Начальница управления загса кабмина по РТ Гульшат Нигматуллина покинула свою должность Начальница управления загса кабмина РТ Гульшат Нигматуллина покинула свою должность Фото: «БИЗНЕС Online»

Гульшат Нигматуллину освободили от должности

Начальница управления загса кабмина РТ Гульшат Нигматуллина покинула свою должность. Об этом стало известно сегодня из информации с официального сайта Рустама Минниханова: глава республики освободил Нигматуллину от должности. Документ подписан вчерашним днем — 21 марта.

55-летняя Нигматуллина возглавила загс РТ в 2019 году, в этом кресле она сменила Альбину Шавалееву. До этого Гульшат Радифовна много лет работала в минкульте РТ, где дослужилась до должности замминистра. А в 2009 году — на 10 лет — возглавила управление культуры, спорта и развития языков народов РТ в аппарате республиканского кабмина.

Официально управление загса отставку не комментирует, в приемной после звонка «БИЗНЕС Online» попросили перезвонить после обеда.

Но, по нашим данным, Гульшат Радифовна попросилась в отставку еще в среду, 20 марта. Дозвониться до нее не получилось ни вчера, ни сегодня. ИА «Татар-информ» приводит такую формулировку о причине кадрового решения: «Нигматуллина ушла с должности по собственному желанию, по состоянию здоровья». Источник информации при этом не указан.

Совпадение или нет, но именно в день отставки следком и оперативники УБЭП задержали 61-летнюю заведующую сектором госзакупок управления загса РТ Ландыш Шарафутдинову. По делу о коррупции.

Совпадение или нет, но именно в день отставки следком и оперативники УБЭП задержали 61-летнюю заведующую сектором госзакупок управления загса РТ Ландыш Шарафутдинову. По делу о коррупции Совпадение или нет, но именно в день отставки следком и оперативники УБЭП задержали 61-летнюю заведующую сектором госзакупок управления загса РТ Ландыш Шарафутдинову. По делу о коррупции Фото: Олег Спиридонов

В чем обвиняют подчиненную

Сегодня Шарафутдинову, которая де-факто считается главным финансистом управления загса, доставили в Набережночелнинский горсуд под конвоем и в наручниках. Хотя для чиновницы следствие запросило только запрет определенных действий, на время заседания ее все равно поместили в «аквариум». Последние двое суток она провела в изоляторе временного содержания. С собой у Ландыш Анасовны была только бутылка минеральной воды, а лицо она тщательно скрывала от камер под капюшоном и медицинской маской.

Еще в среду утром женщину допросили — попросили приехать в Набережные Челны из Казани на допрос. А после допроса задержали в порядке ст. 91 УПК РФ и поместили в ИВС. Ей вменяют две статьи — ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») и п. «г», «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Максимум, что за это грозит, — 10 лет лишения свободы.

По данным собеседников издания, близких к расследованию дела, Шарафутдинову заподозрили в том, что она вместе с «неустановленными сотрудниками» перечисляла премии за работу по оцифровке гражданских актов, а потом дала незаконное указание начальникам отделов загсов нескольких районов РТ вернуть их наличкой.


Конкретно Шарафутдиновой пока предъявляют выписанные премии на 4,5 млн рублей.
По версии СКР, деньги «упали» на карты четырех специалистов, две из которых работали в отделе загса исполкома Муслюмовского района, еще две — в загсе Лениногорского района. Кто из них какую премию конкретно получил — не раскрывается.

Следствие считает, что сами специалисты этих денег не увидели: якобы Шарафутдинова все с теми же «неустановленными лицами» дала указания начальницам этих специалистов — руководителям муслюмовского и лениногорского отделов загса — передать деньги наличкой ей лично. Где и как проходила передача денег, не уточняется. Следствие лишь указывает, что преступление было совершено «на территории Татарстана». Но надо отметить, что «физически» рабочее место у Шарафутдиновой находится в Казани: логично предположить, что деньги везли кешем из районов в столицу.

В работе загса ищут «брак»: какую схему СКР и УБЭП нащупали в хозяйстве Гульшат Нигматуллиной?

Источники отмечают: несмотря на то что в управлении как таковой бухгалтерии не было (все расчеты проводили централизованно, через минфин), Шарафутдинова якобы заполняла документы, связанные с деньгами, а потом отправляла их выше. Преступление было совершено в течение месяца — с 10 ноября по 18 декабря 2020 года. Следствие предполагает, что предполагаемые сообщники действовали «совместно и согласованно, группой лиц по предварительному сговору», а целью их было похитить деньги. Которыми они, указывает следствие, «распорядились по своему усмотрению».

Старший следователь 6-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Рамина Уразаева ходатайствовала об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий, не раскрывая деталей уголовного дела Старший следователь 6-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Рамина Уразаева ходатайствовала об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий, не раскрывая деталей уголовного дела Фото: Олег Спиридонов

Какие доказательства предъявил следком и в каких преступлениях Шарафутдинова не признается

Информация подтвердилась и в суде — федеральный судья Арсен Колчерин зачитал подробности допроса начальника отдела загса Муслюмовского района Язили Магалимовой. Свидетель указывает, что в служебном кабинете Шарафутдиновой она передала ей 2,4 млн рублей наличными. Вероятно, это и есть главное доказательство причастности подозреваемой.

Старший следователь 6-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Рамина Уразаева ходатайствовала об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий, не раскрывая деталей уголовного дела. Она отметила, что основанием для задержания было то, что «очевидцы указали на нее как на лицо, совершившее преступление». А обоснованность подозрений в совершении инкриминируемого деяния подтверждается «совокупностью доказательств по уголовному делу — показаниями свидетелей Магалимовой, Набиевой и иными материалами».

