«Во время последнего разговора он сказал: «Генка, телефонная книжка стала бессмысленной, никого нет». Я посмотрел сегодня и понял: все ушедшие с нашей бренной земли были мной вытерты из телефонной книжки. Шурин телефон я убирать не собираюсь. До встречи!» — заявил на церемонии прощания с Александром Ширвиндтом известный сатирик Геннадий Хазанов. Мэтр советского кино мечтал отметить 90-летие, любил начинающих актеров и был щедрым на добрые слова. О том, кто приехал проститься с актером, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
Церемония прощания с народным артистом РСФСР Александром Ширвиндтом прошла накануне в Театре сатиры в Москве. К 11 утра, за два часа до официальной панихиды, начали собираться люди возле входа.
-
В здании театра, где служил артист, все еще шла подготовка к церемонии прощания. Гроба даже не было на сцене.
-
После 13:00 началась панихида. На сцене с левой стороны от гроба расположились родственники и друзья усопшего. Стойкий аромат роз заполнил зрительный зал. Также в зал начали пускать всех желающих, кто пришел проститься с Ширвиндтом. Поток людей не кончался в течение всей церемонии.
-
Проститься с Ширвиндтом пришло много именитых людей. Среди них журналист и писатель Юрий Рост.
«Вы знаете, для меня это личное горе. Я обрел Шуру довольно поздно. Как друг, я восхищался его талантом. Он подготовлен самой природой к артистизму. Наверное, мы бы здесь не собрались и так не говорили о своей скорби, если бы он был просто артист, Шура — явление невероятное, он ушел сейчас, и я чувствую сиротство», — сказал он.
-
В зале также был директор «Ленкома» Марк Варшавер.
-
На церемонии прощания мы заметили Филиппа Киркорова. Речей он не произносил, но пробыл довольно продолжительное время у гроба. Общался с родными и друзьями покойного.
-
Гендиректор Первого канала Константин Эрнст тоже приехал возложить цветы, поддержать супругу Ширвиндта Наталью Белоусову и всю семью покойного.
-
Вдова держалась достойно, однако от комментариев воздержалась.
-
Мать поддерживал в этот день единственный сын Михаил Ширвиндт.
Также в Театр сатиры приехал актер Леонид Ярмольник. Он возложил цветы к гробу Александра Анатольевича, подошел к изголовью и долго о чем-то думал. Скорбел.
-
«По старым понятиям любой некролог начинался бы словами: „Советское искусство понесло невосполнимую утрату“. Но это не искусство понесло утрату, а мы все, все родные, — заявил Михаил Швыдкой. — Эта утрата невозможна, мы все сейчас говорим только для того, чтобы заговорить самих себя, чтобы боль, которая в нас, ушла. Казалось, что он будет жить вечно. Понять это невозможно, потому что Шура был актером, режиссером, писателем, руководителем театра, но главное, что все вместе составляло совершенно феноменальное явление, имя которому Ширвиндт. Были артисты и хуже него, режиссеры, может, лучше него, были писатели тоже неплохие, а вот Ширвиндта не было в нашей жизни никогда. Не знаю никакого другого человека, обладающего таким магнетическим свойством разговаривать с людьми, и сразу на очень короткой дистанции с лицом покерного картежника он говорил такие вещи, которые другие сказать просто не могли».
-
Юлий Гусман на сцене Театра сатиры, где проходила церемония прощания с Ширвиндтом. Он поприветствовал всех родных и коллег.
-
Актер Олег Меньшиков также возложил цветы к гробу народного артиста РСФСР.
-
Режиссер Игорь Угольников тоже не мог пропустить церемонию прощания.
-
Советский хоккеист и тренер Владислав Третьяк возложил цветы и направился поздороваться с родными и знакомыми Ширвиндта. Долго он не оставался и вскоре покинул зрительный зал.
-
Соболезнования вдове артиста выразил и шоумен Иван Ургант. Он оставался почти до завершения церемонии. «Дорогая семья, дорогие коллеги, дорогие актеры и дорогие зрители, все началось с поцелуя. И я этот поцелуй запомнил навсегда. Это был тот поцелуй, когда человек, который, в общем-то, его и спровоцировал, и предложил, не приложил ни малейшего усилия, чтобы поцелуй состоялся. Я целовал живой памятник. Как потом очень точно заметил Александр Анатольевич, он называл этот процесс „подставлять свою старческую щечку“. Невозможно объяснить, что такое Александр Ширвиндт для меня, для моей семьи, да и вообще для всех нас. Есть люди, которые шутят тоже на уровне, и были, и будут, конечно. Но он говорил одно слово, говорил его радостно, и становилось все понятно, потому что интонация Ширвиндта делала все. Мне никогда не было важно вообще, что он говорит, мне важно, чтобы он был, а я стоял и смеялся, а он в этот момент ничего не делал, и я все равно смеялся, мы все смеялись. Это любовь так, наверное, выглядит. Я не знаю, как по-другому сказать. Это любовь, что-то, что ты не можешь объяснить словами. Спасибо, Александр Анатольевич, вам за все, спасибо, что вы были с нами, что будете с нами. У меня ничего не произошло. В моем сердце всегда есть место для Ширвиндта, и ничего не произойдет. Всегда я буду сравнивать что-то с тем, как бы сказал Ширвиндт, как бы он отреагировал, как бы он пошутил и как бы он всегда нашел что сказать даже в таких ситуациях, когда, в общем-то, радостно, но на сердце радости нет. Спасибо вам большое, я вас очень сильно люблю», — сказал Ургант.
