на территории РФ был зарегистрирован, но «не помнит где». Сам является гражданином Таджикистана. Суду выразил доверие и тоже согласился на проведение закрытого процесса. Вину признал полностью. Был также направлен под стражу до 22 мая.

Третий обвиняемый — Фаридуни Шамсидин оказался еще младше — 25 лет. Единственный из всех террористов, который отвечал суду на русском, хотя и прибегал к помощи переводчика Третий обвиняемый, Фаридуни Шамсидин, оказался еще младше — 25 лет. Единственный из всех террористов, который отвечал суду на русском, хотя и прибегал к помощи переводчика

«Они же… даже не похожи на террористов»

После решения по двум первым преступникам возникла пауза. «Похоже, это все…» — послышались реплики журналистов. Однако в 23:20 источник на улице сообщил «БИЗНЕС Online» — прибыла машина и карета скорой помощи. Ожидается процесс над еще двумя членами группы. Похоже, что одного из них привезли прямо из реанимации.

Третий обвиняемый, Фаридуни Шамсидин, оказался и того младше — 25 лет. Единственный из всех террористов, который отвечал суду на русском, хотя и прибегал к помощи переводчика. Родился и имеет гражданство Таджикистана, женат. Его ребенку всего 8 месяцев. Оказалось, что преступник официально работал на территории РФ — на паркетной фабрике разнорабочим в Подольске. Имел регистрацию в Красногорске.

В суде вел себя спокойно. Выглядел прилично, если не считать отекшего лица. Кстати, всех трех задержанных переодели в одинаковые спортивные костюмы, поэтому порой журналистам их было сложно идентифицировать.

Дальнейшее разбирательство тоже шло в закрытом процессе, вину Фаридуни признал и был отправлен в изолятор также до 22 мая.

Наверное, наибольший шок у присутствующих вызвал последний террорист — 19-летний Мухаммадсобир Файзов. Его в зал заседания сотрудники ФСБ ввезли прямо на каталке. Правда, довольно жестко, без медицинской аккуратности.

Наверное, наибольший шок у присутствующих вызвал последний террорист. 19-летний Мухаммадсобир Файзов. Его в зал заседания сотрудники ФСБ ввезли прямо на каталке. Правда, довольно жестко, без медицинской аккуратности Наверное, наибольший шок у присутствующих вызвал последний террорист — 19-летний Мухаммадсобир Файзов. Его в зал заседания сотрудники ФСБ ввезли прямо на каталке. Правда, довольно жестко, без медицинской аккуратности

Преступник, как заявляют некоторые телеграм-каналы, был оператором и водителем террористов, оказал сопротивление при задержании — отстреливался и получил серьезные ранения. В аквариуме» он сидел, отвернувшись от присутствующих, закрыв глаза. Говорил на таджикском, медленно, практически не двигаясь. Был одет в полураспахнутый больничный халат. На коленях СМИ заметили у Файзова мочеприемник.

Четвертый преступник также оказался гражданином Таджикистана. Холост, детей нет. Образование среднее, но имел на территории России работу — трудился парикмахером в барбершопе в Иваново. Жил и был зарегистрирован в том же городе. Вину признал полностью, согласившись на закрытый режим заседания. Из зала при этом вывели не только СМИ, но и врачей скорой помощи, которые наблюдали за состоянием обвиняемого. Файзова отправили под арест до 22 мая, несмотря на ходатайство адвоката об иной мере пресечения.

«Когда мы последнего снимали, он же отвернулся от всех. А тут я начал выходить, все еще вел запись. И он повернулся… прямо в камеру посмотрел. Представляете?» — заметил один из журналистов. «Они же… даже не похожи на террористов. Если бы встретила их на улице, я бы не подумала никогда. А последний? 19-лет, ну зачем это нужно? Мерзко как», — добавила вторая.

«Выходите, на улице пообщаетесь», — заявили представители служб безопасности. Всех в срочном порядке попросили покинуть здание.

Всем четверым предъявили обвинение в совершении теракта, повлекшего за собой смерть человека, в составе организованной группы (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ). Всем грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Нападение на «Крокус Сити Холл» — это самый крупный теракт в России за последние 20 лет, со времен захвата школы в Беслане Нападение на «Крокус Сити Холл» — это самый крупный теракт в России за последние 20 лет, со времен захвата школы в Беслане

Что известно о теракте в «Крокус Сити Холле»

Нападение на «Крокус Сити Холл» — это самый крупный теракт в России за последние 20 лет, со времен захвата школы в Беслане. По последним официальным данным, в результате стрельбы и пожара в концертном зале в подмосковном Красногорске погибли 137 человек (трое из них — дети), еще 182 пострадали. Это не окончательные цифры. К полудню воскресенья, 24 марта, разбор завалов и поисковые работы на месте продолжались. Они осложнены тем, что разбирать конструкции спасателям приходится вручную, применять технику невозможно.

Вечером 22 марта четверо вооруженных людей в камуфляже устроили стрельбу сначала в холле «Крокуса», а после в самом концертном зале. В тот день там должен был пройти концерт группы «Пикник». Зал вмещает 6,2 тыс. зрителей. По некоторым данным, из здания были эвакуированы более 5 тыс. человек, еще 100 человек сотрудники МЧС спасли из подвала и с кровли.

После расстрела людей террористы подожгли концертный зал. Площадь возгорания достигала 12,9 тыс. кв. м, его удалось локализовать около 01:00 23 марта. В результате пожара кровля «Крокуса» частично обрушилась, а сам концертный зал полностью уничтожен огнем. Проверки пожарной безопасности в «Крокусе» проводились в полном объеме, необходимости в вооруженной охране не было, заявили в генпрокуратуре РФ. Ведомство опровергло информацию о том, что у «Крокуса» отсутствовало разрешение на эксплуатацию. По данным телеграм-канала Baza, как минимум четыре пожарные лестницы были заблокированы, а выходы на кровлю, оборудованные ручками «Антипаника», не работали из-за висящих на них велосипедных замков.

Глава Grocus Group Араз Агаларов уже заявил о планах восстановить все пострадавшие объекты, в том числе концертный зал. Система пожарной безопасности работала, а двери были разблокированы, настаивает сын владельца «Крокуса» Эмин Агаларов. Он рассказывал, что попал в здание через 40 минут после того, как прозвучали первые выстрелы.

Все четверо непосредственных исполнителей теракта были найдены и задержаны в Брянской области. Злоумышленники пытались скрыться и двигались в сторону Украины, где для них с украинской стороны было подготовлено «окно» для перехода границы, заявил президент РФ Владимир Путин. Всего задержано 11 человек, сейчас силовики работают над вскрытием всей пособнической базы террористов. 24 марта в России было днем общенационального траура.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о теракте. В ходе осмотра места преступления не обнаружено заминированных тел и иных следов минирования, сообщили накануне в СКР. С места трагедии изъяли четыре комплекта боевой амуниции (разгрузки), более 500 патронов и 28 магазинов, два автомата Калашникова. При задержании в Брянской области в автомобиле Renault, на котором передвигались террористы, обнаружили пистолет Макарова и магазин от автомата Калашникова.

США со ссылкой на разведданные сообщали о причастности ДАИШ* к теракту, той же версии придерживаются некоторые другие западные страны.

После теракта в Татарстане усилят меры безопасности при проведении массовых мероприятий, в том числе в торгово-развлекательных центрах, на объектах транспорта, коммуникаций и связи, энергетики, на предприятиях, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды, заявил сегодня президент РТ Рустам Минниханов. Его совещание с правительством в понедельник началось с минуты молчания.