Шарафутдинова свою вину, сказала Уразаева, признала частично. Она ходатайствовала об избрании в отношении нее меры пресечения в виде запрета определенных действий. И даже объяснила, почему только так: «При невозможности применения иной меры пресечения». Оснований для избрания более мягкой меры пресечения не имеется, добавила Уразаева. «Поскольку Шарафутдинова подозревается в совершении тяжких преступлений против государственной власти, против собственности, может скрыться от следствия и суда, оказать незаконное воздействие на свидетелей», — обосновала следователь.

Шарафутдинова, сидя в клетке в суде, только молчала и вела себя очень скромно. Когда судья Колчерин спрашивал у нее данные о личности, она отвечала очень тихо хриплым голосом Шарафутдинова, сидя в клетке в суде, только молчала и вела себя очень скромно. Когда судья Колчерин спрашивал у нее данные о личности, она отвечала очень тихо хриплым голосом Фото: Олег Спиридонов

Шарафутдинова, сидя в клетке в суде, только молчала и вела себя очень скромно. Когда судья Колчерин спрашивал у нее данные о личности, она отвечала очень тихо хриплым голосом. Подозреваемая рассказала суду, что родилась в Альметьевском районе ТАССР. Сейчас проживает в Казани на ул. Халезова. Замужем, несовершеннолетних детей нет. На учете в ПНД не состоит. Судимости не имеет, страдает от внутричерепного давления — других заболеваний нет.

Шарафутдинова трудится в загсе почти 15 лет, и почти все это время ее работа так или иначе была связана с финансами. Начинала она главбухом, заведовала сектором бухучета, а последние два года руководила сектором ресурсного обеспечения и госзакупок.

Адвокат Ильшат Гильманов ходатайствовал о приобщении и исследовании характеристик с места работы Шарафутдиновой.

«Не возражаю», — ответила судье Шарафутдинова на вопрос, согласна ли она с мерой пресечения. Такое же мнение выразили ее защитник Гильманов и прокурор Артур Князев. Судья ходатайство следователя удовлетворил — теперь Шарафутдиновой запрещено общаться со свидетелями по уголовному делу, получать почту, за исключением корреспонденции от следователя, пользоваться телефоном.

Гильманов объяснил после заседания, что Шарафутдинова признает вину только по должностной статье: «Хищения она не совершала».

Адвокат Ильшат Гильманов ходатайствовал о приобщении и исследовании характеристик с места работы Шарафутдиновой Адвокат Ильшат Гильманов ходатайствовал о приобщении и исследовании характеристик с места работы Шарафутдиновой Фото: Олег Спиридонов

Кто еще есть в деле

Шарафутдинова не единственная, кто, по версии СКР, принимал участие в афере. Проверяют 18 районов в республике, есть и другие фигуранты: ранее задержали начальниц загсов в Черемшанском и Бугульминском районах — Гульназ Закирову и Эллу Демченко. По версии следствия, сотрудники загса республики получали премии за цифровизацию своего архива. Все это происходило на фоне исполнения контракта на 650 млн рублей: за такую сумму перевели на русский язык документы загса с 1926 года.

Всего в республике, по данным загса, надо было оцифровать 12,7 млн актовых записей. Это записи о рождении, смерти, заключении брака и его расторжении. В управлении шла активная работа: в структуре создали специальный центр, который занимался только переводом актовых книг с бумаги в «цифру», соответственно, наняли дополнительных сотрудников. Кроме того, потребовалось перевести часть архивов с 1926 года на русский язык, т. к. они были заполнены на арабском и латинице. Работа началась в 2016 году, но в 2020-м ее нужно было ускорить. Московская компания Beorg выиграла тендер на выполнение этой работы за 649 млн рублей, причем за короткий срок — за ноябрь – декабрь 2020-го. Но к ним у силовиков претензий нет.

Работа же нанятых ранее загсом сотрудников оплачивалась отдельно, не в рамках контракта. Причем источник финансирования пока непонятен, наши собеседники его не раскрывают. Так, по версии следствия, которую рассказывают источники «БИЗНЕС Online», под конец 2020 года две сотрудницы черемшанского отдела загса, которые тоже занимались переводом и оцифровкой документов, получили премии, причем достаточно внушительные — на двоих чуть больше 1 млн рублей. Но радость длилась недолго: специалистам сообщили, что деньги начислили якобы по ошибке, надо их снять и наличкой отдать начальнице — Закировой, а та, мол, вернет их в бухгалтерию. Подчиненные так и сделали, считает следком.

Силовики считают, что Шарафутдинова могла быть не конечным «бенефициаром» схемы. Силовики считают, что Шарафутдинова могла быть не конечным «бенефициаром» схемы. Фото: соцсети Ландыш Шарафутдиновой

Силовики считают, что Шарафутдинова могла быть не конечным «бенефициаром» схемы. В частности, поэтому в деле наряду с ее фамилией фигурируют «неустановленные должностные лица из числа работников» управления загса Татарстана. Собеседники отмечают, что огромные премии перечислялись рядовым сотрудникам на основании приказов и распоряжений руководителя загса Нигматуллиной. Впрочем, это обычная и, возможно, просто формальная практика.

Источники указывают на еще один интересный момент: на фоне расследования — совпадение это или нет — из загса ушел замначальника управления Ренат Ахметзянов. Официально — по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию. А ведь именно он с марта 2020 года отвечал в управлении за реализацию проектов в области цифровой трансформации. Опрошен ли он в связи с уголовным делом, неизвестно. По слухам в силовых структурах, он уже может быть не в Татарстане.