-
Актер Сергей Бурунов тоже пришел проститься с мэтром советского кино.
-
Коллега и друг Ширвиндта Вячеслав Моцардо представил книгу, фотографии для которой они выбирали вместе с актером у него дома.
-
«Я с ним не работал, но мы вместе проводили очень много мероприятий, юбилеи например. Он изумительный, очень юморной человек, добрый и щедрый на то, чтобы сказать какое-то доброе слово, потому что есть люди, которые скупятся что-либо говорить. Он помогал многим и начинающим артистам. Он был последнее время на даче, сидел с кресла на кресло. А мечтал о том, чтобы провести 90-летие, я даже ему сказал, что можно сделать диски, будет здорово. Он сказал, что мысль изумительная — делаем», — поделился с журналистами Моцардо.
-
«Мои глубокие соболезнования родным, близким, друзьям, ученикам, коллегам, миллионам зрителей, которые любили и будут любить великого русского артиста Александра Анатольевича Ширвиндта. Вы знаете, когда-то Станиславский сказал: наша задача — сделать трудное привычным, привычное — легким, а легкое — прекрасным. Александр Анатольевич — олицетворение прекрасного и легкого. Все, кто с ним встречался, сталкивались с его искрой таланта, хотели быть чуть-чуть красивее, чуть-чуть легче, чуть-чуть смелее, чуть-чуть величественнее, не у всех это получалось, но стремились все. Он ко мне очень нежно относился, я его всегда любил, люблю и буду любить. Когда у нас появилась театральная школа, он мне сказал: „Вова, помни, что наша главная задача — всеми силами закреплять великое вчерашнее в сознании нынешних“. Мы будем хранить его всегда, любить, а сейчас он уже рыбачит с апостолом Петром, спасибо, Александр Анатольевич, за нашу легкую жизнь», — выразил соболезнования актер и театральный деятель Владимир Машков и положил к гробу большой букет ярко-красных роз.
-
Еще одним гостем церемонии стал Геннадий Хазанов. «Я как будто слышу слова Шурины: „Ген, покороче и менее пафосно“. Сейчас Александр Стриженов начал говорить о спектакле „Чествование“. Режиссер спектакля мне говорил, что Ширвиндт играл блистательно эту роль, но ему надо было, чтобы тот в конце заставил людей плакать. Шура подождал, дождался сегодняшнего дня», — сказал он. Хазанов вспоминал, что покойный любил 1 апреля, которое считал главным праздником. «И однажды сделал такую вещь. В начале вечера объявил, что сегодня, в этот праздник, мы проведем лотерею, выиграет приз обладатель такого-то ряда и места. В общем, вытащили. Этот счастливый человек выскочил, ему потрясающий куль принесли, запакованный, в то время даже оберточная бумага была редкостью. И когда человек открыл это, то увидел там свое пальто. Я думал, что это будет последний праздник, который проводит Ширвиндт. Такой розыгрыш я запомнил на всю жизнь, и меня не покидает ощущение, что это тоже какая-то нереальность и Шура решил послушать, что будут говорить, а потом позвонит Таточке и скажет: „Этот врал, тот придумал все, Хазанов совсем с ума сошел“. Во время последнего разговора с ним он сказал: „Генка, телефонная книжка стала бессмысленной, никого нет“. Я посмотрел сегодня и понял, все ушедшие с нашей бренной земли были мной вытерты из телефонной книжки. Шурин телефон я убирать не собираюсь. До встречи!» — заключил сатирик.
-
«Все мы дети, пока живы наши родители и учителя. Мы для Александра Анатольевича были Юрками, Лерками, Ксеньками, Федьками, и я надеюсь, что мы такими и останемся для него. Мне бы очень хотелось, чтобы эти стены хранили память об этом удивительном человеке. Я думаю, что сейчас там потрясающие парни: Марк Захаров, Андрей Миронов, Миша Державин — все там собрались, смотрят на нас, улыбаются и говорят: „Не подведите, ребята!“ И все мы здесь ваши дети, спасибо всем! Огромных сил семье, счастье то, что вы, [Александр Анатольевич], у нас есть. Спасибо вам огромное!» — такими словами завершил церемонию прощания актер Максим Аверин.
-
После окончания церемонии еще дали время семье и всем близким проститься с умершим.
-
Через некоторое время гроб с телом Ширвиндта вынесли из Театра сатиры.
-
На улице толпился народ. Пройти было невозможно. На улице стояли те, кто не успел зайти в зал и возложить цветы. Люди не могли сдержать слез.
-
Далее гроб погрузили в катафалк. Вероятно, дальше процессия отправилась на кремацию. Ранее родственники покойного об этом заявляли. Машины отъехали, но народ не сразу начал расходиться. Многие продолжали смотреть вслед и аплодировать выдающемуся актеру и любимому артисту Ширвиндту.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.